Логотип рязанской газеты "Благовест"

Земля и монахи

В XIV-XVIII веках знаменитый на Рязанщине Иоанно-Богословский монастырь был владельцем обширных земель. В голодные годы крестьяне с поклоном шли в обитель, и ее насельники щедро делились с ними тем, что посылал им Господь. Прошли столетия. Окончился страшный и славный период мученичества Церкви в XX столетии. В 1989 году государство передало монастырь законному владельцу – Русской Православной Церкви в состоянии полного запустения. Думать о сельскохозяйственном производстве тогда даже и не приходилось. Лишь только старый монастырский сад время от времени радовал урожаем яблок…

Сейчас, когда Иоанно-Богословский монастырь трудами и молитвами приснопамятного архимандрита Авеля (Македонова), братии, благодетелей обители представляет собой цветущий духовный оазис, дело дошло и до сельского хозяйства. Последние полтора года монастырской сельскохозяйственной организацией «Монастырский двор» руководит эконом обители игумен ИГНАТИЙ (РУМЯНЦЕВ). С ним беседует Ирина ЕВСИНА.

Иг. Игнатий: «До революции  нашему монастырю принадлежали большие угодья и даже озера, одно из которых в настоящий момент имеет на картах название «Монастырское» и находится за рекой Окой. Были также у нас земли и для покоса. Все это использовалось для пользы обители и было утеряно после революции и разорения монастыря.

В самом начале, когда нашу обитель только возвратили Православной Церкви, здесь были одни развалины, ни о каких угодьях и речи не было. Но прошло пятнадцать лет, и появилась возможность такие угодья монастырю иметь, что и произошло, по Промыслу Божиему. Тогда и встал вопрос об обработке этих земель и о людях, которые бы занимались этим хозяйством и землями.

– Отец Игнатий, с чего начиналась сельскохозяйственная деятельность монастыря?

– С поисков надежных людей. Самым трудным было найти хороших специалистов и руководителей предприятия. Сейчас не редкость ситуация, когда в короткий срок на предприятии меняются руководители, не умеющие завоевать авторитет у работников, достойно организовать производственный процесс. Вначале мы столкнулись с похожими проблемами.

– В чем на взгляд монаха-хозяйственника причина неэффективной организации труда?

– Раньше, в советское время, культивировались честность, энтузиазм, желание работать ради блага государства. Сегодня на общем фоне нашей жизни эти качества, а также трудолюбие, ответственность и честность, не в почете. Больше «популярны» качества греховные, которыми многие заражаются, поэтому работать честно не могут в такой обстановке. Все это, конечно, затрудняет ведение любого производства эффективно и с прибылью.

– Сколько земель у монастырского хозяйства, что вы на них выращиваете? Какие изменения произошли в сельскохозяйственном производстве за полтора года вашего руководства?

В настоящее время у нас пахотной земли 1350 Га, покосы занимают 230 Га, под садами 200 Га. Всего земли около 1800 Га. Мы сажаем ячмень, овес, пшеницу. Горох в этом году попробовали посадить и получили хороший урожай, оставили себе 1 т для трапезной, а 10 т – на семена. Для нашего монастыря этого достаточно, чтобы себя обеспечить, но для серьезного сельскохозяйственного производства это, конечно, небольшие цифры. Стадо у нас насчитывает 100 голов, из них дойных коров 45, с ними работают доярки «из местных», скотниками работают монастырские трудники. В общем, за последние два года ситуация у нас улучшилась. Урожаи по качеству стали лучше. Потерь пшеницы из-за засухи в 2010 году, из-за вредителей – в этом, гораздо меньше, чем в других хозяйствах нашего района. Думаю, причина в том, что хозяйственными процессами  у нас сейчас руководят монахи, а у наемных рабочих выросла зарплата.

Теперь светские люди допускаются к руководству монастырским хозяйством только на консультативных началах. Сейчас на всех участках (молочный цех, пекарня, квасной цех, медовое производство) руководителями являются насельники монастыря.

– Сколько у вас всего работников кроме монашествующих?

– Моим послушанием, послушанием эконома, является попечение о  сельском хозяйстве, животноводстве и автопарке. Пекарней, молочным цехом и другими вторичными производствами управляет келарь обители. В службе эконома  работает около 20 человек местных жителей. Кроме того, у нас в обители  50 человек трудников, которые когда необходимо, помогают им.

– Монастырское молоко, сыр, хлеб, квас с удовольствием покупают паломники в монастырской лавке. Выгодно ли вам экономически производить эти натуральные продукты, не пользуясь пищевыми добавками?

– В первую очередь мы обеспечиваем нужды монастыря, а кормим мы ежедневно  около двухсот человек монастырской братии, трудников и  паломников. Конечно, все наши продукты укрепляют здоровье тех, кто их употребляет. Чтобы произвести такой продукт, требуется приложить много усилий, но это все-таки не в убыток монастырю. Может быть, когда у нас появится мельница, и мы будем сами молоть муку, у нас будет и прибыль, за счет которой мы сможем поддерживать благолепие монастыря. Но это в планах.

– Какие еще у вас планы по части совершенствования сельскохозяйственной деятельности? Как собираетесь развиваться?

– До революции местный помещик на наших землях успешно занимался картофелеводством. Вот и мы планируем часть земель, отведенных сейчас под покосы, отдать под овощи: картофель и капусту. Но для развития необходима техника. И здесь обязательно нужна государственная поддержка. До перестройки, когда началось разрушение колхозов, как мне рассказывал один из председателей, он, после уборочного сезона, свободно мог позволить купить новый комбайн и что-то еще из техники.

Например, в Китае около 30% прибыли от промышленных предприятий государство направляет на развитие сельского хозяйства, у нас наоборот, сельское хозяйство, из-за депаритета цен на зерно и промышленную продукцию, дотирует промышленное производство. Если такая ситуация сохранится, то ничего хорошего для крестьянского труда, на мой взгляд, не выйдет. Трактористов у нас не хватает – это всем известно. Одна треть земли в России пустует – это также известно всем. Для того, чтобы поднять эту «целину», возникшую от нашей бесхозяйственности, необходим качественный тракторный парк. Чтобы он появился, нужны серьезные финансовые вложения. Поэтому, как кажется, должна меняться политика государства по отношению к сельскому хозяйству. С одной стороны, мы должны попытаться вновь воспитать в людях привычку  относиться к делу ответственно, грамотно, с любовью к земле, с другой – в стране должны сложиться технические условия для эффективной работы на  земле.

– Отец Игнатий, прежде в садах монастыря были хорошие урожаи яблок, а теперь среди яблонь растут березы

– Пока сады стояли бесхозными, они были запущены так, что восстановить их уже невозможно. К сожалению, они почти полностью погибли.

Сейчас в Краснодарском крае, куда мне довелось ездить за опытом, очень развиты новые садоводческие технологии. Такие сады называются «сады на шпалерах». Это комплекс из небольших яблонь с капельным орошением, с которых без всяких приспособлений и техники можно снимать урожай. Сами деревья крепятся к стойке-шпалере. Со временем старые сады планируем выкорчевывать и на их месте сажать новые с использованием современных технологий.

– Для души чувствуете ли радость в работе?

– Любой человек, и я, конечно, не исключение, испытывает радость, видя результаты своего труда. Господь не зря повелел в свое время нашим прародителям трудиться. Он знал, то, что поначалу было для них наказанием, принесет им радость и удовлетворение. Наши предки, обладавшие особой «культурой труда», прекрасно были об этом осведомлены. Мы пытаемся учиться у них, и, трудясь – радоваться.

– Батюшка, думали ли Вы, уходя в монастырь, что будете работать на земле?

– Не мог себе представить. С другой стороны, любой взыскующий монашества настраивается совершить любой подвиг, какой повелит монастырское священноначалие, «за послушание». Конечно, основное призвание монаха – молитва, а для священника еще и пастырство. Приходится сейчас совмещать хозяйственную и административную деятельность, и, оставаясь монахом, еще и служить у Престола Божия. Это не всегда легко. Утешаю себя тем, что исполняю свои обязанности не без воли и Промысла Божия.

 

 

 

В начало

Благословение на апостольский труд

По решению архиерейского собора РПЦ во всех благочиниях наших епархий утверждены должности помощников благочинных по работе с молодежью, социальному служению, педагогов-катехизаторов

Как остановить сиротский конвейер

Несмотря на то, что пресс-конференция с Павлом Астаховым продолжалась в два раза дольше, чем предполагалось по регламенту, на все вопросы, интересующие редакцию, мы не сумели получить ответы

Абсурд Охлобыстина

Иван Охлобыстин действует как последовательный постмодернист. Он доводит до абсурда сначала идею священства, теперь идею царства, монархии

Земля и монахи

В XIV-XVIII веках знаменитый на Рязанщине Иоанно-Богословский монастырь был владельцем обширных земель

Герои Смутного времени

Четыреста лет назад в Рязани под предводительством Прокопия Петровича Ляпунова было сформировано первое народное ополчение, призванное положить конец великой Смуте

Оптинские беседы

Поучительные беседы с паломниками иеродиакона Нила, монаха Оптиной Пустыни

Свеча или кадило?

От внимательного человека не может укрыться, что в последние времена тема курения, разница мнений о нем в Православном мире приобретает иное звучание

Ночная Литургия

Летом студенты Свято-Тихоновского православного университета впервые проходили практику в Иоанно-Богословском монастрые

НЕ СТОЙТЕ НА ОДНОЙ НОГЕ

Рассказы о юродивом Андрее Беленьком

Уолт Дисней представляет

Открываю программу передач на неделю. Ищу, что бы посмотреть детям? В основном телеменю представлено анимацией, причем, как правило, зарубежными мультсериалами

Купола Казари

А начиналась она благодаря детям из лагеря «Озерный», которые в православную смену приходили за семь километров крестным ходом в тогда мертвый храм

гумен ИГНАТИЙ 
(РУМЯНЦЕВ)Иоанно-Богословский монастырь