Логотип рязанской газеты "Благовест"

 Протоиерей Сергий РЫБАКОВ:

Куда ведет современное искусство

или можно ли «воцерковить» рок-музыку?

 

Человек в той мере, в какой он связан с природой и является соучастником общего разложения, в той же мере этот процесс отражает и в своей психике, и в своей социальной жизни. Например, в мире все больше распадаются родственные связи, все сильнее проявляется конфликт отцов и детей, ослабевают и распадаются связи между учителями и учениками, между властью и народом, между родами войск в охранных системах государства.

Возникает замкнутый круг. Человечество, отвернувшись от Бога, по сути, утратив свой духовный потенциал, распластываясь в материальном мире и подчиняясь его законам, движется в направлении распада и самоуничтожения. Оно уже не в состоянии увидеть в нем ничего другого. Хотя это «другое» в мире продолжает присутствовать. Скажем, 19 января по новому стилю происходит освящение всех вод, а каждый год в Великую субботу происходит освящение стихии огня. То, что Земля проклята, еще не значит, что Господь обрек ее исключительно на распад. И художники, которые сохраняют в себе духовный потенциал божественного свойства, отражают этот мир в его красоте, в богоданности. Те же, кто отвернулся от Бога, видят сквозь уже тонкий слой материальности демоническую гримасу.

Те же явления мы наблюдаем и в музыке.

Первые звуки только что сотворенной Богом материальной Вселенной были шумом – звуками хаоса. В Библии сказано: «Вначале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною» (Быт. 1: 1-2). Это поэтическое описание первобытного хаоса. Затем Бог упорядочивает мир. Свет отделяется от тьмы, земля отделяется от воды, зажигаются светила небесные, великие и малые. Потом появляется жизнь, разумный человек. В мире воцаряется гармония. Если говорить о том, как звучит упорядоченная Вселенная, то она звучит прекрасно.

Сам человек творился как некий инструмент для Духа Божиего. Такое представление о человеке до сих пор сохраняется у нас в Церкви: в православном богослужении не используется никаких музыкальных инструментов, звучит только человеческий голос. Однако грехопадение привело к катастрофическим результатам. В мир пришла смерть, животные начали поедать друг друга, и тогда в гармонический, прекрасный хор Вселенной, где звучит буквально все – от атома до звездных скоплений, входят иные звуки. Начинает звучать песня смерти: предсмертные хрипы, какие-то страшные возгласы, крики ярости, звуки сражений. Эти звуки, естественно, вносят дисгармонию в музыку Вселенной. Чем больше в мире зла, тем больше энтропии, и тем отчетливей звучит музыка смерти.

Причем, обращаю ваше внимание вот на какое обстоятельство. Музыкальные инструменты были созданы людьми, уже отходящими от Бога. Именно у каинитов появляется Иувал, который играет на гуслях и свирелях. Господь попускает это, однако указывает правильный путь: чему, а вернее – Кому должна служить музыка, создаваемая людьми. Например, в псалмах Давида мы читаем: «Пойте Богу нашему, пойте; пойте Цареви нашему, пойте» (Пс. 46: 7), «Пойте Господеви в гуслех, в гуслех и гласе псаломсте» (Пс. 97: 5). Это призыв использовать музыкальные инструменты для воспевания Бога, для того, чтобы гимн, песнь звучала Богу, а не человеку. Естественно, что на такой духовной высоте все человечество не держалось. Часть его продолжала создавать музыкальные инструменты и играть на них для своего собственного услаждения. Но здесь мы опять можем увидеть тот же самый путь, который проходила и живопись. Любой музыкант стремится произвести впечатление. Но тот, который поет Богу, хочет угодить Ему, а тот, кто поет не для Бога, а для людей, стремится получить похвалу от них. А потому, сочиняя музыку, извлекая из природы звуки, он выискивает такие лады, такие гармонические структуры, которые воздействуют в первую очередь на человека и доставляют ему удовольствие. Причем воздействие музыки может быть очень сильным и даже иметь эффект сродни наркотическому. Чем дальше человек отходит от Бога, тем больше нарушается гармония.

Появилась так называемая светская, нецерковная, музыка, воспевающая, как правило, не Бога, а человеческие страсти. И сама эта музыка страстная, стремящаяся произвести впечатление на слушателей. Но сначала она еще облагорожена, возвышенна. Например, оперная музыка. Это музыка сложная, красивая, насыщенная. Потом постепенно идет упрощение. От оперы – к оперетте и так далее. Ну, а в конечном результате появляется современная рок-музыка.

В последние десятилетия музыка все чаще переходит к некоей сатанинской стадии, когда звуки извлекаются даже не для услаждения человека. Порой они бывают настолько страшны и неприятны, что человеку от них становится физически плохо. Но эти звуки предназначаются уже не для человека, а для воспевания сатаны. Они берутся из преисподней и обращены туда же. На людей, которые регулярно слушают такую музыку, она действует наркотически-отупляюще и катастрофически изменяет их сознание. Постепенно слушатель духовно приобщается к авторам и истокам этой музыки, становится одним из тех, кто воспевает сатанинские глубины. И тоже способствует разрушению.

Получается, что люди искусства сами являются проводниками демонических идей, заражают многих страшно перекошенным, болезненным состоянием сознания, отражаемым в художественном произведении. Здоровому человеку часто даже в голову не может прийти то, что изображают иные современные писатели, художники и музыканты. Слушая такую музыку, глядя на такую живопись, аудитория пропитывается духом, который пронизывает эти произведения. И что потом будет делать с этим духом человек, если он не имеет духовного ограждения, не прибегает к помощи Божией? Этот дух начнет жить в человеке, начнет побуждать его к делам разрушения. Поддавшись его импульсам, человек тоже может стать разрушителем мира. Маниакальность начинает пропитывать сознание все большего количества людей, и в этом едва ли не первая роль принадлежит искусству, точнее – псевдоискусству.

Пытаться «воцерковить» рок-музыку очень опасно. В лучшем случае это лицемерие, а в каких-то случаях даже кощунство.

Есть такой принцип модуляции, когда носителями для одних частот являются другие частоты. Частоты-носители мы можем не слышать, а промодулированные частоты воспринимаем. С рок-музыкой та же самая история. Она как таковая имеет своим источником демонический мир, поскольку восходит к африканским демоническим культам. Этот мир задает модулирующую частоту: рок-музыка всегда имеет жесткий, четкий ритм. А поверх этого ритма можно наслоить все что угодно, хоть гимнографию. Но сама частота в данном случае будет разрушительна. И гимн будет восприниматься уже не как песнь Богу, а как некая пародия.

Из беседы с Татьяной ШИШОВОЙ

 «Законы физики и закон Божий»

 

В начало

Пояс Богородицы в России

Принесение святыни по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла организует Фонд Андрея Первозванного

Историческое событие

Такого еще не было в Рязанской епархии, чтобы такое количество  епископов и кандидатов, уже избранных во епископы, собралось в этой святой обители

Согревая теплом

Задача учителей – не только обучить, передать знания, познакомить с чем-то новым, но и заложить духовный стержень в детях, дать им жизненные ориентиры

Гагарин был бы не против

Сегодня, спустя 20 лет после устранения официального атеизма из государственной идеологии, снова появляются политики, которые заявляют, что ни Бога, ни церкви нашей стране не нужно

«Моим мечтам страшна чужбина...»

В селе Липовке Липецкой области, состоялись Вторые Бехтеевские чтения, посвященные русскому поэту Сергею Сергеевичу Бехтееву

Матушка Георгия

Сначала по «Дороге жизни», по льду Ладожского озера, потом в эшелоне «теплушек»

БЛАГОСЛОВЕННЫЙ КРЫМ

Здесь, в скромной Ливадийской церкви, венчался святой царь Николай Романов; места эти помнят счастливые годы последней царской семьи

Куда ведет современное искусство

или можно ли «воцерковить» рок-музыку?

Доброе лекарство

А  известные «Сказки для добрых сердец» может прочитать каждый из нас, чтобы не очерстветь душой

Не берите в голову

На вопросы наших читателей отвечает иеромонах Феодосий (Иванов), ключарь Христорождественского собора (г.Рязань)

Оптинские беседы.

Поучительные беседы с паломниками иеродиакона Нила, монаха Оптиной Пустыни, об истории монастыря, его старцах и о современной жизни обители и его насельников

Источник вдохновения

В последние годы лирические пейзажи рязанского живописца Анатолия Ларюнина все больше отображают красоту есенинских мест

МАШУТКА

Больше всего на свете я люблю ездить с мамой в паломнические путешествия

Передачи для детей исчезают

В сентябре начался новый телевизионный сезон. Увы, он вычеркнул из программы передач целый ряд детских программ. Что предложено взамен? Фактически ничего

Любушкина угодница

На 95-ом году жизни 7 октября 2011 года почила о Господе Мария Яковлевна Морозова, которая ухаживала за могилкой св. бл. Любови Рязанской (на Скорбященском кладбище) около 20 лет

Дерево во дворе тюрьмы

Во дворе нашей пожизненной тюрьмы растет дерево. Тополь. Он не такой по форме, какие растут на Кавказе