Логотип рязанской газеты "Благовест"

Ожившая Библия

О своей седьмой по счету экспедиции на Святую Землю газете «Благовест» рассказывает протоиерей Дмитрий ГОЛЬЦЕВ, доктор богословия.

– В этом году наша экспедиция состояла из четырех человек – преподавателей из Санкт-Петербургской и Московской Духовной академии, редактора отдела библеистики Православной энциклопедии К.В. Неклюдова, а также студента Санкт-Петербургской Духовной Академии, рязанца, выпускника Рязанской семинарии и Православной гимназии – Павла Белецкого.

У нас был очень дружный, творческий, подготовленный коллектив. И даже наш студент – Павел внес свой достойный вклад в экспедицию.

Он оказался очень хорошим фотографом, и с его помощью по итогам нашей поездки нам удалось составить хорошую фото- и видеолетопись, чего раньше не было. В отличие от прежних студентов, он ехал с нами в экспедицию, имея конкретную область исследования для его будущей магистерской работы. Думаю, этого материала ему будет достаточно, чтобы написать достойную работу, которая сегодня очень востребована.

Нашу поездку мы разделили на три части. Во-первых, мы были в Галилее, затем мы должны были осмотреть Самарию, а потом непосредственно Иерусалим.

Свою работу мы начали с осмотра раскопок древней Тивериады. Мы исследовали мозаику I века до Р.Х. Считается, что это древний дворец Ирода Антипы, т.е. того Ирода, который приказал обезглавить Иоанна Крестителя. В Тиверии есть также интересный античный театр, городские ворота I века, как раз времен евангельских событий. Все это мы смогли посмотреть и сфотографировать.

Далее в Галилее мы осмотрели несколько мест, в том числе, Телль Хацор.

Потом мы побывали в Кесарии. Это город-порт, который построил Ирод Великий. Мы дошли до знаменитого иродианского Акведука, который великолепно сохранился, в предыдущей экспедиции мы до него доехать не успели. В этот раз мы осмотрели все его части, увидели, как выглядел порт. Кесария знаменита надписью Пилата, которая была обнаружена во время раскопок. Упоминание о Понтии Пилате мы встречаем только в евангельском повествовании, и, кроме этого, подтверждения его существования не было. Это одно из археологических свидетельств  истинности Евангелия.

Перед отъездом из Галилеи мы посетили город Гиппос или Сусита, который находится на территории Израиля, с восточной стороны Галилейского озера. Город этот очень интересен и своеобразен. Он построен на отвесной скале, почти так же, как крепость Масада, к нему ведет узенькая тропинка. Мы долго к нему поднимались. Надо сказать, что после Иордании мы начали применять такой способ поисков, как навигатор. Это очень удобно, так как указатели попадались не всегда. В частности, на Гиппос указателя нет. Благодаря этому методу мы совершенно четко нашли его. Дорога была без признаков цивилизации, абсолютно дикая. Позднее нам попадались дикие горные козы, шакалы и даже огромный филин, который внезапно вылетел из пещеры.

По тропинке нам приходилось идти очень осторожно, так как по пути встречали много табличек: «Осторожно, мины!» и блиндажи, которые, видимо, остались после боев с Сирией в 70-х годах. Поднявшись, мы оказались у входа в древний город. Этот античный город мертвый и является одним из так называемых городов десятиградия. Археологические экспедиции ведут там раскопки с 2000 г. Сразу же мы попали на прекрасные ворота, затем шла прямая дорога, называемая Декуманус. Здесь мы осмотрели старые византийские базилики и храмы с красивейшими колоннами, а также более ранние эллинистические постройки. Раскопки там еще продолжаются, и в будущем, думаю, там можно будет увидеть еще много нового и интересного.

– Какие еще археологические объекты Вас интересовали в Палестине, ведь Вы там были два года назад?

– За те два года, которые мы там не были, здесь появились прекрасные дороги. Некоторые археологические памятники, такие как Иерихон и тот же Телль-Балата в Сихеме, хорошо расчистили, восстановили и сделали для туристов более привлекательными. Местные полицейские регулируют движение таким образом, чтобы туристам было безопасно подходить ко всем интересующим их объектам. Например, в Иерихоне около Телль-эс-Султан дежурят несколько полицейских, и если машина с туристами останавливается, то он останавливает все движение на дороге и пропускает туристов к Теллю, т.е. к национальному парку.  Когда ехали по местным дорогам, в этой, в общем-то, нищей стране (Палестинская автономия), то не без горечи вспоминали дороги в России… Нам бы пример с них брать.

В Иерихоне мы осмотрели стены, которые разрушились во время захвата города Иисусом Навином, и древнюю неолитическую башню. Конечно, мы там были и раньше, но после того, как там все расчистили, они совсем по-другому смотрятся. Около каждого исторического объекта стоят планшеты со схемами, пояснениями. Все стало цивилизованно, как в Израиле. Затем мы осмотрели три дворца Ирода Великого и дворцы Хасмонейского периода, до которых мы раньше не добирались.

Затем мы поехали вглубь страны и добрались до Сихема. Здесь мы осмотрели Телль-Балата, который нас интересовал тем, что там был найден древний Ханаанский храм, который Иисус Навин в свое время не разрушил. Там стояли три мацевы – камни для ритуального поклонения и жертвенник. Насчет этого жертвенника в среде православных археологов проходили серьезные научные споры. И здесь, взяв необходимые книги и схемы Райта, который там в 60-е годы занимался раскопками, мы смогли все до сантиметра измерить и найти то место, где находился алтарь перед этой мацевой. Благодаря прорисовкам мы поняли, что один из камней алтаря (наиболее крупной) впоследствии был приложен к этой мацеве, и ее ошибочно отождествили с жертвенником. Эти исследования нас очень воодушевили, так мы, согласно исследованиям Райта, смогли на практике точно определить границы жертвенника и опровергнуть неправильные теоретические выводы некоторых наших коллег.

Но больше всего нас, конечно, интересовала гора Гевал, а Телль-Балата стоит между двумя горами Геризим и Гевал. На горе Геризим, согласно повествованию книги Иисуса Навина, был создан жертвенник, где произносились благословения, а с горы Гевал – проклятия. Для нас самым важным было подняться на гору Гевал и найти жертвенник. Когда мы уже думали, что ничего не найдем, вдруг перед нами открылся прекраснейший вид, как на картинке: жертвенник со всеми дворами. Это было, конечно, непередаваемое ощущение – видеть именно то самое место, где Иисус Навин построил жертвенник, где приносили жертвы Богу Израилевому.

– Ступала ли там когда-нибудь нога русского или советского исследователя?

– Никогда там не ступала нога ни русского, ни советского исследователя. Только в середине 80-х годов археолог Зерталь раскопал это место.

Когда мы стали спускаться вниз, то увидели, что к нам подъезжает машина, откуда вышли два человека. Они представились Палестинской службой безопасности и посчитали нас израильскими шпионами, потому что мы ходили с навигатором и компьютером. Как раз в это время на соседней горе мы видели перестрелку, летали израильские самолеты, передвигались военные машины... Видимо, шла какая-то спецоперация. Но после переговоров нам удалось доказать патрулю, что мы русские археологи и преподаватели духовных школ. Перед нами извинились и отпустили с миром.

Дальше мы поехали на нашей машине с израильскими номерами, из-за которых на нас все и косились, в Силом (или по-израильски – Шило). Это место, где стояла Скиния. Там очень интересная площадка. Поражают размеры, которые соответствуют описаниям в Библии. Еще нас заинтересовало, что там стояла каменная структура, очень похожая на жертвенник Гевала. Мы высказали предположение, что, скорее всего, перед Скинией стоял этот жертвенник. Но когда в последствии в Израиле мы беседовали со специалистом по жертвенникам Дороном Бен Амином, то он сказал, что надо найти кости сожженных жертвенных животных, чтобы доказать точно, что там был алтарь. Поэтому мы в своей статье говорим, что там предположительно была Скиния и жертвенник перед ней (хотя туда приезжает масса паломников со всех частей света)…

Это место произвело на нас большое впечатление, так как именно там народ Израилев непосредственно общался со своим Богом. В те времена была теократия, то есть сам Бог управлял своим народом и имел непосредственный контакт с ними. Это был второй день экспедиции, который произвел на нас самое сильное впечатление.

Затем мы поехали в Хирбет-эль-Макатир. Это кандидат на библейский Гай. При раскопках была найдена стена поздней бронзы, времени захвата города Иисусом Навином, также были обнаружены стены и городские ворота. Потом были обнаружены стены более позднего хасмонейского периода. Это как раз тот город, где против Иисуса Навина воевал царь, который был потом убит (повешен), затем брошен около города и завален камнями.

У нас в планах оставался Иерусалим, где нам нужно было показать Павлу места строительства Ирода Великого. Там, наконец, мы побывали в Израильском музее, в его археологической экспозиции, которая долгое время была закрыта. Мы смогли посмотреть много интересных, оригинальных вещей, в том числе, и серебряные пластинки, найденные 15 лет назад, на которых были надписи священнического благословения. Эти пластинки относятся к VI-VII векам до Р.Х., то есть, они одни из самых древних памятников письменности на иврите.

Потом мы осмотрели «Овчую купель», о которой поется на водосвятном молебне. И смогли вместе с Павлом спуститься на то место, куда сходил Ангел.

– Какие же перед Вами стоят новые задачи?

– Для меня как специалиста по храму на ближайшие полгода-год стоит большая задача: заниматься алтарем в Силоме и выяснить, как его можно идентифицировать и соотнести с жертвенником на горе Гевал. И также заниматься ханаанскими храмами, которые мы исследовали в Сихеме и в Телль Хацоре.

 

 

В начало

Событие века

Завершение пребывания Пояса Пресвятой Богородицы в России совпало с так называемой «черной» пятницей и субботой в Америке, когда в магазинах продают товар по самым низким ценам в году

Аксиос. Достоин

Сонм новых епископов осветил своею благодарностью русскую землю на исходе уходящего года

«МОЕ СЕРДЦЕ БОЛЕЗНУЕТ О ВСЕХ…»

Батюшка Авель рассказал нам, насельникам монастыря, о том, что обитель наша очень древняя. Никто не знает точной даты ее основания. Первые упоминания о ней относятся к XVI веку

Близкие духом

Шестого декабря почили в Бозе архимандрит Авель (Македонов †2008) и блаженная Полюшка Захаровская (Пелагея Александровна Орлова †1966)

Сокровища «Древлехранилища»

Какова история «Древлехранилища», как в нынешний период, так и в прошлом веке

Когда мучает совесть

На вопросы журналистов и прихожан Екатеринбургских храмов отвечает Архимандрит Ефрем, игумен Ватопедского монастыря

Заставить любить невозможно…

Но ведь нельзя же людям приказать любить или попытаться купить эту любовь за большие зарплаты и премии. Значит нужно научить будущих офицеров любить свой народ и Отчество

Ожившая Библия

О своей седьмой по счету экспедиции на Святую Землю газете «Благовест» рассказывает протоиерей Дмитрий ГОЛЬЦЕВ, доктор богословия

Почему заболели дети

8 апреля этого года в селе Польное Ялтуново Шацкого района произошла настоящая трагедия, перевернувшая налаженную размеренную жизнь села

Как ребята создавали книги

У каждого ребенка, пусть и маленький, но свой путь к православию

Совесть и карьера

Петербургская Межвузовская ассоциация духовно-нравственного просвещения «Покров» проводила традиционный Покровский форум на тему «Молодежь и будущее России»

Николай и Николай-угодник

Милостыней не гордись, – отвечает тот. – А пауки эти – суть твои ругательные слова, которые с твоего языка

Ожившая Библия