Логотип рязанской газеты "Благовест"

«МОЕ СЕРДЦЕ БОЛЕЗНУЕТ О ВСЕХ…»

СЛОВА, ПОУЧЕНИЯ И НАСТАВЛЕНИЯ АРХИМАНДРИТА АВЕЛЯ (МАКЕДОНОВА), ОБРЕТЕННЫЕ В МОНАСТЫРСКОЙ ЛЕТОПИСИ СВЯТО-ИОАНО-БОГОСЛОВСКОГО МОНАСТЫРЯ

 

НЕЗЕМНОЙ СВЕТ

Батюшка Авель рассказал нам, насельникам монастыря, о том, что обитель наша очень древняя. Никто не знает точной даты ее основания. Первые упоминания о ней относятся к XVI веку. 

Как-то в обитель (она только-только начала восстанавливаться) приехала по каким-то делам группа милиционеров. Батюшка встретил их очень тепло. Старший из них (его звали Дмитрий) часто приходил к нему, и они подолгу беседовали. Во время одной из встреч Дмитрий сказал:

– Мы приезжали сюда год назад, когда тут была полная разруха. Несколько раз (стояли безлунные, беззвездные темные ночи) мы были свидетелями необыкновенного явления: вдруг появится над обителью яркий-преяркий свет, побудет-побудет и – исчезнет. Что это такое, по-вашему?

– Это значит, что место это святое, – ответил батюшка. – Несколько веков здесь, не переставая, звучала молитва. Святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов никогда не отлучается от нас.

– То-то у нас сердца трепетали от восторга! – воскликнул Дмитрий.

– Приезжайте к нам почаще, – сказал отец Авель. – Многое узнаете и поймете.

 

«ВЫ ДОЛЖНЫ ЖИТЬ ПО-АНГЕЛЬСКИ»

В обители был совершен чин пострига. Батюшка сказал, что постриг называют даже Таинством Церкви. В миру есть таинство брака, а у монахов – душа обручается с Христом. Муж или жена могут умереть или, того хуже, изменить, а Господь вечен и верен; это мы ему изменяем, а не Он нам.

Какое удивительное зрелище: храм полон людей, стоящих в темноте со свечами; под пение «Объятия Отча отверсти ми потщися…» иеродиакон Гавриил и послушник Олег от дверей ползли к отцу Наместнику, а братия закрывала их своими мантиями. Отец Авель постриг их в малый ангельский чин с именами Гавриил и Иоаким в честь Архистратига Гавриила и благоверного князя Иоакима Рязанского.

Отец Наместник сказал:

– Вот, братие, вы облеклись в ангельский образ и жить теперь должны по-ангельски: не раздражаться, не гневаться, и никакое гнилое слово не должно исходить из уст ваших; вы должны смирять себя на каждом шагу. Может быть, кто-нибудь из вас пришел из такой семьи, где царил грех, и греховные привычки проникли в ваши поры; а теперь вы должны искоренить их, и Господь помощник вам в этом деле.

      

«БРАТИЯ, ВОСПИТЫВАЙТЕ В СЕБЕ ЛЮБОВЬ»

В конце трапезы батюшка неожиданно сказал:

– Вот вы все думаете, когда будет Страшный суд и сколько он будет длиться, и как все это будет. А ведь к нему, к этому суду, надо готовиться. А как готовиться? Мы должны воспитать в себе некоторые добродетели. Какие именно? Владыка Лука (Войно-Ясенецкий) считал, что у кого при жизни была любовь, кто воспитал ее в себе, у того по смерти она умножится и усилится. А так как подобное притягивается к подобному, то такие люди пойдут ко Господу, потому что Господь есть любовь и источник любви. У тех же, кто при жизни были раздражительны, гневливы, завистливы, мстительны, все эти страсти тоже усилятся, и эти люди пойдут к источнику всякого зла, то есть к диаволу.

Если деревянные опилки смешать с железными, то, чтобы отделить одни от других, нужен магнит. Так вот магнит – это та же любовь.

Если человек не стяжал любви, то сколько бы он ни молился, не постился, сколько бы он не клал поклонов, пользы ему от этого не будет. Так что, братия, воспитывайте в себе любовь, будьте снисходительны к немощам и слабостям друг друга, живите в мире.

Батюшка говорил эти слова с внутренней болью, и мы, насельники, понимали, откуда эта боль. Последнее время он часто говорит об этом и говорит так, как будто ему только что об этом сказали, и он спешит передать нам это.

 

«ПОКРЫВАЙТЕ ГРЕХИ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ СВОЕЙ ЛЮБОВЬЮ»

Отец Авель сказал:

– Если увидите грех другого человека, если кто-то скажет вам плохое слово или же сделает что-то нехорошее, то не осуждайте этого человека, а вспомните о своих грехах и о том, что вы сами тоже частенько досаждаете своему ближнему; прощайте других людей, покрывайте их грехи своей любовью.

      

«ПРАЗДНИКИ НАДО ВСТРЕЧАТЬ ДОСТОЙНО»

Еще батюшка сказал:

– Старайтесь, дети мои, вести себя получше, наблюдайте за собою, чтобы встретить праздники достойно.

Он иногда говорит так перед большими праздниками. Он благословил нас, всю братию, причащаться два дня подряд – на Собор Архангела Михаила и на праздник иконы Божией Матери «Скоропослушница» (в обители будет домовой храм в честь этой иконы).

 

ДИТЯ ДЛЯ ГОСПОДА

В день праздника Введения после Божественной Литургии батюшка вышел на амвон и сказал:

– Это такой необыкновенный праздник, что даже Ангелы, которые все знают, и те удивились этому событию. Святые Иоаким и Анна передали свое Дитя Господу Богу. А как русский народ ныне поступает со своими детьми? Он поступает очень плохо: убивает их во чреве.

 

ХЛЕБ И ЕВАНГЕЛИЕ

– Близится Великий пост, – сказал батюшка, – и уже сейчас, в Неделю мытаря и фарисея, надо начинать готовиться к нему. И хотя пища пока разрешается всякая, но это не значит, что слова, мысли и чувства разрешаются всякие. Надо себя всячески смирять.

Фарисей был неприятен Богу, потому что был гордый. Другое дело мытарь, который встал у порога, боясь пройти дальше, и даже не поднимал голову, считая себя недостойным взирать на небеса, и только бил себя в грудь и говорил: «Боже, милостив буди мне, грешному».

Фарисей возносился, потому что сравнивал себя с грешными людьми, а нам должно брать пример с Господа и со святых. А где этот пример? В Евангелии, в житиях святых отцов, в их творениях.

У каждого человека, где бы он ни жил – в миру или в монастыре, – должно быть Евангелие, потому что без Евангелия невозможно спастись. Некоторые мирские люди говорят, что не могут найти Евангелие. Они так говорят потому, что не хотят ударить палец о палец. Когда они идут за хлебом, а хлеба в магазине нет, они идут в другой магазин; если и здесь нет, идут в третий и не успокоятся до тех пор, пока не купят хлеба. Они не говорят почему-то: «Ну ладно, коли нет, так и не надо, обойдемся», а идут и ищут. А вот чтобы Евангелие поискать с таким же старанием – этого нет.

Такие люди обычно говорят: «У нас нет грехов». И они с одной стороны правы, потому что не знают заповедей Господних. А почему они их не знают? Потому что у них нет Евангелия, в котором о них говорится. Другими словами, перед ними нет зеркала. А без зеркала невозможно увидеть грязь на лице и побыстрее смыть ее.

Подготовил Николай КОКУХИН

 

В начало

Событие века

Завершение пребывания Пояса Пресвятой Богородицы в России совпало с так называемой «черной» пятницей и субботой в Америке, когда в магазинах продают товар по самым низким ценам в году

Аксиос. Достоин

Сонм новых епископов осветил своею благодарностью русскую землю на исходе уходящего года

«МОЕ СЕРДЦЕ БОЛЕЗНУЕТ О ВСЕХ…»

Батюшка Авель рассказал нам, насельникам монастыря, о том, что обитель наша очень древняя. Никто не знает точной даты ее основания. Первые упоминания о ней относятся к XVI веку

Близкие духом

Шестого декабря почили в Бозе архимандрит Авель (Македонов †2008) и блаженная Полюшка Захаровская (Пелагея Александровна Орлова †1966)

Сокровища «Древлехранилища»

Какова история «Древлехранилища», как в нынешний период, так и в прошлом веке

Когда мучает совесть

На вопросы журналистов и прихожан Екатеринбургских храмов отвечает Архимандрит Ефрем, игумен Ватопедского монастыря

Заставить любить невозможно…

Но ведь нельзя же людям приказать любить или попытаться купить эту любовь за большие зарплаты и премии. Значит нужно научить будущих офицеров любить свой народ и Отчество

Ожившая Библия

О своей седьмой по счету экспедиции на Святую Землю газете «Благовест» рассказывает протоиерей Дмитрий ГОЛЬЦЕВ, доктор богословия

Почему заболели дети

8 апреля этого года в селе Польное Ялтуново Шацкого района произошла настоящая трагедия, перевернувшая налаженную размеренную жизнь села

Как ребята создавали книги

У каждого ребенка, пусть и маленький, но свой путь к православию

Совесть и карьера

Петербургская Межвузовская ассоциация духовно-нравственного просвещения «Покров» проводила традиционный Покровский форум на тему «Молодежь и будущее России»

Николай и Николай-угодник

Милостыней не гордись, – отвечает тот. – А пауки эти – суть твои ругательные слова, которые с твоего языка

АРХИМАНДРИТ 
АВЕЛь 
(МАКЕДОНОВ)