Логотип рязанской газеты "Благовест"

3 февраля исполняется 83 года со дня рождения митрополита Симона (Новикова), с 1972 по 2003 г.г. – правящего архиерея Рязанской епархии

Университеты митрополита Симона

Педагогические воззрения владыки Симона и современное образование

Митрополит Симон не просто хорошо понимал значение принципа двуединства в подходах РПЦ к проблемам образования, но и всемерно опирался на него, стремился реализовать его в своей деятельности. Здесь я имею в виду, во-первых, тот подход, который освящен именами таких святых отцов, как святители Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский. Этот подход предполагал сначала овладеть всей суммой высшей мудрости и культуры, чтобы затем поставить их на службу делу воспитания и образования. Существует, как известно, и второй подход – это путь монашеского дистанцирования от мира ради духовного опыта покаяния и общения с Богом и возможности в последующем использования полученного таким образом опыта для целей взращивания молодых душ.

Уникальность митрополита Симона состояла в том, что он как ученый-богослов и как монах обладал и тем, и другим опытом. В этом была его сила. Кроме того, он обладал и практическим опытом педагога-богослова, приобретенным за долгие годы служения преподавателем и инспектором Духовных семинарий и Академии.

На наших глазах совершается трудный процесс религиозного возрождения России. Он имеет свои очевидные признаки и в среде обучающихся. Например, по некоторым данным социологов, до 80% сегодняшних студентов считают себя верующими. Это уже совершенно иная, нежели, допустим, в годы моего студенчества среда.

Однако обольщаться подобными цифрами не стоит. Те же социологи отмечают, что в значительной своей части нынешняя молодежь не утруждает себя глубоким проникновением в христианскую мораль, а рассматривает приобщение к Церкви как некое новомодное течение, с соответствующей атрибутикой и осуществляемое, как бы, на всякий случай. Такая вера «размыта» и неустойчива и не может сформироваться в соответствующие нормы поведения. Если эта тенденция будет совмещаться, или уже фактически совмещается, с прогрессирующими в нашем обществе безнравственностью, гедонизмом, эгоистичностью, то мы получим взрывоопасный материал в виде молодежных движений националистического толка, разного рода сект. При этом, та же безнравственность в жизни, отрыв от своих корней в данном случае прикрываются своим, якобы, союзом с православной Церковью.

В одном из вузов студентам дали задание представить в виде пирамиды ценности, актуальные для них, и ценности, разделяемые их родителями. На вершине своей пирамиды студенты разместили преимущественно такие ценности, как: карьера, умение влиять на людей, умение выделяться среди других. Для родителей, в представлении молодых, пирамида выглядела бы такой: душевная гармония, гостеприимство, честность, открытость, верность дружбе, патриотизм. И в этом межпоколенном радикальном разрыве ценностей, безусловно, вина нынешней системы образования, всех нас, кому определена роль душестроительства молодых. Церковь не уходит от ответственности за существующее положение дел. Более того, она пытается активно увеличивать свой вклад в это благое дело, наверстывать, поскольку на протяжении многих десятилетий она была насильственно отстранена от участия в нем.

Имея это в виду, владыка Симон и начал свою миссионерскую деятельность в нашем учебном заведении, в надежде на то, что именно будущие педагоги смогут осуществлять необходимый очистительный процесс в молодых душах, будут способны изменить нравственную атмосферу общества в позитивном направлении. Он не случайно осуществил свой приход в институт с лекцией о братской любви, как высшего знания или видения Истины.

Есть блестящий афоризм Эйнштейна: «Образование – это то, что остается, когда забывается все выученное». Мысль удивительная по своей сути, по глубине. Образование – это не сегодняшнее натаскивание на ЕГЭ, не игра в угадайку, а сложный совокупный процесс усилий школы, семьи, Церкви, всего общества. Это трудно осязаемо, но только это делает человека по-настоящему образованным.

Понимая сегодняшнее ущербное положение учителя и школы в целом, видя, как идет по нарастающей распад семьи и семейного воспитания, Владыка считал своим долгом всемерно содействовать активному включению Церкви в созидательный воспитательный процесс.

Во всех его действиях в сфере образования и воспитания четко прослеживалась зрелость и незаурядное мышление общественного деятеля. Будучи настойчивым в своих устремлениях и убеждениях, Владыка, вместе с тем, был чрезвычайно сдержанным и тактичным. Как человек, переживший эпоху агрессивного атеизма, отрицательные для Православия внецерковные влияния и обстоятельства, он трепетно относился к хрупким росткам нарождающегося взаимопонимания и доверия между обществом и Церковью. Поэтому будет справедливым думать и говорить о владыке Симоне не просто как о богослове в обиходном смысле этого слова, отвлеченном и замкнутом. Напротив, все свои силы и способности он употреблял на то, чтобы донести до молодежи богословское осмысление стремительно меняющейся жизни, и способствовал тем самым практическому решению задач, общих для Церкви и всего общества в каждый конкретный исторический момент его развития. Ему, несомненно, было знакомо и близко определение культуры, данное нашим великим современником Д.С. Лихачевым: «Культура есть то, что оправдывает наше существование перед Богом». Думаю, владыка Симон полагал, что близким к этому определению может быть и наше общее служение в образовании.

Владыка Симон в своем отношении к проблемам современного образования исходил из понимания его целостности, своеобразной когерентности, в том числе переклички и взаимодействия с Православием.

Лично я убежден, что сегодня, в отсутствие внятной государственной политики в духовной сфере, Церковь не только выполняет функцию своеобразного «нравственного барометра», но и стойкого защитника ядра духовной культуры – нашей морали и нравственности. Одним из направлений такой деятельности становится совместная работа светских и духовных педагогов по разработке и введению в школе курса «Православная культура». В этой связи мне непонятны истоки обретающей у нас вторую жизнь острой дискуссии по поводу «веры» и «разума», науки и религии. Хочу сразу заметить, что мое восприятие духовности шире, чем просто понятие религиозности. Так вот, тревогу надо бить по поводу нарастающей, как снежный ком, бездуховности нашего общества, культа оголтелого потребительства, утраты исторических корней, заливающих молодые души потоков «массовой псевдокультуры», очевидного «расчеловечивания» самого человека. Наше общество живет в состоянии анемии – явления, которое ученые определяют как безнормность, утрату всяких границ безнравственности. И неужели в том, что против всего этого так открыто и настойчиво выступает Русская Православная Церковь, можно усмотреть наступающее религиозное мракобесие? А вот за примерами коверкающего души людей яростного «атеистического мракобесия» ходить далеко не надо. Надо только вспомнить о 20-х – 30-х годах ушедшего столетия, о временах хрущевских обещаний «показать последнего попа». Остовы полуразрушенных и оскверненных храмов стоят не на земле Баварии или Фландрии, не в Богемии или в Греции, а у нас на Вологодчине, Смоленщине, да по всей Руси. Конечно, не очень хочется вспоминать, как глумились над святынями, как под крики опьяненной от полученной власти кучки «творцов нового мира» скидывали с храмов кресты и купола, как устраивали в них стойла для лошадей. Страшит настойчиво насаждаемый в нашу жизнь разрыв в исторической памяти, безграмотное и очевидно ангажированное копание в существе наших исторических достижений и судьбах выдающихся личностей.

Воистину поверишь в справедливость изречения, что «Россия – это страна с непредсказуемым прошлым», страна «невыученных уроков». Мы никак не можем обеспечить цивилизованную преемственность в отношении нашего культурного и духовного наследия. Деды и прадеды создавали истинные шедевры архитектуры, отцы их яростно разрушали, а дети и внуки напрягаются в усилиях вернуть утраченное. Вот такого образа жизни, расщепляющего сознание, надо бояться, а не прихода в молодежную среду священника с идеями человеколюбия и уважения к своим историческим корням, с намерениями оградить от растления молодую душу. Что же касается давней проблемы взаимоотношений науки и религии, то, уверен, жизнь позволит и дальше науке двигать вперед технический и общественный прогресс, а Церковь, как и прежде, будет выполнять в этом процессе роль своеобразного нравственного, духовного «фильтра», хранителя устойчивых признаков благоприятной социальной жизни.

Владыка Симон тонко чувствовал падение гуманистических начал в современном образовании. Оно на каждом шагу. Размываются границы добра и зла, торжествуют бездуховность, дикость, антигуманизм. Молодежь воспитывается на бульварном чтиве, фильмах, которые продюсирует Константин Эрнст – «Ночной дозор», «Дневной дозор», «Школа». Им, а не постановкам мировой классики, присуждаются премии, их авторов рядят в одежды первооткрывателей новых путей в образовании, искусстве и культуре. Ощущение таково, что будто бы для государства понятия мораль, нравственность становятся какой-то помехой. Определяющими стали лозунги типа: «Мы не вникаем в проблемы морали, нам важно, чтобы работали экономические механизмы, которые основаны на законах». Вероятно, мы подходим к той черте, об опасности перехода которой Владимир Сергеевич Соловьев отозвался удручающе, в том смысле, что у нас легче найти святого, чем порядочного человека.

В своей первой лекции перед студентами тогда педагогического института владыка Симон отправной точкой обращения к студентам и преподавателям избрал заповедь о любви друг к другу. Он говорил: «По учению Святой Церкви, высшее знание, или ведение истины заключается в любви сердца. Святое Писание учит, что знание само по себе надмевает человека, а любовь назидает… На любви, как на основании, утверждается семья, общество и жизнь всего человечества… Любовь – мать всех добродетелей». Горько осознавать, что эти слова, сказанные почти четверть века тому назад, оказались так и не услышанными. В результате – столько нравственных потерь, и только начинающийся трудный путь к возвращению воспитания в число важнейших приоритетов государства.

А.П. ЛИФЕРОВ, академик РАО,

президент Рязанского

государственного университета имени С.А. Есенина

Печатается в сокращении

Продолжение в следующем номере

В начало

От знакомства к практике

На вопросы газеты «Благовест» отвечает протоиерей Сергий РЫБАКОВ, начальник отдела религиозного образования и катехизации Рязанской епархии

Осторожно: ювенальная юстиция

А дальше следует настоящий ювенальный сатанизм – форсайт-проект «Детство-2030»

Университеты митрополита Симона

Педагогические воззрения владыки Симона и современное образование

Есенин и Православие

Книга «Есенин и Православие» стала достойным продолжением серии «Русские писатели и Православие», издаваемой с 2003 года

«Гранат» в действии

У русских людей всегда было чувство соборности. Это действительно очень важно, особенно для молодых людей

Кто в цирке не смеется?

На вопросы о военной службе отвечает заведующий кафедрой теологии РГУ игумен Лука (Степанов)

Журавль в руках и тыквы в мечтах

В январе были подведены итоги творческого конкурса журналистов г. Рязани и Рязанской области «Хрустальный журавль-2010»

МОЖНО ЛИ ПОДСТЕЛИТЬ СОЛОМКУ?

Никакие вакцинации детям на первом году жизни не показаны

Виват, мальчишки!

Концертный хор мальчиков хоровой капеллы мальчиков и юношей «Любомир»

Достоевский жив?

В феврале этого года отмечается 130 лет со дня смерти гениального русского писателя и мыслителя Федора Михайловича Достоевского

ПОРА ДЕЙСТВОВАТЬ

Что происходит в СМИ и школах

митрополит Симон