Логотип рязанской газеты "Благовест"

«Великая реформа» и Церковь

К 150-летию отмены крепостного права в России

 

Одной из важных исторических дат текущего года является 150-летие со дня отмены крепостного права в России. Дата 19 февраля 1861 года хорошо всем известна. Именно тогда, в день шестой годовщины своего восшествия на «праотеческий» престол, император Александр II, прозванный позже «Царем-Освободителем», подписал Высочайший манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей…», а также 17 законодательных актов, определявших, выражаясь современным языком, механизм реализации манифеста.

Значение отмены крепостного права в исторических судьбах нашей Родины трудно переоценить. Эта реформа, буквально сразу же названная современниками «Великой», кардинальным образом изменила жизнь более чем 30 миллионов российских крестьян, дав им личную свободу. Несмотря на свою половинчатость и внутреннюю противоречивость, связанную, главным образом, с недостаточным объемом закрепленной за крестьянами земли, реформа не только стала своеобразным стержнем многочисленных преобразований 60-70-х годов XIX века, но и вывела страну на непростой, но, безусловно, прогрессивный путь масштабной социально-экономической модернизации. И далеко не случайно, что именно отмена крепостного права делит историю России второй половины XIX столетия на два периода – «дореформенный» и «пореформенный».

Причины и предпосылки, сам ход «крестьянской реформы», а также ее последствия хорошо изучены историками, обстоятельно отражены в их трудах и учебниках. Гораздо меньше известно о том, какую роль в отмене крепостного права сыграла Русская Православная Церковь, в том числе в лице ее выдающихся представителей.

Следует сказать, что, будучи зажато тисками государственной машины и находясь под бдительным оком обер-прокурорского надзора, на протяжении длительного времени духовенство не имело возможности открыто выражать своего негативного отношения ко многим отрицательным явлениям, связанным с крепостным правом. Тем не менее, начиная с Петровской эпохи, отдельные деятели Церкви не раз призывали дворянство к гуманному отношению к своим крепостным. Особенно ярко это проявилось в Екатерининскую эпоху, когда крепостное право достигло своего «апогея». Тогда некоторые представители духовенства прямо указывали, правда, чаще всего в образной и сравнительно «мягкой» форме, на несоответствие крепостного состояния крестьян, которые нередко рассматривались помещиками в качестве вещи, духу православного вероучения, Христовым заповедям. Церковь всегда оказывала молитвенную поддержку крестьянам, страдавшим от произвола и корыстолюбия помещиков.

Что касается непосредственно крестьянской реформы, то духовенству, особенно приходским священникам, была отведена важная роль в ее проведении. Примечательно, что именно им было предписано начиная с 5 марта 1861 года знакомить крестьян с царским Манифестом об освобождении крепостных.

О том, как воспринималось личное освобождение крепостными, лучше всего, думается, свидетельствуют следующие впечатления очевидца. «…Ликование, особенно в простом народе, по случаю объявления манифеста, было чрезвычайное и неописуемое, – писал современник. – Народ в благоговении выслушивал слова манифеста, многие плакали от умиления при чтении его, просили повторять слова его для усвоения их памятью…»

Часто сельское духовенство выступало и в роли «третейского судьи» при составлении уставных грамот – документов, которые разграничивали земельные владения, а также взаимные обязательства и права помещиков и крестьянских общин.

Однако особенно важную роль в реформе 1861 года сыграл митрополит Московский Филарет (Василий Дроздов) – крупнейший в России XIX столетия православный богослов, академик Императорской Академии наук, который в 1994 году был прославлен Церковью в лике святых в святительском чине.

В светской исторической литературе, особенно советского периода, он нередко представляется в качестве противника реформы. Однако это не соответствовало действительности. Показательно, что еще в начале 1853 года святитель Филарет, опираясь на отрицательный опыт отмены крепостного права в Австрии, в своем письме к архимандриту Антонию (Медведеву) обращал внимание на недопустимость освобождения крестьян без земельного надела. И далеко не случайно именно ему, отвергнув два неудачных проекта, Александр II поручил в конечном итоге составление манифеста об освобождении крестьян. В полной мере осознавая огромное значение этого акта, Митрополит Филарет сделал всё возможное, чтобы не только сделать понятным и доступным текст манифеста простому народу, но и наполнить его идеалами Православия. Знаменательны заключительные слова этого исторического документа: «Осени себя крестным знамением, православный народ, и призови с нами Божие благословение на твой свободный труд, залог твоего домашнего благополучия и блага общественного».

Позже, уже в ходе проведения реформы, митрополит Филарет неоднократно обращал внимание на необходимость взвешенного и продуманного подхода при устройстве новых отношений в русской деревне. Особую тревогу у него вызывал дух стяжательства и корысти, который нередко возобладал в отношениях между помещиками и бывшими крепостными. Митрополит Филарет, писал один из его биографов, «живо следивший за всем ходом дела освобождения крестьян, зорко усматривавший, наряду с хорошими, и дурные стороны его, многое предвидевший дале и впереди в нем, чего другие не усматривали и не предвидели, и отзывавшийся на все это по долгу совести как архиерей Божий».

Вспоминая знаменательную дату в истории России, мы еще раз убеждаемся, что во все времена Русская Православная Церковь была вместе с народом, в полной мере разделяя его скорби и радости.

Татьяна СТРАХОВА

 

 

В начало

Семья основа государства

Ювенальная пропаганда достигла масштаба информационной войны

Ушинский или Петерсон?

У многих детей за последние двадцать лет к четвертому классу пропадает желание учиться

Кризис в образовании

Российская система образования переживает глубочайший кризис за всю историю своего существования

Педагогические воззрения владыки Симона и современное образование

В совместной работе духовных и светских школ в сфере воспитания Владыка видел один из реальных путей как нравственного, так и экономического возрождения России

«Детская болезнь» юстиции

Семья есть великое благо, данное нам Творцом, заложившим нормы внутрисемейных отношений в природу человека

Великим постом

Не стыдитесь сказать коллегам о том, что Вы поститесь

Родительский форум в Рязани

Собрание было приурочено к проведению акции «Всероссийские родительские стояния» в защиту семьи, детства и нравственности

Астахова в отставку

На его месте должен быть другой человек, иначе завтра будет уже не Манежная с молодыми ребятами

Давай договоримся!

История любви

Ювенальный блицкриг

В нашей стране сейчас происходит ювенальный блицкриг

Судьба России - это нашего ума дело

Защита государства всегда осуществлялась воинами. Понятие «Воин» основывалось на Чести

Спешите делать добро

Это так удивительно, что вообще есть люди, для которых делать добро – потребность души

Перчатка бездуховности

V фестиваль хоровой духовной музыки памяти протоиерея Михаила Виноградова

«Великая реформа» и Церковь

Одной из важных исторических дат текущего года является 150-летие со дня отмены крепостного права в России

ЦВЕТЫ ПАМЯТИ

 Памяти отца Владимира Рудакова

Неоднозначное «преображение»

Что это за мощная организация, которая берется всех излечивать и которая в своих листовках называется «Христианской»

Обитаемый остров

Как часто новообращенные христиане или подросшие в православии девушки и юноши вскоре ощущают упадок

Митрополит 
Филаретимператор 
Александр II