Логотип рязанской газеты "Благовест"

Педагогические воззрения владыки Симона и современное образование

Печатается в сокращении.

Окончание. Начало см. «Благовест» №2 2011 г.

В совместной работе духовных и светских школ в сфере воспитания Владыка видел один из реальных путей как нравственного, так и экономического возрождения России. При общении с учащимися и педагогами школы с. Пехлец Кораблинского района он убеждал их, что «острота экономических проблем, с которыми столкнулся наш народ, не должна заслонить нам проблему духовно-нравственного образования и воспитания. Ибо сколько бы не полагали забот и трудов, чтобы нам было хорошо, а не позаботились прежде, чтобы мы были хороши, то мы трудились бы над невозможным».

Этими словами Владыка с одной стороны как бы подводил горькие для школы и всей страны итоги 90-х, когда заботы о нравственном здоровье нации были отброшены, вытеснены алчной возней вокруг дележа материальных благ, с другой – предупреждал о реальной опасности дальнейшего движения по этому пути.

В своих педагогических воззрениях владыка Симон четко разграничивал роль традиции и роль денег в формировании современного уровня образования и культуры в нашем обществе. Он был убежден, что там, где главенствуют наследие и истоки, экономика развивается успешно. Там, где берут верх деньги, жажда наживы, они действуют как разрушительная сила. Сегодня у нас появилась горькая возможность убедиться в том, что усиливающаяся коммерциализация образования неизбежно ведет к его дегуманизации. Это путь к формированию общества, о котором О. Уайльд сказал, что в нем ничто не имеет ценности, но всему знают цену.

Для того, чтобы реализовать лозунг «обогащайтесь» начала 90-х годов, необходимо было от нравственности отказаться вообще. Совсем не случайно в эти годы Министерство просвещения было переименовано в Министерство образования. В этом переименовании был свой смысл – из содержания его работы была изгнана изначальная светоносная задача. Мы никогда ничего не добьемся в выполнении своих экономических программ, в политике всех уровней, пока твердо не станем на путь возрождения элементарных человеческих понятий: что есть стыд и бесстыдство, что есть совесть и бессовестность, что есть добро и зло. Понятий, которые должны убрать с дороги все то, что формирует у сегодняшней молодежи так называемое «клиповое сознание». Хотя такое сознание внешне и выступает как свободное мышление, им очень легко манипулировать. Люди с этим типом сознания охотно фантазируют, но плохо мыслят. Почему толкинисты – представители массового молодежного движения – играют в фэнтези? Да потому, что реальная жизнь без высоких целей и идеалов подталкивает их к этому, не дает работать душе и разуму.

Как и многие коллеги, я убежден, что значение общегуманитарного блока учебных дисциплин, их структуру и идеологию нельзя отдавать на откуп ни соответствующим УМО, ни Министерству образования. Это должно стать прерогативой высшего руководства страны.

Отцы светской и духовной педагогики рассматривают нравственное совершенствование человека как постоянный большой внутренний труд. Вот и митрополит Симон в проповеди «Неделя о блудном сыне» убежденно говорил об обязательности такого труда как для учащихся, так и для учащих. «Если каждый из нас пристально всмотрится в свое сердце, внимательно прислушается к голосу своей совести и беспристрастно рассмотрит свою прожитую жизнь, то увидит, что находится или находился – один дальше, другой ближе – на пути заблудшего сына». Об этом же Владыка говорил и в Слове перед началом учебного года в Рязанском Православном Духовном училище: «Недостаточно одного просвещения без благочестивой жизни». Совершенно очевидно, что Владыка, несмотря на все сложности современного бытия, не впадал в уныние, не поддавался всеобъемлющему алармизму. Да, он очень тревожился за судьбу страны и ее молодого поколения, но не рассматривал ситуацию как тупиковую. И верил в то, что только хорошо организованное и обеспеченное государством образование не даст нам дойти до этого тупика. Именно образование способно решить одну из главных задач современной российской цивилизации – ее интеграцию и примирение с собственным прошлым.

В сущности митрополит Симон стал первым на Рязанской земле служителем Церкви, который после многих десятилетий гонений и господства воинствующего атеизма начал практическую работу по объединению усилий государства, Церкви и общества вокруг центральной темы – усиления роли образования для будущего России. Он четко осознавал и смело пошел на реализацию идеи о соработничестве Церкви и светской школы для сохранения и развития основных принципов отечественной педагогики и просвещения.

Сегодня становится все более очевидным, почему владыка Симон первым полем такого соработничества мудро избрал наш, тогда еще педагогический институт. Несмотря на то, что для того времени это был самый идеологизированный рязанский вуз, Владыка осознавал, что именно в среде его ученых, преподавателей концентрируется знание о шедеврах многовекового культурного развития России – литературы, искусства, музыки. Именно у нас, под толстым слоем атеистических наносов, он смог разглядеть сохранившиеся ростки православного мировосприятия, церковной мудрости, возможности возвращения к нашим истокам. Своим первым визитом в институт он хотел возродить идею единства задач Церкви и светской педагогики – воспитывать не только знающего специалиста, но и полноценную личность, живущую не по стадным инстинктам, а осмысленно и одухотворенно. Владыка посчитал необходимым первому сделать шаг навстречу существовавшей тогда системе образования и воспитания в надежде затем участвовать в ее духовном преобразовании и сделать Православную Церковь полноправным партнером в этом процессе. И активно содействуя открытию в нашем университете отделения теологии, и со светлой радостью приветствуя идею сооружения вузовского храма, одного из самых первых в стране, и вообще всей своей публичной деятельностью владыка Симон несомненно стал одним из самых активных проводников в жизнь мечты о том, что различные типы учебных заведений – государственных и церковных – вновь в реальности станут близкими друг другу и в конечном итоге смогут быть полноценными составными частями единой национальной системы образования. Эти мысли и слова митрополита Симона позднее нашли свое отражение в разработанных «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», где говорится: «С православной точки зрения желательно, чтобы вся система образования была построена на религиозных началах и основана на христианских ценностях. Тем не менее, Церковь, следуя многовековой традиции, уважает светскую школу и готова строить свои взаимоотношения с ней, исходя из признания человеческой свободы».

Сегодня эти мечты получают практическое воплощение. Государство и Церковь все более активно объединяют свои усилия в деле духовно-нравственного возрождения Отечества.

Конечно же, в этом сложном процессе интеграции светского и религиозного образования существует немало препятствий. Согласно оценке экспертов и педагогов, ими, в частности, являются: сохраняющиеся в сознании значительной части населения, в т.ч. и учителей, установки атеистического образования и воспитания, секуляризованное сознание учащихся и их непосредственного социального окружения, зачастую противоречивый характер нашего законодательства о свободе совести и свободе вероисповеданий, недостаточная базовая подготовка педагогов в области содержания и методов изучения религии в светской школе и др. Но все эти проблемы, в конечном итоге, разрешаемы, при наличии политической воли и исходя из высоких целей формирования нравственно здорового поколения, задач укрепления единства в обществе и его уверенного прогресса, преодоления кризиса культурного и духовного. Образно говоря, мы должны суметь проплыть между Сциллой последствий воинствующего атеизма и Харибдой жесткой утилитарности, господствующей в нынешних подходах к образованию и воспитанию.

Огульно опорочив и отбросив советскую систему воспитания, а затем и фактически отказавшись от воспитательной деятельности как таковой, мы отдали молодые души на откуп порокам и бездуховности, не признающей понятия греха. Между тем и светские педагоги, и служители Церкви многоголосо предупреждали о трагичности такого подхода для будущих поколений. Предстоятель Русской Православной Церкви Кирилл, отстаивая идею сочетания образования и воспитания, писал: «Узкая профессиональная ориентация и сухой прагматизм явились бы для нашей школы и наших национальных задач катастрофическими. Необходима широта кругозора и взглядов – именно этим традиционно была сильна русская школа». Создается впечатление, что формирующаяся ныне система образования под разговоры о предоставлении большего равенства и доступности его, на самом деле ведет к формированию очень немногочисленной элиты и огромного количества людей, которым определено убирать дороги и обслуживать экспортные нефтепроводы.

Своими педагогическими взглядами, всем своим образом жизни владыка Симон стремился к сохранению и укреплению в молодых душах любви к своему краю, к нашей великой Родине, ко всему тому, что входит в понятие «воспитание патриота Отечества». Показательны в этой связи его воспоминания, помещенные в книге «Человек Церкви», где Владыка рассказывает о том, как отказался от заманчивого предложения жить и служить в Греции, в православном монастыре на Святой горе Афон. Он писал: «…с тех пор, как мое имя оказалось в списках (речь идет о кандидатурах священнослужителей, которые могли бы быть направлены Русской Православной Церковью в Грецию) ехавших на Афон, я стал тосковать, удивляясь самому себе… Я почувствовал, что на Афоне, вдали от родных я жить не смогу». И каким же диссонансом эта позиция тогда еще молодого священника выглядит по отношению к тем усилиям, которые ныне прилагаются для того, чтобы подтолкнуть молодых людей к отрыву от Родины, к тому, чтобы свои силы и знания они направляли не на службу Отечеству, а на процветание иностранных компаний, чужих для них стран. Тот же болонский процесс в сегодняшних наших условиях – не что иное , как дополнительный «насос», призванный отсасывать из России наиболее талантливую часть нашей молодежи.

В своем Слове на торжественном собрании, посвященном 100-летию С. Есенина, Владыка сказал: «…Когда над могилой человека через много лет после его смерти собираются люди, чтобы почтить его память, значит, этот человек прожил жизнь не зря. Когда эти люди собираются не только затем, чтобы благоговейно поддержать память об ушедшем, но чтобы сказать, что его труды живы и сейчас, чтобы связать с ним и его трудами свои нынешние и будущие работы, значит, это был великий человек».

Я, как и многие другие, числю себя в среде тех людей, которые видят и чтят в покойном митрополите Симоне именно такого человека.

А.П. ЛИФЕРОВ, академик РАО,

президент Рязанского

государственного университета имени С.А. Есенина

ВНОВЬ С НАМИ

Уже традиционными в Рязани стали вечера памяти митрополита Симона (Новикова), возглавлявшего Рязанскую церковную кафедру с 1972 по 2003 г.г. Для всех собравшихся 3 февраля в ДКС «Былина» было большой духовной радостью вновь вместе почтить его память.

Кадры фильма Владимира Бочкова, снятого в год 30-летия служения митрополита на Рязанской земле, заставили аудиторию вновь пережить вдохновенные моменты богослужений, возглавляемых незабвенным владыкой. Своими воспоминаниями о нем поделились иеромонах Роман (Сизов), протоиерей Сергий Рыбаков, священник Иоанн Игнатов и другие. Все они говорили о высоких духовных качествах пастыря. О его теплом, внимательном отношении к ближнему рассказал священник Владимир Свиридов.

«Я стал иподиаконом у владыки Симона необычным образом: можно сказать, по благословению святителя Василия Рязанского. Однажды в трудную минуту моей жизни я молился святителю Василию особенно горячо, со слезами, просил его помощи. В то время я был учащимся Рязанского духовного училища, а семья моя была в очень тяжелом положении. Они жили в Касимове, я не мог им ничем помочь, и они мне тоже не могли помочь. Когда я молился, у меня вырвался вопль отчаяния: «Святитель Василий, возьми меня к себе!» Буквально через несколько дней после этого я встретился в трапезной с иподиаконом, который сказал мне, что владыке Симону нужны два иподиакона, чтобы поехать с ним в Касимов. Конечно, я с радостью согласился. Когда мы с моим однокурсником шли к владыке Симону, мы очень волновались. Но владыка вышел на крыльцо епархиального управления, улыбнулся, благословил нас, и все волнения сразу улеглись. Так мы стали у него иподиаконами. После этого я укрепился духовно, уныние и отчаяние больше на меня не нападало, я чувствовал, что всё будет хорошо.

Действительно, в особенно трудные моменты жизни владыка с большим тактом помогал мне найти правильные решения. Когда я еще был семинаристом, я познакомился со своей будущей матушкой, которая тоже училась в духовном училище. Мы стали дружить, но однажды мы с ней очень сильно поссорились, думали даже, что дружбе нашей конец. Этот день был праздничный, и владыке Симону подарили очень много цветов. Комната, где он обычно обедал, вся была заполнена цветами. Он зачем-то завел меня в эту комнату и говорит: «Выбирай себе букет». Я стою и не знаю, какой выбрать, а владыка говорит: «Бери самый большой». Я взял этот большой букет и пошел с ним мириться со своей будущей матушкой. Ее сердце оттаяло, и мы помирились. Потом я пришел к владыке и рассказал об этом. Он улыбнулся и ничего не сказал в ответ. Вероятно, Господь открыл ему, что мне нужно было в тот момент что-то ей подарить, и владыка таким образом поддержал наши отношения».

Вечер памяти владыки Симона, который вел писатель Игорь Евсин, несомненно, украшали духовные песнопения в исполнении детей и молодежи из Православной гимназии во имя святителя Василия Рязанского, музыкального училища и воскресной школы Александро-Невского храма г. Рязани.

Мария НЕФЕДОВА

В начало

Семья основа государства

Ювенальная пропаганда достигла масштаба информационной войны

Ушинский или Петерсон?

У многих детей за последние двадцать лет к четвертому классу пропадает желание учиться

Кризис в образовании

Российская система образования переживает глубочайший кризис за всю историю своего существования

Педагогические воззрения владыки Симона и современное образование

В совместной работе духовных и светских школ в сфере воспитания Владыка видел один из реальных путей как нравственного, так и экономического возрождения России

«Детская болезнь» юстиции

Семья есть великое благо, данное нам Творцом, заложившим нормы внутрисемейных отношений в природу человека

Великим постом

Не стыдитесь сказать коллегам о том, что Вы поститесь

Родительский форум в Рязани

Собрание было приурочено к проведению акции «Всероссийские родительские стояния» в защиту семьи, детства и нравственности

Астахова в отставку

На его месте должен быть другой человек, иначе завтра будет уже не Манежная с молодыми ребятами

Давай договоримся!

История любви

Ювенальный блицкриг

В нашей стране сейчас происходит ювенальный блицкриг

Судьба России - это нашего ума дело

Защита государства всегда осуществлялась воинами. Понятие «Воин» основывалось на Чести

Спешите делать добро

Это так удивительно, что вообще есть люди, для которых делать добро – потребность души

Перчатка бездуховности

V фестиваль хоровой духовной музыки памяти протоиерея Михаила Виноградова

«Великая реформа» и Церковь

Одной из важных исторических дат текущего года является 150-летие со дня отмены крепостного права в России

ЦВЕТЫ ПАМЯТИ

 Памяти отца Владимира Рудакова

Неоднозначное «преображение»

Что это за мощная организация, которая берется всех излечивать и которая в своих листовках называется «Христианской»

Обитаемый остров

Как часто новообращенные христиане или подросшие в православии девушки и юноши вскоре ощущают упадок

митрополит Симон