Логотип рязанской газеты "Благовест"

Ушинский или Петерсон?

 У многих детей за последние двадцать лет к четвертому классу пропадает желание учиться. И виной тому, как выяснили ученые из Уральского государственного университета г. Екатеринбурга, учебники начальных классов.

Уральские педагоги разработали альтернативные учебные пособия, которые опираются на труды Ушинского, на весь дореволюционный опыт, лучший советский опыт, и в результате появился комплект учебно-методической литературы, который получил благословение от Святейшего Патриарха.

В конце февраля в Рязани при поддержке отдела религиозного образования и катехизации Рязанской епархии уральские разработчики провели обучающий семинар для учителей начальных классов из Екатеринбурга, Тольятти, Ярославля.

Три рязанских образовательных учреждения: школа №7, лицей №4 и Православная гимназия во имя святителя Василия Рязанского также приняли активное участие в его работе.

Наш корреспондент задал несколько вопросов научному руководителю программы Надежде Григорьевне Храмовой и методисту Ирине Анатольевне Горячевой.

Чем ваша программа качественно отличается от стандартных образовательных программ? В чем ее преимущество?

В целом наша образовательная система называется «Русская классическая школа». Мы возрождаем те методики и те книги, которые ушли с горизонта нашего образования лет сто назад. Мы пришли к выводу, что за это время наше образование достаточно сильно деградировало, и нам остается только обратиться к титанам дореволюционной педагогики в области словесности и к титанам советской педагогики в области арифметики и математики. Школьная программа в области математики в советское время развивалась, а со словесностью дело обстояло гораздо хуже, всё было сведено к правописанию и грамматике. Нас заинтересовало наследие Ушинского с той точки зрения, что через слово, через содержание учебных книг мы можем ребенку представить всю полноту мира, научить его любить этот мир, научить его не просто извлекать информацию из прочитанного, а воспринимать слово и через слово приобщаться к тысячелетней культуре нашего народа, постигать всё его наследие. Сейчас у детей формируется мозаичное, фрагментарное мышление, а наша программа нацелена на целостность и осмысленность восприятия мира.

Что вас не устраивает в современных методиках обучения русскому языку?

Нет целостного восприятия языка, речи и литературы. Главенствует сухой идол грамматики и правописания.

Есть ли в этих методиках какие-то явные ошибки?

Да, например, введение транскрипции на ранних этапах обучения просто разрушает мышление. Это та же самая ошибка, что и в учебнике арифметики для начальных классов Петерсон, где вместо цифр вводятся буквы: A плюс В равно С, при этом на иллюстрациях изображены какие-то баночки с водой, и как эта мера выражается, непонятно.

С чем тогда вы связываете такое повальное увлечение учителей начальных классов именно этими программами?

У педагогов, к сожалению, сужен выбор. Главные причины – это административный диктат «сверху» и незнание истории русской педагогики.

Но по таким учебникам работают учителя и в православных школах…

К сожалению, это так. На Рождественских чтениях на секциях, посвященных православным школам, мы пытались об этом говорить. Там мы слышали от учителей православных гимназий доклады, связанные в основном с внеучебной работой школы. Детские ансамбли, батюшки, поющие с детьми, – всё это чудесно, но всё это соседствует с атеистическим по своей сути образованием, которое разрушает сознание изнутри. Существует большая опасность, что в православных школах останется лишь «сувенирное», «елейно-балалаечное» православие, чего мы боимся и чему мы сопротивляемся.

Мария НЕФЕДОВА

 

В начало

Всем миром

Архиепископ Рязанский и Касимовский Павел освятил новый Крестовоздвиженский храм

Князь Олег посетил Москву

Наконец с наибольшей достоверностью мы можем представить облик великого князя Олега Рязанского

Будет два музея

В Рязани побывал заместитель министра культуры РФ Андрей Евгеньевич Бусыгин

Ювенальный беспредел в Химках

Ювенальщики разрушают семью прихожанки Главы Синодального отдела протоиерея Димитрия Смирнова

Должна быть альтернатива

Русская Православная Церковь признает право людей не принимать определенные символы и технологии

Ушла из жизни православной...

Студентка МГУ Алина Милан отказалась отречься от православной веры ради срочной операции

«Простой, как ребенок»

12 апреля весь мир отмечает пятидесятилетие первого полёта человека в космос

CITYCELEBRITY: ЧТО ЭТО БЫЛО?

«клуб для знаменитостей и тех, кто хочет ими стать»

Свобода раба Божия

Можно ли считать свободным раба Божия?

Почему болеют дети

Один из самых влиятельных людей в мире чётко сказал, что он ожидает вакцины, которые будут использоваться для сокращения прироста населения

ГДЕ РОЖАТЬ НА СЕЛЕ?

Многие из сельских рожениц уже сейчас предпочитают рожать дома, отказываясь даже от госпитализации в райцентр

Сам себя высеки?

С начала этого учебного года все школы перешли на самофинансирование, а с января 2011 – на подушевую оплату

«Мы слишком себя жалеем»

Как Вы считаете, каким должен быть пост для школьника, его образ жизни, пищевой рацион?

Кукла-хулиганка

«Братц» переводится со сленгового английского как дрянной, строптивый, неуправляемый ребёнок

Новый выбор в Солотче

В санатории «Солотча» теперь принимают паломников, лечат и  оздоравливают их

Семья основа государства

Ювенальная пропаганда достигла масштаба информационной войны

Ушинский или Петерсон?

У многих детей за последние двадцать лет к четвертому классу пропадает желание учиться

Кризис в образовании

Российская система образования переживает глубочайший кризис за всю историю своего существования

Ушинский или Петерсон