Уроки в карцере Место, в котором мне довелось проходить практику, поистине, можно назвать не столь отдалённым. Совсем рядом центр города: люди спешат на работу, пробираясь через утренние заторы; вокруг шум, сигналы машин, гудки поездов. Но следственный изолятор оторван от мирской суеты. За его стенами изо дня в день течёт иная жизнь. Вот к одному из заключённых приехала на свидание дальняя родственница, другому принесли передачу, третий ожидает этапирования – это лишь некоторые зарисовки бытия за колючей проволокой. На территории следственного изолятора, кроме камер и карцера, есть учебный класс, в котором и состоялась моя первая встреча с ребятами. Их возраст – от 14 до 18 лет. Дети... Подростки. Трудно поверить, что они – преступники, за плечами у которых совершённые тяжкие деяния, приводы в милицию, допросы, подписки о невыезде, да и ещё много всего, что лучше не ворошить. По словам сотрудников следственного изолятора, с июня никто, кроме штатных воспитателей, с детьми не занимался. Что же я могу сделать за такое короткое время? Заранее знаю - научить многому не удастся. Но хоть на миг смягчить сердца, которые ожесточила жизнь, – необходимо. Разговор о добром и светлом важен не только для них, но и для меня. Главное – не обидеть словом, не повысить голос, не укорить – на это нет у учителя морального права, где бы ему ни пришлось преподавать. Длительность уроков за запреткой определяет штатное расписание, а вместо методистов присутствуют лейтенанты в форме. Первое занятие с заключёнными я начал с прочтения ‛Жития Сергия Радонежского“. И вот самый юный из моих учеников, попавший за решётку ‛со школьной скамьи“, с толком и расстановкой произносит: ‛И отрок внятно и правильно прочитал псалом. Так Господь даровал ему способность к учению“. Прочитав, малолетний преступник рассказывает, что и сам в храме бывал, и в Бога верит. Читатель подумает: в Бога верует, а на тяжкое преступление пошёл... Мы не в праве говорить об истоках жестокого деяния, которые скрыты в самой глубине истерзанной детской души. И пересказывать сюжет романа ‛Преступление и наказание“ Ф.М. Достоевского трудным подросткам поздно, да и не облегчит это их участи. Каждый урок у моих воспитанников начинался с устного чтения. Взрослый парень, сидящий напротив, читает воспоминания о школе графа Льва Толстого в Ясной Поляне ‛по складам“. Наверное, не до чтения ему было на свободе, раз очутился в одиночной камере. Правда, юноша поведал мне и своим ‛сотоварищам“, что был в Константинове, видел дом, где родился Сергей Александрович Есенин, и даже может процитировать строки: ‛А когда ночью светит месяц, Когда светит... чёрт знает как! Я иду, головою свесясь, Переулком в знакомый кабак“. Обсуждать нечего – каждому своё. Да и душа рязанского поэта болела за обделённых, оторванных от родного дома, или покинувших его по доброй воле, но, наверное, не от счастливой жизни: ‛Пойду в скуфье смиренным иноком// Иль белобрысым босяком“. Родина моих подопечных – Касимов, Рыбное, Иваново... Но судьба свела их здесь – за холодными стенами рязанского изолятора. Конечно, мои воспитанники писали диктанты, выполняли упражнения на проверку грамотности, читали стихи классиков и современников... И даже смотрели фильмы. Самое светлое впечатление и у меня, и у учеников оставил просмотр фильма "Путь к спасению", в котором заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина Игумен Лука (Степанов) повествует о жизни святителя Феофана Затворника, прожившего в Вышенской пустыни 28 лет, из которых 22 года Епископ провёл в строгом уединении. В одном из эпизодов фильма Игумен Лука посещает одну из тюрем Рязанской области и совершает таинство исповеди. И вот один из подопечных спрашивает меня: "Разве может быть послано прощение Божие, если человек осуждён на пожизненное заключение, совершив страшный грех?". Да, многие вопросы в жизни земной остаются без ответа. И мне, молодому педагогу, пришлось уйти в раздумья. Наверное, малейшее стремление к покаянию сохраняет человеческое в человеке... 21 марта. Понедельник. По плану - заключительное занятие. Малолетних преступников приведёт конвой, а воспитатель рассадит по одному человеку за парту. Всех моих учеников ждёт суд, а потом тюремное заключение, которое, наверное, не способно перевоспитать. Сделать нравственный выбор, признать ошибки, почувствовать силу духовную - личное дело каждого. Может быть, находясь далеко от Рязани, через много месяцев и лет, эти люди вспомнят "литературные путешествия" и уроки, на мгновение возвращавшие их в детство... Квартников Павел, студент 4 курса филфака РГУ |
«О принятии должности уполномоченного по правам ребенка» в Рязанской области «Крепкая молодая семья – будущее России» Самодержавие — объединявшая нас многовековая форма правления Всех моих учеников ждёт суд, а потом тюремное заключение, которое, наверное, не способно перевоспитать Сохраним семью - сохраним Россию Предложения по совершенствованию национальной политики в сфере заботы о семье и детстве Примером жен-мироносиц являются многие святые женщины, праведные женщины и особенно... Воспоминания матушки Надежды - одной из последних сестер Марфо - Мариинской обители Мощи блаженного Василия Кадомского покоятся в храме праведного Лазаря (г.Рязань.) Жены – мироносицы: жизнь и подвиг Исторический роман протоиерея Николая Агафонова «Жены-мироносицы» повествует о судьбе обычных женщин «Пасхальная неделя: от Святого Христова Воскресения до Красной горки» Образ матушки – жены священника, как правило, предстает перед нами в качестве многодетной мамы В какой мере биологические функции у человека естественны, а когда они переходят в страсть? «Сотрудников сада по именам третий год не могут запомнить, а Драгоноидов каких-то знают», - комментирует воспитатель «Палехское художественное училище имени М. Горького» приглашает его директор Михаил Романович Белоусов |