Логотип рязанской газеты "Благовест"

120 ЛЕТ СПУСТЯ

Кандидат богословия, протоиерей Дмитрий ГОЛЬЦЕВ вернулся из археологической экспедиции в Иорданию. Спустя 120 лет русские археологи вновь начали свои научные изыскания в этой библейской стране. С ним беседует Ирина ЕВСИНА.

 

Приветливая Иордания

 

– Отец Дмитрий, каковы были цели Вашей экспедиции в Иорданию? Были ли интересные находки?

– Главной нашей целью для нас было осмотреть библейские места, которые имеют большое значение для библейской археологии.

Мы ездим в обзорные экспедиции – не занимаемся раскопками сами, а смотрим то, что было найдено до нас, или присутствуем во время раскопок. В конце XIX века, а именно в 1891-92 гг. состоялась археологическая экспедиция в Палестину под руководством академика Н.П. Кондакова. Участники этой экспедиции побывали и в Заиорданьи, т. е. там, где сейчас находится современное королевство Иордания. И вот почти 120 лет спустя нам наконец-то удалось вернуться туда. Иордания интересна в первую очередь тем, что там находились заиорданские колена Израильского народа. То, что хотели, мы увидели и зафиксировали, осенью постараемся издать брошюру или небольшую книгу по археологии библейской Иордании. Это будет первый выпуск,  который должен быть интересен и для людей верующих, и для наших студентов.

Как всё-таки вы рискнули в столь неспокойное время отправиться в путешествие в этот взрывоопасный район земного шара? Как встретила вас Иордания и иорданцы?

 – На эту экспедицию было  благословение  ректора Санкт-Петербургской Духовной академии епископа Гатчинского Амвросия, а меня ещё благословил  владыка Павел, что дало нам надежду на благополучную поездку. Действительно, всё прошло спокойно, никаких волнений мы не видели, хотя в соседней Сирии в результате трагических случаев есть десятки жертв столкновений местных жителей и полиции. Местное население было очень приветливым, что нас приятно удивило.

В первый день мы побывали в самом Аммане. Амман – типичный палестинский город, по архитектуре схож с Иерусалимом. По численности населения вся страна примерно такая же, как Санкт-Петербург. С правилами вождения мы справились легко, это не Египет, где европейскому человеку садиться за руль нельзя. Довольно цивилизованная восточная страна. Жители Аммана очень религиозны, в течение дня, где бы они ни находились, они пять раз в день расстилают коврики и встают на молитву. В пятницу город весь вымирает, так как это день молитвы и покоя, как у христиан воскресенье или у иудеев суббота.

 

Благословение Валаама

Амман в древности назывался Рабат-Амон, позже, в римскую эпоху и в византийский период, он назывался Филадельфия, и в арабские времена он опять стал называться Амман. Старый город, где были произведены археологические раскопки, особого впечатления на нас не произвел, потому что там, так же как и в других древних городах, в которых мы бывали раньше, есть руины театра и  храма римского периода, останки  различных  мусульманских строений , также есть развалины византийского храма. Мы видели аммонитянский дворец, точнее, его древние руины, 800 лет до Рождества Христова. Интересно было попасть в Археологический музей Аммана, который располагается там же.

Зато Археологический музей Аммана преподнес нам много сюрпризов и, в то же время, одно небольшое огорчение. Мы там ожидали увидеть знаменитый Кумранский медный свиток, но его и еще нескольких экспонатов там не оказалось, так как их перенесли в новый археологический музей, который еще не открылся. Но мы увидели много другого интересного. Прежде всего, знаменитые черепа из Иерихона, которые считаются одними из древнейших произведений скульптурного искусства. При захоронении череп отделялся от тела умершего человека, в глазницы вставлялись ракушки, а снаружи череп обмазывался глиной, и ему придавали вид лица человека, которому принадлежал череп, т.е. можно сказать, это древнейшие портреты. Эти черепа обнаружила Кетлин Кеньон, английский археолог, которая проводила  раскопки в Иерихоне. Некоторые из черепов были раскрашены, на некоторых были нарисованы усы, а на одном черепе было даже что-то в виде головного убора.

В музее мы увидели много разных интересных артефактов, начиная с каменного века и до византийского периода, кстати. Видели знаменитые древние захоронения, которые раньше делали под полом дома. Прекрасно сохранился череп раннего бронзового века с трепанационными отверстиями, что говорит о том, что уже в те времена проводились сложные операции на черепе.

Далее, осматривая находки в музее, я наткнулся на неприметный с виду планшет из стекла, в котором был фрагмент знаменитейшей штукатурки из Тель Дейр Алла с надписью Валаама на древнееврейском языке. Эта надпись хранится в музее в оригинале. У нас как раз и была задача её найти, но мы не ожидали найти её именно там. Еще когда я учился в академии, мне на экзамене попался вопрос об этой надписи, и вот теперь я увидел ее своими глазами. Валаам – это знаменитый языческий прорицатель, который, согласно библейскому повествованию, должен был проклясть Израиль, но вместо этого по особому внушению Божию благословил его. В этом Теле во время раскопок было найдено святилище, и в нём осыпавшаяся штукатурка, на которой имелись надписи и упоминалось о Валааме. Эта находка очень важна, так как является свидетельством реальности событий, описанных в Библии. Также в музее находится копия знаменитого камня царя Меши 850 г. до Р.Х., который был найден в 1868 г. Шарлем Клермон-Ганно и выставлен в Париже в Луврском музее. Интересными оказались находки набатейских надписей (Набатея – государство, которое было на юге Израиля), филистимские гробницы, которые мы ранее видели в Археологическом музее Израиля. Филистимляне хоронили своих умерших в таких, особой формы, саркофагах  с маской, которая закрывала лицо.

Осмотром этого музея закончился наш первый день.

 

Где крестился Спаситель

На следующий день мы поехали в Вефавару – это место, где св. Иоанн Креститель крестил Спасителя. Там было обнаружено место, где находились византийские церкви. На одном и том же месте в разные времена стояло пять церквей. Из-за землетрясений и разливов Иордана они  разрушались, и вновь строились новые. Часовня на четырех столбах стоит именно на том месте, где, по преданию, произошло крещение Господне. Сам Иордан течет на 100 метров южнее, так как с течением времени он изменял русло. На схеме расположения храма видно, что Господь крестился не в самом русле Иордана, а в рукаве реки, там не было сильного течения, но в тоже время вода была проточная, и само это место имеет форму креста. Это и было для нас открытием. Во времена Спасителя Иордан был довольно широкий, наверное, такой же, как река Ока. Сейчас воды в нем мало. Мы отслужили у реки Иордан водосвятный молебен. Русские туристы, которые тоже оказались там, видя, что мы освящаем воду, подождали, пока мы отслужим молебен, и только после этого вошли в воду. Мы тоже трижды окунулись.

Самостоятельно на Иордан попасть нельзя. Паломников везут на автобусе до пограничного поста, а потом они идут под руководством сопровождающего, который показывает Евангельские места. Там построено несколько церквей: армянская, греческая, коптская и русская, которая привлекает внимание иностранных туристов большим золотым куполом. Рядом строят свой храм с двумя колокольнями католики, естественно, стараются, чтобы он был выше нашей церкви. Здесь не обрадовали очень высокие цены на иконы и сувениры: раз в 6-10 выше, чем в Иерусалиме. Нашим паломникам, которые желают ехать в Иорданию на место крещения Спасителя, советую купить всё в России, а там освятить, так как лавок церковных там нет и цены заоблачные.

После посещения места, где крестился Господь, мы поехали искать Тель Дейр Алла, где была найдена надпись Валаама. В поисках мы доехали до границы с Сирией, затем вернулись и все-таки нашли это святилище. Оказалось, что рядом находится археологическая служба древности Иордании, сотрудники которой были очень удивлены, что мы русские, приехали сюда, знаем про это место, еще и интересуемся надписью Валаама.

Затем мы поехали в Мадобу, городок, где в ХIХ веке раскопали византийский храм, в котором на полу была мозаичная карта всей Палестины от Галилейского моря до дельты Нила. В настоящее время от нее остались только небольшие фрагменты, которые сейчас находятся в греческом храме святого великомученика Георгия Победоносца. Мы там побывали и посмотрели карту, где очень четко виден византийский Иерусалим (Дамасские ворота, Церковь Гроба Господня, церковь на горе Сион). Иерусалим здесь изображен в несколько искаженном виде, но, всё равно, ученые-археологи благодаря этой карте имеют возможность представить, как выглядел Иерусалим в византийскую эпоху. Я привез точную копию этой мозаики, с помощью которой я буду обучать студентов и в Санкт-Петербургской Академии, и у нас в Рязанской семинарии.

Ученые считают, что безвозвратно уже потеряна та часть карты, которую повредили, когда её откапывали. Мы не знаем, как выглядели остальные части Святой Земли. Даже на карте Иерусалима поврежден фрагмент, где расположена храмовая гора, и сейчас по этому поводу ведутся споры. Западные археологи считают, что там была в византийский период свалка, христиане не почитали это место. Однако есть сведения, что там располагались храмы, и современная мечеть Омара – это не что иное, как византийский октогональный Богородичный храм, который был разрушен персами в VII веке и был восстановлен мусульманскими архитекторами. По внешнему виду эта мечеть действительно больше похожа на византийский храм…

 

Гора Моисея

Дальше мы попали на гору Нево. Это та гора, с которой Моисей смотрел на Землю Обетованную. Там также найден  византийский храм и множество интересных мозаик. Сейчас там расположен францисканский монастырь. На горе установлен крест со змеем в память того события, когда Моисей поставил жезл с вознесенным на него змеем, и змеи перестали кусать народ израильский. С горы открывается прекрасный вид на Иерихон, другие города, Мертвое море. Нигде в окрестностях похожей горы нет, поэтому можно с уверенностью считать, что это именно та гора, на которой был Моисей. Считается, что там же он был и похоронен. На этой же горе пророк Иеремия спрятал ковчег завета, когда было вавилонское нашествие.

 

Мечта сбылась

 После этого мы поехали в Петру. Петра (от греческого слова «петрос» – камень) – это удивительное место, одно из семи современных чудес света. Быть в Иордании и не видеть Петру – это всё равно, что быть в Египте и не посмотреть  пирамиды. Петра – это город, высеченный в скалах. Библейского значения Петра не имеет, но как археологический памятник она очень ценна. В византийский период вся Святая Земля делилась на три административных округа и столицей южного административного округа была Петра. Чтобы туда попасть, надо идти по тропинке в скале длиной 1200 м, высота этих скал от 90 до 180 метров. Тропинка очень напоминает лабиринт, который ведет к удивительному месту с красивейшими гробницами. Самая первая гробница называется «гробница фараонов». В прошлые времена арабы думали, что в ней находится золото фараона, поэтому расстреливали статуи в надежде, что оттуда посыплется золото. Там сохранились и языческие храмы, и огромные гробницы, которые строились вокруг города, внутри города находится театр. Видимо, жители Петры настолько любили театр, что для этого снесли две гробницы и вырубили в камне сиденья для театра, а вверху видны погребальные ниши. Осмотреть всю Петру за один день нереально, поэтому люди приезжают туда на несколько дней, и целые дни проводят в каменном городе. Я с детства хотел туда попасть, и вот моя мечта сбылась.

 

Содом и Гоморра

На обратном пути из Петры перед нами стояла самая главная задача – найти библейские Содом и Гоморру. Город Баб эд Дра, который ассоциируется с библейским Содомом, мы нашли быстро. От Содома мало что осталось, но знаменитые ворота, которые заложены кирпичом, мы нашли. Нам был очень интересен сам факт расположения городов. Гоморра считалась городом-спутником Содома, находилась от него на расстоянии порядка десяти километров, поэтому те места, где мы были, ученые и идентифицировали как Содом и Гоморру. Эти места называются Нумейра и Баб-Эд-Дра, они расположены в десяти километрах друг от друга, и Нумейра гораздо меньше, чем Баб-Эд-Дра. Расположены они тоже на телях, относительно высоко над уровнем моря, что говорит о том, насколько сильно понизился уровень Мертвого моря за эти тысячелетия. Раньше оно было огромным, в нем было очень много горючих веществ, плавали целые айсберги битума, поэтому не случайно, что описание гибели Содома и Гоморры похоже на  извержением вулкана.

Еще в один из дней мы посетили и исследовали знаменитый дворец богатого иудея Товии, так называемый Ирак эль-Эмир. В эллинистический период управления государством в Израиле не было наместников, как в персидский или римский период, а фактически руководил страной первосвященник. Поэтому влияние на первосвященника было залогом власти в стране. Богатые жители старались преподносить греческим царям богатые дары, чтобы поставить лояльного для себя первосвященника и через это влиять на управление страной. Этот дворец является жемчужиной археологии.  К сожалению, мы не успели осмотреть удивительнейшее место, которое называется Махерус. Это дворец Ирода Великого, в котором был заключен и казнен Иоанн Креститель.

Но, думаю, это не последняя наша поездка в Иорданию. В эту страну ездит пока очень мало наших соотечественников, поэтому мы считаем, что обязаны выпустить такую книгу по археологии библейской Иордании и открыть Иорданию для русских паломников.

На фото: на месте крещения Спасителяпротоиерей Дмитрий Гольцев и Дмитрий Юревич, проректор Санкт-Петербургской духовной академии; череп из Иерихона; крест со змеем.

 

В начало

Перед выбором

«Базисные ценности – основа единства народов» – такова главная тема XV Всемирного Русского собора

Душа на рентгене

Обычно я отказываюсь от премий. Так, отказался от премии Льва Толстого, поскольку думаю про него то же, что святой праведный Иоанн Кронштадтский

ПСИХОЛОГИЯ В ВЕРЕ

Раньше слово «психология» было пугающим для священнослужителей потому, что психология..

Сбережем ли семейный очаг?

Закон об Уполномоченном по правам ребенка вызвал бурное возмущение у рязанцев

Библейские места

Иордания интересна в первую очередь тем, что там находились заиорданские колена Израильского народа

В поисках счастья

Бывало, порой я влюблялась очень сильно, но это не приводило ни к чему

По Золотому кольцу

Путешествовать всегда нравилось. Выбираешь место, время и в путь

ДАР УТЕШАТЬ И ИСЦЕЛЯТЬ

Чем же сумел привлечь к себе сердца прихожан новый настоятель?

Святитель–хирург

К 50-летию преставления святителя–исповедника, доктора медицины, архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого)

Дивный Венев

Мы побывали в паломнической поездке в старинном городе Веневе Тульской области и Свято-Никольском женском монастыре

«Нет неверующих»

Сколько я встречал материалистов,  как раз все они верили именно в чудеса

Парадоксы праздника

Федеральные структуры проводят политику, направленную на разрушение нашего образования

Вначале было Слово...

Именно благодаря этим знаменитым братьям на Руси в IХ веке появилась письменность

ПОСЛЕ ПАСХИ

Были подведены итоги конкурса детского творчества «Пасха красная», в котором участвовало более 700 работ

Дмитрий Гольцев и Дмитрий Юревичкрест со змеемчереп из Иерихона