Логотип рязанской газеты "Благовест"

Душа на рентгене

Писатель Владимир Крупин – автор повестей «Живая вода», «Сороковой день», «Вятская тетрадь» и других, стал лауреатом Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Обычно я отказываюсь от премий. Так, отказался от премии Льва Толстого, поскольку думаю про него то же, что святой праведный Иоанн Кронштадтский. Вообще я хочу, чтобы обо мне говорили, когда умру: «Ушел русский писатель», а то, когда на похоронах стоишь и слышишь перечисление регалий (лауреат премии такой-то, лауреат другой), чуть ли не забываешь, о ком идет речь. Но в данном случае – другое дело.

Патриаршая премия для меня почетна, ведь это своего рода оценка моих литературных заслуг Церковью. Не мог я отказаться и от премии святого Александра Невского. Кстати, она была безо всякого денежного вознаграждения.

Мне кажется – литература, которая не говорит о Боге – бесполезна. Литература должна вводить если не в храм, то хотя бы в церковную ограду.

Русская литература всегда была на стороне униженных и оскорбленных и всегда была народной.

Когда в 60-е годы возникла литература духовных народных исканий, критики немного свысока обозвали ее «деревенской прозой». «Деревенщиков» – Василия Шукшина, Федора Абрамова, Василия Белова и других замечательных писателей – как бы противопоставляли городской литературе. Прошло не так много времени и принадлежать к «деревенщикам» стало очень почетно. Хотя я давно живу в Москве и у меня много работ, не посвященных деревне, но когда меня причислили к «деревенщикам» – это было большой честью…

Да, мы говорим о том, что тиражи упали, что литература дорожает, стала менее доступной, читателей стало меньше. Но, кроме внешних причин, вызвавших это, существуют и внутренние. В нашу жизнь стало входить много духовной литературы. И никакой Союз писателей не заменит писания Феофана Затворника, Игнатия Брянчанинова, работы Константина Леонтьева… И духовная литература не то чтобы стала соперничать со светской, она просто взяла на себя огромное число читателей. Поэтому жаловаться на то, что нас стали меньше читать – не нужно. Люди не перестали читать, у них появились другие магниты в книжном мире. Но литература жива и за счет этого соседства с духовными сочинениями улучшится и будет с себя строже спрашивать.

Русские писатели сейчас живут необычайно тяжело. Я не жалуюсь, а просто рассказываю. Издатели иногда могут совсем не заплатить. Так, за книжку «Босиком по небу» мне дали 20 экземпляров книги, за «Россию спасет святость» – 50 и – все.

Почему так происходит? Потому, что издателей грабит книжная торговля… Вот, лежит, скажем, в лавке моя книга «Россию спасет святость» – где-то рублей за 270. И наверняка многие думают: «Вот он какой, православный писатель, наверное, без конца на Канарах отдыхает». И не догадываются, что я ничего не получаю от продаж. Получает та самая книжная торговля.

Раньше было распространение книг, – от Камчатки до Средней Азии, была отлажена система книготорговли. И в государственную казну первая статья доходов была – водка. Вторая – книги. О чем не многие знают. Если государство будет владеть книготорговлей, вовсе не значит, что оно будет что-либо диктовать писателю. В том числе идеологически. Тем более, что сейчас вообще никакой идеологии нет. Кроме идеологии денег.

Вообще к творчеству каждого писателя надо подходить с рассуждением. Мы же не можем всецело принять Лермонтова, даже того же Пушкина, Блока или Есенина. Но это не значит, что их вообще не следует читать. Просто нужно отсекать то, что противоречит взглядам читателя-христианина.

Проза, стихи – душа писателя на рентгене. И о вере нужно говорить искренне – или лучше совсем не говорить.

Вообще, если атеист – порядочный человек – это лучше, чем человек лукавый, теплохладный, увиливающий, но считающий себя верующим.

Писатель, который пишет на христианские темы и владеет христианской лексикой, но не живет церковной жизнью – не сможет в полной мере убедить читателя в том, о чём он пишет.

Митинг – дело неплохое, ведь люди собираются, чтобы выразить своё мнение власть предержащим. Но все-таки гораздо предпочтительнее Крестный ход. Это пример того, как люди могут единым сердцем, едиными устами говорить об одном – славить Бога. Я очень многие годы ходил на Великорецкий Крестный ход, был на Екатеринбургском Царском Крестном ходе. Какие удивительные лица! Какой заряд спокойствия, молитвенности получаешь!

Место рождения, детства человека играет решающую роль в его жизни. Вот я смотрю на коллег – горожан и думаю, о чём им писать? Асфальт, голуби, дворовый футбол. А дальше? Давящее пространство городских улиц? А ребенку нужно выбежать во двор, чтобы мычала корова, чтобы собака любимая подскочила! Дальше – река, лес… И все время что-то приходится делать – то поливать, то с сорняками бороться, то кур покормить. А языковая среда?! У меня писатели – это отец с матерью да деды с бабками. Я просто записываю. У нас вообще такое количество талантов прорезается через изначальную близость к природе, к большой семье. Воспитание, атмосфера в семье – решающее дело.

Я с детства хотел быть писателем и много читал. И ребята из класса стали называть меня «запечный таракан». Я так переживал: ведь какая девочка полюбит мальчика с таким прозвищем?! С другой стороны, эта детская жестокость на самом деле позволяет добиваться большего.

Я всю жизнь работаю учителем. И жена тоже. К тому же она уже 22 года главный редактор журнала «Литература в школе». Мы с ней и познакомились в Московском Областном Педагогическом Университете.

Где я только ни преподавал – и в школе, и в Литературном институте, и в Московской Духовной академии. Мне очень нравится рассказывать ученикам о русской литературе, только сил уже не остается. Духовник мой сказал: преподавать за тебя смогут, а писать – нет.

Главное, чтобы учитель любил детей. Я забываю, чему учила меня Марина Афанасьевна на уроке математики. Но помню, как она ко мне относилась, и стараюсь всю жизнь так же относиться к своим ученикам.

Легче жить становится, когда ты с Богом живешь. Исчезает брюзжание, недовольство… Слава Богу за всё! За то, что я православный, за то, что родился и живу в самой лучшей стране – в России.

Беседовала Оксана Головко

 

В начало

Перед выбором

«Базисные ценности – основа единства народов» – такова главная тема XV Всемирного Русского собора

Душа на рентгене

Обычно я отказываюсь от премий. Так, отказался от премии Льва Толстого, поскольку думаю про него то же, что святой праведный Иоанн Кронштадтский

ПСИХОЛОГИЯ В ВЕРЕ

Раньше слово «психология» было пугающим для священнослужителей потому, что психология..

Сбережем ли семейный очаг?

Закон об Уполномоченном по правам ребенка вызвал бурное возмущение у рязанцев

Библейские места

Иордания интересна в первую очередь тем, что там находились заиорданские колена Израильского народа

В поисках счастья

Бывало, порой я влюблялась очень сильно, но это не приводило ни к чему

По Золотому кольцу

Путешествовать всегда нравилось. Выбираешь место, время и в путь

ДАР УТЕШАТЬ И ИСЦЕЛЯТЬ

Чем же сумел привлечь к себе сердца прихожан новый настоятель?

Святитель–хирург

К 50-летию преставления святителя–исповедника, доктора медицины, архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого)

Дивный Венев

Мы побывали в паломнической поездке в старинном городе Веневе Тульской области и Свято-Никольском женском монастыре

«Нет неверующих»

Сколько я встречал материалистов,  как раз все они верили именно в чудеса

Парадоксы праздника

Федеральные структуры проводят политику, направленную на разрушение нашего образования

Вначале было Слово...

Именно благодаря этим знаменитым братьям на Руси в IХ веке появилась письменность

ПОСЛЕ ПАСХИ

Были подведены итоги конкурса детского творчества «Пасха красная», в котором участвовало более 700 работ

Писатель Владимир Крупин – автор повестей 
«Живая вода», «Сороковой день», 
«Вятская тетрадь»