Логотип рязанской газеты "Благовест"

К 50-летию преставления святителя–исповедника, доктора медицины, архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого)

Святитель–хирург

Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, так звали в миру будущего иерарха, родился 27 апреля 1877 года в семье провизора в Крымском городе Керчь. По промыслу Божию, так получилось, что в Крыму он родился, провел детство, здесь же завершил свой жизненный путь, был погребён и прославлен в лике святых.

В 1889 году Ясенецкие переехали в Киев, где Валентин закончил гимназию. Имея художественный талант, Валентин совершенствовал его в художественных школах Петербурга и Мюнхена.

С юношеских лет Валентин Феликсович был захвачен идеей своим трудом помочь простому народу. В 1898 году Ясенецкий поступает на медицинский факультет Киевского университета, чтобы стать, по его словам «деревенским, мужицким врачом» и помогать бедным людям. Получив диплом с отличием, молодой врач в 1904 году в составе Киевского военно-медицинского отряда Красного креста отправляется на Дальний Восток, где во время русско-японской войны началась его успешная хирургическая практика. Вскоре молодой хирург женился на сестре милосердия Анне Ланской.

По окончании военных действий Валентин Феликсович, исполняя свой обет, трудился земским врачом в провинциальных больницах Симбирской, Курской, Саратовской и Ярославской губерний. Часто ему приходилось быть не только хирургом, но и терапевтом, акушером, окулистом. Одновременно он занимается научной работой, и в 1916 году состоялась блестящая защита его докторской диссертации. С началом Первой мировой войны в Переяславле-Залесском был организован госпиталь для раненных, возглавил который военно-полевой хирург Войно-Ясенецкий.

В 1917 году доктора Войно-Ясенецкого приглашают в Ташкент на должность главного врача городской больницы. В это время в России началась великая революционная смута. В это тяжелое время главный врач неустанно трудился в больнице, оставаясь верным своему профессиональному долгу.

В ноябре 1919 года беда посетила семью Ясенецких – от чахотки умерла Анна Васильевна, супруга Валентина Феликсовича. Четверо детей остались без матери. Овдовев, врач Войно-Ясенецкий стал по воскресным дням посещать соборный храм, при котором действовало церковное братство. Как активный прихожанин он участвовал на собраниях братства и выступал с беседами на темы Священного писания и христианской нравственности. Его заметили и предложили принять священный сан. Так, на праздник Сретения Господня 1921 года, Валентин Феликсович был посвящен в сан иерея.

С этого времени отец Валентин стал совмещать работу главного врача городской больницы, чтение лекций на медицинском факультете, причем в рясе и с крестом на груди, а также священнослужение и проповедование слова Божия в соборе по воскресениям.

В Ташкенте после отъезда архиепископа Иннокентия и ареста его преемника епископа Виссариона церковной власти не стало. На епархиальном собрании иерей Валентин был избран кандидатом для посвящения в сан епископа Туркестанской епархии.

Прибывший в Ташкент архиепископ Уфимский Андрей (князь Ухтомский) одобрил решение епархиального собрания и постриг отца Валентина в монашество с наречением имени святого евангелиста, иконописца и врача Луки. 31 мая 1923 года в маленькой Никольской церкви города Педжикента (в 90 километрах от Самарканда) два ссыльных епископа Даниил и Василий при закрытых дверях совершили над иеромонахом Лукой архиерейскую хиротонию. С этого времени начался тернистый крестный путь святителя–исповедника. Из последующих 20 лет своей жизни, епископ Лука 11 лет провел в тюрьмах и ссылках.

 Эти страдания, искушения лишь укрепили его веру и закалили его характер исповедника Христовой веры. Он не раз голодал, но, получая передачи с воли, всегда делился ими с сокамерниками.

Во время последней ссылки владыки Луки началась Отечественная война. Он был назначен главным хирургом Красноярского госпиталя 15-15, а также консультантом других госпиталей Красноярского края. За два года тысячи тяжелораненых прошли через талантливые руки Святителя-врача. Большинству из них он сохранил жизнь, вернул  здоровье.

В 1943 году блаженнейший митрополит Сергий (Старогородский) назначает владыку Луку на Красноярскую кафедру и награждает саном архиепископа. Хотя официально срок ссылки Войно-Ясенецкого закончился в июле 1942 года, практически он находился там до конца 1943 года. В феврале 1944 года его переводят в Тамбов. На новом месте владыка успешно совмещал архиерейское служение с работой хирурга в Тамбовских госпиталях. Наконец, после многих лет гонений и репрессий деятельность владыки Луки как архипастыря, учёного, хирурга-практика была признана всеми. В 1945 году патриарх Алексей I (Симанский) наградил его правом ношения бриллиантового креста на клобуке, а правительство наградило его медалью «За доблестный труд в ВОВ» и присудило Сталинскую премию первой степени за выдающиеся достижения в медицине.

Весной 1946 года архиепископа Луку переводят в Симферопольскую епархию, которую он возглавлял до конца своей жизни в течение 15 лет. Здесь владыка Лука приложил много трудов по становлению церковной жизни, неустанно проповедовал и продолжал оказывать медицинскую помощь нуждающимся. В первые годы пребывания в Крыму Святитель Лука часто читал доклады и лекции врачам, делал сложные операции раненным и больным и твердо исповедовал свою веру. Однажды на заседании хирургического общества один военный врач задал вопрос Владыке: «Как вы, такой специалист, можете верить в Того, Которого никто никогда не видел, в Бога?». Владыка ответил: «Вы не раз слышали, дорогие коллеги, эти слова: в моём сердце – любовь, в моём сердце – ненависть. Но ведь вскрывая сердце, вы не находили в нём ничего, кроме мышц и крови. Вскрывая черепную коробку, не видели вы в ней ни ума, ни глупости. Точно также и я не видел Бога. Но чтобы иметь смысл жизни, необходимо верить в то, что Он есть. С Богом жизнь обретает цель, опору. Имея Бога в душе, наполняешься подлинным богатством». В конце 1947 года гражданские власти запретили появляться архиепископу Луке в аудиториях и лечебных учреждениях в духовной одежде. И он вынужден был принимать больных у себя на дому. На дверях его дома висело объявление, что профессор медицины ведёт бесплатный прим больных. Через своего служителя Господь творил явно чудеса исцелений. Часто даже безнадёжные больные исцелялись не только благодаря врачебному искусству Владыки, но и его глубокой вере, молитве и благословению.

В 1956 году владыка Лука полностью ослеп. Он со смирением принял это несчастье, как волю Божью и продолжал служить, проповедовать и управлять епархией.

Святитель Лука отошел в вечность утром 11 июня 1961 года, в день памяти всех святых в земле Российской просиявших. Архипастырь оставил после себя более 1200 проповедей, свои труды: «Дух, душа и тело», «Наука и религия», которые изданы в наше время. Владыка Лука был автором многочисленных трудов по медицине. Кроме докторской диссертации «Регионарная анестезия» и знаменитого труда «Очерки гнойной хирургии», им написано более 30 статей. В 30-е годы Нобелевский лауреат И.П. Павлов сравнивал значение в отечественной медицине профессора Войно-Ясенецкого с трудами великого русского хирурга Н.И. Пирогова.

После преставления архиепископа Луки на его могиле стали совершаться чудеса исцелений от различных телесных и духовных недугов. 22 ноября 1995 года архиепископ Лука был причислен к лику местночтимых святых как святитель и исповедник веры. В марте 1996 года были обретены его святые мощи и перенесены в Свято-Троицкий кафедральный собор города Симферополя. На юбилейном Архиерейском соборе 2000 года Святитель Лука был прославлен в лике новомучеников и исповедников Российских. Многие православные врачи считают Святителя Луку  своим небесным покровителем и  помощником.

протоиерей

 Анатолий  Лазарев,

почётный настоятель Вознесенского храма города Рязани

 

 

В начало

Перед выбором

«Базисные ценности – основа единства народов» – такова главная тема XV Всемирного Русского собора

Душа на рентгене

Обычно я отказываюсь от премий. Так, отказался от премии Льва Толстого, поскольку думаю про него то же, что святой праведный Иоанн Кронштадтский

ПСИХОЛОГИЯ В ВЕРЕ

Раньше слово «психология» было пугающим для священнослужителей потому, что психология..

Сбережем ли семейный очаг?

Закон об Уполномоченном по правам ребенка вызвал бурное возмущение у рязанцев

Библейские места

Иордания интересна в первую очередь тем, что там находились заиорданские колена Израильского народа

В поисках счастья

Бывало, порой я влюблялась очень сильно, но это не приводило ни к чему

По Золотому кольцу

Путешествовать всегда нравилось. Выбираешь место, время и в путь

ДАР УТЕШАТЬ И ИСЦЕЛЯТЬ

Чем же сумел привлечь к себе сердца прихожан новый настоятель?

Святитель–хирург

К 50-летию преставления святителя–исповедника, доктора медицины, архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого)

Дивный Венев

Мы побывали в паломнической поездке в старинном городе Веневе Тульской области и Свято-Никольском женском монастыре

«Нет неверующих»

Сколько я встречал материалистов,  как раз все они верили именно в чудеса

Парадоксы праздника

Федеральные структуры проводят политику, направленную на разрушение нашего образования

Вначале было Слово...

Именно благодаря этим знаменитым братьям на Руси в IХ веке появилась письменность

ПОСЛЕ ПАСХИ

Были подведены итоги конкурса детского творчества «Пасха красная», в котором участвовало более 700 работ

архиепископ
 Лука 
(Войно-Ясенецкий)