Логотип рязанской газеты "Благовест"

ПСИХОЛОГИЯ В ВЕРЕ

На вопросы Ирины ЕВСИНОЙ отвечает Ирина Николаевна МОШКОВА, директор семейной Воскресной школы «Живоносный Источник» в Царицыне, психолог-консультант, кандидат психологических наук, руководитель психологической консультации «Семейное благо».

 

Ирина Николаевна, как появился ваш центр? Почему Воскресная школа стала отправным пунктом вашего центра? Как связаны между собой эти две организации?

Первоначально такой тесной связи мы не усматривали, но, всё равно, Воскресная школа стала путеводной вехой в нашем центре.

Как Вы пришли туда? Как возникла эта идея?

Пришла я в центр, потому что искала возможность послужить Богу и людям, но я не знала как, и это было благословение духовника.

Раньше слово «психология» было пугающим для священнослужителей потому, что психология, которая вышла из недр марксистко-ленинской, советской философии была отягощена идеологическими штампами, которые имели атеистическую направленность, поэтому недоверие было огромное. Как раз в 90-е годы хлынуло много литературы с запада, опять стал популярен Фрейд. Стали развиваться восточные мистические культы, секты, которые практиковали на психологии различные тренинги успешности. Всё это вызывало колоссальное недоверие в адрес психологии, и многие священники однозначно отрицательно высказывались об этом.

Испытывая все эти муки, в 1986 году я начала воцерковляться. Я оказалась в поиске и не знала, что мне делать с моей профессией, а закончила я факультет психологии МГУ по специальности «детская возрастная педагогическая психология», на которой нас учили корифеи советской психологии, стоявшие у её истоков. Но даже говорить в храме о том, что я психолог, было боязно, потому что это вызывало очень негативную реакцию. Протоиерей Георгий Бреев, у которого я исповедовалась, мало того, что не отверг меня, как носителя этой профессии, но сказал: «Раз ты детской возрастной педагогической психологией занималась, то иди, работай в Воскресной школе». Теперь я ему благодарна тысячу раз, что он так определил мой путь.

Первый этап моего становления был связан с изучением Закона Божьего, катехизиса, получения духовных знаний, которые питали мою душу. Сначала я была преподавателем, потом завучем и, наконец, меня благословили стать директором воскресной школы при храме иконы Божьей Матери Живоносный Источник в Царицыне. С этого момента начались мои первые попытки моделирования школы. Наблюдая за детьми, которые поступали к нам в нашу школу, я поняла, что есть проблема двойного сознания. В воскресной школе дети получали одни знания, а, приходя домой, видели неверующих родителей, которые не молились, в храм не ходили. Эти ребята на уроках наших преподавателей постоянно ломались о твердыню образа семейной жизни. И Господь дал такую мысль: а что если приглашать в школу именно всю семью? Постепенно эта идея стала реализоваться через образовательный центр «Живоносный источник», в уставе которого было прописано, что мы будем заниматься психологическим консультированием, оказывая помощь людям, попавшими в трудные жизненные семейные обстоятельства.

Мы посчитали, что подобные консультации целесообразны именно рядом с воскресной школой. Постепенно мы перестроили свои занятия и с взрослыми, и с детьми так, чтобы они могли преломить свои духовные знания о христианском образе жизни в кругу семьи. Мы рассказывали о том, что такое христианский брак, зачем венчаться, как жить молодым в период ожидания ребёнка и т.п.

Известно, что ваш центр, кроме духовно-просветительской деятельности, психологических консультаций, активно занимается социальной работой.

Да, это так. Получилось так, что рядом с воскресной школой открылся Царицынский центр социального обслуживания, и наши педагоги, психологи по благословению протоиерея Георгия Бреева пошли туда работать по совместительству. Со временем возникли добрые партнерские отношения. Наши прихожане стали участвовать в работе центра. В то же время, у нас появилась возможность перенести туда часть кружков и студий, организовать праздники. Опыт социально-психологической работы, который накопили в нашем Центре за 13 лет, сейчас широко востребован. В епархиях, при храмах открываются Центры поддержки семьи, материнства и детства, которые никак не могут существовать без консультативно-психологической помощи. Кроме того, развивая социальную деятельность, помощь детям-сиротам, обездоленным одиноким старикам с трудной судьбой, трудным характером, без психологической помощи не обойтись. Количество людей с нездоровой психикой увеличивается с каждым годом. Людей, страдающих психозами, нервозами, депрессиями, в том числе в церковной ограде, сейчас много. Совершенно очевидно, что в приходской жизни человек, который выслушает, поймет, поможет встроиться в жизнь, в том числе молодёжи, имеющей своеобразную психологию, мировоззрение, культуру, будет очень полезен.

Как бы вы посоветовали организовать работу на приходах в связи с Указом Святейшего Патриарха Кирилла об активизации на приходах работы с молодежью, социальной, миссионерской деятельности?

Такие помощники настоятелю храма, священникам, конечно, очень нужны. Но, как правило, такая деятельность на приходах развивается не лучшим образом. Набирается четыре человека, каждый из которых протаптывает свой коридор возможностей, у каждого есть своя программа, своя линия поведения, свои мероприятия и так далее. Мне кажется эта практика неправильная, потому что в реальной жизни, все эти вопросы тесно связаны между собой. На мой взгляд, на сегодняшний момент наиболее актуальной является другой способ работы, который основан на социальных программах и проектах. Сформировав идею программы «Духовное здоровье семьи и личности», мы поняли, что внутри неё мы можем развивать неограниченное количество проектов и направлений. Но для их реализации нужны люди, которые организовывают волонтерскую, просветительскую работу, молодежь подтягивают… Когда в рамках одного проекта есть четыре разных грани, то все мероприятия углубляются по содержанию, смыслу, и в итоге человек получает всестороннюю поддержку и церковное влияние, которое приводит его к внутреннему оздоровлению. Конечно, можно всё это делить и дробить на отдельные направления, на отдельных людей распределять нагрузки, а можно из них создавать единую команду, которая будет работать по единой программе, реализуя общие социальные проекты. Мы считаем, что этот путь более оправдан на сегодняшний момент, и мы стараемся его развивать.

Для многих сельских приходов вопрос, связанный с выделением новых ставок на приходах стоит очень остро, так как на это нужны дополнительные средства. У Вас в Царицыно ситуация сложилась довольно благополучно.

Благодаря помощи Божьей, чтобы так всё сложилось, надо было двадцать лет поработать… Мы начинали с каких-то отдельных мероприятий: то в больницу пойдем, то в детский дом, то в госпиталь, то в психиатрическую больницу, то дарили подарки детям-инвалидам, помогали священнику совершать требы… Когда ты работаешь на одном месте в течение многих лет, ты понимаешь, что выполняешь некую миссию, это главное дело твоей жизни, когда вкладываешь душу, в итоге ситуация меняется, Господь открывает новые возможности. Таким образом родилась эта программа, по которой мы работаем. Безусловно, на сельских приходах, где нет средств и специалистов, никакая программа сразу не возникнет, но, я считаю, что священникам целесообразно знать этот передовой опыт, чтобы иметь в виду тот проект, к которому можно привести дело.

Откуда человеку верующему взять силы и время на благие дела? Любой человек же имеет определенный ресурс духовных сил?

Когда человек правильно верует, находятся силы на всё. Речь о том, что есть ритуальная поверхностная жизнь Православной церкви, которая усваивается легче, а есть то, что касается усвоения евангельского духа веры. Люди могут с точки зрения обрядов воспринять традиции Церкви, но не усвоить духа соборного единения, любви,  самоотверженного служения, помощи ближнему, готовности открываться человеческой боли. Мы привыкли себя беречь, не доверять ближнему, не впускать в свою душу человека, т.е. сформировался целый комплекс внутренних барьеров, и, становясь верующим, он всё равно замыкается на самом себе, а это эрзац, это ложное восприятие веры. Часто вера воспринимается с искажением, как у психически больного человека, который слушает священника, а понимает его по-своему. Я это очень часто наблюдаю в общении с прихожанами и священниками. Один и тот же человек сначала, побывав у батюшки и придя к нам на консультацию, искажает слова батюшки, т.е. человек слушает священника, а понимает его превратно, корни этого поведения в эгоизме, который внутри нас, и это мешает воспринять сказанное так, как оно есть. Не каясь на исповеди в своих грехах, человек несет в себе как бы груду камней и не видит их в себе – это и приводит к тому, что воцерковляясь, он некоторый период времени толкует веру превратно, подправляя её под себя.

Но часто бывает, что уже пришедший к вере воцерковленный человек, вдруг отходит от веры и перестает соблюдать даже обрядовую сторону веры.

Таких примеров очень много. Причина  этого – греховная поврежденность человека, наша психическая неустроенность, потому что все мы сейчас люди неуравновешенные, душевнобольные, невротики. Каясь в себе, человек становится болезненно-чувствительным и впечатлительным, и может докопаться в себе до такой степени, что и веру из себя выковырнет полностью. Здесь опять встает вопрос именно преподавания и донесения до людей духа и сущности православной жизни именно в той глубине и чистоте, которая соответствует евангельской традиции. Вот здесь как раз много работы для наших священнослужителей.

Вы уже много лет преподаете в Сретенской семинарии, говорите ли вы с будущими пастырями об этом??

Да, я уже пять лет преподаю в Сретенской семинарии педагогику и психологию и вижу, что нет более трудного вопроса для семинаристов, чем вопрос о человеческой душе. Когда у нас с ними начинается разговор о душе, они начинают цитировать изречения святых отцов. Но ведь священник призван не цитировать, а понимать реальные проблемы современного человека, его зависимость от мира, его перепутанное представление о вере. Почему сердце человеческое заглохло и не слышит его голос, а слушает свой ум. Ведь в человеческой душе есть вертикаль и горизонталь, т.е. есть духовно-нравственная составляющая, а есть психика. Когда мы не умеем отличать одно от другого, то и результата не будет, а достучаться до глубины человеческого сердца, чтобы слово коснулось его души – это главная задача священника.

Как вам в личной жизни помогает то, что Вы психолог и православный человек?

Мою собственную личную семейную жизнь, с точки зрения биографии, нельзя назвать благополучной. Мне пришлось пережить в своё время развод, измену, что принесло мне сильную боль и безумные страдания, но именно эти обстоятельства привели меня в храм. Всё это привело меня в ужасное состояние «праха и пепла». Моя душа была превращена в разруху. В этот момент, не зная ни одной  молитвы, я взмолилась: «Господи, если Ты есть, дай мне другую жизнь или сотри меня с лица земли», я не понимала, какая другая жизнь, в чем она состоит, а поняла только одно – что, то чем я живу, это не жизнь, я искала, но не знала, где она и в чем.

Вот в таком состоянии меня за руку привели в храм, и, слава Богу, я оказалась перед лицом известного протоиерея Димитрия Смирного, и он стал для меня тем священником, который как хирург отсек все лишние страхи, опасения относительно церкви, себя самой, ребенка, своего будущего. Ему я обязана тем, что делала первые шаги воцерковления, ездила к нему на другой конец Москвы, туда же привела сына. Вот так начался новый путь. Затем мы с сыном поступили в одну из первых воскресных школ, которую отец Димитрий организовал, в храме вместе с сыном учили Закон Божий, я тогда и думать не могла, что когда-то буду преподавать в школе и руководить ей. Так через воскресную школу сложилась моя судьба.

Потом был долгий период, 16 лет, воспитания одной ребенка. Наконец Бог дал второй брак, венчанный, но, к сожалению, мы недолго пожили, и в прошлом году мой муж ушел из жизни. Последние девять лет брачной жизни также дали мне опыт, который помогает мне в моей работе с людьми.

Мои личные страдания и преодоление скорбей, болезней, безусловно, отражается на качестве работы. Когда люди приходят в подобных ситуациях, я понимаю, что они чувствуют, знаю, какие мысли приходят в этот момент.

Я часто говорю, что моя жизнь превратилась в дидактический материал для консультативной деятельности, потому что, если ты хочешь помочь другим, то должен исцелиться сам, т.е. тот кто «сам искушен был, может искушаемым подать помощи».

Спасибо, Ирина Николаевна, за вашу искренность в ответах. Может ли кто-то из наших читателей получить у Вас консультацию?

Да, можете, заходите на наш сайт www.semblago.ru, пишите E-mail: info@semblago.ru, звоните (495) 542-08-50. Кроме того, ответы на интересующие вопросы вы можете найти на сайтах: www.perejit.ru, www.realove.ru и др.

 

В начало

Перед выбором

«Базисные ценности – основа единства народов» – такова главная тема XV Всемирного Русского собора

Душа на рентгене

Обычно я отказываюсь от премий. Так, отказался от премии Льва Толстого, поскольку думаю про него то же, что святой праведный Иоанн Кронштадтский

ПСИХОЛОГИЯ В ВЕРЕ

Раньше слово «психология» было пугающим для священнослужителей потому, что психология..

Сбережем ли семейный очаг?

Закон об Уполномоченном по правам ребенка вызвал бурное возмущение у рязанцев

Библейские места

Иордания интересна в первую очередь тем, что там находились заиорданские колена Израильского народа

В поисках счастья

Бывало, порой я влюблялась очень сильно, но это не приводило ни к чему

По Золотому кольцу

Путешествовать всегда нравилось. Выбираешь место, время и в путь

ДАР УТЕШАТЬ И ИСЦЕЛЯТЬ

Чем же сумел привлечь к себе сердца прихожан новый настоятель?

Святитель–хирург

К 50-летию преставления святителя–исповедника, доктора медицины, архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого)

Дивный Венев

Мы побывали в паломнической поездке в старинном городе Веневе Тульской области и Свято-Никольском женском монастыре

«Нет неверующих»

Сколько я встречал материалистов,  как раз все они верили именно в чудеса

Парадоксы праздника

Федеральные структуры проводят политику, направленную на разрушение нашего образования

Вначале было Слово...

Именно благодаря этим знаменитым братьям на Руси в IХ веке появилась письменность

ПОСЛЕ ПАСХИ

Были подведены итоги конкурса детского творчества «Пасха красная», в котором участвовало более 700 работ

Ирина Николаевна
 МОШКОВА