Логотип рязанской газеты "Благовест"

Благодатный возраст

После того, как у нас в стране произошли радикальные перемены, произошли изменения и в сфере образования. В качестве эксперимента в российских школах появился новый предмет «Основы православной культуры» (ОПК). И до сих пор часто звучит вопрос: «А нужен ли такой предмет в школе?»

Попробую ответить на него и я, преподаватель этого самого предмета. Начну сначала. А «Вначале было Слово».

Каждый год 24 мая мы отмечаем день славянской письменности и культуры. Святые братья Кирилл и Мефодий, эти монахи-подвижники, не просто открыли для нас мир грамотности, они открыли нам мир веры православной.

После крещения Руси сразу начался ее духовный подъем. Центрами духовности стали русские монастыри. Именно при монастырях открывались школы, формировались библиотеки.

Монахи были учителями, а первой книгой для ученика была Псалтирь.

Церковь-мать направляла, освещала всю жизнь российского общества. Позднее школы оформились в отдельные учебные заведения, но духовное окормление оставалось вплоть до революции 1917 года, ведь именно церковь была родительницей русской школы, ее попечительницей и, как говорят сегодня, заказчиком образования.

Закон Божий в школе был первым и обязательным предметом. Преподавание, как и весь уклад школьной жизни, были пронизаны христианским мировоззрением.

Сегодняшнее положение ОПК, безусловно, в корне отличается от статуса Закона Божьего. Это не законоучительный, а культурологический курс. Таким образом, то, что было центром просвещения, стало необязательным и второстепенным.

Отсюда и отношение, как у учителей, так и у учащихся, к ОПК соответственное. Что касается моего личного опыта преподавания, могу сказать, что мне пришлось столкнуться с самым разным отношением: от категорического отрицательного до восторженного. Помню, в первые годы преподавания одна пожилая учительница с еле сдерживаемыми эмоциями сказала мне резко: «Всё-таки полезла церковь в школу!».

Православная Церковь – основоположница российского образования – перестала быть вхожей в стены школы, которую всё же продолжали называть храмом, только «храмом знаний». А теперь о ней говорят «полезла»… Ну, не парадокс ли?!

Мне было очень больно от этих слов. И не раз я испытывала просто физическую боль, когда наталкивалась на колкость, пренебрежение, скрытую иронию. И дело не в том, что это ранило меня лично. От этого зависело отношение к предмету целого детского коллектива. Поэтому очень важно иметь в школе единомышленников.

Что касается возрастных групп, я «прошла» все возрасты от первого до одиннадцатого класса. Конечно, самый благодатный возраст для восприятия святых истин – это маленькие дети.

Они сочувствуют распятому Христу, они не подвергают сомнению Его чудеса исцелений, преумножения хлебов, Воскресения Самого Господа. Они верят.

Дети с радостью показывают свои нательные крестики – гаранты их личных отношений с Богом. Им хочется читать стихи, разучивать колядки, петь молитвы. Они благоговеют пред иконой, оплакивают христианских мучеников и восторгаются их мужеством. Я очень люблю работать в начальной школе. Есть такие умилительные, чистые ребятишки, после общения с которыми на душе становится так утешительно, так мирно!

Ведь мы уже отвыкли удивляться, а они удивляются непрестанно, даже тому, что для нас стало банальностью.

Подходит ко мне перед началом урока Глеб из «2Б» и говорит:

– Знаете, что я вам скажу?!

– Что же, Глеб?

– Ученье – это свет, – произносит он многозначительно, – а неученье – тьма.

Поведав мне об истине, которая недавно открылась ему лично, он ждет моей реакции.

– Да, Глеб! Ты прав. Так и есть. Надо всем об этом сказать.

– Надо!

За много лет педагогической работы я, конечно же, получала грамоты, почетные знаки. Но каждый учитель знает, что самая большая награда – это любовь детей.

Маленькие дети дарят любовь щедро. Не успеешь появиться, они уже бегут поздороваться, обнять, повисеть на руке (а то и на шее!), показать рисунки, поделки. У меня накопилась целая гора раскрасок, самодельных открыток. Очень любят малыши угощать конфетками.

Совсем недавно девчушка из четвертого класса, после врученных мне конфет от её одноклассниц, протягивает мне две монетки (кажется, по десять рублей) и говорит:

– Вот, возьмите, Софья Олеговна!

– Это за что? – спрашиваю я, думая, что она хочет купить журнал «Ступени».

– Это вам. У меня больше ничего нет…

А пять лет назад в православной смене лагеря я от умиления просто чуть не прослезилась. Иду в корпус, уставшая, опустошенная, и вижу, сидит на лавочке Рома из младшего отряда. Ему тогда и семи лет не было. Смотрит он на меня с такой любовью и говорит:

– Софья Олеговна! Если бы у меня была конфетка, я бы вам дал!

Один раз второклассница поделилась со мной отщипанным кусочком булочки из буфета…

Однажды я болела, и меня долго не было в школе. После долгого отсутствия я захожу в школу, ко мне бежит третьеклассница и кричит: «Софья Олеговна, Вы пришли! А я думала, что уже всё! Православие закончилось». То есть она хотела сказать, что закончилось преподавание Основ православной культуры. Я ей тогда ответила: «ПРАВОСЛАВИЕ НИКОГДА НЕ ЗАКОНЧИТСЯ». Конечно, начинать надо с маленьких! Что же касается выбора формы преподавания, то можно вести и факультатив, и кружок, и просто встречаться с детьми на классных часах. Всё зависит от индивидуальных условий в каждой школе.

 

Софья Никулина

г. Рязань

В начало

Семья и будущее человечества

Нам пытаются навязать перевернутую логику, сказать, что семья отмирает, представить как норму однополые союзы, суррогатное материнство

Теряющая Рязань

Многих жителей нашего города тревожит то, что мало в городе остается старины, да и ту пытаются спрятать за громадами домов

В селеньях праведных

Малая Родина, Отчина, как и вся наша большая Родина, Россия, по утверждению праведного Иоанна Кроншадтского – это «Престол Божий»

Пожар

«Передельцы, – прочитала она указатель деревни, а в голове мелькнуло: – Хатынь!»

Как учить православию

В Рязанской Епархии создан Координационный совет по взаимодействию Министерства образования Рязанской области и Рязанской епархии Русской Православной Церкви

Благодатный возраст

«Основы православной культуры» (ОПК). И до сих пор часто звучит вопрос: «А нужен ли такой предмет в школе?»

Прививка: не навреди

Позиция иммунолога, доктора медицинских наук Г.Б. Кирилличевой

Можно ли «победить» дифтерию прививками?

Ликвидировать дифтерию при помощи АКДС невозможно даже при 100 % охвате прививками!

Боль доктора

В редакцию «Благовеста» обратился кандидат мед. наук врач акушер-гинеколог Игорь Иванович Набокин

Ох уж этот непоседа!

«Нам то и дело делают замечания в храме, он же и минуты не может постоять, мне так стыдно за него», – сетует в разговоре мама

«Нет неверующих»

Сколько я встречал материалистов,  как раз все они верили именно в чудеса

Творение своего мира

Сколько себя помню, всегда ездила в детские, как их называют, «оздоровительные» лагеря

«Основы православной культуры» (ОПК)

СЛУЖИ УЧЕНИКУ

Прекрасных граждан Неба и Земли

Должны мы воспитать. Как это много!

Какая ноша! Разве б мы смогли

Поднять ее без помощи от Бога.

 

И как учить – вопроса не решить,

Кто дух любви в себе не возгревает.

Лишь с этим даром в простоте души

Учитель скорбь наук одолевает.

 

Учи немногому, но из зерна муку

Мели, всему определяя место.

Доступен будь, служи ученику

И сердце каждого с надеждой пестуй.

 

Увидишь ты, какая благодать

Не от того, что ум наукой пышет,

И оттого, что мог ты отдавать

Себя другим, и ими был услышан.

С.Никулина