Логотип рязанской газеты "Благовест"

Пароход мечты

За изгибом реки

Совсем недавно исполнилась мечта моего детства – совершить водное путешествие на многопалубном корабле по Волге. Сформировалось это желание, по-видимому, под воздействием советских оптимистических фильмов, в которых часто действия с веселыми приключениями происходили на пароходах. А песен про широкую «красавицу народную» Волгу было услышано и спето несчетное количество.

Но, коли город Рязань стоит на Оке, в детстве летом меня отправляли на побывку к знакомой бабушке в Касимов. По Оке, на стремительной «Ракете». Это был самый быстрый, дешевый и приятный транспорт.

Неудивительно, что все жители прибрежных сёл пользовались этими маленькими, юркими, быстроходными судами: кто-то вез на продажу корзину с земляникой, кто-то – с яйцами, кто-то бидончик молока, другие просто ехали в гости, на крестины, навестить престарелых родителей. Несколько раз за рейс наше быстроходное судёнышко приставало к берегу: пассажиры менялись, селения, картинки, пейзажи за бортом тоже. Путешествие, увы, быстро заканчивалось. И это было самое интересное во всей поездке в Касимов.

А как же я завидовала людям с больших белых пароходов, величественно проходящих мимо нас, плывущих к большим пристаням, большим городам! Казалось, что там, за изгибом реки, они могли увидеть что-то такое, с чем мне просто необходимо было познакомиться.

Пояс Богородицы

Спустя много лет, когда я уже работала в газете «Благовест», мне посчастливилось быть участницей двух водных крестных ходов на маломерных судах «по пути святителя Василия Рязанского». Водное путешествие приобрело духовный смысл. Первый раз плавание было посвящено 2000-летию Рождества Христова и 55-летию Победы в Великой Отечественной войне, второй – 400-летию обретения мощей святителя Василия Рязанского и 65-летию Победы. Воочию, ощутимо встала перед нами история древней Руси, Рязанского княжества, Рязанской епархии. Десятки святынь, чудотворных икон, сохранившихся  в древних храмах прибрежных селений. Но главное, что в таком плавании приходит осознание другого, глубинного, духовного смысла Оки.

«Ока на протяжении тысячелетий была связующим звеном земель, через которые она протекает. Торговцы называли Оку  «Янтарный путь», так как по этому пути они везли янтарь и товары из Прибалтики в Центральную Азию и Индию. Многие народы боролись за обладание этой рекой. В конце концов, чуть меньше 1000 лет тому назад, ею овладели наши предки – славяне. Они поселились по берегам этой реки, построили города и села, многие из которых своими названиями связаны с Окой: Калуга – Ока луговая; Коломна – Ока ломаная; изгибающаяся; Кашира – Ока широкая. Ока была единственной дорогой в этих местах. Зимой по ней ехали на санях, в остальное время года плыли на лодках и судах.

Здесь, на Оке, за видимой реальностью для православных людей стоит реальность невидимая, за видимым миром чувствуется мир божественный, духовный. Рекой, сокровенной для неверующего взгляда, является наша Ока. В древности православные люди называли ее «Поясом Богородицы». Не только из-за того, что она служила естественным ограждением для южных рубежей русских земель, но еще и потому, что именно по водам этой реки на протяжении многих столетий шли христианские миссионеры – монахи и священники, донося до людей слово Божие», – писала я тогда в своём очерке «По пути святителя Василия Рязанского», опубликованном в «Благовесте». Мы плыли из Рязани в Муром, из Мурома в Рязань. После возвращения в 1999 году регаты в Рязань, управлявший тогда Рязанской епархией владыка Симон объявил святителя Василия Рязанского покровителем маломерных судов.

Золотое кольцо

… И всё-таки мою мечту удалось осуществить только недавно. Союз журналистов России организовал международную конференцию журналистов «СМИ и общество: отвечая на вызовы времени» на теплоходе «Федор Шаляпин» по маршруту Москва – Нижний Новгород, и я стала одним из участников этого форума. Впечатлений от поездки много. Чисто профессионально было полезно пообщаться с коллегами, что-то сравнить, сопоставить, поделиться опытом и, главное, увидеть и почувствовать пульс древних городов на берегу Москвы-реки, Оки, Волги.

Жива ли Россия? Жива. И она не та, какую нам бесконечно показывают по «ящику», которая пьет, дерется, гогочет, хохмит, насилует, прелюбодействует с малолетними, морит голодом собственных людей, продает в рабство своих женщин, грабит и крушит. Да, она разная, как и многие другие, как у нас любят говорить, «цивилизованные страны» Европы и Америки. Но то, что Россия жива, строится, перестраивается, и есть надежда на то, что наше государство возродится, это как-то стало зримо, ощутимо после плавания на «Шаляпине».

У нас было много официальных встреч, на самых высоких уровнях, с цифрами, докладами, выкладками. Но наш брат журналист, особенно, имеющий опыт работы и в советских и в современных СМИ, привык всё поданное на блюдечке проверить да на ощупь потрогать, если у него, конечно, нет задания «пыль в глаза пустить» и выдать желаемое за действительное. «Как правило, в заказном материале нет драмы, рассказа об успехе, социальной проблемы», – говорил в своем выступлении на нашей конференции на теплоходе «Федор Шаляпин» председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов, обозначая тенденции современной журналистики.

Да, а жизнь наша – сплошная драма, социальных проблем несчетное количество. Но всё зависит от того, под каким углом на это смотреть и какие выводы делать. Людям православным, воцерковленным жить, да и умереть, гораздо легче, потому что на все вопросы и жизненные ситуации уже есть ответы: в Евангелии, у святых отцов, в житиях святых. А храмы, соборы – дома Божии, особенно старинные, есть воплощение в камне самой совершенной красоты на земле. И все города, поселки, деревни, которые мы посещали и мимо которых проплывали, были подтверждением этому.

Самый яркий, возвышенный город на нашем пути, конечно же, древний Ярославль – столица Золотого кольца России. Старинные храмы, новые златоглавые соборы, широкие набережные, хорошо вписывающиеся в изгибы реки и ландшафт. Новые спортивные сооружения и недавно открытый планетарий, которым столь гордятся власти, всё равно без всей этой святой старины не привлекли бы в Ярославль столь бурный поток туристов. В этом плане город, основанный Ярославом Мудрым, явно выигрывает у делового Нижнего Новгорода, с которым они вечные соперники.

Невольно сравниваю Ярославль и со своей родной Рязанью. Спасибо нашим предкам, что не срыли земляной защитный вал Кремля, как в Ярославле. Он хорошо защищает ту Рязань, древнюю, златоглавую, от современной, стеклянно-бетонной, с агрессивными многоэтажками. Службы во многих храмах Кремля, оживший звон колоколов и часов на реставрируемой колокольне делают этот уголок самым притягательным в городе. Но в других местах дорогостоящие прибыльные новостройки продолжают пожирать милую старую Рязань, загонять старинные храмы в блокадное кольцо каменных гигантов. Как это, например, происходит на улице Затинной с Благовещенским храмом.

В Феодоровской обители

Но плывем дальше. Городец, Нижегородская область. Небольшой, но удивительно уютный, теплый городок. Оказалось, что он, как и многие наши среднерусские древние города, претендовал на роль столицы Руси. Несмотря на то, что в Городце около десятка различных музеев, и в двух из них – музее самоваров и музее городецкой росписи – мы побывали, самой яркой и запоминающейся стала встреча с игуменом Августином (Анисимовым), настоятелем Городецкого Феодоровского монастыря. Коренной москвич, долгое время служивший в Ивановской епархии, отец Августин за три года пребывания в Городце стал его патриотом, а сама обитель – духовным центром города.

Про Городец на пристани нам начал рассказывать экскурсовод, но будто в картинках предстала перед нами история городка и древней обители в повествовании игумена монастыря Августина.

В свое время Городец по своему величию, территории и количеству населения превосходил даже Москву. Считается, что князь Юрий Долгорукий основал этот город и Феодоровский мужской монастырь в 1152 году. Он приехал сюда из Киева уже православным князем и привез в Городец византийскую, европейскую культуру. Петр I, побывавший здесь с инспекцией верфей, высоко оценил мастерство местных корабелов, поставив их даже выше воронежских.

Монастырь, так же как и Городец, несколько раз за свою историю уничтожался, сгорал дотла вследствие нашествия войск Батыя, и вновь восставал из пепла. Он известен пребыванием здесь чудотворной иконы Матери Божией «Феодоровская», которая несколько раз была утрачена и обреталась вновь, и вниманием к обители Александра Невского. Князь Александр Невский оказался в Феодоровском монастыре в 1263 году после шестого похода в Орду, где он, применив весь свой дипломатический талант, отговорил ордынцев вновь идти войной на русских князей. Несмотря на свои еще не старые лета (а было ему 43 года), князь Александр Невский, чрезвычайно ослабленный после потчевания его ордынцами отравленной пищей, принимает здесь монашеский постриг с именем Алексий и вскоре отходит ко Господу.

Здесь, в Городецком монастыре, пересеклись два древних государствообразующих русских рода: Рюриковичей – в лице Александра Невского – и Романовых, покровительницей рода которых 300 лет была икона Божией Матери Феодоровская.

Как это обычно водилось в годы безбожия, в 1927 году монастырь был разорен. На его месте большевики устроили колонию для несовершеннолетних.

Новая жизнь обители началась, когда 27 мая 2009 года Священный Синод благословил открытие в Городце мужского монастыря в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Наместником монастыря и был назначен игумен Августин (Анисимов).

«Если бы вы приехали сюда  полтора года назад, то ничего бы еще не увидели. Наш храм, Феодоровский собор, в котором вы сейчас находитесь – чудо из чудес, – рассказывал отец Августин. – Он построен за один год и два месяца. Здесь у нас пребывает более 130 мощей святых угодников Божиих, в том числе целителя Пантелеимона, благоверного князя Александра Невского. Самая главная святыня собора, да и всего монастыря – это чудотворная икона Матери Божией Феодоровская.

К нам приезжает много женщин, которые хотят родить детей, но не могут, или которым врачи говорят, что плод плохо развивается, и они замечательно исцеляются и рожают здоровых детей по молитвам к Феодоровской иконе Божией Матери (память ей совершается 29 августа – от ред.). У нас в монастыре было уже много таких историй».

Но не только делами монастыря живет отец Августин. Его очень заботит возрождение культурных традиций народа. При монастыре создан музей, работает воскресная школа с рукодельными кружками. «Мы сегодня, дорогие журналисты, принимаем вас в нашем городе и просим: давайте вместе с вами сделаем нашу Россию другой, подумаем о наших детях, которые сплошь рождаются с патологиями, о молодых семьях, которые, не успев создаться, разваливаются. От вас много зависит – ведь вы формируете идеологию, мировоззрение наших граждан. В Германии, Испании, где бы ни пришлось быть, все спрашивают: встанет Россия или нет? Но я думаю, мы можем только с вами вместе это сделать. Давайте создадим свою программу, и Городец очень подходящее место для этого. У нас есть идея создать ноосферное поселение, где будет чистый воздух, чистая экология, где будет свое образование. Мы готовимся к встрече с губернатором, и если наш проект пройдет…»

Да, хотелось бы, чтобы проект отца Августина прошел, как и многие другие проекты патриотов России.

Резной Городец

Нас торопили, мы нехотя уходили из монастыря и из города. Хотелось, чтобы дорога на пристань мимо деревянных отреставрированных (не без помощи городских властей) домиков с резными наличниками не кончалась. И опять с горечью вспомнились улицы Рязанского посада с такими же деревянными домами с резными наличниками, которые безжалостно поджигают и сносят в угоду бизнесу. Да, от старой Рязани осталось совсем немного. С таким отношением властей к древнему городу он вряд ли когда-либо сможет войти в Золотое кольцо России. Увы.

Остаются сутки нашего пребывания на «Шаляпине». За бортом – успокаивающая гладь великой русской реки. На берегу среди живописных пейзажей мимо нас проплывают главки действующих и восстанавливающихся церквей! Жива Россия, и непредставимо ее будущее без колокольного звона.

Впереди – Нижний Новгород.

Продолжение следует.

Ирина ЕВСИНА

 

 

В начало

Проснуться сиротой...

Вместо того чтобы помочь, чиновники довели ее до самоубийства и сделали сиротами малышей, – говорит брат Владимир

Требуются творящие добро

Вопросы газеты «Благовест» председателю социального отдела Рязанской епархии иерею Максиму Боброву

Новая жизнь Пронской пустыни

Рассказывает игумен Лука (Степанов), настоятель Спасо-Преображенского архиерейского подворья «Пронское»

Рафт на Сосне

Наверное, у многих возникает вопрос: «Чем заняться в каникулы?» Кто-то поедет на дачу, кто-то на море, кто-то будет проводить лето в городе

Чего не знают родители

Чего не знают родители: размышления вчерашней школьницы

ПОСТУПИТЬ В ШКОЛУ ЛЮБВИ

Замуж без любви – нет, такой вариант был не для нее

Пароход мечты

Совсем недавно исполнилась мечта моего детства – совершить водное путешествие на многопалубном корабле по Волге

Касимовская старица

29 июля исполнилось 75 лет со дня преставления святой блаженной Матроны Анемнясевской

Лето в Бурнаке

Уехать бы подальше от раскаленного асфальта. Куда? Может, в деревню. И вот уже трое дошколят в сопровождении своих близких направляются в Центральное Черноземье

Как выбрать мед

Мед часто подделывают, разбавляя его, подмешивая сахар, муку, крахмал

Углы ОПК

С иереем Георгием ЧЕРНЫШЕВЫМ беседует Ирина ЕВСИНА.

чудотворный образ
Матери Божией 
"Феодоровская"Ирина Евсина