Если не хотите в богадельню На вопросы редактора газеты «Благовест» Ирины ЕВСИНОЙ отвечает протоиерей Сергий РЫБАКОВ, председатель отдела образования и катехизации Рязанской митрополии. – Отец Сергий, каковы итоги работы Координационного совета Рязанской митрополии и Министерства образования Рязанской области в 2011 году и перспективы на 2012 год? – За сравнительно небольшой срок Координационный совет стал действенной, работоспособной структурой, в процессе взаимодействия которой обе стороны находят взаимоприемлемые решения. На последнем, декабрьском заседании совета Министерство образования предложило создать аналогичные координационные советы на уровне благочиний и районов. И все мы, члены Координационного совета со стороны митрополии, с радостью согласились. Дальше можно будет составлять некие договорные соглашения на уровне директора школы и настоятеля прихода. Тогда, действительно, эта работа будет иметь, что называется, вертикаль. Работа в этом направлении начнется уже в январе 2012 года. Хочется верить, что именно такой вид организационно-управленческой структуры будет способствовать устранению всех фиктивных барьеров, которые сейчас возникают в работе. И руководителям образования на местах будет все ясно и понятно, потому что они будут иметь документ, подписанный вышестоящими организациями; и наши сотрудники, помощники благочинных по религиозному образованию и катехизации, будут знать, чем руководствоваться в работе со школами; также и духовенство будет действенно помогать в окормлении своей паствы – учащих, учащихся и их родителей. – Известно, что одна из главных задач Координационного совета – введение предмета «Основы православной культуры» в школах Рязани и области не только факультативно, как это было последние лет 10-15, но именно в сетке часов. Во многих школах в четвертых классах уже прошли родительские собрания, на которых родители выбирают, что преподавать их детям: ОПК, светскую этику или что-то другое. Что выбирают для своих детей рязанские мамы и папы? – Такие собрания прошли еще не во всех школах районов и Рязани. Точную картину пока дать не могу. Но некоторые данные все-таки есть. Например, сто процентов родителей выбрали ОПК для своих детей в Ряжском, Кадомском районах. А вот в Касимовском районе много мусульман, и у нас нет задачи обратить в православие их детей. Там они могут выбрать для изучения ислам. Наша задача состоит в том, чтобы православные родители имели возможность реализовать свое конституционное право дать образование своим детям в духе своей традиционной культуры, сформировавшейся на основе православного мировоззрения. Подход к выбору предметов этой группы не должен и не может быть формальным, как это, выяснилось, бывает в школах. Зачастую педагог или завуч, рассказывая об этих предметах, навязывает родителям свое личное атеистическое мировоззрение, и родители выбирают светскую этику, как нечто нейтральное. Часто они подразумевают под этим светский этикет, считают, что изучить религию ребенок сможет сам когда-нибудь, а правила хорошего тона в любом случае понадобятся. На самом деле, это ошибка, потому что светская этика – это этика атеизма. Она относительна и не защищает ребенка от возможных видов духовной агрессии и безнравственности. Однажды на одном из таких собраний родители долго выбирали и не соглашались на православную культуру, тогда священник, присутствующий там, встал и сказал им: «Если вы хотите закончить свою старость в Доме престарелых, тогда выбирайте светскую этику!». Действительно, современная светская этика основана на договорных началах, она смещается в сторону практицизма, пренебрежения пожилыми людьми. На западе яркий этому пример – эвтаназия, т.е. легализованный смертельный укол. Отрицательные рассуждения могут быть приведены и относительно предмета «Основы мировых религиозных культур», потому что в этом курсе рассказывают о том, что все религии хороши. Такой взгляд на сферу духовной жизни чреват тем, что может возникнуть синдром духовного иммунодефицита. Неверные представления о религиозной жизни и духовной практике не только не обеспечат защиты от попадания в секту или бандитские группировки и наоборот, будут способствовать этому, тем более что сама система нашего образования формирует сектантское сознание. Без знания основ православной веры у ребенка, да и у любого человека есть большой шанс попасть в какое-либо агрессивное, тоталитарное сообщество. – Батюшка, перед Вами лежит новый учебник ОПК для 4-5 классов под редакцией диакона Андрея Кураева. На Ваш взгляд, насколько он хорош? – Надо сказать, что этот учебник по ОПК был создан в катастрофических условиях, когда было объявлено, что ОПК будет преподаваться в 4-ом классе в 4-ой четверти и в 5-ом классе в 1-ой четверти. Это, по сути диверсионное, введение православной культуры, потребовало весьма специфического учебника. Ведь в принципе в этих условия нельзя дать систематического, последовательного, фундаментального знания. Поэтому отец протодьякон Андрей Кураев за отведенный кратчайший срок написал как раз такой учебник, который бы смягчал последствия катастрофы, затеянной Министерством образования и науки РФ. Это действительно хороший учебник, если считать, что православная культура должна быть представлена за 35 часов (2 четверти). По сути, он хорош в своих условиях, в условиях этого применения. Если говорить о наших задачах, которые мы ставим: приобщение молодого поколения к своей традиционной культуре и понимание того духовного стержня, на котором она выстроена, то, конечно, здесь нужен другой подход в написании учебников. Такой подход проявлен в учебниках Шевченко, Бородиной и других. Эти учебники рассчитаны на несколько лет изучения предмета, последовательного, фундаментального, с учетом возрастных особенностей, с учетом цикличности и т.д. – Значит с 2012 г. уже в четвертой четверти ребята начнут изучать ОПК? – Нет, это не так. Буквально за несколько дней до нашего с вами интервью сотрудники Министерства образования Рязанской области нам сообщили, что Министерство образования РФ все-таки вняло тому справедливому недовольству, которое было продемонстрировано православным народом и другими традиционными конфессиями по поводу совершенно абсурдного решения о введении блока дисциплин «Основы религиозных культур и светской этики» в четвертой четверти четвертого класса и первой четверти пятого класса. Решение это пересмотрено и теперь ОПК будет вводиться в 2012 г. в четвертых классах с начала учебного года, то есть с 1 сентября. – Известно, что в некоторых регионах и школах Рязанской области ОПК серьезно изучают уже давно и интересно. Таким школам не возбраняется изучать ОПК также факультативно? – К сожалению, мы имеем уже такие сигналы, что под предлогом введения этого нового курса запретили преподавать ОПК факультативно. У нас уровень понимания с Министерством образования Рязанской области достаточно высок, чтобы не дать погубить то, что уже имеет хорошую наработку. – Можете ли Вы дать оценку уходящему году? – Уходящий год оставляет больше вопросов, чем дает ответов. Но именно эти вопросы очень важны. В первую очередь мне бы хотелось в качестве такой характерной черты уходящего года отметить очень интенсивный рост русского национального самосознания. Не учитывать этот фактор нашей современной жизни весьма опасно. Митинги, которые проходят не только в Москве, но и в других регионах, и в которых участвуют люди, осознающие себя не обделенными материально, а униженными в своем национальном достоинстве, показывают, что были допущены крупные ошибки. Просчеты касаются самых важных сфер народного бытия: образования, здравоохранения, обороны, миграционных процессов. Это не значит, что я приветствую митинговую стихию, но ее надо трезво оценить, понять суть происходящего. Другое дело, что всякая митинговая стихия и сам рост национального самосознания может получить разные направления, в том числе и опасные. Этой стихией могут воспользоваться враги России и русского народа. Например, рост национального самосознания в 30-х годах в Германии привел к фашизму. Такие крайности не исключены. Национальное сознание требует еще своего религиозного самоопределения. То, что это самоопределение происходит, слава Богу, на православной основе, прекрасно показали миллионные очереди – великое стояние – к Поясу Пресвятой Богородицы. Но проявляют себя и другие значительные влияния, имеющие характер соблазнов: язычество, оккультизм, сектантство, экстремизм. Поэтому нам, священнослужителям Русской Православной Церкви следует понимать, что во многом от нас зависит, чтобы наш народ пошел по пути наших святых предков и отцов, и осознал себя русским народом, призванным хранить Веру Православную. – Что, по Вашему мнению, можно ожидать от 2012 года? – Мне кажется, что в следующем году мы входим в зону сильной турбулентности: политической, идеологической, религиозной. Скорее всего, не обойдется и без экономических неурядиц. Поэтому все будет определяться тем, насколько мы проявим сплоченность, проникнутость молитвой, единым Соборным Духом, и Господь тогда все управит к лучшему.
|
Святейший Патриарх Кирилл встретился с уполномоченным по правам ребенка Павлом Астаховым На вопросы редактора газеты «Благовест» Ирины ЕВСИНОЙ отвечает протоиерей Сергий РЫБАКОВ Хочется коснуться, в первую очередь, духовной стороны личности князя Олега Рязанского, составляющей основу его жития Отвечает священник Сергий ЗВОНАРЕВ, сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Откуда взялся наш сороковой день? Нигде в уставе он не прописан До революции крестные ходы с чудотворной иконой Божией Матери Казанской Вышенской проводились по всей Тамбовской епархии ЗАВЕТ святителя Феофана, Вышенского Затворника Божественное Писание и душеспасительные книги показывают нам начало, средину и конец спасительного пути Пламенея за Православную Истину Только единоличная власть царя способна воссоединить народ 1 января 2012 года исполняется 50 лет литературному сотруднику газеты «Благовест» Игорю ЕВСИНУ Эти дары были доставлены в обитель давно – в четырнадцатом веке Первое, что бросается в глаза каждому въезжему, это порядок расселения, значительное количество каменных построек |