Логотип рязанской газеты "Благовест"

Если не хотите в богадельню

На вопросы редактора газеты «Благовест» Ирины ЕВСИНОЙ отвечает протоиерей Сергий РЫБАКОВ, председатель отдела образования и катехизации Рязанской митрополии.

– Отец Сергий, каковы итоги работы Координационного совета Рязанской митрополии и Министерства образования Рязанской области в 2011 году и перспективы на 2012 год?

– За сравнительно небольшой срок Координационный совет стал действенной, работоспособной структурой, в процессе взаимодействия которой обе стороны находят взаимоприемлемые решения. На последнем, декабрьском заседании совета Министерство образования предложило создать аналогичные координационные советы на уровне благочиний и районов.

И все мы, члены Координационного совета со стороны митрополии, с радостью согласились. Дальше можно будет составлять некие договорные соглашения на уровне директора школы и настоятеля прихода. Тогда, действительно, эта работа будет иметь, что называется, вертикаль.  Работа в этом направлении начнется уже в январе 2012 года. Хочется верить, что именно такой вид организационно-управленческой структуры будет способствовать устранению всех фиктивных барьеров, которые сейчас возникают в работе. И руководителям образования на местах будет все ясно и понятно, потому что они будут иметь документ, подписанный вышестоящими организациями; и наши сотрудники, помощники благочинных по религиозному образованию и катехизации, будут знать, чем руководствоваться в работе со школами; также и духовенство будет действенно помогать в окормлении своей паствы  – учащих, учащихся и их родителей.

– Известно, что одна из главных задач Координационного совета – введение предмета «Основы православной культуры» в школах Рязани и области не только факультативно, как это было последние лет 10-15, но именно в сетке часов. Во многих школах в четвертых классах уже прошли родительские собрания, на которых родители выбирают, что преподавать их детям: ОПК, светскую этику или что-то другое. Что выбирают для своих детей рязанские мамы и папы?

– Такие собрания прошли еще не во всех школах районов и Рязани. Точную картину пока дать не могу. Но некоторые данные все-таки есть. Например, сто процентов родителей выбрали ОПК для своих детей в Ряжском, Кадомском районах. А вот в Касимовском районе много мусульман, и у нас нет задачи обратить в православие их детей. Там они могут выбрать для изучения ислам. Наша задача состоит в том, чтобы православные родители имели возможность реализовать свое конституционное право дать образование своим детям в духе своей традиционной культуры, сформировавшейся на основе православного мировоззрения.

Подход к выбору предметов этой группы не должен и не может быть формальным, как это, выяснилось, бывает в школах. Зачастую педагог или завуч, рассказывая об этих предметах, навязывает родителям свое личное атеистическое мировоззрение, и родители выбирают светскую этику, как нечто нейтральное. Часто они подразумевают под этим светский этикет, считают, что изучить религию ребенок сможет сам когда-нибудь, а правила хорошего тона в любом случае понадобятся. На самом деле, это ошибка, потому что светская этика – это этика атеизма. Она относительна и не защищает ребенка от возможных видов духовной агрессии и безнравственности. Однажды на одном из таких собраний родители долго выбирали и не соглашались на православную культуру, тогда священник, присутствующий там, встал и сказал им: «Если вы хотите закончить свою старость в Доме престарелых, тогда выбирайте светскую этику!». Действительно, современная светская этика основана на договорных началах, она смещается в сторону практицизма, пренебрежения пожилыми людьми. На западе яркий этому пример – эвтаназия, т.е. легализованный смертельный укол. Отрицательные рассуждения могут быть приведены и относительно предмета «Основы мировых религиозных культур», потому что в этом курсе рассказывают о том, что все религии хороши. Такой взгляд на сферу духовной жизни чреват тем, что может возникнуть синдром духовного иммунодефицита. Неверные представления о религиозной жизни и духовной практике не только не обеспечат защиты от попадания в секту или бандитские группировки и наоборот, будут способствовать этому, тем более что сама система нашего образования формирует сектантское сознание. Без знания основ православной веры у ребенка, да и у любого человека есть большой шанс попасть в какое-либо агрессивное, тоталитарное сообщество.

– Батюшка, перед Вами лежит новый учебник ОПК для 4-5 классов под редакцией диакона Андрея Кураева. На Ваш взгляд, насколько он хорош?

– Надо сказать, что этот учебник по ОПК был создан в катастрофических  условиях, когда было объявлено, что ОПК будет преподаваться в 4-ом классе в 4-ой четверти и в 5-ом классе в 1-ой четверти. Это, по сути диверсионное, введение православной культуры, потребовало весьма специфического учебника. Ведь в принципе в этих условия нельзя дать систематического, последовательного, фундаментального знания. Поэтому отец протодьякон Андрей Кураев за отведенный кратчайший срок написал как раз такой учебник, который бы смягчал последствия катастрофы, затеянной Министерством образования и науки РФ. Это действительно хороший учебник, если считать, что православная культура должна быть представлена за 35 часов (2 четверти). По сути, он хорош в своих условиях, в условиях этого применения. Если говорить о наших задачах, которые мы ставим: приобщение молодого поколения к своей традиционной культуре и понимание того духовного стержня, на котором она выстроена, то, конечно, здесь нужен другой подход в написании учебников. Такой подход проявлен в учебниках Шевченко, Бородиной и других. Эти учебники рассчитаны на несколько лет изучения предмета, последовательного, фундаментального, с учетом возрастных особенностей, с учетом цикличности и т.д.

– Значит с 2012 г. уже в четвертой четверти ребята начнут изучать ОПК?

– Нет, это не так. Буквально за несколько дней до нашего с вами интервью сотрудники Министерства образования Рязанской области нам сообщили, что Министерство образования РФ все-таки вняло тому справедливому недовольству, которое было продемонстрировано православным народом и другими традиционными конфессиями по поводу совершенно абсурдного решения о введении блока дисциплин «Основы религиозных культур и светской этики» в четвертой четверти четвертого класса и первой четверти пятого класса. Решение это пересмотрено и теперь ОПК будет вводиться в 2012 г. в четвертых классах с начала учебного года, то есть с 1 сентября.

–  Известно, что в некоторых регионах и школах Рязанской области ОПК серьезно изучают уже давно и интересно. Таким школам не возбраняется изучать ОПК также факультативно?

– К сожалению, мы имеем уже такие сигналы, что под предлогом введения этого нового курса запретили преподавать ОПК факультативно. У нас уровень понимания с Министерством образования Рязанской области достаточно высок, чтобы не дать погубить то, что уже имеет хорошую наработку.

– Можете ли Вы дать оценку уходящему году?

– Уходящий год оставляет больше вопросов, чем дает ответов. Но именно эти вопросы очень важны. В первую очередь мне бы хотелось в качестве такой характерной черты уходящего года отметить очень интенсивный рост русского национального самосознания. Не учитывать этот фактор нашей современной жизни весьма опасно. Митинги, которые проходят не только в Москве, но и в других регионах, и в которых участвуют люди, осознающие себя не обделенными материально, а униженными в своем национальном достоинстве, показывают, что были допущены крупные ошибки. Просчеты касаются самых важных сфер народного бытия: образования, здравоохранения, обороны, миграционных процессов. Это не значит, что я приветствую митинговую стихию, но ее надо трезво оценить, понять суть происходящего. Другое дело, что всякая митинговая стихия и сам рост национального самосознания может получить разные направления, в том числе и опасные. Этой стихией могут воспользоваться враги России и русского народа. Например, рост национального самосознания в 30-х годах в Германии привел к фашизму. Такие крайности не исключены. Национальное сознание требует еще своего религиозного самоопределения. То, что это самоопределение происходит, слава Богу,  на православной основе, прекрасно показали миллионные очереди – великое стояние – к Поясу Пресвятой Богородицы. Но проявляют себя и другие значительные влияния, имеющие характер соблазнов: язычество, оккультизм, сектантство, экстремизм. Поэтому нам, священнослужителям Русской Православной Церкви следует понимать, что во многом от нас зависит, чтобы наш народ пошел по пути наших святых предков и отцов, и осознал себя русским народом, призванным хранить Веру Православную.

– Что, по Вашему мнению, можно ожидать от 2012 года?

– Мне кажется, что в следующем году мы входим в зону сильной турбулентности: политической, идеологической, религиозной. Скорее всего, не обойдется и без экономических неурядиц. Поэтому все будет определяться тем, насколько мы проявим сплоченность, проникнутость молитвой, единым Соборным Духом, и Господь тогда все управит к лучшему.

 

В начало

Соблюдая права детей

Святейший Патриарх Кирилл встретился с уполномоченным по правам ребенка Павлом Астаховым

Если не хотите в богадельню

На вопросы редактора газеты «Благовест» Ирины ЕВСИНОЙ отвечает протоиерей Сергий РЫБАКОВ

Сила князя Олега Рязанского

Хочется коснуться, в первую очередь, духовной стороны личности князя Олега Рязанского, составляющей основу его жития

Вокруг крестин

Отвечает священник Сергий ЗВОНАРЕВ, сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата

Крестная

Откуда взялся наш сороковой день? Нигде в уставе он не прописан

С Вышенскими святынями

До революции крестные ходы с чудотворной иконой Божией Матери Казанской Вышенской проводились по всей Тамбовской епархии

ЗАВЕТ святителя Феофана, Вышенского Затворника

Божественное Писание и душеспасительные книги показывают нам начало, средину и конец спасительного пути

Пламенея за Православную Истину

Только единоличная власть царя способна воссоединить народ

БОГ ВЕЛИК И В БЫЛИНКАХ

1 января 2012 года исполняется 50 лет литературному сотруднику газеты «Благовест» Игорю ЕВСИНУ

ДАРЫ БИБЛЕЙСКИХ ВОЛХВОВ

Эти дары были доставлены в обитель давно – в четырнадцатом веке

Тайны Ижевского

Первое, что бросается в глаза каждому въезжему, это порядок расселения, значительное количество каменных построек

Если не хотите в богадельнюпротоиерей 
Сергий РЫБАКОВ