Логотип рязанской газеты "Благовест"

БОГ ВЕЛИК И В БЫЛИНКАХ

1 января 2012 года исполняется 50 лет литературному сотруднику газеты «Благовест» Игорю ЕВСИНУ.

Игорь Васильевич Евсин – поэт, писатель, публицист. Родился 1 января 1962 г. в деревне Иванково Клепиковского района Рязанской области. В 1991 г. окончил Литературный институт им. Горького. Автор двенадцати книг поэзии, прозы и публицистики, изданных как в местных, так и в столичных издательствах. Общий тираж изданных книг составляет более двухсот тысяч экземпляров. Наиболее известные книги Игоря Евсина: «Православная лирика. Сборник стихотворений», «Судьба и вера Сергея Есенина», «Было много чудес. Жизнеописание архимандрита Авеля (Македонова)», «Они служили в  Летово» и другие. Сегодня мы публикуем подборку стихотворений Игоря Евсина с предисловием монаха Лазаря (АФАНАСЬЕВА), насельника Оптиной пустыни, члена Союза писателей России.

Поэт Игорь Евсин принадлежит к поколению, которое следует за Рубцовым. У него, уроженца дивной рязанской Мещеры, есть литературно-поэтическая связь с Есениным и Рубцовым, но его путь сложился по-иному. Он сначала стихийно и робко, а потом осознанно и упорно воцерковлял свой поэтический талант.

У Игоря Евсина нет стремления к декларативности, к повествовательным описаниям – он лирик и всегда идет к своей мысли от частности, от какой-нибудь былинки, говора лесного ручья или даже просто от осенней непогоды... Самая высокая духовная поэзия вдохновлялась природой. Святитель Илларион (Троицкий), духовный писатель, рассуждал в своем дневнике: «Бывают и в народе чуткие к красоте природы души, но у них к красоте природы отношение не эстетическое, а религиозное: их восхищает красота именно Божиего мира, Божиего создания. Им не нужно красот потрясающих: ДЛЯ НИХ БОГ И В БЫЛИНКАХ НА ЗЕМЛЕ ВЕЛИК».

В XIX веке в единой гармонии сливались стихи о природе Тютчева, Майкова, Фета, Полонского и музыка Чайковского, Аренского, Лядова, Глазунова. И все это, находясь в церковной ограде, рядом с богослужением и церковным пением, воспитывало в русской душе не пустой патриотизм (какой часто видим ныне), а церковный, настоящий глубокий патриотизм чад Небесного Иерусалима, эскиз которого видится в полях и лесах Руси с ее деревнями и древними городами, с ее многочисленными храмами и много говорящим русской душе колокольным звоном.

Вот в этой духовной традиции ныне трудится рязанский поэт Игорь Евсин.

———————————————————

Семь верст до небес

нам вчера обещали

и от насущной земли отлучали,

и выросла грусть на душе

поневоле,

как нищая роща

в заброшенном поле.

 

Вчера я,

оставив деревню, по ветру

летел, словно сорванный

                                 с дерева лист.

Россия, родящая хлеб и поэтов,

твой облик печален сегодня

и мглист.

 

На ветках дорог

стынут избы, как гнезда,

в разрушенных храмах

валяется хлам.

Нас не приучили

молиться на звезды,

но нас отучили

креститься на храм.

 

Но нас отучили

хозяйствовать в поле –

хлеба и поэты не зреют на нем.

И не с того ли, о Русь,

не с того ли

мы песни чужие сегодня поем.

 

Семь верст до небес

нам вчера обещали

и от насущной земли отлучали,

но все ж у нас есть

журавлиная воля –

опять возвращаться

на отчее поле.

 

Опять заниматься

работою тяжкой –

сорняк истреблять

на душе и на поле

и храмы воздвигнуть,

и будет не страшно

свой путь до небес

нам пройти от юдоли.

——————————————–———

Деревня. Лес – открой лишь

                                               двери.

Я в синих сумерках избы

здесь в домовых когда-то верил,

когда-то я безгрешным был…

 

В лесу, сопливый, как масленок,

когда-то в прятки я играл,

и налипала от сосенок

к порткам смолистая кора.

 

А мать ругалась: «Снова стирка,

ну, сколь тебе озоровать?!»

Отец вступался: «Не затыркай

ты мужика лихого, мать».

 

Я рос беспечно и счастливо

когда-то в детстве. А когда?..

Все утекло и отбурлило,

как будто вешняя вода.

 

И хоть я в прятки не играю,

но липнет сор к моей душе.

Когда ж меня вовсю ругают

вступиться некому уже.

 

Остался лес.

Куда мне деться?

Возьму корзинку, вспомню мать

и, как потерянное детство,

пойду маслята собирать…

———————————————————-

Все конечно.

И все начально.

Все стало новым

с первым снегом,

который, падая,

венчально

соединяет землю с небом.

Молюсь. Живу

без размышленья

о невозвратном и обратимом.

Ловлю снежинки,

как мгновенья,

и каждая неповторима…

————————————————-

Снова тают снега, облака,

И в разливе нет места причалу,

Словно мир возвратился к началу,

И вода, как века, глубока.

 

Сквозь смешенье земли и воды

Снова детская зелень пробьется,

Снова вижу сквозь солнечный

                                                     дым,

Как из хаоса жизнь создается.

 

Вижу птиц перелетных вдали.

И забытые чувства проснулись,

Словно птицы не с дальней земли,

А из давних времен возвернулись.

 

Словно видел уже этот мир

Я в иные века... Что за сила

Вдруг во мне незапамятный миг

Бытия на земле воскресила?

—————————————————————

Был я кроток, бывал и несносен,

был подобен каленому клену.

Отпылала, развеялась осень,

первый снег мою голову тронул.

 

Ну, так что ж,

пусть зима наступила.

Первый снег молодит мои

                                              чувства,

и в снегу лебединая ива

о листве вспоминает негрустно.

 

Что грустить? 

Первым снегом наряжен

мир, как горница светел и чист,

а в снегу, как букетик ромашек,

мне подарена стайка синиц.

 

Первый снег

грязь и слякоть засыпал.

Снова новыми стали дороги.

Оттого с беспечальной улыбкой

я стою у зимы на пороге.

 

В начало

Соблюдая права детей

Святейший Патриарх Кирилл встретился с уполномоченным по правам ребенка Павлом Астаховым

Если не хотите в богадельню

На вопросы редактора газеты «Благовест» Ирины ЕВСИНОЙ отвечает протоиерей Сергий РЫБАКОВ

Сила князя Олега Рязанского

Хочется коснуться, в первую очередь, духовной стороны личности князя Олега Рязанского, составляющей основу его жития

Вокруг крестин

Отвечает священник Сергий ЗВОНАРЕВ, сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата

Крестная

Откуда взялся наш сороковой день? Нигде в уставе он не прописан

С Вышенскими святынями

До революции крестные ходы с чудотворной иконой Божией Матери Казанской Вышенской проводились по всей Тамбовской епархии

ЗАВЕТ святителя Феофана, Вышенского Затворника

Божественное Писание и душеспасительные книги показывают нам начало, средину и конец спасительного пути

Пламенея за Православную Истину

Только единоличная власть царя способна воссоединить народ

БОГ ВЕЛИК И В БЫЛИНКАХ

1 января 2012 года исполняется 50 лет литературному сотруднику газеты «Благовест» Игорю ЕВСИНУ

ДАРЫ БИБЛЕЙСКИХ ВОЛХВОВ

Эти дары были доставлены в обитель давно – в четырнадцатом веке

Тайны Ижевского

Первое, что бросается в глаза каждому въезжему, это порядок расселения, значительное количество каменных построек