Школа иконописи Краски Богословия Все народы говорят на разных языках и языков этих сотни, от этого общение между людьми затруднено. Язык иконы един для всех народов земли, он наполнен метафорой и символом. Это язык Богословия, выраженный с помощью пластического искусства. Он может быть прочитан не разумом, а духом и чувством. Было много случаев, когда люди, далекие от веры, незнакомые с текстом Святого Писания, обращались к Богу и получали дар веры через созерцание иконы. Конечно, не всякая икона глубока и проникнута Евангельским духом, т.е. смыслом любви и Боговоплощения. Не в каждую икону иконописец закладывает молитву при написании и понимание того, что он делает, от этого икона «не разговаривает» ни цветом, ни формой, ни линией, ни состоянием образа. В иконе важно всё. Многое зависит от того, на какой доске она выполнена, какими пигментами, в каком духовном состоянии был сам художник. Икона есть священнодействие, и это ставит иконопись в особое положение по отношению ко всем видам живописи. Глубокая символичность иконы начинается с техники ее исполнения, строгая последовательность которой – от выбранных материалов и до последних штрихов на живописной поверхности – была до мелочей продумана и осмыслена еще в древности и со временем приобрела характер неукоснительного правила. Начнем с доски. Сделанная из дерева, украшенная по фону золотом и облаченная в драгоценный оклад икона уподобляется Ковчегу Завета. Деревянная основа доски напоминает о важнейшей реликвии христианства – Крестном Древе, на котором был распят Христос. Четырехугольное углубление в доске не случайно названо ковчегом, символом спасения человечества в Ноевом Ковчеге. А Ноев Ковчег – это прообраз Церкви. На доску затем клеится тонкая льняная ткань, означающая Плащаницу, в которую было завернуто тело Христа и на которой чудесным образом запечатлелся Его облик после Воскресения. Затем на паволоку наносится левкас – тонкий слой мелового грунта, замешанного на рыбьем или животном клею. Однако и этот технический момент также находит обоснование в евангельском тексте. В рассказе о погребении Христа говорится о печатях, наложенных иудеями по повелению первосвященников на камень у гробницы, вход в которую был замурован – «залевкашен» (Мф.27.66.) Поэтому и левкасная основа напоминает о чудесном воскресении Господа, вышедшего из пещеры, не нарушив печатей. По левкасу наносится рисунок кистью растолченным углем или сажей с готового образца. Древние мастера, как свидетельствует письмо Епифания Премудрого к Кириллу Тверскому (ок. 1415 г.), рассказывающего своему адресату о работе Феофана Грека и современных ему иконописцев, могли иметь перед глазами лишь иконы предшественников – «образцы», которые творчески осмысливали, прежде чем повторить увиденное. Современное копирование икон через кальку нарушает сакральный смысл написания иконы и переводит икону в разряд ремесленного труда. В раннее время применяли лишь авторский подготовительный рисунок, выполненный жидкой черной краской (иногда земляным или красным пигментом), для чего кисть обмакивали в разведенную водой сажу. Ее брали прямо из печи, полученную от березовых углей. Сажевый рисунок мог быть неточным и даже примитивным. Рассматривая предварительный рисунок в инфракрасных лучах спектра, остается только удивляться внутренней раскованности мастера. Можно рассмотреть подробности ландшафта, драпировки, подробности физиогномии ликов, их теневую модуляцию, которую в отдельных случаях оставляли под дальнейшую запись цветом. Елена АНИКЕЕВА, член Союза художников и иконописцев России, руководитель студии «Ника»
|
Именно этот призыв Кузьмы Минина «Купно за едино!» (вместе за одно) стал боевым кличем сбора, посвященного 400-летию освобождения Москвы от польско-литовских захватчиков Для изъятия детей из семей, где на самом деле существуют угрозы их жизни и здоровью, полномочий у всех заинтересованных ведомств и сейчас более чем достаточно Рязанцам особенно дорог и почитаем владыка Иувеналий. Он стал первым новомучеником, прославленным на Рязанской земле Мы не просто съездили в монастырь, где «ангел земли Рязанской», как любили называть владыку Симона рязанцы, прожил свои последние земные годы, мы побывали у него в гостях История Вышенской пустыни – необычная. Хоть обитель очень удалена от центральных городов, но благодаря присутствию в ней чудотворной иконы Казанской Вышенской, в 19 веке обитель никогда не была пустынной Русские православные не сомневаются, что Царица Небесная не раз простирала Свой спасительный омофор над Русью Казанская Амвросиевская Шамординская женская пустынь расположена в восхитительной местности – на широкой луговине над крутым обрывом Родителям опять необходимо поднимать свой голос против данных законопроектов, как направленных против традиционных ценностей, разрушающих традиционный семейный уклад и взаимоотношения между поколениями Отвечает протоиерей Артемий Владимиров, настоятель храма Всех Святых в Красном Селе (г.Москва) Пелагея Захаровская и ее почитатели Редактором этой книги стал священник – протоиерей Артемий Владимиров. Он же написал к ней и предисловие. С автором книги о Полюшке Захаровской Игорем ЕВСИНЫМ беседует Владимир Никольский Жизнь и смерть Татьяны Зверевой Все двадцать лет со дня создания нашей газеты «Благовест» она была членом редакционного совета газеты, надежным другом, человеком с широким кругозором, нестандартным мышлением, умеющим подняться над прозой дня На вопросы газеты «Благовест»отвечает директор школы №51 г.Рязани О.Н.МАСЛЮК Не в каждую икону иконописец закладывает молитву при написании и понимание того, что он делает, от этого икона «не разговаривает» ни цветом, ни формой, ни линией, ни состоянием образа |