Логотип рязанской газеты "Благовест"

Школа иконописи

Краски Богословия

Все народы говорят на разных языках и языков этих сотни, от этого общение между людьми затруднено. Язык иконы един для всех народов земли, он наполнен метафорой и символом. Это язык Богословия, выраженный с помощью пластического искусства. Он может быть прочитан не разумом, а духом и чувством. Было много случаев, когда люди, далекие от веры, незнакомые с текстом Святого Писания, обращались к Богу и получали дар веры через созерцание иконы. Конечно, не всякая икона глубока и проникнута Евангельским духом, т.е. смыслом любви и Боговоплощения.

Не в каждую икону иконописец закладывает молитву при написании и понимание того, что он делает, от этого икона «не разговаривает» ни цветом, ни формой, ни линией, ни состоянием образа. В иконе важно всё. Многое зависит от того, на какой доске она выполнена, какими пигментами, в каком духовном состоянии был сам художник. Икона есть священнодействие, и это ставит иконопись в особое положение по отношению ко всем видам живописи.

Глубокая символичность иконы начинается с техники ее исполнения, строгая последовательность которой – от выбранных материалов и до последних штрихов на живописной поверхности – была до мелочей продумана и осмыслена еще в древности и со временем приобрела характер неукоснительного правила. Начнем с доски. Сделанная из дерева, украшенная по фону золотом и облаченная в драгоценный оклад икона уподобляется Ковчегу Завета. Деревянная основа доски напоминает о важнейшей реликвии христианства – Крестном Древе, на котором был распят Христос. Четырехугольное углубление в доске не случайно названо ковчегом, символом спасения человечества в Ноевом Ковчеге. А Ноев Ковчег – это прообраз Церкви. На доску затем клеится тонкая льняная ткань, означающая Плащаницу, в которую было завернуто тело Христа и на которой чудесным образом запечатлелся Его облик после Воскресения. Затем на паволоку наносится левкас – тонкий слой мелового грунта, замешанного на рыбьем или животном клею. Однако и этот технический момент также находит обоснование в евангельском тексте. В рассказе о погребении Христа говорится о печатях, наложенных иудеями по повелению первосвященников на камень у гробницы, вход в которую был замурован – «залевкашен» (Мф.27.66.) Поэтому и левкасная основа напоминает о чудесном воскресении Господа, вышедшего из пещеры, не нарушив печатей.

По левкасу наносится рисунок кистью растолченным углем или сажей с готового образца. Древние мастера, как свидетельствует письмо Епифания Премудрого к Кириллу Тверскому (ок. 1415 г.), рассказывающего своему адресату о работе Феофана Грека и современных ему иконописцев, могли иметь перед глазами лишь иконы предшественников – «образцы», которые творчески осмысливали, прежде чем повторить увиденное. Современное копирование икон через кальку нарушает сакральный смысл написания иконы и переводит икону в разряд ремесленного труда. В раннее время применяли лишь авторский подготовительный рисунок, выполненный жидкой черной краской (иногда земляным или красным пигментом), для чего кисть обмакивали в разведенную водой сажу. Ее брали прямо из печи, полученную от березовых углей. Сажевый рисунок мог быть неточным и даже примитивным. Рассматривая предварительный рисунок в инфракрасных лучах спектра, остается только удивляться внутренней раскованности мастера. Можно рассмотреть подробности ландшафта, драпировки, подробности физиогномии ликов, их теневую модуляцию, которую в отдельных случаях оставляли под дальнейшую запись цветом.

Елена АНИКЕЕВА, член Союза художников и иконописцев России, руководитель студии «Ника»

 

 

В начало

«Купно за едино!»

Именно этот призыв Кузьмы Минина «Купно за едино!» (вместе за одно) стал боевым кличем сбора, посвященного 400-летию освобождения Москвы от польско-литовских захватчиков

На антиювенальном фронте

Для изъятия детей из семей, где на самом деле существуют угрозы их жизни и здоровью, полномочий у всех заинтересованных ведомств и сейчас более чем достаточно

Мученик за веру

Рязанцам особенно дорог и почитаем владыка Иувеналий. Он стал первым новомучеником, прославленным на Рязанской земле

В гостях у владыки Симона

Мы не просто съездили в монастырь, где «ангел земли Рязанской», как любили называть владыку Симона рязанцы, прожил свои последние земные годы, мы побывали у него в гостях

Почаевская святыня на Выше

История Вышенской пустыни – необычная. Хоть обитель очень удалена от центральных городов, но благодаря присутствию в ней чудотворной иконы Казанской Вышенской, в 19 веке обитель никогда не была пустынной

Сынтульские исповедники

Русские православные не сомневаются, что Царица Небесная не раз простирала Свой спасительный омофор над Русью

Светлое Шамордино

Казанская Амвросиевская Шамординская женская пустынь расположена в восхитительной местности – на широкой луговине над крутым обрывом

Право и правда

Родителям опять необходимо поднимать свой голос против данных законопроектов, как направленных против традиционных ценностей, разрушающих традиционный семейный уклад и взаимоотношения между поколениями

Заботясь об ушедших

Отвечает протоиерей Артемий Владимиров, настоятель храма Всех Святых в Красном Селе (г.Москва)

Пелагея Захаровская и ее почитатели

Редактором этой книги стал священник – протоиерей Артемий Владимиров. Он же написал к ней и предисловие. С автором книги о Полюшке Захаровской Игорем ЕВСИНЫМ беседует Владимир Никольский

Жизнь и смерть Татьяны Зверевой

Все двадцать лет со дня создания нашей газеты «Благовест» она была членом редакционного совета газеты, надежным другом, человеком с широким кругозором, нестандартным мышлением, умеющим подняться над прозой дня

Хлеб насущный

На вопросы газеты «Благовест»отвечает директор школы №51 г.Рязани О.Н.МАСЛЮК

Краски Богословия

Не в каждую икону иконописец закладывает молитву при написании и понимание того, что он делает, от этого икона «не разговаривает» ни цветом, ни формой, ни линией, ни состоянием образа