Логотип рязанской газеты "Благовест"

Сынтульские исповедники

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы, как ни парадоксально это звучит, почитается в России намного больше, чем в том городе, спасением которого жители обязаны чудесному явлению Богородицы во Влахернской церкви. Русские православные не сомневаются, что Царица Небесная не раз простирала Свой спасительный омофор над Русью.

В честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы приблизительно между 1750 и 1800 годами была построена деревянная церковь в поселке Сынтул Касимовского района. Одновременно с церковью была устроена и колокольня.

Наверняка на Руси немало церквей, подобных этой. Что же в ней особенного? А именно в этой церкви проходил свое служение священномученик Александр Туберовский, профессор Московской Духовной академии, магистр богословия, принявший в послереволюционные годы священнический сан. Он не только обучал прихожан Покровской церкви основам веры, но и, будучи в личной переписке с И.М. Мичуриным, помогал советами крестьянам, как рациональнее вести хозяйство.

Здесь же, у алтаря Покровского храма, был похоронен священноисповедник Александр Орлов, бывший духовником блаженной Матроны Анемнясевской и пострадавший за ее почитание. Годы заключения так подорвали его здоровье, что даже жена не узнала его. Мощи о.Александра были обретены в 2001 году и находятся ныне в Покровском храме поселка Сынтул.

Немалую роль в прославлении священномученика Александра Туберовского и поднятии мощей священноисповедника Александра Орлова сыграл протоиерей Феодор Правдолюбов, настоятель Покровского храма р.п. Сынтул.

Более 30 лет прослужил в Покровском храме протоиерей Федор Правдолюбов. В первую свою встречу с ним я работала в управлении образования Касимовского района и планировала провести семинар для педагогов на тему духовного воспитания с участием отца Федора. Я много слышала о нем, но до того дня еще никогда не видела. Меня поразило то, что он был точно таким, каким я его увидела накануне встречи во сне. Я помню его благородное и немного строгое лицо. Но общаться с ним было очень просто, можно было говорить обо всем, не боясь сказать что-то не так. «Наш батюшка, народный», – вот какой он был.

В дальнейшем у нас было немало совместных встреч педагогов со священниками, но среди них он выделялся особым, непоказным смирением. Свое выступление он несколько раз прерывал словами «я плохо говорю», «простите меня, я совсем не умею говорить». Он относился к своему пастырскому слову очень смиренно, но его простые проникновенные слова, наполненные глубиной мысли, доходили до сердца. Так, после его рассказов меня по-настоящему затронули слова о распятии Христа как о страдании Живого Бога и Человека, а не как об историческом евангельском факте. А там, где проявляется сострадание, начинается любовь.

Помню, он рассказывал, что когда в алтаре готовил поднятые из земли мощи священноисповедника Александра Орлова ко всеобщему почитанию, а было это в очень позднее время суток, то не испытывал никакого страха или неприятного чувства, а наоборот, какое-то спокойствие и тишину. А теперь он сам погребен в бывшей могиле этого святого у алтаря.

Отец Федор был очень добрым. Его семья жила небогато, но он был готов поделиться с людьми последним. Как-то он привез мне два пакета, с чесноком и луком, со словами «у Вас, наверное, нет», а я ведь даже не была его прихожанкой. Согласитесь, для входящего в церковную жизнь человека священник – почти небожитель. И вдруг – лук! Для меня это было – словно Господь принес. О.Федор вместе с матушкой подарили мне около двух десятков аудио-кассет с дефицитными в то время записями бесед профессора Московской духовной академии А.И.Осипова, которые помогли мне сделать много открытий в Православии.

Однажды при подготовке очередного семинара один из священников сослался на занятость, работы по восстановлению храма, а отец Федор ему мягко возразил: «Но ведь души-то важнее храмов».

Кто знает, может быть, это один из праведных служителей Божиих Покровской церкви, который со временем тоже будет прославлен в лике святых. Ведь, несмотря на значительные труды по восстановлению храмов в должности благочинного и поднятию святых мощей священноисповедника Александра Орлова, священноисповедника Сергия в г. Лебедяни и мч. Павла Парфенова в Митино, изданию проповеднических трудов своего отца протоиерея Анатолия, души людские для него были важнее.

Марина ЛЕБЕДЕВА, г. Касимов

 

 

В начало

«Купно за едино!»

Именно этот призыв Кузьмы Минина «Купно за едино!» (вместе за одно) стал боевым кличем сбора, посвященного 400-летию освобождения Москвы от польско-литовских захватчиков

На антиювенальном фронте

Для изъятия детей из семей, где на самом деле существуют угрозы их жизни и здоровью, полномочий у всех заинтересованных ведомств и сейчас более чем достаточно

Мученик за веру

Рязанцам особенно дорог и почитаем владыка Иувеналий. Он стал первым новомучеником, прославленным на Рязанской земле

В гостях у владыки Симона

Мы не просто съездили в монастырь, где «ангел земли Рязанской», как любили называть владыку Симона рязанцы, прожил свои последние земные годы, мы побывали у него в гостях

Почаевская святыня на Выше

История Вышенской пустыни – необычная. Хоть обитель очень удалена от центральных городов, но благодаря присутствию в ней чудотворной иконы Казанской Вышенской, в 19 веке обитель никогда не была пустынной

Сынтульские исповедники

Русские православные не сомневаются, что Царица Небесная не раз простирала Свой спасительный омофор над Русью

Светлое Шамордино

Казанская Амвросиевская Шамординская женская пустынь расположена в восхитительной местности – на широкой луговине над крутым обрывом

Право и правда

Родителям опять необходимо поднимать свой голос против данных законопроектов, как направленных против традиционных ценностей, разрушающих традиционный семейный уклад и взаимоотношения между поколениями

Заботясь об ушедших

Отвечает протоиерей Артемий Владимиров, настоятель храма Всех Святых в Красном Селе (г.Москва)

Пелагея Захаровская и ее почитатели

Редактором этой книги стал священник – протоиерей Артемий Владимиров. Он же написал к ней и предисловие. С автором книги о Полюшке Захаровской Игорем ЕВСИНЫМ беседует Владимир Никольский

Жизнь и смерть Татьяны Зверевой

Все двадцать лет со дня создания нашей газеты «Благовест» она была членом редакционного совета газеты, надежным другом, человеком с широким кругозором, нестандартным мышлением, умеющим подняться над прозой дня

Хлеб насущный

На вопросы газеты «Благовест»отвечает директор школы №51 г.Рязани О.Н.МАСЛЮК

Краски Богословия

Не в каждую икону иконописец закладывает молитву при написании и понимание того, что он делает, от этого икона «не разговаривает» ни цветом, ни формой, ни линией, ни состоянием образа

Покровский храм