Мученик за веру С иеромонахом Иоакимом (ЗАЯКИНЫМ), председателем историко-архивного отдела Рязанской митрополии, настоятелем Крестовоздвиженского храма в селе Красный Холм Шиловского района Рязанской области, беседует Ирина ЕВСИНА.
– 25 октября отмечается 75 лет со дня мученической кончины священномученика Иувеналия (Масловского), архиепископа Рязанского. О нем уже много писали в нашей газете, но всё-таки напомните нам основные жизненные вехи святителя. – Этот год – юбилейный не только по отношению к нему, но и ко многим новомученикам и исповедникам Российским, потому что 1937 год, как мы знаем, был годом самых страшных репрессий. Именно в период с осени 1937 по весну 1938 г. расстреливали очень многих священнослужителей и мирян, поэтому 2012 год – юбилейный для многих новомучеников. Но рязанцам особенно дорог и почитаем владыка Иувеналий. Он стал первым новомучеником, прославленным на Рязанской земле. Священномученик Иувеналий родился в городе Ливны Орловской губернии, в дворянской семье Александра и Анны Масловских. Когда он был совсем маленьким, его мама умерла, воспитывала его мачеха Мария. Потом они переехали в г. Гродно, где он учился в гимназии, после окончания которой поступил в Казанскую духовную академию. Он её закончил в 1903 году и был направлен в Урмийскую духовную миссию. Там он пробыл недолго, потом его направили в Псков преподавать в духовной семинарии. Из семинарии он уходит по личному прошению и становится насельником Псково-Печерского монастыря. Но вскоре священноначалие назначило его на игуменство в Спасо-Елеазаровский монастырь, который он возглавлял с 1906 по 1910 год. В 1910 году игумена Иувеналия назначили настоятелем Новгородского Юрьева монастыря, а в 1914 году его возвели в сан епископа Каширского, викария Тульской епархии. В 1917 году его избрали Тульским епископом. В 1923 году советские власти отдали владыку под суд в связи с тем, что на колокольне одного из храмов Тулы была обретена чудотворная икона. Народ узнал об этом, и в храм хлынул поток верующих, чтобы приложиться к этой иконе. Власти представили дело так, что владыка специально это сделал, и обвинили епископа в подлоге, обмане. Судили нескольких священников, в том числе и священномученика Иувеналия. В тюрьме владыка пробыл недолго, но после этого он был переведен на Курскую кафедру. Вскоре его снова арестовали, и он был сослан на Соловки. Три года он пробыл на Соловках, а когда вернулся в 1928 году, его назначили на нашу Рязанскую кафедру. Здесь он был правящим архиереем восемь лет, вплоть до своего ареста в 1936 году. Закончил он свой земной путь в Томске, где в ночь с 24 на 25 октября 1937 года он был расстрелян. – Отец Иоаким, как Вы считаете, кто из ближайшего окружения священномученика Иувеналия оказал на него самое благотворное влияние? – Это был в первую очередь его духовный отец, схиархимандрит Гавриил (Зырянов), настоятель Седмиезерной пустыни недалеко от Казани. Старец этот канонизирован как местночтимый святой в Казанской епархии. Обучаясь в Казанской академии, священномученик Иувеналий, как и многие другие академисты, стал его духовным чадом. Из сохранившихся писем владыки из лагеря видно, как глубоко он его чтил. Он часто в них упоминает, что какие-то события в лагере с ним произошли чудесным образом именно по молитвам старца Гавриила. – Вы встречались с людьми, которые знали еще при жизни священномученика Иувеналия. Каким вы его увидели в их рассказах и по документам? – В живых осталось уже очень мало людей, которые непосредственно его знали. Я помню 1993 год, когда совершилась канонизация священномученика Иувеналия (сначала как местночтимого святого). Торжества возглавил нынешний Патриарх Кирилл, тогда он был митрополитом Смоленским и Калининградским. Это происходило в Успенском соборе 23 июня, в день памяти всех рязанских святых. Также там был приснопамятный архимандрит Авель и мы, братия Иоанно-Богословского монастыря. Я помню, как многие бабулечки, которым тогда было по 80-90 лет, восторженно радовались его прославлению, держа подлинные фотографии священномученика Иувеналия, показывая, что они его лично знали. В том числе и Александра Евгеньевна Климентовская рассказывала о нем со слов своей мамы и старших сестер. Отец Авель тоже очень его почитал. Он рассказывал, как однажды в детстве мама привела его в Борисо-Глебский собор, где служил владыка Иувеналий, и он запомнил, как владыка посмотрел на него с теплом и любовью и помазал елеем. С тех пор у него осталась любовь к владыке, хотя он видел его только один раз. – Известно, что домик на улице Затинной, в котором жил в Рязани владыка Иувеналий, долгое время сохранялся, была попытка сделать его мемориальным. Но, к сожалению, вокруг него началось бурное коммерческое строительство, и домик отстоять не удалось. Вы тогда предприняли все усилия, чтобы сохранить его, и перевезли по брёвнышку к себе в Красный Холм, чтобы создать в нем музей владыки Иувеналия. В какой стадии сейчас находится работа по созданию музея? – Да, действительно, когда в 2008 году земля, на которой стоял домик, была продана под строительство многоэтажки, владыка Павел благословил перевезти его к нам в Красный Холм. Дом имел несколько пристроек, всего там было семь комнат. До революции он принадлежал священнику Входоиерусалимской церкви, а потом в нем жили две его дочери-девицы. Они разделили дом на несколько квартир и сдавали их. Часть дома (три комнаты) снимал священномученик Иувеналий. Комнатка, в которой жил владыка, находилась в пристройке к основному срубу дома. Рядом находилась комната келейника игумена Евгения. Он тоже пострадал, его расстреляли на Бутовском полигоне, когда ему еще не было и сорока лет. Следующей комнатой была кухня, она же прихожая. Зал дома был разделен на две половины. Меньшую часть занимала епархиальная канцелярия, которая тоже находилась в этом доме. В канцелярии на диванчике ночевала матушка Екатерина, которая помогала владыке по дому, готовила ему еду. В остальных помещениях жили сами хозяева и другие жильцы. Впоследствии дом перепланировали, но когда мы разбирали его и снимали внутреннюю обшивку, то нашли старые дверные проемы. Восстанавливать его мы будем в первоначальном виде, каким он был при владыке Иувеналии. Четыре года назад, когда мы перевезли домик, мы думали, что поставим его быстро, но, к сожалению, всё упирается в нехватку средств, ведь параллельно нужно было восстанавливать монастырский храм. Только в этом году появилась возможность к юбилейной дате возвести дом. 1 июля, на престольный праздник Боголюбской иконы Божией Матери, наш правящий владыка епископ Дионисий освятил закладку дома. Мы уже полностью залили фундамент, вывели цокольную часть дома. В настоящее время ставим сруб. В этом году мы планируем подвести всё здание под крышу, а внутреннюю и внешнюю отделку оставим на следующий год. – Сохранились ли подлинные вещи владыки Иувеналия? – Да, сохранились. Если сравнить с другими новомучениками, то можно даже сказать, что сохранилось много вещей. Сейчас они находятся в фондах епархиального музея – древлехранилища. Это и архиерейская мантия, в которой он служил, и посох, и саккос (облачение). В Христорождественском соборе в мощевике хранятся его чётки. Сохранились и принадлежавшие ему богослужебные книги, даже с его дарственной надписью. Хочется сделать в нашем музее также уголок, посвященный тем людям, которые много сделали для сохранения памяти священномученика Иувеналия, – отцу Авелю и владыке Симону. Надеемся, что музей расскажет о том, что их связывает со священномучеником Иувеналием. Так, мы знаем, что тропарь священномученику и службу ему (хотя она нигде не напечатана) составил митрополит Симон. Рукописный текст службы тоже будет представлен в экспозиции. – Когда можно будет посетить музей в Красном Холме? – В 2013 году будет отмечаться 20-летие прославления священномученика Иувеналия в лике святых, и я думаю, что к тому времени музей будет открыт. С Божией помощью надеемся это сделать. Разработка экспозиции музея у нас уже практически готова. Экспозиция будет рассказывать не только о владыке Иувеналии, но и обо многих других новомучениках и исповедниках, как прославленных, так и не прославленных. Ведь в этом доме размещалось епархиальное управление, и многие новомученики, в том числе и из других областей, приходили туда по разным вопросам к правящему епископу. Это известно даже из документов их следственных дел. За домом следили, видели, кто туда приходил, и потом на допросах спрашивали об этом. Поэтому экспозиция будет посвящена всем, кто в этом доме бывал. На фото: владыка Дионисий (Порубай) освящает место под музей
|
Именно этот призыв Кузьмы Минина «Купно за едино!» (вместе за одно) стал боевым кличем сбора, посвященного 400-летию освобождения Москвы от польско-литовских захватчиков Для изъятия детей из семей, где на самом деле существуют угрозы их жизни и здоровью, полномочий у всех заинтересованных ведомств и сейчас более чем достаточно Рязанцам особенно дорог и почитаем владыка Иувеналий. Он стал первым новомучеником, прославленным на Рязанской земле Мы не просто съездили в монастырь, где «ангел земли Рязанской», как любили называть владыку Симона рязанцы, прожил свои последние земные годы, мы побывали у него в гостях История Вышенской пустыни – необычная. Хоть обитель очень удалена от центральных городов, но благодаря присутствию в ней чудотворной иконы Казанской Вышенской, в 19 веке обитель никогда не была пустынной Русские православные не сомневаются, что Царица Небесная не раз простирала Свой спасительный омофор над Русью Казанская Амвросиевская Шамординская женская пустынь расположена в восхитительной местности – на широкой луговине над крутым обрывом Родителям опять необходимо поднимать свой голос против данных законопроектов, как направленных против традиционных ценностей, разрушающих традиционный семейный уклад и взаимоотношения между поколениями Отвечает протоиерей Артемий Владимиров, настоятель храма Всех Святых в Красном Селе (г.Москва) Пелагея Захаровская и ее почитатели Редактором этой книги стал священник – протоиерей Артемий Владимиров. Он же написал к ней и предисловие. С автором книги о Полюшке Захаровской Игорем ЕВСИНЫМ беседует Владимир Никольский Жизнь и смерть Татьяны Зверевой Все двадцать лет со дня создания нашей газеты «Благовест» она была членом редакционного совета газеты, надежным другом, человеком с широким кругозором, нестандартным мышлением, умеющим подняться над прозой дня На вопросы газеты «Благовест»отвечает директор школы №51 г.Рязани О.Н.МАСЛЮК Не в каждую икону иконописец закладывает молитву при написании и понимание того, что он делает, от этого икона «не разговаривает» ни цветом, ни формой, ни линией, ни состоянием образа |