Логотип рязанской газеты "Благовест"

Мученик за веру

С иеромонахом Иоакимом (ЗАЯКИНЫМ), председателем историко-архивного отдела Рязанской митрополии, настоятелем Крестовоздвиженского храма в селе Красный Холм Шиловского района Рязанской области, беседует Ирина ЕВСИНА.

 

25 октября отмечается 75 лет со дня мученической кончины священномученика Иувеналия (Масловского), архиепископа Рязанского. О нем уже много писали в нашей газете, но всё-таки напомните нам основные жизненные вехи святителя.

Этот год – юбилейный не только по отношению к нему, но и ко многим новомученикам и исповедникам Российским, потому что 1937 год, как мы знаем, был годом самых страшных репрессий. Именно в период с осени 1937 по весну 1938 г. расстреливали очень многих священнослужителей и мирян, поэтому 2012 год – юбилейный для многих новомучеников. Но рязанцам особенно дорог и почитаем владыка Иувеналий. Он стал первым новомучеником, прославленным на Рязанской земле.

Священномученик Иувеналий родился в городе Ливны Орловской губернии, в дворянской семье Александра и Анны Масловских. Когда он был совсем маленьким, его мама умерла, воспитывала его мачеха Мария. Потом они переехали в г. Гродно, где он учился в гимназии, после окончания которой поступил в Казанскую духовную академию. Он её закончил в 1903 году и был направлен в Урмийскую духовную миссию. Там он пробыл недолго, потом его направили в Псков преподавать в духовной семинарии. Из семинарии он уходит по личному прошению и становится насельником Псково-Печерского монастыря. Но вскоре священноначалие назначило его на игуменство в Спасо-Елеазаровский монастырь, который он возглавлял с 1906 по 1910 год.

В 1910 году игумена Иувеналия назначили настоятелем Новгородского Юрьева монастыря, а в 1914 году его возвели в сан епископа Каширского, викария Тульской епархии. В 1917 году его избрали Тульским епископом. В 1923 году советские власти отдали владыку под суд в связи с тем, что на колокольне одного из храмов Тулы была обретена чудотворная икона. Народ узнал об этом, и в храм хлынул поток верующих, чтобы приложиться к этой иконе. Власти представили дело так, что владыка специально это сделал, и обвинили епископа в подлоге, обмане. Судили нескольких священников, в том числе и священномученика Иувеналия. В тюрьме владыка пробыл недолго, но после этого он был переведен на Курскую кафедру. Вскоре его снова арестовали, и он был сослан на Соловки. Три года он пробыл на Соловках, а когда вернулся в 1928 году, его назначили на нашу Рязанскую кафедру. Здесь он был правящим архиереем восемь лет, вплоть до своего ареста в 1936 году. Закончил он свой земной путь в Томске, где в ночь с 24 на 25 октября 1937 года он был расстрелян.

– Отец Иоаким, как Вы считаете, кто из ближайшего окружения священномученика Иувеналия оказал на него самое благотворное влияние?

Это был в первую очередь его духовный отец, схиархимандрит Гавриил (Зырянов), настоятель Седмиезерной пустыни недалеко от Казани. Старец этот канонизирован как местночтимый святой в Казанской епархии. Обучаясь в Казанской академии, священномученик Иувеналий, как и многие другие академисты, стал его духовным чадом. Из сохранившихся писем владыки из лагеря видно, как глубоко он его чтил. Он часто в них упоминает, что какие-то события в лагере с ним произошли чудесным образом именно по молитвам старца Гавриила.

– Вы встречались с людьми, которые знали еще при жизни священномученика Иувеналия. Каким вы его увидели в их рассказах и по документам?

В живых осталось уже очень мало людей, которые непосредственно его знали. Я помню 1993 год, когда совершилась канонизация священномученика Иувеналия (сначала как местночтимого святого). Торжества возглавил нынешний Патриарх Кирилл, тогда он был митрополитом Смоленским и Калининградским. Это происходило в Успенском соборе 23 июня, в день памяти всех рязанских святых. Также там был приснопамятный архимандрит Авель и мы, братия Иоанно-Богословского монастыря. Я помню, как многие бабулечки, которым тогда было по 80-90 лет, восторженно радовались его прославлению, держа подлинные фотографии священномученика Иувеналия, показывая, что они его лично знали. В том числе и Александра Евгеньевна Климентовская рассказывала о нем со слов своей мамы и старших сестер. Отец Авель тоже очень его почитал. Он рассказывал, как однажды в детстве мама привела его в Борисо-Глебский собор, где служил владыка Иувеналий, и он запомнил, как владыка посмотрел на него с теплом и любовью и помазал елеем. С тех пор у него осталась любовь к владыке, хотя он видел его только один раз.

– Известно, что домик на улице Затинной, в котором жил в Рязани владыка Иувеналий, долгое время сохранялся, была попытка сделать его мемориальным. Но, к сожалению, вокруг него началось бурное коммерческое строительство, и домик отстоять не удалось. Вы тогда предприняли все усилия, чтобы сохранить его, и перевезли по брёвнышку к себе в Красный Холм, чтобы создать в нем музей владыки Иувеналия. В какой стадии сейчас находится работа по созданию музея?

Да, действительно, когда в 2008 году земля, на которой стоял домик, была продана под строительство многоэтажки, владыка Павел благословил перевезти его к нам в Красный Холм. Дом имел несколько пристроек, всего там было семь комнат. До революции он принадлежал священнику Входоиерусалимской церкви, а потом в нем жили две его дочери-девицы. Они разделили дом на несколько квартир и сдавали их. Часть дома (три комнаты) снимал священномученик Иувеналий. Комнатка, в которой жил владыка, находилась в пристройке к основному срубу дома. Рядом находилась комната келейника игумена Евгения. Он тоже пострадал, его расстреляли на Бутовском полигоне, когда ему еще не было и сорока лет. Следующей комнатой была кухня, она же прихожая. Зал дома был разделен на две половины. Меньшую часть занимала епархиальная канцелярия, которая тоже находилась в этом доме. В канцелярии на диванчике ночевала матушка Екатерина, которая помогала владыке по дому, готовила ему еду. В остальных помещениях жили сами хозяева и другие жильцы. Впоследствии дом перепланировали, но когда мы разбирали его и снимали внутреннюю обшивку, то нашли старые дверные проемы. Восстанавливать его мы будем в первоначальном виде, каким он был при владыке Иувеналии.

Четыре года назад, когда мы перевезли домик, мы думали, что поставим его быстро, но, к сожалению, всё упирается в нехватку средств, ведь параллельно нужно было восстанавливать монастырский храм. Только в этом году появилась возможность к юбилейной дате возвести дом. 1 июля, на престольный праздник Боголюбской иконы Божией Матери, наш правящий владыка епископ Дионисий освятил закладку дома. Мы уже полностью залили фундамент, вывели цокольную часть дома. В настоящее время ставим сруб. В этом году мы планируем подвести всё здание под крышу, а внутреннюю и внешнюю отделку оставим на следующий год.

– Сохранились ли подлинные вещи владыки Иувеналия?

Да, сохранились. Если сравнить с другими новомучениками, то можно даже сказать, что сохранилось много вещей. Сейчас они находятся в фондах епархиального музея – древлехранилища. Это и архиерейская мантия, в которой он служил, и посох, и саккос (облачение). В Христорождественском соборе в мощевике хранятся его чётки. Сохранились и принадлежавшие ему богослужебные книги, даже с его дарственной надписью.  Хочется сделать в нашем музее также уголок, посвященный тем людям, которые много сделали для сохранения памяти священномученика Иувеналия, – отцу Авелю и владыке Симону. Надеемся, что музей расскажет о том, что их связывает со священномучеником Иувеналием. Так, мы знаем, что тропарь священномученику и службу ему (хотя она нигде не напечатана) составил митрополит Симон. Рукописный текст службы тоже будет представлен в экспозиции.

– Когда можно будет посетить музей в Красном Холме?

В 2013 году будет отмечаться 20-летие прославления священномученика Иувеналия в лике святых, и я думаю, что к тому времени музей будет открыт. С Божией помощью надеемся это сделать. Разработка экспозиции музея у нас уже практически готова. Экспозиция будет рассказывать не только о владыке Иувеналии, но и обо многих других новомучениках и исповедниках, как прославленных, так и не прославленных. Ведь в этом доме размещалось епархиальное управление, и многие новомученики, в том числе и из других областей, приходили туда по разным вопросам к правящему епископу. Это известно даже из документов их следственных дел. За домом следили, видели, кто туда приходил, и потом на допросах спрашивали об этом. Поэтому экспозиция будет посвящена всем, кто в этом доме бывал.

На фото: владыка Дионисий (Порубай) освящает место под музей

 

 

 

В начало

«Купно за едино!»

Именно этот призыв Кузьмы Минина «Купно за едино!» (вместе за одно) стал боевым кличем сбора, посвященного 400-летию освобождения Москвы от польско-литовских захватчиков

На антиювенальном фронте

Для изъятия детей из семей, где на самом деле существуют угрозы их жизни и здоровью, полномочий у всех заинтересованных ведомств и сейчас более чем достаточно

Мученик за веру

Рязанцам особенно дорог и почитаем владыка Иувеналий. Он стал первым новомучеником, прославленным на Рязанской земле

В гостях у владыки Симона

Мы не просто съездили в монастырь, где «ангел земли Рязанской», как любили называть владыку Симона рязанцы, прожил свои последние земные годы, мы побывали у него в гостях

Почаевская святыня на Выше

История Вышенской пустыни – необычная. Хоть обитель очень удалена от центральных городов, но благодаря присутствию в ней чудотворной иконы Казанской Вышенской, в 19 веке обитель никогда не была пустынной

Сынтульские исповедники

Русские православные не сомневаются, что Царица Небесная не раз простирала Свой спасительный омофор над Русью

Светлое Шамордино

Казанская Амвросиевская Шамординская женская пустынь расположена в восхитительной местности – на широкой луговине над крутым обрывом

Право и правда

Родителям опять необходимо поднимать свой голос против данных законопроектов, как направленных против традиционных ценностей, разрушающих традиционный семейный уклад и взаимоотношения между поколениями

Заботясь об ушедших

Отвечает протоиерей Артемий Владимиров, настоятель храма Всех Святых в Красном Селе (г.Москва)

Пелагея Захаровская и ее почитатели

Редактором этой книги стал священник – протоиерей Артемий Владимиров. Он же написал к ней и предисловие. С автором книги о Полюшке Захаровской Игорем ЕВСИНЫМ беседует Владимир Никольский

Жизнь и смерть Татьяны Зверевой

Все двадцать лет со дня создания нашей газеты «Благовест» она была членом редакционного совета газеты, надежным другом, человеком с широким кругозором, нестандартным мышлением, умеющим подняться над прозой дня

Хлеб насущный

На вопросы газеты «Благовест»отвечает директор школы №51 г.Рязани О.Н.МАСЛЮК

Краски Богословия

Не в каждую икону иконописец закладывает молитву при написании и понимание того, что он делает, от этого икона «не разговаривает» ни цветом, ни формой, ни линией, ни состоянием образа

Священномученик 
Иувеналийвладыка Дионисий (Порубай) 
освящает место под музей