Логотип рязанской газеты "Благовест"

Пелагея Захаровская и ее почитатели

Недавно в Москве, в издательском отделе храма Всех Святых в Красном Селе вышла в свет новая книга Игоря Евсина «Полюшка. Повесть о Пелагее Захаровской». Редактором этой книги стал священник – протоиерей Артемий Владимиров. Он же написал к ней и предисловие. С автором книги о Полюшке Захаровской Игорем ЕВСИНЫМ беседует Владимир Никольский.

Корр.: Игорь Васильевич, насколько мне известно, ваша новая книга сразу приобрела большую популярность, так как в ней рассказывается про Пелагею Захаровскую, о которой активно ведутся дискуссии. Причем многие из дискутирующих не признают праведность Пелагеи Захаровской. И вот вышла книга, в предисловии к которой авторитетный священник, протоиерей Артемий Владимиров, утверждает, что она была истинной христианкой, подвижницей веры и благочестия. Однако это не умерило пыл дискутирующих. К примеру, на сайте православных священнослужителей «ДиаконникЪ» было высказано мнение, что предисловие отца Артемия – это подлог. Что вы можете сказать по этому поводу?

И. Е. – Я знаком с дискуссией, развернувшейся на сайте «ДиаконникЪ». По поводу того, подлог это или не подлог, на этом же сайте высказано очень хорошее предложение – узнать всё из первых уст. Я предлагаю то же самое. Сомневающиеся могут позвонить в издательский отдел храма Всех Святых, а кто может, пусть приходит на воскресную службу в этот храм, настоятелем которого является батюшка Артемий. Пусть помолится, попросит у Господа вразумления, а после службы поговорит с батюшкой. А еще лучше исповедуется ему. Ведь, к примеру, один из участников дискуссии признался, что, цитирую, «собирал в Интернете компромат на Пелагею Рязанскую и передавал всем, кто ей интересуется». Вообще собирать на кого-либо порочащие сведения – это дело неблаговидное. А уж когда дело касается христиан, то, как мне думается, это дело еще и греховное. Впрочем, судить об этом более подобает священнику.

Корр.: А все-таки можно ли найти «компромат» на Пелагею Захаровскую?

И. Е. – Найти греховные поступки можно в биографии любого человека. Как говорится в Псалтири: «нет человека, который проживет и не согрешит». И еще: «все грешные, все до единого»... Почитайте, к примеру, дневники святого праведного Иоанна Кронштадтского, изданные в одиннадцати томах фондом преподобного Иоанна Дамаскина.

Вы там найдете очень много «компромата» на батюшку Иоанна. К примеру, он иногда курил перед вечерними молитвенными правилами, и нищих ребятишек, просивших милостыню, от себя прогонял, и даже задавал им трепку. Чего только нет в этих дневниках… И это не подлог, не фальсификация. Но суть-то не в этом. Не в том, как человек согрешает. Главное, как он преодолевает свои грехи. И те же дневники батюшки Иоанна Кронштадтского, в чем их ценность? Не в том ли, что они настраивают человека на борьбу со своими страстями и страстишками? Конечно, в этом. Они дают нам немощным конкретный пример покаяния и преодоления в себе грехов.

А если бы мы искали в его дневниках компромат, тогда что? Тогда мы, вероятнее всего, доискались бы до того, что перестали бы считать Иоанна Кронштадтского святым. Но это ведь не так!

Корр.: А какие положительные качества вы могли бы, прежде всего, отметить у Пелагеи Захаровской?

И. Е. – Как и у всех праведников, святых, это любовь к Богу и любовь к ближним. Как говорил Христос – в этом весь закон и все пророки. Исполнение заповедей любви к Господу и к ближним делает человека святым. Если говорить конкретно о Полюшке, то ее праведность засвидетельствована знавшими ее лично авторитетными священнослужителями, оставшимися в истории Православия. К ним относятся приснопамятные архиепископ Глеб (Смирнов), архимандрит Иоанн (Крестьянкин), архимандрит Иероним (Зиновьев), архимандрит Авель (Македонов), протоиерей Виктор Шиповальников, протодиакон Павел Смирнов и ныне здравствующий митрополит Варнава (Кедров). Всё это известные подвижники веры.

Причем многие из них не просто общались с Полюшкой, но и были ее духовными чадами. Когда у них возникали сложные вопросы, они старались приехать к ней, испросить совета. В журнале Московской Патриархии за 1982 год (№9) в некрологе, посвященном кончине наместника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Иеронима (в миру Семена Зиновьева), говорится: «Семен Зиновьев до конца дней своих хранил в памяти наставления блаженной девицы Пелагеи…» Очень важно отметить, что, по словам Полюшкиной крестницы Нины Петровны Орловой, в их доме хранилась памятная кружка с дарственной надписью Патриарха Пимена, подаренная Полюшке представителем Московской Патриархии. Лично мне посчастливилось в течение пятнадцати лет близко общаться с благодатным старцем архимандритом Авелем (Македоновым). Именно он еще в начале 1990-х годов первым во всеуслышание стал рассказывать о Полюшке, которую считал великой праведницей. Так и говорил: «Великая она, великая!»

По его благословению я стал писать о ней статьи и печатать их в рязанском «Благовесте». Позже, по мере сбора материалов, составил первое жизнеописание Пелагеи Захаровской. Вышло оно в 2001 году по благословению правящего тогда на рязанской кафедре митрополита Рязанского и Касимовского Симона. Называется «Светильник веры». Тогда же владыкой Симоном были собраны документы для церковной канонизации Полюшки и отправлены в Святейший Синод. И, как говорил мне батюшка Авель, один из постоянных членов Святейшего Синода, к которому он был очень близок, уже был готов поддержать её канонизацию.

Корр.: Что же, на ваш взгляд, помешало прославлению Пелагеи в лике святых?

И. Е. – Опять же сошлюсь на архимандрита Авеля. По его словам, помешала безудержная деятельность «ревнителей не по разуму». К ним относятся такой «деятель», как редактор газеты «Жизнь вечная» Кузнецов Вадим Петрович, и известным своим особым мнением дьякон Андрей Кураев. Только первый возводил Пелагею до уровня святой «всех времен и народов», а другой низводил до уровня «оккультистки всея Руси». Впрочем, последний говорил подобное и перед канонизацией блаженной Матронушки Московской.

Но более всего вреда памяти Полюшки нанесла и наносит деятельность рязанского «старца» Петра Глазунова. Именно на его измышлениях строились и строятся различные инсинуации вокруг Полюшки, которая якобы не признавала священство и считала, что оно является «слепым вождем слепых» и потому само упадет в пропасть и увлечет в нее за собой паству. Это было, конечно же, не так. Во-первых, Полюшка всегда благословляла желающих и достойных принять священство. Во-вторых, пророчески предрекла священнический путь своим землякам, приходившим к ней еще мальчишками. А именно, Владимиру Кедрову и Семену Зиновьеву, ставшими соответственно митрополитом Варнавой и архимандритом Иеронимом. Она прозрела в них Божиих служителей и благословила на священство. А главное, священники, знавшие Полюшку, весьма уважали ее. Об этом уже говорилось выше.

В подтверждение могу добавить, что когда я писал книгу «Они служили в Летово», вышедшую в Свято-Тихоновском Богословском университете, то имел дело с рукописью воспоминаний архиепископа Глеба (Смирнова). В них он писал об особом уважении Полюшки со стороны его отца, митрофорного протоиерея Иоанна Смирнова, настоятеля Троицкой церкви села Захарово-2 (ныне село Елино), вспоминал о том, как он еще мальчишкой стал свидетелем того, как Полюшка читала всю Псалтирь наизусть. А ведь она от роду была слепой! Кстати, здесь я должен покаяться за мое недоверие к рассказам отца Авеля, который лично говорил мне, что совершенно слепая Полюшка знала Псалтирь наизусть. Тогда во мне произошло какое-то раздвоение. Душой я это не отрицал, однако разумом поверить не мог. И вот Господь мне это открыл…

Корр.: Насколько я понял, вы считаете, что в отношении священства Пелагея Захаровская никаких резких высказываний не допускала?

И. Е. – Отчего же? Думаю, что могла быть и критика каких-то отдельных поступков священнослужителей. Однако, как написал в предисловии к моей книге протоиерей Артемий Владимиров: «Важно понимать: одно дело – сам подвижник благочестия, другое – то, что он говорил, третье, как услышано его слово, четвертое – то, как оно обработано редактором в печати». К примеру, недавние слова Патриарха Кирилла о том, что «и среди нас есть предатели в рясах» при желании тоже можно истолковать как нелюбовь к отдельным священнослужителям. А в печати и вовсе наплести вокруг этих слов всё что угодно. Однако здесь повод для размышления есть.

Если уж в наше весьма благополучное для Церкви время находятся предатели, о которых вынужден говорить сам Патриарх, то что говорить о времени, в которое жила Полюшка? Да, были и тогда неверующие священники, неверующие церковные старосты… Любой, кто серьезно изучает историю РПЦ в советский период, может убедиться в этом. Архимандрит Авель тоже об этом говорил. Сегодня из-за предателей в рясах Церковь подвергается большим нападкам. И очень прискорбно, что многие берут на вооружение слова, якобы сказанные Полюшкой о том, что «архиереи распяли Христа, архиереи сбросили православного Царя, архиереи будут венчать Антихриста на Царство».

Корр.: А вы не допускаете, что Пелагея Захаровская так говорила?

И. Е. – Допускаю, что говорила. И, в общем-то, всё в этих словах правда. Например, слова об измене архиереев Царю-мученику Николаю ныне подтверждены архивными данными, опубликованными доктором исторических наук, профессором М.А. Бабкиным. Но о каких архиереях идет речь? Конечно же, Полюшка говорила о тех, о которых сказано в апостольских посланиях «они вышли от нас, но не были наши». А ревнители не по разуму подхватили эти слова и относят их вообще к институту архиерейства, да и священства в целом. А ведь архиерейство – это Божие установление. И священство тоже. Полюшка всегда утверждала, что даже через самого плохонького батюшку на людей изливается благодать. Очень образно это выразил отец Авель. Он говорил так: «Плохой священник похож на ржавый провод, к которому подключена лампочка. И мигает она и еле светит, но если этот провод оторвать, то лампочка погаснет совсем…» Полюшка Захаровская всегда благословляла исповедоваться и причащаться даже у священника-атеиста.

Корр.: Но вот, к примеру, редактор «Жизни Вечной» и Петр Глазунов, они же превозносят Пелагею Захаровскую…

И. Е. – По моему мнению, когда какого-то одного человека превозносят за счет нелюбви к другим, это не по-христиански. А уж когда нелюбовь относится к священству… У Глазунова, вероятно, имеет место то, о чем говорил старец архимандрит Авель (Македонов). Он говорил, что Петр находится в прелести... Не будем говорить о редакторе «Жизни вечной», поскольку его публикации целиком основаны на рассказах Петра Глазунова, который действительно близко знал Полюшку. Но еще ближе знали Полюшку ее крестники Орлова Нина Петровна и ее брат Анатолий. Полюшка воспитывала их с детства, поскольку жила в доме их родителей и скончалась на руках Нины Петровны.

Так вот, Нина Орлова, прочитав так называемые «воспоминания» Петра Глазунова, которого хорошо знала, тоже сказала мне, что он находится в прелести, что большая часть того, о чем он «вспоминает» – это измышления. А её брат Анатолий Петрович, кандидат медицинских наук, говорил, что Глазунов, по всей видимости, психически нездоров.

Впрочем, любой непредвзятый человек, почитав «воспоминания» Глазунова, сможет убедиться в ненормальности его рассказов о Полюшке. Остается только диву даваться, откуда берется столь много предвзятых почитателей Полюшки, внимающих словам «старца Петра», ходящих за ним толпами и ловящих каждое его слово. Они – наши братья во Христе, и это главное. Мы должны молиться друг за друга. А уж относительно Полюшки Захаровской Господь Сам всё решит и всё рассудит, нужно только время.

 

В начало

«Купно за едино!»

Именно этот призыв Кузьмы Минина «Купно за едино!» (вместе за одно) стал боевым кличем сбора, посвященного 400-летию освобождения Москвы от польско-литовских захватчиков

На антиювенальном фронте

Для изъятия детей из семей, где на самом деле существуют угрозы их жизни и здоровью, полномочий у всех заинтересованных ведомств и сейчас более чем достаточно

Мученик за веру

Рязанцам особенно дорог и почитаем владыка Иувеналий. Он стал первым новомучеником, прославленным на Рязанской земле

В гостях у владыки Симона

Мы не просто съездили в монастырь, где «ангел земли Рязанской», как любили называть владыку Симона рязанцы, прожил свои последние земные годы, мы побывали у него в гостях

Почаевская святыня на Выше

История Вышенской пустыни – необычная. Хоть обитель очень удалена от центральных городов, но благодаря присутствию в ней чудотворной иконы Казанской Вышенской, в 19 веке обитель никогда не была пустынной

Сынтульские исповедники

Русские православные не сомневаются, что Царица Небесная не раз простирала Свой спасительный омофор над Русью

Светлое Шамордино

Казанская Амвросиевская Шамординская женская пустынь расположена в восхитительной местности – на широкой луговине над крутым обрывом

Право и правда

Родителям опять необходимо поднимать свой голос против данных законопроектов, как направленных против традиционных ценностей, разрушающих традиционный семейный уклад и взаимоотношения между поколениями

Заботясь об ушедших

Отвечает протоиерей Артемий Владимиров, настоятель храма Всех Святых в Красном Селе (г.Москва)

Пелагея Захаровская и ее почитатели

Редактором этой книги стал священник – протоиерей Артемий Владимиров. Он же написал к ней и предисловие. С автором книги о Полюшке Захаровской Игорем ЕВСИНЫМ беседует Владимир Никольский

Жизнь и смерть Татьяны Зверевой

Все двадцать лет со дня создания нашей газеты «Благовест» она была членом редакционного совета газеты, надежным другом, человеком с широким кругозором, нестандартным мышлением, умеющим подняться над прозой дня

Хлеб насущный

На вопросы газеты «Благовест»отвечает директор школы №51 г.Рязани О.Н.МАСЛЮК

Краски Богословия

Не в каждую икону иконописец закладывает молитву при написании и понимание того, что он делает, от этого икона «не разговаривает» ни цветом, ни формой, ни линией, ни состоянием образа

Пелагея Захаровская