Пелагея Захаровская и ее почитатели Недавно в Москве, в издательском отделе храма Всех Святых в Красном Селе вышла в свет новая книга Игоря Евсина «Полюшка. Повесть о Пелагее Захаровской». Редактором этой книги стал священник – протоиерей Артемий Владимиров. Он же написал к ней и предисловие. С автором книги о Полюшке Захаровской Игорем ЕВСИНЫМ беседует Владимир Никольский. Корр.: – Игорь Васильевич, насколько мне известно, ваша новая книга сразу приобрела большую популярность, так как в ней рассказывается про Пелагею Захаровскую, о которой активно ведутся дискуссии. Причем многие из дискутирующих не признают праведность Пелагеи Захаровской. И вот вышла книга, в предисловии к которой авторитетный священник, протоиерей Артемий Владимиров, утверждает, что она была истинной христианкой, подвижницей веры и благочестия. Однако это не умерило пыл дискутирующих. К примеру, на сайте православных священнослужителей «ДиаконникЪ» было высказано мнение, что предисловие отца Артемия – это подлог. Что вы можете сказать по этому поводу? И. Е. – Я знаком с дискуссией, развернувшейся на сайте «ДиаконникЪ». По поводу того, подлог это или не подлог, на этом же сайте высказано очень хорошее предложение – узнать всё из первых уст. Я предлагаю то же самое. Сомневающиеся могут позвонить в издательский отдел храма Всех Святых, а кто может, пусть приходит на воскресную службу в этот храм, настоятелем которого является батюшка Артемий. Пусть помолится, попросит у Господа вразумления, а после службы поговорит с батюшкой. А еще лучше исповедуется ему. Ведь, к примеру, один из участников дискуссии признался, что, цитирую, «собирал в Интернете компромат на Пелагею Рязанскую и передавал всем, кто ей интересуется». Вообще собирать на кого-либо порочащие сведения – это дело неблаговидное. А уж когда дело касается христиан, то, как мне думается, это дело еще и греховное. Впрочем, судить об этом более подобает священнику. Корр.: – А все-таки можно ли найти «компромат» на Пелагею Захаровскую? И. Е. – Найти греховные поступки можно в биографии любого человека. Как говорится в Псалтири: «нет человека, который проживет и не согрешит». И еще: «все грешные, все до единого»... Почитайте, к примеру, дневники святого праведного Иоанна Кронштадтского, изданные в одиннадцати томах фондом преподобного Иоанна Дамаскина. Вы там найдете очень много «компромата» на батюшку Иоанна. К примеру, он иногда курил перед вечерними молитвенными правилами, и нищих ребятишек, просивших милостыню, от себя прогонял, и даже задавал им трепку. Чего только нет в этих дневниках… И это не подлог, не фальсификация. Но суть-то не в этом. Не в том, как человек согрешает. Главное, как он преодолевает свои грехи. И те же дневники батюшки Иоанна Кронштадтского, в чем их ценность? Не в том ли, что они настраивают человека на борьбу со своими страстями и страстишками? Конечно, в этом. Они дают нам немощным конкретный пример покаяния и преодоления в себе грехов. А если бы мы искали в его дневниках компромат, тогда что? Тогда мы, вероятнее всего, доискались бы до того, что перестали бы считать Иоанна Кронштадтского святым. Но это ведь не так! Корр.: – А какие положительные качества вы могли бы, прежде всего, отметить у Пелагеи Захаровской? И. Е. – Как и у всех праведников, святых, это любовь к Богу и любовь к ближним. Как говорил Христос – в этом весь закон и все пророки. Исполнение заповедей любви к Господу и к ближним делает человека святым. Если говорить конкретно о Полюшке, то ее праведность засвидетельствована знавшими ее лично авторитетными священнослужителями, оставшимися в истории Православия. К ним относятся приснопамятные архиепископ Глеб (Смирнов), архимандрит Иоанн (Крестьянкин), архимандрит Иероним (Зиновьев), архимандрит Авель (Македонов), протоиерей Виктор Шиповальников, протодиакон Павел Смирнов и ныне здравствующий митрополит Варнава (Кедров). Всё это известные подвижники веры. Причем многие из них не просто общались с Полюшкой, но и были ее духовными чадами. Когда у них возникали сложные вопросы, они старались приехать к ней, испросить совета. В журнале Московской Патриархии за 1982 год (№9) в некрологе, посвященном кончине наместника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Иеронима (в миру Семена Зиновьева), говорится: «Семен Зиновьев до конца дней своих хранил в памяти наставления блаженной девицы Пелагеи…» Очень важно отметить, что, по словам Полюшкиной крестницы Нины Петровны Орловой, в их доме хранилась памятная кружка с дарственной надписью Патриарха Пимена, подаренная Полюшке представителем Московской Патриархии. Лично мне посчастливилось в течение пятнадцати лет близко общаться с благодатным старцем архимандритом Авелем (Македоновым). Именно он еще в начале 1990-х годов первым во всеуслышание стал рассказывать о Полюшке, которую считал великой праведницей. Так и говорил: «Великая она, великая!» По его благословению я стал писать о ней статьи и печатать их в рязанском «Благовесте». Позже, по мере сбора материалов, составил первое жизнеописание Пелагеи Захаровской. Вышло оно в 2001 году по благословению правящего тогда на рязанской кафедре митрополита Рязанского и Касимовского Симона. Называется «Светильник веры». Тогда же владыкой Симоном были собраны документы для церковной канонизации Полюшки и отправлены в Святейший Синод. И, как говорил мне батюшка Авель, один из постоянных членов Святейшего Синода, к которому он был очень близок, уже был готов поддержать её канонизацию. Корр.: – Что же, на ваш взгляд, помешало прославлению Пелагеи в лике святых? И. Е. – Опять же сошлюсь на архимандрита Авеля. По его словам, помешала безудержная деятельность «ревнителей не по разуму». К ним относятся такой «деятель», как редактор газеты «Жизнь вечная» Кузнецов Вадим Петрович, и известным своим особым мнением дьякон Андрей Кураев. Только первый возводил Пелагею до уровня святой «всех времен и народов», а другой низводил до уровня «оккультистки всея Руси». Впрочем, последний говорил подобное и перед канонизацией блаженной Матронушки Московской. Но более всего вреда памяти Полюшки нанесла и наносит деятельность рязанского «старца» Петра Глазунова. Именно на его измышлениях строились и строятся различные инсинуации вокруг Полюшки, которая якобы не признавала священство и считала, что оно является «слепым вождем слепых» и потому само упадет в пропасть и увлечет в нее за собой паству. Это было, конечно же, не так. Во-первых, Полюшка всегда благословляла желающих и достойных принять священство. Во-вторых, пророчески предрекла священнический путь своим землякам, приходившим к ней еще мальчишками. А именно, Владимиру Кедрову и Семену Зиновьеву, ставшими соответственно митрополитом Варнавой и архимандритом Иеронимом. Она прозрела в них Божиих служителей и благословила на священство. А главное, священники, знавшие Полюшку, весьма уважали ее. Об этом уже говорилось выше. В подтверждение могу добавить, что когда я писал книгу «Они служили в Летово», вышедшую в Свято-Тихоновском Богословском университете, то имел дело с рукописью воспоминаний архиепископа Глеба (Смирнова). В них он писал об особом уважении Полюшки со стороны его отца, митрофорного протоиерея Иоанна Смирнова, настоятеля Троицкой церкви села Захарово-2 (ныне село Елино), вспоминал о том, как он еще мальчишкой стал свидетелем того, как Полюшка читала всю Псалтирь наизусть. А ведь она от роду была слепой! Кстати, здесь я должен покаяться за мое недоверие к рассказам отца Авеля, который лично говорил мне, что совершенно слепая Полюшка знала Псалтирь наизусть. Тогда во мне произошло какое-то раздвоение. Душой я это не отрицал, однако разумом поверить не мог. И вот Господь мне это открыл… Корр.: – Насколько я понял, вы считаете, что в отношении священства Пелагея Захаровская никаких резких высказываний не допускала? И. Е. – Отчего же? Думаю, что могла быть и критика каких-то отдельных поступков священнослужителей. Однако, как написал в предисловии к моей книге протоиерей Артемий Владимиров: «Важно понимать: одно дело – сам подвижник благочестия, другое – то, что он говорил, третье, как услышано его слово, четвертое – то, как оно обработано редактором в печати». К примеру, недавние слова Патриарха Кирилла о том, что «и среди нас есть предатели в рясах» при желании тоже можно истолковать как нелюбовь к отдельным священнослужителям. А в печати и вовсе наплести вокруг этих слов всё что угодно. Однако здесь повод для размышления есть. Если уж в наше весьма благополучное для Церкви время находятся предатели, о которых вынужден говорить сам Патриарх, то что говорить о времени, в которое жила Полюшка? Да, были и тогда неверующие священники, неверующие церковные старосты… Любой, кто серьезно изучает историю РПЦ в советский период, может убедиться в этом. Архимандрит Авель тоже об этом говорил. Сегодня из-за предателей в рясах Церковь подвергается большим нападкам. И очень прискорбно, что многие берут на вооружение слова, якобы сказанные Полюшкой о том, что «архиереи распяли Христа, архиереи сбросили православного Царя, архиереи будут венчать Антихриста на Царство». Корр.: – А вы не допускаете, что Пелагея Захаровская так говорила? И. Е. – Допускаю, что говорила. И, в общем-то, всё в этих словах правда. Например, слова об измене архиереев Царю-мученику Николаю ныне подтверждены архивными данными, опубликованными доктором исторических наук, профессором М.А. Бабкиным. Но о каких архиереях идет речь? Конечно же, Полюшка говорила о тех, о которых сказано в апостольских посланиях «они вышли от нас, но не были наши». А ревнители не по разуму подхватили эти слова и относят их вообще к институту архиерейства, да и священства в целом. А ведь архиерейство – это Божие установление. И священство тоже. Полюшка всегда утверждала, что даже через самого плохонького батюшку на людей изливается благодать. Очень образно это выразил отец Авель. Он говорил так: «Плохой священник похож на ржавый провод, к которому подключена лампочка. И мигает она и еле светит, но если этот провод оторвать, то лампочка погаснет совсем…» Полюшка Захаровская всегда благословляла исповедоваться и причащаться даже у священника-атеиста. Корр.: – Но вот, к примеру, редактор «Жизни Вечной» и Петр Глазунов, они же превозносят Пелагею Захаровскую… И. Е. – По моему мнению, когда какого-то одного человека превозносят за счет нелюбви к другим, это не по-христиански. А уж когда нелюбовь относится к священству… У Глазунова, вероятно, имеет место то, о чем говорил старец архимандрит Авель (Македонов). Он говорил, что Петр находится в прелести... Не будем говорить о редакторе «Жизни вечной», поскольку его публикации целиком основаны на рассказах Петра Глазунова, который действительно близко знал Полюшку. Но еще ближе знали Полюшку ее крестники Орлова Нина Петровна и ее брат Анатолий. Полюшка воспитывала их с детства, поскольку жила в доме их родителей и скончалась на руках Нины Петровны. Так вот, Нина Орлова, прочитав так называемые «воспоминания» Петра Глазунова, которого хорошо знала, тоже сказала мне, что он находится в прелести, что большая часть того, о чем он «вспоминает» – это измышления. А её брат Анатолий Петрович, кандидат медицинских наук, говорил, что Глазунов, по всей видимости, психически нездоров. Впрочем, любой непредвзятый человек, почитав «воспоминания» Глазунова, сможет убедиться в ненормальности его рассказов о Полюшке. Остается только диву даваться, откуда берется столь много предвзятых почитателей Полюшки, внимающих словам «старца Петра», ходящих за ним толпами и ловящих каждое его слово. Они – наши братья во Христе, и это главное. Мы должны молиться друг за друга. А уж относительно Полюшки Захаровской Господь Сам всё решит и всё рассудит, нужно только время.
|
Именно этот призыв Кузьмы Минина «Купно за едино!» (вместе за одно) стал боевым кличем сбора, посвященного 400-летию освобождения Москвы от польско-литовских захватчиков Для изъятия детей из семей, где на самом деле существуют угрозы их жизни и здоровью, полномочий у всех заинтересованных ведомств и сейчас более чем достаточно Рязанцам особенно дорог и почитаем владыка Иувеналий. Он стал первым новомучеником, прославленным на Рязанской земле Мы не просто съездили в монастырь, где «ангел земли Рязанской», как любили называть владыку Симона рязанцы, прожил свои последние земные годы, мы побывали у него в гостях История Вышенской пустыни – необычная. Хоть обитель очень удалена от центральных городов, но благодаря присутствию в ней чудотворной иконы Казанской Вышенской, в 19 веке обитель никогда не была пустынной Русские православные не сомневаются, что Царица Небесная не раз простирала Свой спасительный омофор над Русью Казанская Амвросиевская Шамординская женская пустынь расположена в восхитительной местности – на широкой луговине над крутым обрывом Родителям опять необходимо поднимать свой голос против данных законопроектов, как направленных против традиционных ценностей, разрушающих традиционный семейный уклад и взаимоотношения между поколениями Отвечает протоиерей Артемий Владимиров, настоятель храма Всех Святых в Красном Селе (г.Москва) Пелагея Захаровская и ее почитатели Редактором этой книги стал священник – протоиерей Артемий Владимиров. Он же написал к ней и предисловие. С автором книги о Полюшке Захаровской Игорем ЕВСИНЫМ беседует Владимир Никольский Жизнь и смерть Татьяны Зверевой Все двадцать лет со дня создания нашей газеты «Благовест» она была членом редакционного совета газеты, надежным другом, человеком с широким кругозором, нестандартным мышлением, умеющим подняться над прозой дня На вопросы газеты «Благовест»отвечает директор школы №51 г.Рязани О.Н.МАСЛЮК Не в каждую икону иконописец закладывает молитву при написании и понимание того, что он делает, от этого икона «не разговаривает» ни цветом, ни формой, ни линией, ни состоянием образа |