Логотип рязанской газеты "Благовест"

Светлое Шамордино

В октябре на Калужской земле особая благодать и радость: церковь празднует память прп. Амвросия, Собор старцев Оптинских, память икон Божьей Матери «Спорительница хлебов» и «Калужская».

Калужская земля – сердце России, ее центр, именно на ней находится одна из жемчужин Православия – Оптина Пустынь, а в нескольких верстах от нее – Шамординская обитель, устроенная прп. Амвросием по особому повелению Божьему. Побывав там однажды, хочется вернуться снова.

Казанская Амвросиевская Шамординская женская пустынь расположена в восхитительной местности – на широкой луговине над крутым обрывом.

Густой лиственный лес растет по отвесному скату, а глубоко внизу серебряной лентой протянулась речка Серена. За ней – привольные луга, поля. Над этой земной красотой преподобный Амвросий сподобился увидеть Матерь Божью, благословляющую урожай.

Первой настоятельницей обители была Софья Михайловна Астафьева, в девичестве Болотова, сестра оптинского иеромонаха художника о. Даниила (Болотова). С юных лет София стремилась к уединению, духовному совершенству. Однажды в Великий пост она тайно от родных уехала в город Епифань Тульской губернии и поселилась близ храма у монахинь. Только на Пасху, благодаря дошедшим слухам, родные узнали о местонахождении девушки и уговорили ее вернуться домой. Молитва и чтение духовных книг влекли ее, а светская жизнь казалась пустой и неинтересной. Только в возрасте 30 лет она вышла замуж за доктора Андрея Николаевича Янькова. По воле Божьей их семейная жизнь оказалась недолгой. Через год и два месяца Андрей Николаевич скоропостижно скончался. Через три дня после похорон мужа София родила дочь Надежду. В первый раз увидев Наденьку, мать перекрестила ее и произнесла: «Ты будешь девочка Божья, и никаких материнских прав на тебя я иметь не буду, но Сама Царица Небесная управит твою жизнь по воле Своей».

Еще некоторое время София жила в своем имении в Тульской губернии, ведя хозяйство и занимаясь благотворительностью. Свою материнскую любовь к дочери, с которой она проводила много времени, она переносила и на обездоленных детей-сирот острожников и бедняков, собирая их у себя в доме, ухаживая за ними с состраданием и теплом.

От тульских богомольцев, ездивших в Оптину Пустынь, она узнала о старце Амвросии и направилась к нему получить духовное наставление. При встрече со старцем она открыла ему свое заветное желание – посвятить себя монашеской жизни. Преподобный, видя твердость ее намерений, сказал, что пришлет к ней в номер пожилого господина, чтобы она хорошенько пригляделась к нему, так как ей придется выйти за него замуж. София была ошеломлена, но полностью доверяла старцу. Жизнь с тяжело больным Николаем Ивановичем Астафьевым стала для будущей инокини школой отречения от своей воли.

Софья Михайловна вместе с дочкой переехала к мужу в его калужское имение недалеко от Оптиной. Старец как раз начал устройство женской общины близ деревни Шамордино, и многие дела, связанные с ее устройством, он поручал своей духовной дочери. Все поручения Софья Михайловна выполняла с большой ответственностью и любовью.

В мае 1884 года Николай Иванович скончался. Софья Михайловна нежно любила свою дочь, но любовь ко Господу была сильнее. И вот теперь, когда возложенное на нее послушание закончилось, она поручила девятилетнюю Наденьку крестной и уже в сентябре приняла иноческий чин.

Матушка София хорошо понимала и духовную жизнь, и дела хозяйственные. Подвизалась она с невероятной ревностью. В мокрую, холодную погоду, в осеннее время, целыми днями ходила она по всей обители, следя за ходом работ, лишь поздним вечером возвращаясь в келью, промокшая, озябшая, уставшая. В Шамордино были тогда лишь скромные строения: деревянный дом с домашней церковью и несколько изб для жилья сестер. Ни денег, ни имущества, ни запасов. А население обители увеличивалось день ото дня – старец посылал в обитель несчастных больных, калек, брошенных детей. Но мать София не падала духом. Личное обаяние, умение общаться с людьми влекли в обитель самых разнообразных лиц: дворян, ремесленников, купцов, благотворительниц.

Труды, тихие слезы об оставшейся в миру дочери, слабое здоровье приблизили кончину матушки Софии. В январе 1888 г. она уснула вечным сном праведницы. Старец Амвросий говорил о ней с особым чувством умиления: «Ах мать! Обрела милость у Бога».

Перед алтарем Казанского собора могилка матери Софии, неугасимая лампада теплится над ней. Хорошо, выйдя после всенощной службы (это уже за полночь) из собора, постоять и помолиться здесь. Небесные огоньки – звездочки – бисером рассыпаны над куполами. Мир, тишина, тихая ангельская радость в обители.

В трапезной на стенах помещены портреты настоятельниц обители. Ласково смотрит матушка София. И долго-долго потом остается в памяти ее взгляд, стройное пение хора, наставления старцев и купола Казанского собора.

Татьяна ОРЕХОВА

 

 

В начало

«Купно за едино!»

Именно этот призыв Кузьмы Минина «Купно за едино!» (вместе за одно) стал боевым кличем сбора, посвященного 400-летию освобождения Москвы от польско-литовских захватчиков

На антиювенальном фронте

Для изъятия детей из семей, где на самом деле существуют угрозы их жизни и здоровью, полномочий у всех заинтересованных ведомств и сейчас более чем достаточно

Мученик за веру

Рязанцам особенно дорог и почитаем владыка Иувеналий. Он стал первым новомучеником, прославленным на Рязанской земле

В гостях у владыки Симона

Мы не просто съездили в монастырь, где «ангел земли Рязанской», как любили называть владыку Симона рязанцы, прожил свои последние земные годы, мы побывали у него в гостях

Почаевская святыня на Выше

История Вышенской пустыни – необычная. Хоть обитель очень удалена от центральных городов, но благодаря присутствию в ней чудотворной иконы Казанской Вышенской, в 19 веке обитель никогда не была пустынной

Сынтульские исповедники

Русские православные не сомневаются, что Царица Небесная не раз простирала Свой спасительный омофор над Русью

Светлое Шамордино

Казанская Амвросиевская Шамординская женская пустынь расположена в восхитительной местности – на широкой луговине над крутым обрывом

Право и правда

Родителям опять необходимо поднимать свой голос против данных законопроектов, как направленных против традиционных ценностей, разрушающих традиционный семейный уклад и взаимоотношения между поколениями

Заботясь об ушедших

Отвечает протоиерей Артемий Владимиров, настоятель храма Всех Святых в Красном Селе (г.Москва)

Пелагея Захаровская и ее почитатели

Редактором этой книги стал священник – протоиерей Артемий Владимиров. Он же написал к ней и предисловие. С автором книги о Полюшке Захаровской Игорем ЕВСИНЫМ беседует Владимир Никольский

Жизнь и смерть Татьяны Зверевой

Все двадцать лет со дня создания нашей газеты «Благовест» она была членом редакционного совета газеты, надежным другом, человеком с широким кругозором, нестандартным мышлением, умеющим подняться над прозой дня

Хлеб насущный

На вопросы газеты «Благовест»отвечает директор школы №51 г.Рязани О.Н.МАСЛЮК

Краски Богословия

Не в каждую икону иконописец закладывает молитву при написании и понимание того, что он делает, от этого икона «не разговаривает» ни цветом, ни формой, ни линией, ни состоянием образа

Светлое ШамординоСофья Михайловна
 Астафьева