Светлое Шамордино В октябре на Калужской земле особая благодать и радость: церковь празднует память прп. Амвросия, Собор старцев Оптинских, память икон Божьей Матери «Спорительница хлебов» и «Калужская». Калужская земля – сердце России, ее центр, именно на ней находится одна из жемчужин Православия – Оптина Пустынь, а в нескольких верстах от нее – Шамординская обитель, устроенная прп. Амвросием по особому повелению Божьему. Побывав там однажды, хочется вернуться снова. Казанская Амвросиевская Шамординская женская пустынь расположена в восхитительной местности – на широкой луговине над крутым обрывом. Густой лиственный лес растет по отвесному скату, а глубоко внизу серебряной лентой протянулась речка Серена. За ней – привольные луга, поля. Над этой земной красотой преподобный Амвросий сподобился увидеть Матерь Божью, благословляющую урожай. Первой настоятельницей обители была Софья Михайловна Астафьева, в девичестве Болотова, сестра оптинского иеромонаха художника о. Даниила (Болотова). С юных лет София стремилась к уединению, духовному совершенству. Однажды в Великий пост она тайно от родных уехала в город Епифань Тульской губернии и поселилась близ храма у монахинь. Только на Пасху, благодаря дошедшим слухам, родные узнали о местонахождении девушки и уговорили ее вернуться домой. Молитва и чтение духовных книг влекли ее, а светская жизнь казалась пустой и неинтересной. Только в возрасте 30 лет она вышла замуж за доктора Андрея Николаевича Янькова. По воле Божьей их семейная жизнь оказалась недолгой. Через год и два месяца Андрей Николаевич скоропостижно скончался. Через три дня после похорон мужа София родила дочь Надежду. В первый раз увидев Наденьку, мать перекрестила ее и произнесла: «Ты будешь девочка Божья, и никаких материнских прав на тебя я иметь не буду, но Сама Царица Небесная управит твою жизнь по воле Своей». Еще некоторое время София жила в своем имении в Тульской губернии, ведя хозяйство и занимаясь благотворительностью. Свою материнскую любовь к дочери, с которой она проводила много времени, она переносила и на обездоленных детей-сирот острожников и бедняков, собирая их у себя в доме, ухаживая за ними с состраданием и теплом. От тульских богомольцев, ездивших в Оптину Пустынь, она узнала о старце Амвросии и направилась к нему получить духовное наставление. При встрече со старцем она открыла ему свое заветное желание – посвятить себя монашеской жизни. Преподобный, видя твердость ее намерений, сказал, что пришлет к ней в номер пожилого господина, чтобы она хорошенько пригляделась к нему, так как ей придется выйти за него замуж. София была ошеломлена, но полностью доверяла старцу. Жизнь с тяжело больным Николаем Ивановичем Астафьевым стала для будущей инокини школой отречения от своей воли. Софья Михайловна вместе с дочкой переехала к мужу в его калужское имение недалеко от Оптиной. Старец как раз начал устройство женской общины близ деревни Шамордино, и многие дела, связанные с ее устройством, он поручал своей духовной дочери. Все поручения Софья Михайловна выполняла с большой ответственностью и любовью. …В мае 1884 года Николай Иванович скончался. Софья Михайловна нежно любила свою дочь, но любовь ко Господу была сильнее. И вот теперь, когда возложенное на нее послушание закончилось, она поручила девятилетнюю Наденьку крестной и уже в сентябре приняла иноческий чин. Матушка София хорошо понимала и духовную жизнь, и дела хозяйственные. Подвизалась она с невероятной ревностью. В мокрую, холодную погоду, в осеннее время, целыми днями ходила она по всей обители, следя за ходом работ, лишь поздним вечером возвращаясь в келью, промокшая, озябшая, уставшая. В Шамордино были тогда лишь скромные строения: деревянный дом с домашней церковью и несколько изб для жилья сестер. Ни денег, ни имущества, ни запасов. А население обители увеличивалось день ото дня – старец посылал в обитель несчастных больных, калек, брошенных детей. Но мать София не падала духом. Личное обаяние, умение общаться с людьми влекли в обитель самых разнообразных лиц: дворян, ремесленников, купцов, благотворительниц. …Труды, тихие слезы об оставшейся в миру дочери, слабое здоровье приблизили кончину матушки Софии. В январе 1888 г. она уснула вечным сном праведницы. Старец Амвросий говорил о ней с особым чувством умиления: «Ах мать! Обрела милость у Бога». …Перед алтарем Казанского собора могилка матери Софии, неугасимая лампада теплится над ней. Хорошо, выйдя после всенощной службы (это уже за полночь) из собора, постоять и помолиться здесь. Небесные огоньки – звездочки – бисером рассыпаны над куполами. Мир, тишина, тихая ангельская радость в обители. В трапезной на стенах помещены портреты настоятельниц обители. Ласково смотрит матушка София. И долго-долго потом остается в памяти ее взгляд, стройное пение хора, наставления старцев и купола Казанского собора. Татьяна ОРЕХОВА
|
Именно этот призыв Кузьмы Минина «Купно за едино!» (вместе за одно) стал боевым кличем сбора, посвященного 400-летию освобождения Москвы от польско-литовских захватчиков Для изъятия детей из семей, где на самом деле существуют угрозы их жизни и здоровью, полномочий у всех заинтересованных ведомств и сейчас более чем достаточно Рязанцам особенно дорог и почитаем владыка Иувеналий. Он стал первым новомучеником, прославленным на Рязанской земле Мы не просто съездили в монастырь, где «ангел земли Рязанской», как любили называть владыку Симона рязанцы, прожил свои последние земные годы, мы побывали у него в гостях История Вышенской пустыни – необычная. Хоть обитель очень удалена от центральных городов, но благодаря присутствию в ней чудотворной иконы Казанской Вышенской, в 19 веке обитель никогда не была пустынной Русские православные не сомневаются, что Царица Небесная не раз простирала Свой спасительный омофор над Русью Казанская Амвросиевская Шамординская женская пустынь расположена в восхитительной местности – на широкой луговине над крутым обрывом Родителям опять необходимо поднимать свой голос против данных законопроектов, как направленных против традиционных ценностей, разрушающих традиционный семейный уклад и взаимоотношения между поколениями Отвечает протоиерей Артемий Владимиров, настоятель храма Всех Святых в Красном Селе (г.Москва) Пелагея Захаровская и ее почитатели Редактором этой книги стал священник – протоиерей Артемий Владимиров. Он же написал к ней и предисловие. С автором книги о Полюшке Захаровской Игорем ЕВСИНЫМ беседует Владимир Никольский Жизнь и смерть Татьяны Зверевой Все двадцать лет со дня создания нашей газеты «Благовест» она была членом редакционного совета газеты, надежным другом, человеком с широким кругозором, нестандартным мышлением, умеющим подняться над прозой дня На вопросы газеты «Благовест»отвечает директор школы №51 г.Рязани О.Н.МАСЛЮК Не в каждую икону иконописец закладывает молитву при написании и понимание того, что он делает, от этого икона «не разговаривает» ни цветом, ни формой, ни линией, ни состоянием образа |