Логотип рязанской газеты "Благовест"

Жизнь и смерть Татьяны Зверевой

В день Положения Честного пояса Пресвятой Богородицы, 13 сентября, в возрасте 54 лет окончила свой земной жизненный путь дорогая Татьяна Ивановна Зверева. Все двадцать лет со дня создания нашей газеты «Благовест» она была членом редакционного совета газеты, надежным другом, человеком с широким кругозором, нестандартным мышлением, умеющим подняться над прозой дня. Обретя веру в начале 90-х годов прошлого века, она щедро делилась ею со всеми, кто встречался на ее жизненном пути.

Татьяна родилась и выросла в Рязани в семье военкома. Ее родители Иван и Евлалия, гостеприимные и хлебосольные, воспитали и дочь в любви и уважении к людям. После окончания радиотехнического института, работая программистом в институте развития образования, она стала воцерковляться и увлеклась православной педагогикой. Поступила и закончила Свято-Тихоновский институт. Получив степень бакалавра богословских наук, она защитила кандидатскую диссертацию по педагогике по трудам протоиерея Василия Зеньковского.

Все свои научные знания она успела применить на практике, вкладывая душу во все дела, которыми бы она ни занималась. Она умела говорить и писать о сложном просто, искренне и доходчиво. Митрополит Симон, прочитав ее статью в «Благовесте», пригласил ее в епархию для знакомства, и с тех пор практически все епархиальные педагогические проекты, конференции, связанные с образованием и воспитанием, не обходились без участия Т.И.Зверевой. Многие годы она была заместителем председателя отдела образования и катехизации Рязанской епархии, а также одним из создателей и организаторов Православной гимназии во имя святителя Василия Рязанского, православных детских лагерей, православной школы искусств «Лествица», теологического отделения РГУ. До конца жизни к ней многие обращались за советом и за молитвой.

Везде, где бы и с кем бы она ни трудилась, она умела создать доброжелательную атмосферу, работоспособный коллектив, нацеленный на творческое выполнение задач. За свои труды на ниве Божией она неоднократно награждалась почетными грамотами правящих архиереев и к своему юбилею была удостоена ордена святой равноапостольной княгини Ольги.

Татьяна Ивановна была верной, доброй супругой, хорошей матерью для своей дочери и нежной бабушкой для своих троих внуков. Пройдя через тяжкие телесные испытания, она являла собой пример силы духа и упования на волю Божью. Татьяна любила ездить в паломнические поездки по святым местам. Уже будучи тяжело больной, она часто ездила в святые обители, получая там духовное утешение и физическое подкрепление. В последние годы своей жизни Т.И.Зверева часто бывала в Солотчинском монастыре, где несла посильное ей послушание, читала Псалтирь.

Татьяна Ивановна, несмотря на поразивший ее почти семь лет назад тяжелый недуг – рак, мужественно боролась с болезнью. Особенно сильно она страдала два последних месяца, но не падала духом, не сетовала на горькую долю, надеялась исцелиться. И то, что она с раком трех жизненно важных органов прожила столько лет, – Божье чудо. Татьяна умерла как настоящая христианка, исповедовавшись и причастившись Святых Христовых Таин за час до смерти.

Её отпевание состоялось 15 сентября в храме в честь иконы Матери Божией «Всех скорбящих Радость», где служит её супруг и прихожанкой которого она была долгие годы. Возглавил отпевание настоятель храма протоиерей Георгий Булеков в сослужении протоиерея Сергия Рыбакова, протоиерея Александра Зверева, иерея Дмитрия Воронина, протодиакона Максима Синюка, диакона Василия Аринчева. Попрощаться с ней пришли многочисленные её друзья, сослуживцы в разные годы жизни, её благодарные ученики и педагоги рязанских школ и Рязанского государственного университета.

Её с почетом похоронили на Скорбященском кладбище. Девятый день со дня её смерти пришелся на Рождество Пресвятой Богородицы, престольный праздник Солотчинского монастыря.

Царство Небесное и вечный покой, дорогая Татьяна!

Ирина ЕВСИНА

Татьяна Ивановна Зверева – удивительно разносторонний, оптимистичный и просто хороший человек,  подвижник православного вероучения в масштабах многих регионов. Она стояла у истоков создания Центра православной педагогики в Рязанском педагогическом институте (1995 г.), Православной гимназии в городе Рязани (1995 г.), подготовки документов и открытия теологического образования в Рязанском государственном университете имени С.А. Есенина (2001 г.). Все это способствовало формированию позитивного общественного мнения о строительстве университетского храма Покрова Пресвятой Богородицы и святой мученицы Татьяны. Татьяна Ивановна вела большую научную работу, результатом чего явились защита кандидатской диссертации и ряд изданий научно-популярной православной литературы. Она была как бы связующим звеном во взаимодействии учебных заведений города по православному воспитанию учащейся молодежи.

Валентина БЕЛЯЕВА, профессор РГУ

В жизни каждого дела, как и в жизни каждого человека, есть разные люди: друзья, приятели, случайные знакомые, попутчики на пару остановок общественного транспорта. А есть люди значительные, которые приходят однажды и остаются в воспоминаниях, в самой глубине сердца, навсегда. Люди со смелыми и сильными руками, острым умом, милостивым сердцем. Для нас, как и для всего нашего дела высшего богословского образования, Татьяна Ивановна обязательно и исключительно значительный человек. Никогда не забыть лекций с Татьяной Ивановной. Всегда на острие дискуссии, в эпицентре проблемы, дружественно, с огромной эрудицией и пользой проходили эти занятия. Честный, открытый и ответственный диалог на самом высоком уровне – стиль, который был привит нам этими встречами. Это была не столько учеба, сколько встреча с огромным, нравственным, ясным человеком, которому хотелось и хочется подражать.

И последние с ней встречи, на юбилее гимназии, в монастыре в Солотче. Почему-то вспоминается такая же осень, как сейчас, разноцветные хрустящие листья, прозрачный острый осенний ветер, и тихая, ласковая, ясная Татьяна Ивановна на узкой монастырской дорожке.

Наталья МИТРОШИНА,

Анна КОЗИНСКАЯ,

выпускники Православной гимназии, навсегда молитвенники за р.Б. Татьяну

С Татьяной Ивановной я познакомилась в 1994 году, когда моя семья переехала в Рязань. А на следующее лето Татьяна Ивановна позвала меня поехать в Эммануиловку к святителю Феофану Затворнику с маленьким отрядом юных богомольцев. С этого всё и началось, с этой первой экспериментальной православной смены – наше сотрудничество, дружба, любовь к Татьяне. А ее невозможно было не полюбить. На ее чрезвычайное радушие и открытость, полное, безоговорочное приятие другого человека можно было ответить только любовью.

Какой же замечательной была эта наша православная смена! Мы ходили в лес, на речку, окунались в святом источнике, ежедневно молились у мощей, читая акафист святителю Феофану. Общая атмосфера была удивительной – молодая, жизнелюбивая душа Татьяны, наполняя всё вокруг радостью и светом, настраивала детей на ту же ноту. Помню, как поздним вечером мы сидим на порожках причтового домика, смотрим на яркие звезды в черном небе. Татьяна Ивановна в тихой задумчивости говорит о том, что очень многое предстоит сделать: владыка Симон благословил создать православную гимназию, что всё это очень серьезно. Вопрошает, где же взять силы, как всё это воплотить? И сама отвечает: с Божьей помощью.

Мы встретились в начале грандиозного деятельного пути Татьяны. Я видела, как у умного, одаренного человека было много тревог, сомнений.

Но у нее всё получилось!

Вера ПЕРВОВА,  г. Москва

Бывают в жизни встречи – подарки Небес. Для меня таким даром стала встреча с Татьяной Ивановной Зверевой 18 лет назад, сразу после нашего приезда в Рязань.

Матушка Татьяна организовала при Скорбященском храме воскресную школу, которую стали с удовольствием посещать мои девочки. Запомнился ее мелодичный, красивый голос, приветливая улыбка и добрые глаза, внимательные, умные. Но больше всего поражал в ней какой-то мощной силы блистательный ум. Татьяна Ивановна мастерски выстраивала урок, подбирала материал. Дети не отвлекались, не ощущали усталости после службы, охотно со-работали педагогу, а мы, родители, были просто заворожены виртуозностью Татьяны, ее интонациями, глубиной и в то же время доступностью предлагаемого материала.

Еще тогда, в 90-е, как-то само собой сложилось в голове: Татьяна Ивановна – столп православия в Рязани. Да, именно столп, без пафоса и преувеличения. При тотальной занятости она помнила о многих и успевала по-настоящему помогать. В самые тяжелые, страшные минуты, часы моей жизни именно Татьяна и ее любимая сестра Евлалия Ивановна, для которых естественны сочувствие, сопереживание, сердечность, милосердие, оказались рядом, поддержали, помогли.

Татьяна была приветлива с каждым, каждому находила нужное слово, даже когда заболела, когда стало очень тяжело… Когда страдания стали запредельными, когда невозможно было поднять руку, просто пошевелиться, она по-прежнему встретила меня улыбкой.  Она была необычайной силы духа и в последние дни говорила: смотрите на меня с улыбкой! Она находила силы (не физические – духовные) с подлинным интересом слушать мои рассказы о новых книгах, о нововведениях в рязанских школах, удивлялась, задавала вопросы.

А за два дня до ухода, когда тяжести не было границ – «как всё болит» – больше трех часов слушала чтение книги Нины Павловой «Михайлов день» об Оптиной пустыни. Собственные страдания, собственная боль не лишили способности сочувствовать и сопереживать другим.

Мы не можем больше слышать хрустальный Танечкин голос, выслушать всегда мудрый совет, не можем заглянуть в ее глаза, но с удивлением чувствуют многие: она стала еще ближе и еще дороже.

Маргарита

МЫМРИКОВА

Встреча с Татьяной Ивановной в моей жизни – это встреча с небом на земле. Более легкого человека, чем она, я не встречала. Она была (во время моей работы в Православной гимназии) моим начальником, но я никогда не чувствовала давления с ее стороны и тем более страха перед ней. Даже в ее облике не было никакой начальственной значимости. Такая простота!

Помощь, поддержка, разрешение всех вопросов – вот что давало общение с ней.

Многому научила меня наша Татьяна. Вернее, не научила, а явила собой пример веры и христианской любви.

Заповедь блаженства «Радуйтесь и веселитесь» была ее девизом. Даже на смертном одре она воскликнула: «Как много радости у больного человека!» «Какая же тут радость?» – растерянно спросила тогда я. «Отпустит боль – и такая радость! Не передать! Слава Богу за всё». В одном она была строга – не любила похвалы в свой адрес. «От этого погибель», – говорила Татьяна Ивановна. В последнее время только и повторяла: «Не хвалите меня, не хвалите».

За три дня до ее праведной кончины в одночасье, без исправлений я написала песню «Не хвалите меня». Она и о Татьяне, и о всех нас.

Не хвалите меня вы при жизни моей,

Не хвалите меня. Перед Богом

Я такая ж, как все, хуже многих людей,

Но у Бога обителей много.

Он найдет для меня уголочек любви,

Где я спрячусь от зол и напастей,

Где я встречу своих долгожданных, родных

И вкушу настоящее счастье.

Похвалите меня в день кончины моей,

Помяните слезою и словом.

Так увидит Господь: сколько добрых людей

Обо мне помолиться готовы.

Похвалите меня! Вашу светлую ложь

Примет Бог и за правду признает.

Есть святыня души под названьем ЛЮБОВЬ,

А Господь за любовь не карает.

Похвалите меня! Вашу искренность слов

Примет Бог и за правду признает.

Есть святыня души под названьем ЛЮБОВЬ,

А Господь за любовь награждает!

Царствие Небесное рабе Божией Татиане, донесшей свой жизненный крест стойко и радостно!

Софья НИКУЛИНА

 

В начало

«Купно за едино!»

Именно этот призыв Кузьмы Минина «Купно за едино!» (вместе за одно) стал боевым кличем сбора, посвященного 400-летию освобождения Москвы от польско-литовских захватчиков

На антиювенальном фронте

Для изъятия детей из семей, где на самом деле существуют угрозы их жизни и здоровью, полномочий у всех заинтересованных ведомств и сейчас более чем достаточно

Мученик за веру

Рязанцам особенно дорог и почитаем владыка Иувеналий. Он стал первым новомучеником, прославленным на Рязанской земле

В гостях у владыки Симона

Мы не просто съездили в монастырь, где «ангел земли Рязанской», как любили называть владыку Симона рязанцы, прожил свои последние земные годы, мы побывали у него в гостях

Почаевская святыня на Выше

История Вышенской пустыни – необычная. Хоть обитель очень удалена от центральных городов, но благодаря присутствию в ней чудотворной иконы Казанской Вышенской, в 19 веке обитель никогда не была пустынной

Сынтульские исповедники

Русские православные не сомневаются, что Царица Небесная не раз простирала Свой спасительный омофор над Русью

Светлое Шамордино

Казанская Амвросиевская Шамординская женская пустынь расположена в восхитительной местности – на широкой луговине над крутым обрывом

Право и правда

Родителям опять необходимо поднимать свой голос против данных законопроектов, как направленных против традиционных ценностей, разрушающих традиционный семейный уклад и взаимоотношения между поколениями

Заботясь об ушедших

Отвечает протоиерей Артемий Владимиров, настоятель храма Всех Святых в Красном Селе (г.Москва)

Пелагея Захаровская и ее почитатели

Редактором этой книги стал священник – протоиерей Артемий Владимиров. Он же написал к ней и предисловие. С автором книги о Полюшке Захаровской Игорем ЕВСИНЫМ беседует Владимир Никольский

Жизнь и смерть Татьяны Зверевой

Все двадцать лет со дня создания нашей газеты «Благовест» она была членом редакционного совета газеты, надежным другом, человеком с широким кругозором, нестандартным мышлением, умеющим подняться над прозой дня

Хлеб насущный

На вопросы газеты «Благовест»отвечает директор школы №51 г.Рязани О.Н.МАСЛЮК

Краски Богословия

Не в каждую икону иконописец закладывает молитву при написании и понимание того, что он делает, от этого икона «не разговаривает» ни цветом, ни формой, ни линией, ни состоянием образа

Татьяна Ивановна
 Зверева