Моление старицы Иустинии Вся наша жизнь – узнавание и долгий путь к истине. В этом я убеждаюсь каждый раз, открывая для себя новые страницы истории. А история, как бездонный океан – в нем столько неизведанного, что изучать и изучать нашим далеким потомкам. Даже родной провинциальный городок не сразу открывает свои тайны. Наиболее распространенной и почитаемой иконой Божией Матери на Руси является Казанская. Она охраняет восточные рубежи нашей Родины. Я раньше думала, что чудесное явление икон бывает где-то там, далеко. Оказалось, что чудеса и святыни находятся рядом с нами. В нашем городе, например, во времена Касимовского царства был основан Казанский женский монастырь, ставший на долгие годы центром религиозной жизни всего Касимовского края. Было это так. В Касимове жила благочестивая старица Иустиния. Семь лет она пролежала в постели, не имея возможности ходить из-за болезни ног. Она неотступно молилась Богородице. Во сне ей явилась Царица Небесная и повелела отправиться в Казань, чтобы принести оттуда список с чудотворной иконы Казанской Божией Матери. Старица немедленно исполнила приказание и в Казани нашла икону в лавке купца, торгующего мукой. Оказывается, ему тоже было видение во сне, чтобы отдал икону бесплатно. Получив от Казанской иконы исцеление, в далеком 1627 году старица Иустиния со своими детьми построила в Касимове деревянную церковь, положив начало основанию монастыря. Казанский женский монастырь связан с последними владетелями Касимовского ханства. Земля для постройки была пожертвована царевичем Василием Арслановичем, единственным крещеным из правителей царства. Кроме чудотворной иконы Казанской Божией Матери, монастырю были подарены еще две иконы Казанской – царицей Фатимой, матерью Василия Арслановича, и его женой Марией Никифоровной. Ризы на иконах были вышиты царственными особами собственноручно. Сын Василия Арслановича – царевич Иаков – получил исцеление от горячки после усердного моления у Казанской иконы Божией Матери и с тех пор стал оказывать покровительство монастырю: вникал во все его нужды, помогал материально и пожертвовал на него все свои имения. Он часто бывал там и молился перед Казанской иконой. Христианская жизнь и дружба царевича с Казанским монастырем не нравилась отдельной части соотечественников – касимовским татарам-мусульманам. Однажды он был ими так жестоко избит, что еле выжил, но радовался, что ему довелось пострадать за веру. Царевич Иаков умер в Казанском монастыре, когда ему было около 25 лет. Он завещал похоронить себя в монастыре около церкви во имя Казанской иконы Божией Матери и, единственный из крещеных царевичей касимовских, погребен там в часовенке. Остальные царевичи покоятся в Московском Златоустовском монастыре. В Казанском монастыре бережно хранилась память о своем покровителе. Настоятель главного храма Касимовского Казанского монастыря священномученик Николай Правдолюбов, пострадавший за составление жизнеописания касимовских подвижников, в том числе и царевича, свидетельствовал о том, как много почитателей царевича приходили в его часовенку, где по молитвам совершались многие исцеления. Сохранилась только небольшая часть записей, но и она говорит о силе помощи блаженного Иакова, царевича Касимовского. Много благодарственных молебнов служилось и у Казанской иконы Божией Матери. После революции и в Казанском монастыре наступили скорбные времена. Из письма протоиерея Анатолия Сергиевича Правдолюбова узнаем про необычайные факты первых революционных лет: «Монахини касимовского монастыря очень увлеклись идеями женской эмансипации и... сказали игумении Анфии: «Кончилась твоя власть, теперь мы все равны. Составим очередь, и когда подойдет тебе время прислуживать, лезь на колокольню – звони, разводи кадило, носи свечу, грей теплоту. Хватит. Побарствовала – и довольно». Хорошо помню, как смиренная старица действительно и звонила, и пономарила безропотно». Позже кто-то остановил монастырское безначалие, и игумения Анфия снова стала стоять с жезлом и крестом на подобающем ей месте. Сейчас монастырские храмы разрушены. На месте Казанской церкви стоит жилой дом; из монастырских построек уцелело несколько сестринских корпусов, кусок стены и две башни. Чудотворная Казанская икона долгое время считалась пропавшей. Она появилась в Никольском храме города только в 80-е годы. Последние два года икона была на реставрации, и вот она снова вернулась в Касимов. Теперь каждое воскресение в Никольском храме чудотворная икона Божией Матери «Казанская» – «Моление старицы Иустинии» – выносится на аналой, и перед ней Преосвященным епископом Касимовским и Сасовским Дионисием в сослужении духовенства города совершается Параклисис – молебное пение с акафистом. Помню, что, узнав о царевиче Иакове, я горячо желала, чтобы место его захоронения было открыто, чтобы снова над его могилкой восстановили часовню, в которой можно было бы служить молебны, чтобы там снова исцелялись больные, а страждущие получали исцеления. Я все удивлялась: ведь это не иголка в стогу сена… А недавно из разговора со старейшим священником нашего города протоиереем о. Владимиром Правдолюбовым мне стало известно, что несколько лет назад силами духовенства и юных прихожан Никольского храма поисковые работы проводились, было найдено примерное место захоронения царевича, но все споткнулось о пресловутые бумажки-разрешения. На встрече с творческой интеллигенцией города епископ Касимовский и Сасовский Дионисий сообщил, что поисковые работы, если будет на то Божие благословение, будут продолжены. Это вселяет надежду. Хотелось бы, чтобы в нашем городе снова был Казанский монастырь и часовня царевича Иакова. Будем ждать этой тихой святой радости. Марина ЛЕБЕДЕВА
|
Смутное время в начале XVII века – один из самых тяжелых и переломных моментов российской истории. Наше Отечество было на грани раскола Православная церковь и православные СМИ не могут не реагировать быстро на вызовы ополчающихся на христианские устои и евангельские истины сил Вся наша жизнь – узнавание и долгий путь к истине. В этом я убеждаюсь каждый раз, открывая для себя новые страницы истории 7 ноября 2012 года исполняется 200 лет со дня смерти великого русского архитектора Матвея Федоровича Казакова «… Серьезно ищущий Царствия Божия должен быть одинок, и … ищущему на этом пути Господь дает утешения, перед которыми все земные радости – ничто. Надо только не оглядываться назад, как не оглядывался Игнатий Брянчанинов» Интервью Ирины ЕВСИНОЙ с директором православной гимназии во имя святителя Василия Рязанского протоиереем Георгием ЧЕРНЫШОВЫМ Становится очевидным – власти не только не удалось привить уважение к закону, она его дискредитировала как никогда Судьба протоиерея Василия Америкова В годы гонений на Церковь в ХХ веке тысячи священнослужителей и мирян прошли крестный путь мученичества и исповедничества, путь русской Голгофы Отвечает протоиерей Артемий Владимиров, настоятель храма Всех Святых в Красном Селе (г.Москва) Не всякий гражданин заговорит с нищим. Но Степан Петрович уже знал, что, во-первых, бедность это не порок, и просить милостыню не стыдно УРОКИ ОПЫТА или просто ландыши И мне открылся неосознанный до этого Закон: мы так часто совершаем проступки, и все, вроде бы, сходит с рук Матушка Серафима отошла ко Господу вечером 3 ноября 1990 года в Дмитровскую родительскую субботу Когда речь идет о тайне, то ее смысл никогда не излагается непосредственно, для изложения тайны нужна метафора, символ, притча. Икона – это образ будущего века Согласно социологическим опросам, практически все россияне знают о празднике хеллоуин и лишь одна пятая готова его праздновать |