Логотип рязанской газеты "Благовест"

Не оглядываться назад

«… Серьезно ищущий Царствия Божия должен быть одинок, и … ищущему на этом пути Господь дает утешения, перед которыми все земные радости – ничто. Надо только не оглядываться назад, как не оглядывался Игнатий Брянчанинов», – писал в своих письмах к студентам Московской духовной академии подвижник веры и благочестия прошлого века игумен Никон (Воробьев). Да, именно в юности, молодости человек зачастую совершает такие ошибки, поступки, от которых очиститься, отмыться можно только с Божией помощью. И чем раньше это произойдет, тем будет полезнее и для самого человека и для общества в целом.

Протянуть руку помощи подросткам, оказавшимся в колонии, помочь изменить им вектор жизненного пути – такова задача московской региональной общественной организации «Милосердие», работающей под патронатом епископа Смоленского и Вяземского Пантелеимона.

Сотрудники и добровольцы этой организации вот уже семь лет работают с подопечными Новооскольской колонии для девушек и Можайской колонии для юношей. Лишь изредка они приезжают в колонию во Льгово для девушек от 14 до 19 лет, которая находится под Рязанью.

С апреля 2012 года их поездки сюда участились. Наталья Николаевна Кузнецова и Наталья Михайловна Ефремова, сотрудницы отдела, постоянно оказывают консультационную помощь Благотворительному фонду во имя святителя Василия Рязанского по реализации проекта «Центр «Надежда» социального сопровождения и духовной поддержки несовершеннолетних, отбывающих наказание и освобождающихся из Рязанской воспитательной колонии», который выиграл конкурс «Православная инициатива».

Совместный проект

Наш  корреспондент встретилась с Н. Н. КУЗНЕЦОВОЙ, сотрудницей «Милосердия»,  и попросила рассказать о курируемом ею проекте.

– Это как раз та история, когда Господь превратил, казалось бы, отрицательное в положительное. В прошлом году храм, который находится на территории Оскольской колонии и участвует там в социальном служении, получил грант от фонда «Православная инициатива» на социальное сопровождение освободившихся девочек. Но в ноябре прошлого года всех воспитанниц в течение месяца перевели в рязанскую колонию во Льгово на время реконструкции. В православном фонде во имя Серафима Саровского нам разрешили найти в Рязани организацию, которая согласилась бы этот проект реализовать. И мы были очень рады, что нашли фонд во имя свт. Василия Рязанского, и наши новооскольские девочки не остались брошенными. Более того, теперь рязанские девочки, для которых у нас не хватало силенок, находятся под присмотром. Вот уже полгода там идет работа в рамках проекта. Туда еженедельно ездит сотрудник фонда, который ведет занятия по основам православной семьи, выясняет проблемы девочек и кому какая нужна поддержка. Когда девочки освобождаются и едут домой через Москву, мы их встречаем. Если они едут через Рязань, то их также провожает сотрудник проекта. Но прежде он связывается с приходами и с родственниками, чтобы они встретили их на родине. Кроме того, все мы подбираем девочкам одежду по сезону, сотрудник проекта кормит их, знакомит с Рязанью, с храмами. Ведь важно не только посадить освободившуюся в поезд…

– Знаю, что вы уже познакомились с отцом Георгием, окормляющим колонию. У вас уже появились общие планы?

– Да. Задачи этого проекта и духовенства общие: помочь воспитанницам колонии вернуться к здоровому образу жизни. Эту задачу невозможно решить одним сотрудникам проекта. Нужна командная работа. Отец Георгий тоже это понимает, и мы нашли с ним общий язык, что нам очень помогает в осуществлении проекта.

– Наталья Николаевна, а если кто-то из наших читателей захочет помочь в реализации этого проекта? Как это сделать?

– Они могут обращаться в фонд свт. Василия Рязанского, предлагать свои услуги, волонтерскую помощь. Может быть, они готовы погулять с девочками, потому что соцработник в рамках проекта не всегда может это сделать. Или, например, подарки собрать. Сейчас похолодало, и колония обратилась к нам за помощью приобрести для 100 девочек футболки с длинным рукавом. Им всем нужны одинаковые. А у нас на это нет финансирования. Было бы здорово провести акцию. Понятно, что им дают казенную одежду, но ведь дома мы тоже не ходим в одном и том же. Ведь им тоже хочется тепла, они же девочки все-таки. И таких просьб много. В результате нашей работы по гранту девушки должны понять, что есть православные люди, которые им помогут, которые позаботятся о них, что они не одиноки, и всегда есть возможность изменить свою жизнь.

Капельки надежды

С руководителем проекта Натальей Вячеславовной КАЛИНИНОЙ, педагогом с двадцатипятилетним стажем, беседует наш корреспондент.

– Что ставится во главу угла Вашей работы с юными воспитанницами колонии во Льгово?

– Все цели и задачи проекта предусматривают общение. Общение не только с девушками, попавшими сюда, но и с сотрудниками, родителями воспитанниц и с людьми из разных приходов, положительных организаций нашей огромной Родины.

Общение начинается с контакта с детьми, ведь девушки по своей сути еще дети – им 14-18 лет. Я их воспринимаю, как мать своих оступившихся детей. Ведь мы своих детей не бросим в беде? Для меня они все как мои дети.

Мне помогает общаться с ними курс по формированию семейных ценностей, с которым я работаю как в вузах со студентами, так и в школах со старшеклассниками. О семье думает каждый. Девушки, несмотря на то, что находятся в колонии, очень хотят, чтобы их семьи были счастливы.

Иногда мое сердце обливается слезами от рассказанных ими историй. Когда видно, что они недополучили в семье любви, доброты, понимания. Они не знают, что такое семья, поэтому разговоры, беседы, диспуты, вечера, которые мы проводим для них в колонии, очень помогают найти с ними контакт, создать образ правильной семьи. Они, наверное, что-то не могут понять в силу представлений, которые вынесли из своих неблагополучных семей. Но все так стараются. Я это вижу.

– Какая из этих форм, на Ваш взгляд, наиболее эффективна?

– Самыми запоминающимися, как говорили сами девушки, были вечера. Например, в День семьи, любви и верности. На этом празднике в литературно-музыкальной форме с ними говорили о семье, о любви. Затем мы провели военно-патриотический праздник «Не оскудела земля русская» об истории России. Я говорила о том, как ждали воинов матери, жены, как они их любили, как верили и надеялись, то есть это тоже был разговор о семье. Девушек это очень «цепляет».

– В плане работы у Вас есть индивидуальные беседы? Кто приходит на них? Как Вы их проводите?

– Вечера, праздничные мероприятия просто способствуют контакту, сближают меня с ними. После них многие подходят, что-то спрашивают, и я их приглашаю на индивидуальную беседу. Тут же выплывают какие-то нужды. Девушки вспоминают, что надо позвонить маме, бабушке, узнать, как они живут. Значит, их что-то задело, зацепило, они поняли, что семья – это важно. Наверное, здесь главное – не остаться равнодушным к каждой просьбе, какая бы пустяковая она ни была. Они находятся в таком месте, где каждый звонок, информация из дома, фотография очень важны для них. Познакомившись, мы уже вместе с ними планируем, куда они пойдут учиться, работать после освобождения.

– Одна из целей проекта - помочь найти девочкам точку опоры в жизни, людей, которые вне зоны помогли бы им. Как Вы это делаете? Получается ли это? Можете ли привести конкретные примеры?

– Я, конечно, не буду называть имен, потому что девушкам дальше жить, и им надо забыть о прошлых поступках и «друзьях», которые их привели за решетку. Сначала я созваниваюсь с родителями. Чаще всего девушек до колонии воспитывали бабушки и мамы. Полных семей немного. Контакт с родителями позволяет сделать определенные выводы. Стоит ли девочке задерживаться в семье, где она опять пойдет по тому же кругу. В ряде случаев приходится искать людей, которые ей помогут дальше учиться, работать, чтобы выдернуть ее из порочного круга. Часто приходится мирить с родителями. Находясь в колонии, девушки держат обиду на близких, хотя родители бывают и не виноваты ни в чем. Да, им сложно, они несчастны, хотя попали в колонию по своему выбору. Часто слышишь претензии к родным. Тяжело сломать противостояние между родителями и девочками, так как каждый стоит на своем. Тяжело объяснить, что там тебя ждут, там о тебе заботились. Какие претензии ты можешь предъявлять? Только к самой себе.

Даже по одному звонку, по голосу чувствуется, как родители ждут девочку. Иногда относятся очень равнодушно, но, все равно, это же родители, и для них они самые дорогие люди. Их все равно нужно примирить.

У Татьяны В. из Московской области приемный папа очень за нее переживает. Он воспитывает ее ребенка один, так как жена от переживаний умерла, а девушку, когда я с ней столкнулась, интересовала квартира. Она очень переживала по поводу того, является ли она собственницей квартиры, отвоюет ли ее она, если ее не пропишут. Во время переговоров выяснилось, что он ее ждет и будет помогать во всем. Постепенно, от встречи к встрече, у Татьяны стало меняться отношение к отцу, к ситуации. Она стала ходить в храм, говорила, что молится за отца и ребенка. Однажды я увидела ее в слезах, оказывается, у отца инфаркт, и он находится в больнице. Тут она уже начала переживать: как отец? Как сын? Стала задумываться, как быстрее выйти на волю. А значит, нужно себя вести лучше и тогда возможно получить условно-досрочное освобождение (УДО).

Я не знаю, можно ли назвать это результатом работы, но это та капелька, с которой начинается новый виток в жизни девочки. Это, конечно, результат работы не только нашей программы. Это плод совместных усилий всех, кто работает в колонии и, в первую очередь, священников, приезжающих сюда.

Когда девушки говорят: «Нам плохо», я отвечаю: «Пойдем, помолимся». Многие слушаются. Приношу иконки, они радуются.

– Наталья Вячеславовна, как Вы сами оцениваете свою роль в воспитательном процессе в колонии?

– Я просто помощник, который может тепло поговорить с девушками, может откровенно что-то сказать, подсказать. Они могут со мной поговорить не как со священником, не как с воспитателем колонии, а просто как с матерью. Иногда так смешно: они строятся на плацу и вдруг, увидев меня, просто бегут ко мне из строя. Порой я думаю, что меня накажут, что дисциплину нарушаю, но сотрудники понимают, что девочки делают это искренне. Я всегда им стараюсь принести весточку из другого мира.

– Как реагируют на Ваши звонки на приходах, с которыми Вы связываетесь? Откликаются ли люди?

– Откликаются. На удивление очень спокойно реагируют, доброжелательно и всегда стараются помочь. Совсем недавно Валя Т. возвращалась в Дербент в канун праздника Покрова Богородицы, и прихожане одного из храмов все-таки нашли возможность ее встретить, напоить чаем и отправить на автобусе в районный центр, откуда она родом. А в Ростове-на-Дону отец Андрей сам встречал Надежду М., посадил ее в свою машину и практически довез до дома.

Работа по проекту еще не закончена, и только через несколько месяцев появятся выводы, что мы сделали хорошо, что не получилось и что еще можно сделать.

– Бог вам в помощь. Надеюсь, что по окончании проекта мы еще с Вами поговорим.

Подготовила Мария НЕФЕДОВА

 

 

 

В начало

Смута. Уроки истории

Смутное время в начале XVII века – один из самых тяжелых и переломных моментов российской истории. Наше Отечество было на грани раскола

Вера и Слово

Православная церковь и православные СМИ не могут не реагировать быстро на вызовы ополчающихся на христианские устои и евангельские истины сил

Моление старицы Иустинии

Вся наша жизнь – узнавание и долгий путь к истине. В этом я убеждаюсь каждый раз, открывая для себя новые страницы истории

Памяти Казакова

7 ноября 2012 года исполняется 200 лет со дня смерти великого русского архитектора Матвея Федоровича Казакова

Не оглядываться назад

«… Серьезно ищущий Царствия Божия должен быть одинок, и … ищущему на этом пути Господь дает утешения, перед которыми все земные радости – ничто. Надо только не оглядываться назад, как не оглядывался Игнатий Брянчанинов»

Выстоять против ветра

Интервью Ирины ЕВСИНОЙ с директором православной гимназии во имя святителя Василия Рязанского протоиереем Георгием ЧЕРНЫШОВЫМ

Единая Россия?

Становится очевидным – власти не только не удалось привить уважение к закону, она его дискредитировала как никогда

Судьба протоиерея Василия Америкова

В годы гонений на Церковь в ХХ веке тысячи священнослужителей и мирян прошли крестный путь мученичества и исповедничества, путь русской Голгофы

Заботясь об ушедших

Отвечает протоиерей Артемий Владимиров, настоятель храма Всех Святых в Красном Селе (г.Москва)

Карапузов

Не всякий гражданин заговорит с нищим. Но Степан Петрович уже знал, что, во-первых, бедность это не порок, и просить милостыню не стыдно

УРОКИ ОПЫТА или просто ландыши

И мне открылся неосознанный до этого Закон: мы так часто совершаем проступки, и все, вроде бы, сходит с рук

Призвание и послушание

Матушка Серафима отошла ко Господу вечером 3 ноября 1990 года в Дмитровскую родительскую субботу

Образ будущего века

Когда речь идет о тайне, то ее смысл никогда не излагается непосредственно, для изложения тайны нужна метафора, символ, притча. Икона – это образ будущего века

Собиратели нечисти

Согласно социологическим опросам, практически все россияне знают о празднике хеллоуин и лишь одна пятая готова его праздновать

Не оглядываться 
назадНа службе