Логотип рязанской газеты "Благовест"

Выстоять против ветра

Интервью Ирины ЕВСИНОЙ с директором православной гимназии во имя святителя Василия Рязанского протоиереем Георгием ЧЕРНЫШОВЫМ

– Отец Георгий, Вас назначили директором в конце прошлого учебного года. Надеюсь, у Вас уже было время осмотреться и сформировать свое мнение о том, что есть в гимназии, и подумать о том, что будет, выстраивать планы на будущее. Как Вы восприняли это Ваше новое послушание?

– Для меня всегда было понятно, что Родину, родителей и послушание не выбирают, поэтому считаю: то, что я здесь – не случайно.

В этом есть Промысл Божий. Я его принимаю душой, сердцем и телом. Я буду стараться, чтобы гимназия продолжала жить и более того, вышла на новый уровень своего развития. Мне бы хотелось, чтобы гимназия была не гадким утенком по отношению к другим школам города Рязани, а белым лебедем, который будет лететь впереди и подавать пример чести, поведения и успеваемости. Пока трудно сказать, насколько это выполнимая задача, но стремиться к этому будем, безусловно.

– Не один год Вы преподавали ОПК в школе д. Секиотово. Продолжаете ли Вы там педагогическую практику?

– Да. Преподавание в Секиотовской школе – это один из важных периодов в моей жизни, поэтому даже при большой загруженности я преподавание не оставил. Школа дает мне прекрасную педагогическую практику, которую я с удовольствием осваиваю в своей жизни. Да и те отношения, которые сложились с коллективом школы, а главное, с ребятами, это одно из самых драгоценных сокровищ в моей жизненной копилке. По вторникам у меня там 6 уроков, после чего я еду в гимназию.

– Чтобы Вы хотели оставить в гимназии? Что изменить?

– В гимназии много хороших традиций. Мне бы хотелось их укрепить, продолжить. Особенно это касается духовно-нравственного воспитания, отношения к церковным службам. Просто необходимо подтянуть учебу всех учащихся. Вот передо мной лежит ведомость с текущими оценками всех ребят. Школа у нас небольшая – всего 170 учеников, и считаю, что к каждому из них должен быть дифференцированный подход, здесь и особое внимание классных руководителей, педагогов, родительского комитета. При правильной организации считаю это возможным. В гимназии дети должны учиться только на 4 и 5, при этом понимаю, что это титанический труд не только для детей, но для всех взрослых, кто их окружает.

– Чем отличается распорядок дня гимназии от простой школы?

– Уже традиционно учебный день каждого ученика начинается с утренних молитв. В среду утром во главе с директором читается акафист святителю Василию Рязанскому. В четверг у нас в гимназическом храме Литургия для учащихся гимназии. Перед каждым уроком ученики читают молитву «Царю Небесный». Кстати, это очень хорошее дело, потому что после перемены детям трудно сразу настроиться на урок. Дети помолились, успокоились и позитивно настроились на урок. Этим, наверное, гимназия кардинально отличается от любой другой школы.

– С каким настроением дети приходят на службу в  храм, на молебен?

– Когда я пришел в гимназию, то увидел, что есть ребята, которые не желают участвовать в богослужебном процессе, поэтому в соответствии с Конституцией РФ о правах и свободе человека, а тем более ребенка, мы приняли решение, что необходимо некоторым родителям внимательно и ответственно подойти к этому вопросу. Вплоть до смены учащимся учебного заведения, потому что никто не вправе ребенка заставлять молиться, ходить на службу вопреки его воле. И, слава Богу, мы нашли точки соприкосновения с родителями детей, которым лучше продолжить обучение в простой общеобразовательной школе. Остальные дети с удовольствием приходят на службу, помогают в храме, алтарничают, вместе поют, нараспев читают акафист свт. Василию Рязанскому. Клирос у нас состоит из гимназисток, руководит им Е.В. Иванова, учитель русского языка и литературы.

– Какой в гимназии самый главный предмет?

– Понятно, что здесь более углубленно изучают Закон Божий, который преподает священник и выпускник факультета теологии. Я преподаю в первом классе. Но самый главный предмет, который у нас есть в гимназии, это Божественная Литургия, которая у нас здесь служится. Школа небольшая, все ученики на виду, например, работа психологов в этой школе не нужна, так как у нас есть духовник – игумен Михаил (Коростылев). Каждый ребенок перед причастием исповедуется, и эти доверительные отношения между духовником и ребенком безусловно дают положительный результат. Это очень хороший и полезный момент. Часто в современном обществе дети закрываются, боятся вступать в доверительные отношения со взрослыми, а общение духовника с ребенком и с директором-священником складывается по-другому.

– Иногда получается, что родители с добрыми намерениями отдают учиться детей в православную гимназию, желая воспитать детей в вере, но откуда потом берутся в старших классах такие дети, которые не хотят ходить на службу, приобретают скверные привычки, сомнительный круг общения?

– Это значит, что есть проблемы в семье, впрочем, как и внутри школы. У некоторых детей происходит дезориентация. Допустим, в семье не молятся перед едой, а здесь молятся, в семье по воскресеньям в храм не ходят, а здесь нужно идти на Литургию, поэтому ребенку тяжело, ведь все-таки основное его воспитание проходит в семье. Ребенок – это зеркало того социального окружения, которое вокруг него. Хотя и не всегда так, есть еще и переходный возраст с юношеским максимализмом, с которым тоже нужно считаться. Православная гимназия – не школа исправления и не коррекционная школа. Это должны понимать все родители четко и однозначно! Если в жизни ребенка двойные стандарты, в гимназии одно, а дома прямо противоположное, скорее всего, ребенок выбирает путь наименьшего сопротивления. Не зря в первые годы работы этой гимназии дети сюда попадали не просто и не случайно, а по рекомендации своего приходского священника. Будем продолжать эту практику, только с еще большим вниманием.

– Как помогает гимназии город, управление образования? Как налажена система финансирования? Знаю, что гимназия была всегда платной, а сейчас оплату еще подняли.

– На тот момент, когда я пришел, рекомендованная плата за гимназию была 2500,00 руб., но, как известно, к рекомендованным платам относятся очень безответственно, и поэтому гимназия постоянно сидела в долговой яме, так как государство и город, в частности, выплачивает зарплату только учителям. Только благодаря стараниям предыдущего директора игумена Луки (Степанова) и немногочисленным финансовым друзьям гимназии каким-то чудом ее удавалось держать на плаву. Коммунальные услуги, материально-техническая база, зарплата администрации, зарплата обслуживающего персонала и другие необходимые расходы – все это шло за счет добровольных пожертвований. В этом году с 1 сентября мы подписали с родителями договор по оплате тех же 2500,00 (никто ее не поднимал), но только теперь она стала обязательная.

– Есть ли при Вашей гимназии родительский комитет? Какие задачи Вы ставите перед ними?

– Да, родительский комитет есть, но в этом году в соответствии с уставом в нем будет работать новый состав. Мне бы хотелось видеть в родительском комитете не безразличных родителей, а активных, которые будут участвовать в жизни гимназии в полном объеме. Мы должны вместе принимать взвешенные решения в плане дисциплины, духовно-нравственного состояния детей, успеваемости. В этом году создается ученический комитет, который также будет конструктивным органом с правом голоса.

Когда мы собирали первое родительское собрание, то я сказал, что хочу видеть гимназию как единый приход. Приход – это, прежде всего, одна большая, взаимозаинтересованная семья. Она должна быть достойной, красивой, сильной. Я готов обсуждать любые проблемы, поэтому у нас в школе появился ящик «Письмо директору», через который мы общаемся с теми родителями, которые либо меня не застали в школе, либо не смогли обратиться лично по другим причинам.

Считаю, что мы все должны быть вместе в стремлении дать нашим детям самую главную науку, чтобы ни один ветер перемен не сбил наших детей в сторону, а этих ветров в нашей стране с каждым днем все больше и больше. В принципе, гимназия и идет этим путем, хотя есть, конечно, и недовольные, но это не смущает и хода вперед не замедляет, такие были, есть и будут. И слава Богу, это-то и интересно, должна же быть Баба Яга, которая всегда против, как в небезызвестном мультике.

– В гимназии учится много детей из многодетных семей, или тех, которых воспитывает один родитель. Есть ли для них льготы?

– В гимназии было очень много льгот, которые были не обоснованы, просто потому, что в гимназии был постоянный дефицит бюджета, поэтому все льготы были  отменены. Было несколько случаев, когда некоторым родителям пришлось забрать из гимназии своих детей, потому что отмена льгот стала весомым бременем для семьи. Нам очень больно от такой ситуации. Но основная задача на сегодняшний момент – сохранить гимназию.

Но все-таки, кто хочет остаться в гимназии, находит возможность это сделать. Например, несколько приходов рязанских храмов решили вносить плату за своих юных прихожан или помогать родителям на основе софинансирования. Условий в этом случае два: хорошая учеба, благочестивое поведение. Есть у нас также несколько предпринимателей, которые платят за детей, семьи которых оказались в трудной жизненной ситуации. Я бы с удовольствием назвал их имена и те храмы, которые помогают родителям, но, думаю, они в этом не нуждаются, у нас, православных, не принято хвалиться. Бог знает, и этого больше чем достаточно.

Вопрос о льготах в гимназии рассматриваться будет, но только тогда, когда у нас будет финансовый плюс. И обязательно коллегиально: при участии педагогов, родителей и членов попечительского совета.

– Отец Георгий, Вы говорите об отрицательном бюджете гимназии, но ведь у Вас есть попечительский совет.

– Есть, и те люди, организации, которые входят в него, действительно помогают гимназии, особенно в критических ситуациях. К сожалению, сейчас в стране, и в Рязани в частности, очень мало людей, которые принимают на себя ответственность за существование, например, единственной православной гимназии в нашем городе. Хотя православных бизнесменов у нас довольно много. И, несомненно, они несут определенные финансовые нагрузки в разных местах своего церковного послушания, но гимназия все-таки одна такая, наша, православная, и она нужна нам, и если не МЫ, то КТО? Может, просто о гимназии мало кто из наших рязанских «тяжеловесов» знает. А так каждый понемногу, и, смотришь, белый лебедь плывет, наш православный белый лебедь. Поживем – увидим.

– Сейчас все классы гимназии находятся в одном корпусе. В бывшем первом корпусе открылся православный детский сад. Детский сад Вам в подмогу или это еще одно Ваше послушание?

– Детский сад – это послушание, которое тоже нужно нести. Я себе его не выбирал, а  насчет того, помогает или нет, я скажу так: «Цыплят по осени считают». Детский сад только начал функционировать, поэтому трудно пока сказать, насколько он будет окупаем. Но то, что сейчас гимназия находится в одном корпусе, я считаю положительным моментом: гимназия стала целостной, нераздробленной. У нас сейчас ввелась практика шефства старшеклассников над младшими классами. Дети сразу учатся жить вместе и нести ответственность друг за друга.

– Ощущаете ли Вы помощь святителя Василия Рязанского?

– Я ощущаю эту помощь, когда читаю акафист свт. Василию Рязанскому, а дети за моей спиной подпевают. Я ощущаю помощь и понимаю, что я, как человек и как священник, сам не смогу здесь сделать ничего. Но вот когда дети молятся, обращаются к покровителю Рязани, я знаю, что святитель Василий Рязанский обязательно поможет. Нам, взрослым, самолюбивым и лукавым, может быть, он еще и откажет, а детям он отказать не может. Я точно знаю, что православная гимназия нужна Господу, нужна святителю Василию Рязанскому, надеюсь, и нашему городу, нужна тем людям, которые уже ушли из этой жизни в мир иной. Нужна архимандриту Авелю (Македонову), Зверевой Т.И. и всем тем, кто служил гимназии, служа Господу, с полной отдачей, не жалея своих сил. Служил и сегодня служит, потому что здесь невозможно просто работать, только служить! Я каждый вечер говорю: «Господи, мне нечего Тебе сказать, Ты сам знаешь, что нам нужно. Просто помоги».

– Спасибо, батюшка, за интервью.

 

В начало

Смута. Уроки истории

Смутное время в начале XVII века – один из самых тяжелых и переломных моментов российской истории. Наше Отечество было на грани раскола

Вера и Слово

Православная церковь и православные СМИ не могут не реагировать быстро на вызовы ополчающихся на христианские устои и евангельские истины сил

Моление старицы Иустинии

Вся наша жизнь – узнавание и долгий путь к истине. В этом я убеждаюсь каждый раз, открывая для себя новые страницы истории

Памяти Казакова

7 ноября 2012 года исполняется 200 лет со дня смерти великого русского архитектора Матвея Федоровича Казакова

Не оглядываться назад

«… Серьезно ищущий Царствия Божия должен быть одинок, и … ищущему на этом пути Господь дает утешения, перед которыми все земные радости – ничто. Надо только не оглядываться назад, как не оглядывался Игнатий Брянчанинов»

Выстоять против ветра

Интервью Ирины ЕВСИНОЙ с директором православной гимназии во имя святителя Василия Рязанского протоиереем Георгием ЧЕРНЫШОВЫМ

Единая Россия?

Становится очевидным – власти не только не удалось привить уважение к закону, она его дискредитировала как никогда

Судьба протоиерея Василия Америкова

В годы гонений на Церковь в ХХ веке тысячи священнослужителей и мирян прошли крестный путь мученичества и исповедничества, путь русской Голгофы

Заботясь об ушедших

Отвечает протоиерей Артемий Владимиров, настоятель храма Всех Святых в Красном Селе (г.Москва)

Карапузов

Не всякий гражданин заговорит с нищим. Но Степан Петрович уже знал, что, во-первых, бедность это не порок, и просить милостыню не стыдно

УРОКИ ОПЫТА или просто ландыши

И мне открылся неосознанный до этого Закон: мы так часто совершаем проступки, и все, вроде бы, сходит с рук

Призвание и послушание

Матушка Серафима отошла ко Господу вечером 3 ноября 1990 года в Дмитровскую родительскую субботу

Образ будущего века

Когда речь идет о тайне, то ее смысл никогда не излагается непосредственно, для изложения тайны нужна метафора, символ, притча. Икона – это образ будущего века

Собиратели нечисти

Согласно социологическим опросам, практически все россияне знают о празднике хеллоуин и лишь одна пятая готова его праздновать

Выстоять против ветра