Логотип рязанской газеты "Благовест"

Смута. Уроки истории

Смутное время в начале XVII века – один из самых тяжелых и переломных моментов российской истории. Наше Отечество было на грани раскола. Русская Церковь также переживала тяжелый период, связанный с попыткой римского престола распространить в России католическую веру.

Начало смуты связано с династическим кризисом, произошедшим после кончины в 1598 году царя Федора Иоанновича, последнего представителя династии Рюриковичей. Собравшийся в том же году Земский собор, состоящий в основном из представителей Москвы, по предложению патриарха Иова избрал на российский престол Бориса Годунова.

В глазах многих россиян Борис был узурпатором, незаконно захватившим власть. Ему в вину ставили смерть последнего сына Ивана Грозного, царевича Дмитрия, погибшего в 1591 году в Угличе. Тяжелое время начала XVII века, когда неурожайные годы следовали один за другим, воспринимались людьми как Божие наказание за незаконно поставленного царя. Число недовольных Борисом Годуновым росло с каждым днем. Он применяет репрессивные меры против своих недругов, что еще больше увеличивает количество его противников.

Появление слухов о том, что царевич Дмитрий жив, нашло благодатную почву. Царь Борис и патриарх Иов рассылали по городам письма, обличавшие находившегося в Польше самозванца. Но люди верили в чудо и надеялись, что приход законного государя освободит престол от узурпатора и принесет стране спокойствие. Как только Лжедмитрий, под именем которого, как полагают историки, скрывался Григорий Отрепьев, перешел со своими отрядами границу России, на его сторону стали переходить крепости и города. В период продвижения самозванца к Москве в 1605 году умер Борис Годунов. Патриарх Иов венчал на царство его сына Федора. Тем временем, после смерти Бориса, к Лжедмитрию присоединялись все новые и новые сторонники, и вскоре столица восторженно встречала «законного» царя. В этих условиях только патриарх Иов обличил самозванца, за что и был смещен с престола и отправлен в монастырь.

Новым патриархом по распоряжению Лжедмитрия был избран рязанский архиепископ Игнатий, родом грек, поживший некоторое время в Риме. Игнатий венчает самозванца на российский престол. А вскоре происходит свадьба нового царя с Мариной Мнишек, девицей католического вероисповедания. Причем патриарх не настаивает на переходе Марины в православие. Те, кто настаивал на принятии новой царицей православной веры, в первую очередь митрополит казанский Гермоген, были высланы из Москвы.

Короткое правление Лжедмитрия продолжалось около года. За это время царь сумел настроить против себя даже многих бывших сторонников. Российское боярство, первоначально поддержавшее самозванца, надеясь получить власть, теперь увидело, что рядом с государем оказались чужеземцы, с ним пришедшие, что царь благоволит полякам и литовцам, а над русскими посмеивается. Народ увидел в этом предательство православной веры. Лжедмитрий разрешил католикам открыто проводить богослужения, отдав под эти цели дом на территории Кремля.

Многим простым людям было неведомо, что деньги на поход Лжедмитрия в России были даны римским престолом с условием, что как только самозванец станет русским царем, он введет в стране католическую веру. Неслучайно во время похода на Москву и после претендента на трон окружали иезуиты. Однако заняв престол, Лжедмитрий не спешил выполнять данные Риму обещания.

Бесчинства и произвол чужеземцев вызвали негодование москвичей, поддержанное русскими боярами. В 1606 году происходит восстание, в результате которого убито множество поляков, в числе которых были католические проповедники. Погибает и Лжедмитрий. Патриарх Игнатий лишен престола и отправлен в Чудов монастырь. Новым царем москвичами был избран Василий Шуйский, представитель древнего боярского рода. Патриархом становится казанский митрополит Гермоген. Однако смута на этом не прекратилась. Вскоре под Москвой появляется чудесно спасшийся царь Дмитрий. В исторической науке его именуют Лжедмитрием II. Кроме того, страну наводнили и другие самозванцы. Одних «царевичей» было около десятка, а «воевод царя Дмитрия» и того больше. Люди не понимали, кому верить и где законная власть.

К сожалению, Василий Шуйский не сумел справиться со сложившейся обстановкой. Не имея достаточного количества военных сил, он решил нанять отряды шведов. По истечении некоторого времени шведы стали требовать положенных по договору денег, которых в разоренной государственной казне не оказалось. В результате шведы оккупировали новгородские земли, грозя их отделением от России. Неспособность царя Василия ликвидировать смуту приводит к его свержению с престола и насильственному пострижению в монахи.

Группа бояр, отстранившая от власти Шуйского, решила избрать на русский престол польского королевича Владислава. В такие времена стране нужны подлинные лидеры, чистые помыслами и делами, способные повести народ за собой. Таким духовным лидером стал патриарх Гермоген. Он открыто выступал против попыток католиков распространить латинскую веру в России. Патриарх был против приглашения иностранца на русский престол и согласился только при условии принятия Владиславом православной веры. Пока Владислав готовился к отъезду в Москву, столицу заняли польские войска. Как оказалось в дальнейшем, королевич так и не приехал, а его отец, король Сигизмунд, начал открытую агрессию против России. По стране бродили отряды наемников, бывшие ранее в войсках самозванцев, жаждавшие богатой добычи.

Оплотом твердости духа и веры в это время стала Троице-Сергиева лавра. Отряды наемников под руководством Лисовского и Сапеги попытались захватить монастырь, считая, что там находятся несметные богатства. Однако лавра выдержала многомесячную осаду, показала всей стране пример мужества и героизма. Келарь Авраамий Палицын рассылал по городам из осажденного монастыря письма, в которых призывал народ подняться на борьбу за спасение Отечества и веры. Призывал к борьбе против иноземцев и патриарх Гермоген. Поляки пытались заставить его признать власть польской короны, но патриарх был непреклонен. Поляки заточили предстоятеля в Чудов монастырь и морили голодом. В 1612 году патриарх Гермоген скончался. Но дело спасения страны, которое начал патриарх Гермоген, начало набирать ход по всей русской земле.

Первым центром борьбы стала Рязанская земля. В 1611 году в Рязани было сформировано 1-ое народное ополчение, участники которого решили положить конец смуте. Возглавил ополчение Прокопий Петрович Ляпунов.

Однако освободить Москву и увидеть спасение Отечества Ляпунову было не суждено. Он погиб в 1611 году.

Освободителем Отечества стало 2-е народное ополчение, сформированное в Нижнем Новгороде. Во главе его стали князь Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин. В начале ноября1612 года ополчение вошло в Москву, и вскоре столица была освобождена.

Конец смуте был положен Земским собором 1613 года, на котором собрались представители многих русских земель. Законным царем был избран Михаил Романов. С этого момента стало ясно, что страна спасена и самые тяжелые времена миновали.

События Смутного времени показали, что только в единстве народа стало возможным преодоление тяжелейшего кризиса, постигшего наше отечество в начале XVII века. Эти уроки истории актуальны и сегодня.

Игорь МИТРОФАНОВ, историк

 

 

В начало

Смута. Уроки истории

Смутное время в начале XVII века – один из самых тяжелых и переломных моментов российской истории. Наше Отечество было на грани раскола

Вера и Слово

Православная церковь и православные СМИ не могут не реагировать быстро на вызовы ополчающихся на христианские устои и евангельские истины сил

Моление старицы Иустинии

Вся наша жизнь – узнавание и долгий путь к истине. В этом я убеждаюсь каждый раз, открывая для себя новые страницы истории

Памяти Казакова

7 ноября 2012 года исполняется 200 лет со дня смерти великого русского архитектора Матвея Федоровича Казакова

Не оглядываться назад

«… Серьезно ищущий Царствия Божия должен быть одинок, и … ищущему на этом пути Господь дает утешения, перед которыми все земные радости – ничто. Надо только не оглядываться назад, как не оглядывался Игнатий Брянчанинов»

Выстоять против ветра

Интервью Ирины ЕВСИНОЙ с директором православной гимназии во имя святителя Василия Рязанского протоиереем Георгием ЧЕРНЫШОВЫМ

Единая Россия?

Становится очевидным – власти не только не удалось привить уважение к закону, она его дискредитировала как никогда

Судьба протоиерея Василия Америкова

В годы гонений на Церковь в ХХ веке тысячи священнослужителей и мирян прошли крестный путь мученичества и исповедничества, путь русской Голгофы

Заботясь об ушедших

Отвечает протоиерей Артемий Владимиров, настоятель храма Всех Святых в Красном Селе (г.Москва)

Карапузов

Не всякий гражданин заговорит с нищим. Но Степан Петрович уже знал, что, во-первых, бедность это не порок, и просить милостыню не стыдно

УРОКИ ОПЫТА или просто ландыши

И мне открылся неосознанный до этого Закон: мы так часто совершаем проступки, и все, вроде бы, сходит с рук

Призвание и послушание

Матушка Серафима отошла ко Господу вечером 3 ноября 1990 года в Дмитровскую родительскую субботу

Образ будущего века

Когда речь идет о тайне, то ее смысл никогда не излагается непосредственно, для изложения тайны нужна метафора, символ, притча. Икона – это образ будущего века

Собиратели нечисти

Согласно социологическим опросам, практически все россияне знают о празднике хеллоуин и лишь одна пятая готова его праздновать

Благовест
ноябрь 2012Смута. Уроки истории