Логотип рязанской газеты "Благовест"

«Лукавый грек»

   В 2012 году отмечается 400-летие освобождения России от интервентов и окончанию Смутного времени. Начало XVII века было одним из самых тяжелых периодов в истории нашего Отечества. Страна находилась на грани развала. Столица государства – Москва – была в руках польских интервентов, по стране в поисках поживы бродили отряды иноземных наемников, Православная Вера подвергалась давлению.

Исследователей Смутного времени всегда интересовали личности, ярко проявившие себя в тех непростых обстоятельствах. Такие фигуры как Патриархи Гермоген и Иов, К.Минин, Д.Пожарский, П.Ляпунов являлись примерами служения Отечеству и Вере.

О героях Смутного времени написано немало трудов. Но рядом с героями находились такие люди кого можно смело назвать антигероями. К числу таких личностей относится Игнатий Грек, некоторое время занимавший московский патриарший престол. В исторической литературе Игнатий часто упоминается вскользь и почти всегда негативно.

Церковная история уделяет ему больше внимания. Об Игнатии пишется во всех крупных трудах рассматривающих историю Русской Церкви. Правда освящается период жизни связанный с его поставлением на патриарший престол и низложением. В большинстве своем это материал, показывающий Игнатия  «лукавым греком». Однако информации для создания полной и объективной биографии явно не хватает. Во второй половине XIX века появилось несколько интересных работ, где делается попытка дать полное жизнеописание Игнатия и взглянуть на него в несколько ином свете. Это труды  Левитского Н.В. «Игнатий, Патриарх Московский» изданный в 1886-1887 гг. и  Игнатьева Р.Г. «Лжепатриарх Игнатий» изданный в Вильно в 1879 г. В данной работе на основании имеющихся материалов хотелось бы попытаться составить жизненный путь Патриарха Игнатия и по возможности дать объективную оценку его служения.

Служение Игнатия до приезда в русские земли.

Будущий архиепископ Игнатий родился около 1540 г. на греческом о.Крит. Известно, что избрав духовный путь он стал архиепископом на о.Кипр. Православный Кипр в XVI веке переживал непростые времена. В 1489 году остров оказался под властью Венецианской республики на положении колонии. Этот период истории Кипра ознаменовался притеснением православных со стороны латинян. Однако как отмечает К.Е.Скурат «только слабели насильственные приемы латинизации, греческое влияние на острове сразу начинало развиваться и мирные отношения между греками и латинянами налаживаться, несмотря на письменные запрещения пап и их служителей». Весьма вероятно, что именно в это время Игнатий начал активно общаться с представителями католической Церкви.

Однако Карташев А.В. ссылаясь на свидетельство Арсения Элассонского, пишет, что Игнатий  был епископом города Эриссо, у перешейка полуострова Афон в Греции и к Кипру никакого отношения не имел. (Судя по всему имеется в виду греческий г. Лериссос).  Этого  мнения придерживается ряд историков, например д.и.н. А.П.Богданов в книге «Русские Патриархи: 1589-1700 гг.» пишет о кафедре Эриссо и Афона. По мнению дореволюционного исследователя личности Игнатия, Н.В.Левитского, родиной будущего Патриарха Московского мог быть Константинополь.

В 1571 году Кипр заняли турки, владычество которых на острове продолжалось более трех столетий. Тяжело переживала турецкое вторжение Православная Церковь. Множество священников и православной паствы было уничтожено или уведено в плен, великолепные храмы Никозии и Аммохоста были превращены в мечети, имущество монастырей расхищено. С этим временем, судя по всему, связан отъезд Игнатия в Рим. Н.М.Карамзин в «Истории государства Российского» пишет об Игнатии «был изгнан из отечества турками, жил некоторое время в Риме». В Риме он пребывал до середины 90-х гг. Чем занимался точно неизвестно. Есть мнение, что Игнатий там учился. Об этом упоминает П.В.Знаменский: «по своему образованию в Риме, склонного к унии». Митрополит Макарий пишет, что Игнатий после отъезда с Кипра «поселился в Риме и будто бы принял там унию». Многие отечественные церковные историки считают, что именно в период своего пребывания в Риме, Игнатий воспринял католические взгляды на единство христианской Церкви. После падения Константинополя в 1453 году в Риме оказалось большое количество лиц духовного звания с Востока, в том числе бывший русский митрополит Исидор, которые занимались, в том числе и вопросами образования, а в 1581 году в Риме создали греко-язычную коллегию «Святого Афанасия». Так  что пребывание и учеба Игнатия в Италии не кажется чем-то маловероятным.

В конце XVI века Игнатий приезжает в Россию. Даты этого события в трудах отечественных историков не совпадают. А.В.Карташев пишет: «он приехал в Москву на коронацию царя Федора, как представитель Александрийского патриарха». Коронация Федора Ивановича состоялась 31 мая 1584 г. Митрополит Макарий считал, что Игнатий «наслышавшись о благочестии русского царя Федора Ивановича и об его благосклонности к греческим иерархам, в 1595 году прибыл в Москву». Есть труды, в которых указывается 1593 год. Н.М.Карамзин отмечает: «приехал к нам в царствование Федора Ивановича, угодил Борису». Вполне вероятно ближе к точной дате митрополит Макарий. В середине 90-х гг. в Москву прибывает миссия Константинопольского патриархата.  Именно с ней мог приехать и архиепископ Игнатий.  К прибывшим греческим духовным лицам в России относились с почтением. Исходя из последующих событий, можно заключить, что архиепископ Игнатий понравился царю Федору Ивановичу и Борису Годунову. Он остается в Москве. После кончины царя Федора в 1598 году, он принимал участие в коронации Бориса Годунова. В 1600 году  Игнатий становится представителем Вселенского патриарха в Москве.

Прожив несколько лет в России  и, наверное, сумев показать себя дельным архиереем, твердым в Православной Вере, в 1602 году  Игнатий ставится Патриархом Иовом митрополитом Рязанским и Муромским.Не последнюю роль в решении о поставлении сыграл царь Борис. В жизнеописании Патриарха Гермогена указывается, что Игнатий занял рязанскую кафедру благодаря заступничеству Бориса Годунова.

Руководство Рязанской епархией и поставление Патриархом   Московским.

Рязанская и Муромская епархия занимала в начале XVII века обширную территорию, и ее руководители играли важную роль в жизни Русской Церкви. Предшественник архиепископа Игнатия архиепископ Варлаам скончался 17 февраля 1601 года.  Подробных сведений о деятельности архиепископа Игнатия в Рязани, к сожалению нет. Можно предположить, что он продолжал дела свих предшественников на Рязанской кафедре. В частности известно, как архиепископ Митрофан в конце XVI века начал перестраивать обветшавший Успенский (Христорождественский) кафедральный собор.  Н.Левитский по этому поводу отмечает  «в его управление церковию не было замечено ничего такого, что могло бы скомпрометировать рязанского владыку, как православного архиерея».

Известия о появлении в Польше законного наследника российского престола взбудоражили многие российские земли, в том числе и рязанскую. В 1604 году на Рязань «против «разбойников» правительство посылает карательный отряд во главе с воеводами Я.Я.Вельяминовым и И.И.Волынским».Нет фактов говорящих о том, что до смерти Бориса Годунова, Игнатий открыто поддерживал сторонников самозванца.

Только смерти Годунова, как и большая часть иерархов Русской Православной Церкви, он примкнул к сторонникам Лжедмитрия. Архиепископ Игнатий первый из архиереев в июне 1605 года выехал в Тулу навстречу самозванцу и признал его за законного наследника. Впрочем, возможно он был не один, так как Н.И.Костомаров упоминает, что «на Оке явились к нему выборные от всей Рязанской Земли, били челом и уверяли в готовности отдать жизнь и достояние за государя».

Архиепископ Игнатий был милостиво встречен Лжедмитрием и привел к присяге самозванцу народ в Туле. Находясь в  окружении Лжедмитрия, он месте с самозванцем торжественно вступил в Москву в 1605 году.

По мере приближения Лжедмитрия к Москве в столице нарастали волнения против царя Федора, сына Бориса Годунова.  Сторонники самозванца разгромили патриарший двор, так как Патриарх Иов выступал за Федора Годунова, а Лжедмитрия не принимал. Бунтовщики даже имели смелость наброситься  на Патриарха, «ворвавшись в Успенский собор во время литургии, они сорвали с Иова святительскую одежду, облекли в рясу простого монаха». Патриарх Иов был одним из немногих архиереев Русской Церкви,  так и не признавшим законность Лжедмитрия и отказавшимся благословить самозванца на царство. Это стало причиной удаления Иова  в Старицкий монастырь и избрания его преемника.

Свой выбор Лжедмитрий остановил на всесторонне выгодном ему архиепископе Рязанском Игнатии. В.Н.Татищев пишет: «по приезде своём  немедленно велел избирать на патриаршество. Езувиты же, зная грека Игнатия, бывшего папежской ереси, а потом в Резани архиепископом, которого хотя протчие все архиереи не хотели, однако ж опасаясь из того большей беды, по повелению его поставили на патриаршество». О том, что Игнатий был поставлен не по закону, пишет и митрополит Макарий. Благословить Игнатия на патриаршество просили заточенного в Старице Иова но тот отказался, «ведая в нем римския веры мудрование».

24 июня 1605 года по указу Лжедмитрия собор епископов возвел Игнатия в патриархи. Незаконность поставления, по мнению историков, заключалась в том, что Лжедмитрий приказал русским архиереям поставить Игнатия на Патриарший престол, а не дал возможность Собору самому  определиться с кандидатом. Незаконным кажется и смещение патриарха Иова по распоряжению самозванца. А.В.Карташев  считает, что «Игнатия не посвящали в патриархи по русскому чину и понятию. Как грек, он этого не требовал». Вместе с тем нельзя сказать, что Игнатия изначально не признавали незаконным Патриархом. Скорее всего, последующая деятельность новоизбранного Патриарха способствовала сложившемуся в дальнейшем негативному мнению о нем.

Деятельность во главе Русской Церкви в 1605-1606 гг.

Патриаршество Игнатия было недолгим и продолжалось немногим менее года, с  24 июня 1605 г.  по 18 мая 1606 г. Если в России кто-то был недоволен избранием Игнатия, но не говорил об этом открыто, то в Риме всерьез рассчитывая на  нового Патриарха, как проводника идей папского престола по объединению Церквей. Его избрание было воспринято папской курией положительно. Посланник папы в Москве кардинал Боргезе писал из Рима папскому нунцию в Польше Ронгони, что Патриарх Игнатий готов на унию. Однако решительных действий по объединению Церквей Игнатий не принимал. Действия патриарха говорили скорее о снисходительности к католикам, но не к скорейшему стремлению заключить унию.

30 июня Патриарх Игнатий разослал окружную грамоту, в которой во всех церквях предписывалось служить торжественные молебны о здравии  «царевича Димитрия Иоанновича» и его матери инокини Марфы. Интересным фактом является то, что  при Игнатии в 1605 году состоялось  поставление архимандрита Антониево-Сийского монастыря Филарета (Романова), будущего Патриарха, в митрополиты Ростовские.

30 июля 1605 года  Игнатий венчал самозванца  на царство. Многих россиян удивляло большое количество католиков, в том числе и духовного чина, на церемонии. Также расположенность царя к католичеству видели в разрешении свободно совершать богослужения по католическому обряду. Митрополит Макарий пишет: «он подарил иезуитам в Кремле огромный дом, и они завели здесь костел, начали совершать богослужения с возможною пышностью». Однако исполнять договоренности с папским престолом относительно распространения католической Веры новый царь не спешил. У Н.Левитского есть интересное мнение. Он считал, что давление со стороны папства чрезвычайно тяготило самозванца, но он был вынужден показывать Риму готовность выполнить все обещания. В одном разговоре Лжедмитрий говорил: «церквей латинских и иезуитов не хочу». А.В.Карташев приводит осуждающее высказывание иезуитов, которые объявили смерть самозванца Божием наказанием за измену католической Вере.

Под стать царю, снисходительно по отношению к католикам вел и Патриарх. Одним из главных обвинений Игнатия в отходе от Православной Веры была ситуация с женитьбой Лжедмитрия на Марине Мнишек, девице католического вероисповедания.

Свадьба первоначально была назначена на 4 мая 1606 года, но затем отложена, так как требовалось выработать ритуал хотя бы внешнего принятия Мариной православия. Игнатий был согласен на венчание, но Казанский митрополит Гермоген и Коломенский епископ Иосиф настоятельно требовали, чтобы невеста, как царица Русская, торжественно приняла Православие, а иначе она не царица и даже не может быть заключен брак царя с нею. Самозванец сильно гневался, приказал немедленно выслать Гермогена из столицы в Казанский монастырь и грозил лишить его сана. Такая же участь ожидала и Иосифа.

Послушный царю, патриарх Игнатий отклонил требование митрополита Гермогена о крещении католички. Лжедмитрий просил у папы Римского специального разрешения на причащение и миропомазание невесты по греческому обряду, но получил категорический отказ. Миропомазание -  как обряд, заменяющий обращение Марины в православие — решено было всё-таки провести. 8 мая 1606 года Марина Мнишек была коронована царицей, а также совершилось ее бракосочетание с Лжедмитрием.

Недовольство Самозванцем сказывалось и на отношении к Патриарху. К сожалению, Игнатий не стал тем оплотом и защитником Веры, духовным лидером православного русского народа и Церкви перед лицом католической экспансии. Он не сумел подобно митрополиту Максиму, в  XIV веке, быть греком по крови, но русским по духу. Игнатий остался греком не сумевшим понять русскую душу.

Низложение Патриарха Игнатия и его отъезд в Польшу.

17 мая 1606 года в Москве началось восстание против самозванца и пришедших с ним иноземцев. Ненависть к бесчинствам которых была особенно велика. Были «убиты три кардинала, четыре ксендза, 26 немецких учителей и много поляков». Был убит и  Лжедмитрий. Недовольство восставших распространялось и на Патриарха Игнатия, ставшего фактическим пособником самозванца. Игнатию приписывали предательство Вере и Отечеству, незаконность его поставления в патриархи при живом предстоятеле Русской церкви — Иове. Некоторые называли его тайным католиком, принявшим латинскую Веру в период пребывания в Риме. Поэтому вслед за убийством самозванца «немедленно был свергнут и Патриарх Игнатий». Митрополит Макарий пишет: «низринут был Собором иерархов от своего престола и даже от святительства». 18 мая 1606 года Игнатия отослали в Чудов монастырь, для укрепления в Вере. Новым Патриархом был избран казанский митрополит Гермоген.

Однако по прошествии нескольких лет политическая ситуация в стране изменилась. После заточения в 1611 году в Чудов монастырь законного патриарха Гермогена, так и не признавшего польскую власть в Москве, Игнатий был освобожден поляками и восстановлен в патриаршем сане. Данный приход на патриарший престол видится абсолютно неправильным, так как низложен Игнатий был архиерейским Собором, по всем правилам. Поставлен же он был польскими властями, не имеющими никаких полномочий в вопросах устройства русской Церкви.

Поляки торжественно проводили Игнатия в патриаршие покои и велели ему священнодействовать. Окружённый старшим московским духовенством, недавний узник Чудова монастыря явился во всём блеске патриаршего сана и совершил богослужение в Успенском соборе в день Пасхи 1612 г. Судя по всему, Игнатий чувствовал непрочность своего положения. Возможно отношение россиян к нему, как откровенному ставленнику поляков говорило об этом.  Поэтому через несколько месяцев он решает покинуть Россию и отправиться в Речь Посполитую. Около Смоленска Игнатий был остановлен поляками и отправлен к королю Сигизмунду III, осаждавшему в это время город. Сигизмунд предложил  возвратиться в Москву или остаться на территории Польши.  Игнатий пожелал остаться в польских владениях и поселиться в Троицком монастыре в городе Вильно.

Вильно в это время был центром униатской церкви. Там находилась резиденция униатских митрополитов. Отсюда выходили все распоряжения против последователей Православной Веры. Священники не смели совершать никаких треб у православных, даже хоронить умерших.

Никаких письменных документов, относящихся к  жизни Игнатия в Вильно нет, известно, что Игнатий сблизился с будущим униатским митрополитом Венеамином Рутским.  Именно Рутскому приписывают  влияние на Игнатия, в результате которого тот принимает унию, о чем знали и России. Интересно, что к католической Церкви также присоединился  личный секретарь бывшего патриарха Эммануил Кантакузен, который впоследствии станет помощником униатского архиепископа Иосафата Кунцевича. Польские власти относились к нему с почтением. В 1615 году король Сигизмунд пожаловал на содержание Игнатию дворец, принадлежавший витебской архиерейской кафедре.

В 1616 году об Игнатии вспомнили в России. Началась очередная русско-польская война, и королевич Владислав перейдя русскую границу, стал рассылать грамоты. В них говорилось, что в польском войске присутствует Патриарх Игнатий. Однако вряд ли он мог пользоваться уважением среди русских, после всех событий с ним произошедших.

Бывший некогда Патриархом  Игнатий  в 1640 году, около 80-ти лет от роду. Прожив в Вильно  20 лет в совершенной бездеятельности и безбедности, он не оставил по себе никаких учёных трудов. Когда Игнатий скончался, ему были возданы почести. Вильно видел его пышное погребение, обставленное всеми иезуитскими эффектами и атрибутами. Выставленное под богатым катафалком, окружённое статуями святых, сотнями разноцветных лампад и свечей, окружённое униатским и католическим духовенством, тело бывшего патриарха, после польских и латинских хвалебных речей, было опущено в могилу в Троицком монастыре. Впоследствии, рядом с Игнатием, похоронили его духовного отца - униатского митрополита Венеамина Рутского.

Патриарх Игнатий  не поминается в Русской Церкви. «Церковь не поставляет имени Игнатия в числе десяти Патриархов Московских и всея России, именуя его лжепатриархом». Судьба этого человека трагична, прежде всего, с духовной точки зрения. Игнатий видится типичным представителем греческого епископата. Общение с латинской Церковью, а часто и учеба в католических учебных заведениях делали из греков либерально мыслящих людей. Они могли идти на определенные уступки, что было неприемлемо для русского Православия, твердо выступающего за чистоту Веры. Принятие Игнатием униатства ставит серьезный вопрос о истинности  его Веры после переезда, точнее бегства в Польшу.

Оказавшись в период Смуты на вершине русской церковной иерархии, тем не менее, он подходил ко многим вопросам по-гречески соглашательски.

Он не сумел стать духовным лидером, вокруг которого мог бы сплотиться русский народ, подобно патриарху Гермогену. Исторический момент требовал от него решительных действий. Высокие духовные посты, которые он занимал, обязывали к таким действиям. Лояльность Игнатия, а может быть и его тайный умысел по отношению к иноземной вере и господству иностранцев в России, не дали ему возможности стать настоящим русским Патриархом в полном смысле этого слова.

До появления самозванца Игнатий не давал поводов усомниться в его Православии. Вряд ли бы патриарх Иов поставил бы на рязанскую кафедру заведомо не во всем православного архиерея.

Вполне возможно, что многие историки несколько сгущали негативные моменты в жизни Игнатия. Тем более что информация, которая дается во многих трудах, одинакова, различаясь лишь в деталях. К сожалению, в биографии Игнатия остаются неизвестные страницы, поэтому можно констатировать, что необходима серьезная исследовательская работа, которая позволит ликвидировать белые пятна в жизни, некогда русского Патриарха.

Игорь МИТРОФАНОВ,

историк

 

В начало

У святителя Николая Чудотворца

Русский народ всегда любил святителя Николая и для удобства паломничества здесь в начале ХХ века русские разных сословий, включая царственную семью, озаботились строительством храма и странноприимного дома для паломников

Постом, молитвой, силой крестной

Что такое пост? Для чего постится человек? Что нужно знать человеку, который собирается поститься в первый раз?

Умноженная радость

Мы все еще находимся в демографической яме. Чтобы решить эту проблему, нужно помогать семьям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, особенно многодетным

Проросшие зерна

Можно сказать, изюминкой нашего Центра стали балы для молодежи, которые мы проводим в лучших залах Рязани, в том числе в Гербовом зале Дворянского собрания

Чудотворец наших времен

«Чудотворец наших времен». О житии святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского

В сладкой оболочке

Ювенальная юстиция – это типичный пример современной формы фашизма

Юродивые прозорливцы и архимандрит Авель (Македонов)

Божьи Угодники встречались архимандриту Авелю с детства. Первой из них была юродивая девица Анна, ходившая молиться в Скорбященскую церковь. В народе ее звали просто – Нюша

«Лукавый грек»

О героях Смутного времени написано немало трудов. Но рядом с героями находились такие люди, кого можно смело назвать антигероями

Доверяй, но проверяй

Отвечает протоиерей Артемий Владимиров, настоятель храма Всех Святых в Красном Селе (г.Москва)

Наши за границей

Как живут наши соотечественники в Ближнем зарубежье, расскажут они сами. Все они были участниками V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

Символика цвета

Искусство иконописи не является автономным, оно есть часть Литургической тайны и источает таинственное присутствие мира видимого и невидимого

*******************

Скурат К.Е. История Поместных Православных Церквей. М., 1994, т. II, с. 13

 Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. М., 1996, т. II, с. 36

 Богданов А.П. Русские Патриархи: 1589-1700 гг. М., 1999

 Левитский Н. Игнатий, Патриарх Московский// Христианское чтение,1886, № 11-12

 Карамзин Н.М. История государства Российского. Спб., 1997, т. Х, с. 486

 Знаменский П.В. История Русской Церкви. М., 1996, с. 228

 Макарий (Булгаков) митрополит. История Русской Церкви. М., 1996, Кн. 6, с.78

 Карамзин Н.М. История государства Российского. Спб., 1997, т. Х, с. 486

 В некоторых источниках год поставления указывается 1603, а также архиепископ Игнатий именуется митрополитом Рязанским и Муромским. Однако на сайте рязанский митрополии /http://www.ryazeparh.ru/, год поставления 1602.

 Жизнеописание Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Гермогена//Жизнеописания достопамятных людей земли Русской. М., 1992, с. 213

 Левитский Н. Игнатий, Патриарх Московский// Христианское чтение,1886, № 11-12, с. 554

 Буганов В.И. Мир истории. М., 1989, с. 19

 Костомаров Н.И. Смутное время Московского государства. М., 1994, с.147

 Татищев В.Н. История Российская. М., 1996, т. VI, с. 294-295

 Макарий (Булгаков) митрополит. История Русской Церкви. М., 1996, Кн. 6, с.81

 Левитский Н. Игнатий, Патриарх Московский// Христианское чтение,1886, № 11-12, с. 577

 Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. М., 1996, т. II, с. 37

 Скрынников Р.Г. Конец Лжедмитрия I // Три Лжедмитрия. М., АСТ, 2003, с. 147

 Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. М. 1996, т. II, с. 41

 Знаменский П.В. История Русской Церкви. М., 1996, с. 229

 Макарий (Булгаков) митрополит. История Русской Церкви. М., 1996, Кн. 6, с.104

 Макарий (Булгаков) митрополит. История Русской Церкви. М., 1996, Кн. 6, с.105

 Левитский Н. Игнатий, Патриарх Московский// Христианское чтение,1887, № 1-2, с. 35

 Толстой М.В. История Русской Церкви. М.. 1991, с. 478