Логотип рязанской газеты "Благовест"

Проросшие зерна

Беседа Ирины ЕВСИНОЙ с заместителем руководителя Центра православной культуры Рязанской епархии Галиной Петровной КУПРИЯНОВОЙ.

 

– Осенью Центру православной культуры исполнилось 10 лет. Расскажите, как начинал работу Центр православной культуры? Какие цели и задачи Вы ставили перед собой? Каким образом Вы, человек уже взрослый, работавший в различных государственных структурах, вдруг стали руководителем Центра?

– 12 лет назад в Рязани состоялось большое совещание по духовно-нравственному воспитанию, на котором присутствовали первые лица исполнительной, законодательной власти города и области, а так же Рязанской епархии во главе с приснопамятным митрополитом Симоном. В ходе этого совещания был принят документ, в котором были перечислены определенные совместные мероприятия.

Одним из его пунктов было «содействовать созданию в Рязани Центра православной культуры». В то время я работала помощником мэра Рязани, и у меня был большой опыт работы в различных учреждениях культуры, а также в общественной организации «Меценат», которая объединяла людей творческих профессий и предпринимателей. Тогда мне показалось очень интересной и своевременной идея создания Центра православной культуры, и я пришла к владыке Симону с предложением по ее реализации. Он принял мои предложения и благословил заниматься реализацией проекта вместе с протоиереем Сергием Рыбаковым, как в то время, так и в настоящее – председателем отдела религиозного образования и катехизации Рязанской епархии. Когда Рязанскую кафедру возглавил тогда еще архиепископ Рязанский и Касимовский Павел, он также благословил соратничество епархиального отдела образования и Центра православной культуры.

Чтобы не изобретать велосипед, я первым делом познакомилась с работой подобных организаций в Москве, советовалась с отцом Сергием и постепенно выстроилась программа нашей работы.

Сначала мы провели серию духовно-просветительских вечеров «Не хлебом единым…». На первую из них мы пригласили игумена Митрофана (Лаврентьева), писателя Виктора Николаева, ансамбль «Русичи». Все прошло очень хорошо.

Можно сказать, изюминкой нашего Центра стали балы для молодежи, которые мы проводим в лучших залах Рязани, в том числе в Гербовом зале Дворянского собрания. В этом мне, конечно, помог опыт организации благотворительных балов в «Меценате». Я давно уже думала, что они больше нужны для молодежи как альтернатива разгулу в ночных клубах, возможность знакомства юношей и девушек. Балы мы проводим тематические: осенью, зимой, весной. Они очень популярны среди старшеклассников рязанских школ и студентов ВУЗов. Всего мы провели уже 28 балов. На них наша молодежь под руководством опытных хореографов учится танцевать бальные танцы, играет в уже забытые добрые игры: «ручеек», «почту».

– На ваших мероприятиях вы часто уделяете внимание Царственным мученикам: царю Николаю II, царице Александре Федоровне, их святым детям.

– Да, я очень люблю этих святых, которые до конца жизни всей семьи достойно пронесли свой крест, предназначенный им Господом. Большое впечатление на меня произвел фильм «Русская Голгофа» режиссера Виктора Рыжко, который я посмотрела в Москве на одном из вечеров и поняла, как много от нас скрывалось, как искажалась история государства Российского, сколько клеветы, грязи вылито на наших царей, особенно на царя-мученика Николая II и его супругу Александру Федоровну. После этого мы провели целый цикл вечеров, встреч, посвященных царственным мученикам, с приглашением режиссера Виктора Рыжко, протоиерея Артемия Владимирова, авторов-исполнителей Светланы Копыловой, Софьи Никулиной и многих других патриотических писателей, деятелей культуры.

Кроме того, ежегодно на праздничном концерте в день Жен-мироносиц мы целый блок программы посвящаем царской семье, как примеру супружеских отношений, любви, воспитания детей.

После этих вечеров, как награду, Господь преподнес мне подарок – поездку в Екатеринбург, город, где провели свои последние дни и были зверски убиты царственные мученики. В этом городе зародилось Всероссийское родительское движение, на одном из собраний которого мы побывали с отцом Сергием. И вскоре после этого у нас в Рязани была создана рязанская общественная организация по защите прав родителей и детей «Родительское собрание».

– Галина Петровна, пересекается ли как-то работа Центра православной культуры и отдела образования и катехизации Рязанской епархии?

– Обязательно, ведь отец Сергий Рыбаков возглавляет одновременно эти две епархиальные структуры. И мы совместно провели множество семинаров, конференций для директоров, педагогов школ, высших учебных заведений. Особенный интерес всегда вызывали встречи с православными психологами: Ириной Мошковой, Ириной Медведевой, Татьяной Шишовой.

Раз в два года в день Славянской письменности и культуры мы совместно с епархиальной библиотекой проводим творческий конкурс «Язык наш – древо жизни на земле» для школьников, а детские крестные ходы ежегодно. Одним из наших совместных успешных и очень востребованных проектов является летний православный «Свято-Никольский» детский палаточный лагерь при Иоанно-Богословском монастыре. Под сенью древней обители, при окормлении ее монашествующих, уже выросло целое поколение ребят. Некоторые из них приезжают сейчас в наш лагерь вожатыми.

– Да, за десять лет Ваш Центр сделал очень много, и мы с Вами, наверное, даже все перечислить сейчас не сможем. Понятно, что без помощи Божией невозможно, трудясь во славу Божию, сделать столько добрых дел. Каков, Галина Петровна, Ваш путь к Богу?

– В нашей семье очень верующим человеком была бабушка Анастасия из села Льгово Рязанского района. Бабушка водила меня в храм, причащала в детстве. Я помню эти детские впечатления, запах ладана, которым я до сих пор не могу надышаться. Когда меня оставляли ночевать у бабушки, я видела, как она молилась перед сном на коленях перед иконами. У бабушки была 8 детей: 4 дочери, 4 сына, 3 зятя, 4 снохи плюс 6 внуков. Это более 20 человек только близких родственников. Она за всех них била поклоны и молилась Богу каждый вечер. Я часто просила ее рассказать мне на ночь сказку, и бабушка постепенно пересказала всю Библию. Будучи полуграмотной, но чистой душой, доброй женщиной, она очень правильно разбиралась в любых житейских вопросах, была авторитетом для близких. Когда мне было 14 лет, бабушка умерла, и жизнь с Богом кончилась. Я закончила 10 классов, училище, затем закончила Тамбовский филиал Московского института культуры и мечтала стать певицей. Но получилось так, что после института стала успешно работать с детскими, юношескими, взрослыми хорами.

В конце 90-х годов прошлого века по телевизору стали показывать православные программы, и я как-то, чистя картошку перед телевизором, увидела передачу про возвращение Валаамского монастыря. Журналист общался с монахами этого монастыря. Это было перестроечное время, и главным, наболевшим вопросом на любой кухне был: «Почему мы так плохо живем?». И вдруг этот наболевший вопрос журналист задает одному из монахов. Я замерла в ожидании ответа. Почтенный монах тогда ответил: «Потому что Бога потеряли». Это была капелька, которая вернула или повернула меня к православию. Потом было еще много других. Да еще и бабушка, наверное, там за меня молилась.

Был еще один важный для меня момент – полгода я искала истину, спрашивала у всех своих знакомых, что такое истина? Душа моя только тогда обрела покой, когда верующий человек ответил мне, что истина – это Бог, вера.

Да, в то время еще была еще живая схимонахиня Елена (Калушина), просфорочница храма Всех Скорбящих Радость, родственница моей бабушки. Она вышла замуж за месяц до начала Великой Отечественной войны. Мужа взяли на фронт, где он и погиб. Матушка Елена тогда приехала в Рязань в единственный действующий храм и осталась жить при нем в маленькой женской монашеской общинке. Я знала о ней и поехала знакомиться. Матушка Елена тепло меня встретила, стала расспрашивать про родных, знакомых из Льгово. Я ей сказала, что недавно прочитала книгу про оптинских старцев, которая произвела на меня большое впечатление. Тогда она меня спрашивает:

– Закон Божий ты читала?

– Нет.

– Найди.

На следующий день после нашей встречи я купила Закон Божий. Никто не знал, что пройдет несколько лет и архимандрит Андрей, настоятель Свято-Троицкого монастыря, благословит меня преподавать Закон Божий детям в воскресной школе.

Так началось мое воцерковление.

– Спасибо, Галина Петровна, за интервью. Бог в помощь в трудах, доброго здравия.

 

 

 

 

В начало

У святителя Николая Чудотворца

Русский народ всегда любил святителя Николая и для удобства паломничества здесь в начале ХХ века русские разных сословий, включая царственную семью, озаботились строительством храма и странноприимного дома для паломников

Постом, молитвой, силой крестной

Что такое пост? Для чего постится человек? Что нужно знать человеку, который собирается поститься в первый раз?

Умноженная радость

Мы все еще находимся в демографической яме. Чтобы решить эту проблему, нужно помогать семьям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, особенно многодетным

Проросшие зерна

Можно сказать, изюминкой нашего Центра стали балы для молодежи, которые мы проводим в лучших залах Рязани, в том числе в Гербовом зале Дворянского собрания

Чудотворец наших времен

«Чудотворец наших времен». О житии святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского

В сладкой оболочке

Ювенальная юстиция – это типичный пример современной формы фашизма

Юродивые прозорливцы и архимандрит Авель (Македонов)

Божьи Угодники встречались архимандриту Авелю с детства. Первой из них была юродивая девица Анна, ходившая молиться в Скорбященскую церковь. В народе ее звали просто – Нюша

«Лукавый грек»

О героях Смутного времени написано немало трудов. Но рядом с героями находились такие люди, кого можно смело назвать антигероями

Доверяй, но проверяй

Отвечает протоиерей Артемий Владимиров, настоятель храма Всех Святых в Красном Селе (г.Москва)

Наши за границей

Как живут наши соотечественники в Ближнем зарубежье, расскажут они сами. Все они были участниками V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

Символика цвета

Искусство иконописи не является автономным, оно есть часть Литургической тайны и источает таинственное присутствие мира видимого и невидимого

Осенью Центру православной 
культуры исполнилось 10 лет