Логотип рязанской газеты "Благовест"

Ангельский труд

На святках в Рязанском доме народного творчества работала выставка «Ангелы. Видимо о невидимом», на которой было представлено около тысячи ангелов из керамики, бумаги, картона, бисера. Её автор – мастер-коллекционер, педагог дополнительного образования Дома детского творчества г. Новомичуринска Ирина Николаевна ВОЛКОВА. Выставка привлекла внимание многих средств массовой информации. Неудивительно: ведь у каждого крещеного человека есть свой Ангел-хранитель, независимо от того, верит в это человек или нет.

Ближе всего ангелы к детям, как к наиболее непорочным существам. Иногда, когда младенчик улыбается и нежно гулит, глядя перед собой, родители говорят: «С ангелами разговаривает». И вот младенчик подрастает и попадает…в детский сад. Здесь вскоре выясняется, что большинство детей далеко не ангелы, да и об ангельской сущности ничего не знают. Мало того, некоторые из них представляют своего Ангела-хранителя в черном цвете. Ирина Николаевна выявила это, можно сказать, опытным путем.

– Когда первый раз проводила с детьми занятие, то я не смогла совладать с группой детей шести-семи лет, – рассказывает опытный педагог. – Потому что, когда начала объяснять, кто такой Ангел-хранитель, что такое ангел, как мы должны обращаться к нему, каким образом он может нам помочь, что ангел при хорошем поведении веселится, а при плохом – плачет… то шум поднялся невообразимый.

– Почему же?

– Потому что слишком много нечестия рядышком. То есть, как только мы с детьми завели разговор об ангелах, сразу же пошла ответная негативная реакция. Потом я им объяснила всю эту ситуацию, каким было их поведение. И когда мы начали рисовать ангелов, большинство детей нарисовали ангелов в черных тонах, плачущих. То есть они осознали, что они себя плохо вели, но сделать с собой уже ничего не могли.

Постепенно дошколята на занятиях Ирины Николаевны научились вести себя, анализировать свое поведение.

«Ребятки постепенно стали понимать, что если они хорошо себя ведут, то ангел радуется, плохо – плачет, поэтому, когда мы на занятиях работаем, то детки сосредотачиваются на этом.

Я им всё время говорю, что если будете слушать и слушаться, то будете слышать, а если вы будете слышать, то вы будете знать, а если будете знать, то будете делать, как положено делать. И они эту формулу со временем хорошо усваивают.

Иногда в конце занятия я говорю им: «Как вы думаете, что ангелы сегодня делали?». Кто-то говорит «плакал», кто-то – «веселился». Детки стали понимать, когда они ведут себя плохо. Ведь у нас беда в том, что ребенок не понимает, что он ведет себя плохо. Видя негативную обстановку на улице, дома, в семье, курение мамы и винопитие, ребенок воспринимает это как норму поведения. По телевизору у нас что показывают? Драки, поножовщину… Ребята ударяют друг друга – получается больно, и даже кровь иногда идет. Они этого не могут понять. Почему? У современных детей нет грани между плохим и хорошим. А когда начинаешь им объяснять и спрашивать: «А как сегодня Ангел к вам относился?», они анализируют своё поведение. Без такого подхода ни на одном занятии анализу поведение не поддавалось».

Увлечение ангельской темой, как инструментом воспитания и творчества, у Ирины Николаевны, педагога дошкольного образования с большим стажем, началось в 2007 году с курсов по Основам православной культуры в Рязанском институте развития образования. Для защиты диплома преподавателя ОПК в детском саду она выбрала тему «Ангел-хранитель». А психология детей, особенно дошкольников, такова, что они воспринимают материал прежде всего зрительно. Вот тогда она начала собирать всевозможных ангелов, стала их сама вышивать, лепить, плести из бисера, вырезать из бумаги, с главной целью – научить этому детей. В РИРО Ирина Николаевна защитилась блестяще и с тех пор не расстается со своей ангельской темой.

В своём Новомичуринске она идёт в те детские сады, где её принимают, где есть понимание важности духовного воспитания детей с самого раннего возраста у руководителей и родителей.

Воцерковленным человеком Ирина Николаевна стала в зрелые годы. Сильно заболела. И тогда, в начале двухтысячных, ушла на льготную пенсию и стала ездить в паломнические поездки.

В 2004 году в одной из таких поездок в Одессе монахиня предрекла ей, что вскоре ей предстоит преподавать Закон Божий. Ирина Николаевна была очень удивлена таким словам, тем более, что в то время она уже в детском саду не работала.

Но с тех пор она стала воцерковляться, читать Псалтирь по усопшим, петь на клиросе единственного в городе храма в честь иконы Матери Божией «Нечаянная Радость». Сейчас Ирина Николаевна занимается восстановлением своей родословной. По маминой линии у нее в роду были священники. Дедушка, Владимир Михайлович Громов, служил священником в городе Михайлове. В 1941 году он пропал без вести под Ряжском. Подробностей о своем деде Ирина Николаевна не знает. В семье, где с папиной стороны родственники были коммунистами, об этом дедушке предпочитали молчать.

Пока моя собеседница рассказывает о своих предках, она достает из своего большого пакета и раскладывает перед собой ангелов, вернее, этапы изготовления ангела из бумаги и из бисера.

– В пределах одного года я стараюсь детям преподнести процесс изготовления ангела от простого к более сложному, – рассказывает Ирина Николаевна. – Но проблема не в детях, а в родителях. Если бумагу я отксерокопировала и смогла разрезать и сложить, то бисер нужно купить. А чтобы купить, нужно попросить родителей сдать небольшую сумму денег – по 35 руб. К сожалению, такая капля иногда переполняет чашу терпения родителей.

По большому счету, надо воспитывать прежде всего взрослых людей. Всё зависит от взрослого человека, как он принимает ситуацию, как он ее видит и что он хочет от этого получить.

В тех группах, где воспитатель старается помочь, работа идет быстрее, интереснее. Во время работы я разговариваю с ребятами о церковных праздниках, в основном о самых главных – Пасхе, Рождестве Христовом. Показываю им самых красивых ангелов, разрешаю их потрогать, рассмотреть. Потом пытаемся их сделать вместе. Ребята включаются в процесс, и мы радуемся все вместе – я, дети и наши Ангелы-хранители.

– Ваш Ангел-Хранитель вам помогает? В каких вы с ним отношениях?

– Да, помогает. Он всегда зовет меня туда, куда мне нужно зайти.

В Михайлове рядом с музеем находится магазин. Три раза я мимо него проезжала, и каждый раз меня тянуло туда зайти. Когда наконец-то зашла, то спросила: «У вас ангелы есть?» Продавщица отвечает: «Нет». Я взглянула, а над ней висит ангел! Я спрашиваю: «А это что?», а она: «Ой, а я и забыла». Я сразу его покупаю и скорей в музей – выставлять новый экспонат.

Потом приезжаю в Рязань, захожу в монастырскую лавку Иоанно-Богословского монастыря, смотрю – на витрине лежит книжка-раскраска «Небесные покровители». Открываю, а там с первой до последней страницы – одни Ангелы, в таком виде, что детям можно раскрашивать. Там они с людьми и на рыбалке, и за столом. Ведь детям надо показать, что Ангел-хранитель в любой ситуации с нами.

Куда бы я ни пришла или приехала, он будто тянет меня туда, где мне нужно быть. Ездила я в Екатеринбург в Храм-на-крови, захожу в лавку:

– У вас ангелы есть?

– Последний остался, вас ждет!..

Таких историй у меня много. Так что мой Ангел-хранитель – всегда со мной.

 Мария НЕФЕДОВА

 

 

В начало

15 февраля Сретение Господне

Праздником Сретения заканчивается череда зимних праздников: Рождество, Крещение, Сретение

РУССКОЙ ДЕРЕВНЕ ЖИТЬ!

Мы организуем Товарищество православных крестьянских хозяйств и приглашаем для постоянного проживания в деревне Славино православных семейных людей

На Рождественских чтениях

Познавательная ценность обучения должна органично сочетаться с воспитательной функцией

Конкурс директоров школ

Поддержка директорским конкурсом образования, основанного на ценностях и идеалах традиционного для нашего региона Православия – это реальная надежда на духовное возрождение нашего народа

Победительница конкурса «Красота Божьего мира»

Седьмой раз в Москве проходил Международный конкурс детского творчества «Красота Божьего мира»

Начинаем с дошколят

На юбилейных XX Международных Рождественских образовательных чтениях «Просвещение и нравственность: забота Церкви, общества и государства»

Путеводной звезде

В издательстве «Артос» (г. Москва) вышла в свет новая книга протоиерея Артемия ВЛАДИМИРОВА, члена Союза писателей России. С батюшкой о его новой книге «С высоты редактор газеты Ирина ЕВСИНАптичьего полета» беседует

Митрополит Симон и Олег Рязанский

Владыка Симон сыграл очень важную, недооцененную роль в изменении той историографической ситуации, которая сложилась благодаря Н.М. Карамзину

ХРАБРАЯ АКИЛИНА, или Как Сталин помог открыть храм в Туме

Эту правдивую и поучительную историю рассказала мне Анна Алексеевна ШКОЛЬНИКОВА, староста храма Пресвятой Троицы, что в поселке Тума Рязанской епархии

Священники на флоте

Пример священника Михаила Руднева и практика боевых действий говорит о том, что священнослужители часто выполняли свой долг перед Родиной, Богом, деля с воинством все тяготы и лишения и даже находя смерть на поле брани

Дети и родители

Во время пребывания архимандрита Ефрема из Ватопедского монастыря в России он ответил на вопросы жителей Екатеринбурга

Акцент на веру и классику

Действительно, год назад наш коллектив назывался «Акцент», но в декабре 2011 года мы официально стали называться «молодежный камерный хор РГУ»

Что  такое патриотизм

любовь к Родине, своей семье, друзьям, вере, Богу? Такие вопросы, как бы это ни было прискорбно, почти никто из молодых ребят уже не задает себе, товарищам

Ангельский труд

Когда первый раз проводила с детьми занятие, то я не смогла совладать с группой детей шести-семи лет, – рассказывает опытный педагог

Святочные радости

В храме Святителя Николая Чудотворца в селе Студенки

В Академии Глазунова

В Академии не увидишь праздношатающихся или разговаривающих от безделья студентов

Ирина Николаевна ВОЛКОВА