Логотип рязанской газеты "Благовест"

В винограднике Божьем

Интервью Ирины Евсиной с Высокопреосвященнейшим Павлом, митрополитом Рязанским и Михайловским, в связи с 60-летием со дня рождения владыки и 20-летием архиерейской хиротонии.

Дорога к храму

– Владыка, Вы сейчас один из опытных, зрелых, можно сказать духовных старцев Русской Православной церкви. Кто был Вашим первым духовным наставником? Получили ли Вы духовное воспитание в семье или в более зрелом возрасте?

Сразу хочу сказать, что никакого старчества во мне нет. Наверное, я просто становлюсь старым, стариком. Возраст есть возраст. Старец это особая категория признания в человеке благодатных даров. Это качество присуждается соборным разумом. Что касается меня, то я просто старею, а с возрастом, конечно, приходит какой-то опыт, какие-то знания.

Что касается моих дат, то они не столько юбилейные, сколько просто круглые. Это, конечно, даты памятные, особенно дата хиротонии. Я думаю, она останется памятной на всю жизнь. Это, действительно, пятидесятница, в прямом смысле слова.

Что касается духовного воспитания, то у нас в семье, так сложилось, что было два полюса. Со стороны папы я и все мы, дети, видели атеистический образ жизни. Только в последние три года перед смертью он вернулся в лоно церковное и стал искренне верить в Бога, исповедовался и причащался. 80 лет человек прожил вне Церкви. В 89 лет он вернулся к Церкви и еще прожил два с лишним года, как говориться, «в ограде церковной». Это, конечно, очень важно и знаково. Тогда была особая ситуация. После революции многие подвергались преследованиям, ссылкам, раскулачиванию. Советское время загубило и искалечило немало душ человеческих.

– Вы же в Караганде родились?

Да. В мои детские годы было не принято говорить, что мы из ссыльных. А сегодня это придает даже какой-то особый статус, что человек из семьи ссыльных родителей. Тогда об этом не говорили, а если кто-то об этом узнавал, то над этими людьми глумились и всячески поносили.

Со стороны же мамы мы видели искренне верующего человека. В нашей семье духовное воспитание, религиозное настроение мы получали от мамы, а окормление велось одним из опытнейших священнослужителей, теперь уже прославленного в лике святых, преподобного Севастиана Карагандинского. Он был очень почитаемым человеком, и мы от него видели самые настоящие чудеса. Те, кто жили рядом с ним, тоже были подвижники благочестия, святые люди. Мы видели, как они живут, поступают, равнялись на них и обращали на них особое внимание. Они для нас были примером для подражания.

– Были ли в то время открыты в Караганде храмы?

Да. В Караганде был один храм, который открыли после войны, но потом он был закрыт, поэтому люди приходили к отцу Севастиану и молились по домам, тайно, в ночное время. И только в 1951 году получили разрешение строить храм в честь Архангела Михаила, который стоит и до сегодняшнего дня. А там, где жил и подвизался старец Севастиан, был просто молитвенный дом, который позже был переоборудован под храм. Сегодня там Рождества Богородицы женский монастырь. Мы ходили по очереди, то в один, то в другой храм с мамой, сестрами и братьями.

Детям в период хрущевских гонений запрещалось ходить в храм, но мы умудрялись ходить. Но на следующий день или через день в школе обязательно узнавали, кто был в храме, вызывали нас к завучу или директору, смеялись над нами, ругали, переубеждали… Для детской натуры это конечно было очень неприятно и тяжело.

Но, с другой стороны, это сильно закаляло наш характер. Помню, однажды на Пасху, мы пошли на ночное богослужение, а весь храм окружен милицией, дружинниками и полупьяной молодежью. Никого молодых не пускают в храм. Что делать? Мы через ограду перелезли, пошли через кладбище, прятались под пальто старушек и вместе с ними проходили, а на службе все-таки побывали.

Счастливый человек

– Вы все так крепко верили в Бога, что вам были не страшны наказания и препоны?

Вы знаете, сказать, что мы все крепко верили в Бога, будет слишком громко. Нельзя сказать, что мы и сегодня «крепко» веруем. Думаю, что это не совсем корректная форма выражения. Мы верим в Бога. Мы понимаем, что вокруг нас совершается очень много чудесного, что Господь рядом с нами. Многие из нас и я лично много раз сталкивался с таким явлением, которое называется чудо. Господь в трудную минуту был всегда рядом со мной. Господь меня хранил, но сказать, что я крепко верю или некрепко – неправильно. Насколько крепка моя вера? Думаю, что определить силу веры может только какой-то экстремальный случай. Как поведу я себя в чрезвычайно сложной ситуации, которая будет является мерилом того, насколько я крепко верю? Хочу сказать, что в моей жизни бывали не раз такие экстремальные ситуации. Как определить: верует человек в Бога или нет? Если человек обращается к Богу: «Господи, помилуй! Господи, спаси!», значит верует. А если будет ругаться, да еще с употреблением нецензурной лексики, то, наверное, этот человек еще далеко от Бога. Все эмоции, чувства, которые есть у человека, проявляются именно в экстремальных ситуациях. Если я в трудную минуту кричу: «Господи, помилуй», наверное, я верю. Но для того, чтобы человек обратился к Богу в трудный момент, этому должна предшествовать подготовка. И она может занимать не один день, а может быть и не один год. Если человек не думал о Боге никогда, он о Нем не вспомнит и трудный момент. А если живет человек верой в Бога, то в любой ситуации он обратится к Нему и Господь не только услышит, но и поможет и спасет такого человека. Исходя из своего личного опыта, хочу сказать, что все мы, кто верит в Бога, действительно счастливые люди, потому что рядом с нами всегда Господь. Он наш любящий Отец и Спаситель. Он всегда с нами и в хорошую, и в трудную минуту.

Жизнь у верующих в Бога людей совершенно отличительна от тех, кто не верит в Него. Жизнь для верующего человека приобретает особый, яркий, глубочайший смысл. Нам Господь дает возможность достойно жить на земле и обещает всем верующим в Него и живущим по Его Заповедям Царство Небесное. Мы рождены для жизни. Поэтому хотим все жить. И я хочу жить, и не только на земле, но и в Царствии Небесном. Искренно хочу сказать, что я просто счастливый человек от того, что верю в Бога. Меня таким воспитала наша мама, ее звали Анна. Конечно, и папа Василий внес серьезный элемент в мое воспитание, хотя оно несло не религиозный, а светский характер, но это тоже было воспитание, тоже был пример.

– Сейчас очень часто в семье встречаются такие ситуации. Как быть ребенку, у которого один из родителей верит в Бога, а другой нет? Как ему себя вести? Как не осуждать, сохранить уважение к родителю?

Думаю, что на религиозные темы, которые вызывают споры и разногласия в семье, лучше не говорить. Не рекомендую навязывать свою веру тому, кто этого не желает или еще не готов принять ее. Любое насилие  будет вызывать только противление и отторжение. Человеку дана свобода воли, и навязывать что-то другому нет смысла. Да и Богу невольники не нужны. Он ждет свободного волеизъявления человека.

В семье необходимо находить компромиссы, чтобы мир в семье никак не нарушался. Лучше говорить о том, что не задевает ваших личных, глубинных, религиозных или антирелигиозных чувств.

Надо научиться уважать друг друга. Не смеяться друг над другом, а снисходить к слабостям других и, конечно, молиться друг за друга, чтобы Господь сам привел каждого к Богу.

– Кто-то из Ваших братьев и сестер выбрали себе духовный путь служения Богу?

Богу можно служить не только в священном сане. И не все могут принять это служение. Но меня радует то, что в нашей семье все верят в Бога. Все мы ходим в храм. Живем интересами и ценностями Православной Церкви. Младший брат стал иеродиаконом. Братья и сестры все учились в институтах, университетах. Сейчас мы уже все в предпенсионном или пенсионном возрасте. Слава Богу, что все мы в храме, в Церкви Христовой!

 Помощь старца

– Ваше Высокопреосвященство, Вы сказали, что Ваша семья была близка к преподобному Севастиану. Могли бы рассказать о случаях молитвенной помощи старца Вашей семье?

По молитвам отца Севастиана Господь хранил всех нас. По его молитвам наша мама осталась живой после сложнейшей операции. У нее были тяжелые роды в 1959 году. Она была просто оставлена врачами. Не было никакой надежды, что она выживет. Она потеряла много крови. Когда врачи все-таки подошли к ней, лежащей на каталке перед моргом, то очень удивились, что она жива. Один из них сказал, что за нее кто-то сильно молился, раз она выжила, хотя в такой ситуации люди не выживают.

Все последующие годы отец Севастиан был для нас образом святого человека, так он сделал для нас много доброго. Когда он умер, мне было всего 14 лет, поэтому моего личного, очень близкого общения с ним просто не могло быть, хотя мы к нему подходили и за благословением, и причащались у него. В те же годы не могло быть такого общения, которое, например, у меня происходит с детишками сегодня, которые приходят к нам в храм. Тогда священникам запрещалось общаться с прихожанами, тем более с детьми. Все делалось тайно. Кроме того, к нему был большой поток людей. К нему со всей России приезжали, а он был уже тогда в преклонном возрасте. Но, конечно, помню его хорошо. Помню, как он к нам домой неоднократно приезжал, как он нас благословлял и общался с нами. Помню как его хоронили.

За границей

– Владыка, какие годы Вашего служения Богу самые сложные?

–  Сказать, что все было очень легко всегда – нельзя. Наверное, все-таки, есть особенности служения в России и служения за границей. В России очень много проблем, много вопросов, которые приходится решать, но здесь, если я что-то не знаю, или в чем-то сомневаюсь, то я могу в любой момент позвонить по телефону, сесть в машину и поехать пообщаться со своим близким другом или священником, или духовником, а за границей такого не было. Там надо было часто принимать такие решения, за которые приходилось нести полную ответственность. Служение за границей научило меня осмысливать действия окружающих, окружающую среду, оценивать более взвешено обстановку, ситуацию и не бояться брать на себя ответственность за принятие каких-то решений. Надо сказать, что такая безвыходная или тупиковая ситуация часто вынуждает искренне молиться Богу. Я так могу сказать: можно научиться искренне молиться только тогда, когда оказываешься в очень сложной ситуации. Но тут Господь всегда рядышком, тут Он всегда помогает, как только с верой обращаешься к Нему.

– К помощи каких святых Вы прибегаете в первую очередь?

Молиться надо, прежде всего, Богу. Я всегда прошу Господа и, конечно, Матерь Божию. И поскольку мне доводилось служить в храме Святителя Николая в Нью-Йорке, то, конечно, часто обращаюсь к Святителю Николаю. Ведь он покровитель всех путешествующих. Мы, к сожалению, часто ищем таких святых, к которым можно по всякому поводу обращаться. Я вспоминаю одного православного христианина, который говорит: «Конечно, обращаться к Богу правильно и нужно молиться Ему, но Богу я не хочу докучать своими глупыми мыслями и прошениями. А к Святителю Николаю я не стесняюсь обращаться». Есть такая мысль. Но, все-таки надо Богу молиться в первую очередь. Господь все знает, все видит. Молиться надо и Матери Божией, которая является нашей Небесной заступницей.

На Рязанской земле

– Владыка, Вы на рязанской земле почти 9 лет. Какие рязанские святые Вам близки?

Надо всегда помнить, что покровитель рязанской земли – это святитель Василий, епископ Рязанский. Меня с самого первого знакомства с этим дивным угодником Божиим впечатляло его изгнание из Мурома, его чудесное шествие по воде против течения. Я всегда поражался стойкости его духа, веры и часто его сравниваю с апостолом Петром, который, увидев Христа Спасителя, встал на воду, выйдя из лодки, и тут же начал тонуть, так как усомнился. А вот святитель Василий Рязанский шел по воде против течения на мантии 5 часов и ни разу не усомнился. Это удивительнейшее явление.

Удивляет своей мудростью и Святитель Феофан, Затворник Вышенский, необычным подвигом, крепостью духа. Священномученник и исповедник Иувеналий, конечно, наша Любушка блаженная. Вообще, все святые, которые прославились на земле Рязанской, являются ярким примером для подражания, чтобы никто из нас не падал духом, чтобы понимали, что они на этой земле спасались духом, совершенствовались, поэтому и для нас открыт путь к совершенству, к Царству Небесному.

– В последние месяцы по инициативе Рязанского правительства стало проводиться много конференций, круглых столов, посвященных личности князя Олега Рязанского. Как Вы можете прокомментировать эти события?

Я не думаю, что это происходит из-за того, что губернатор Рязанской области Олег Иванович Ковалев эти мероприятия организовывает под себя. Нет. Просто складывается такая ситуация, что, то в одном, то в другом месте находятся новые исторические факты, известия о периоде правления князя Олега Ивановича, его личной жизни. Кроме того, мы уже направляли документы по князю Олегу в комиссию по канонизации святых, но, к сожалению, еще 5-10 лет тому назад была информационная ситуация, основанная на советских принципах. Как сразу после революции оговорили, очернили князя Олега Ивановича, назвали его предателем, так и пошло это мнение гулять из одного источника в другой, из одной статьи в другую. Тогда, вы сами понимаете, что все, что было связано с царской, княжеской властью, все очернялось, тем более, что сохранилось не так много исторических документов. Сегодня люди начинают понимать, что очень много было неправды, клеветы, появляются новые историки, ученые, которые более внимательно и непредвзято изучают историю. В связи с этим мы в митрополии создали новую комиссию, которую возглавил епископ Касимовский Дионисий. Комиссия подготовила материалы и мы направили их в Московскую патриархию в комиссию по канонизации святых. Будем надеяться, что все замечания, исторические сведения будут приняты во внимание, тем более, что со стороны комиссии по канонизации святых и прежде не было принципиальных возражений. Просто ярлык «предатель», который был пришит после революции к имени князя Олега, имел серьезное значение в советский период времени.

 Когда губернатор О.И. Ковалев узнал о работе нашей комиссии, то он сразу же дал поручение своему заместителю Т.Н. Панфиловой подключить историков, занимающихся этой темой, и предоставить все имеющиеся у них материалы.

Совместно с нашей комиссией были подобраны имеющиеся у них документы. Все собранные факты говорят о том, что Великий князь Олег действительно был благочестивый человек. Почитание князя Олега Рязанского как святого сохраняется до сегодняшнего дня. Когда я приехал в Рязанскую епархию и узнал о существующей проблеме, то поручил игуменье Варваре в Солотчинском монастыре, где хранится честная глава князя Олега Рязанского, записывать факты чудесной помощи Олега Рязанского по молитвам к нему обращающихся в разных нуждах. Такие факты, свидетельствующие о небесной помощи нашего рязанского князя, есть. Это серьезный аргумент.

В пост. Очищая душу...

– Идет Великий пост. Ваши пожелания Рязанской пастве?

Говоря о посте, мне хочется пожелать всем нашим читателям, чтобы мы не зацикливались только на внешней, обрядовой стороне поста. Пища не приближает человеку к Богу и не удаляет от Него. Воздержание должно быть, прежде всего, от страстей. Духовный должен быть пост. Мы должны стоять на посту своей души, не допускать в свою душу ничего нечистого и мерзкого. Чтобы из нашей души и из наших уст не исходило ничего злого и недоброго. Пост же физический, воздержание в пище, должен способствовать духовному посту. Конечно, это время особое, время самоконтроля, время изучения самого себя. Этому очень важно научиться. Пост призывает нас научиться управлять собой, своими мыслями, своими чувствами. Например, есть у меня какая-то безделушка или техника, хочу сейчас поиграть, а вот попробуй, воздержись. Есть у тебя время, лучше почитай Священное Писание, или сходи в храм, помолись, или помоги своему ближнему, нуждающемуся.

Молитва, очищение своей души, исполнение заповедей, совершение дел добра, любви и милосердия – это чрезвычайно важно для каждого из нас.

Хочется пожелать, чтобы мы этим постом еще и еще раз обратили внимание на свой внутренний мир. Если мы вспомнили что-то недоброе, в этом принести свое покаяние, постараться исправиться и очистить свою душу от всякой скверны. И с таким хорошим, добрым настроением встретить Светлое Христово Воскресение.

Спасибо, владыка, за интервью. От имени редакции нашей газеты и всех наших читателей от души поздравляю Вас со знаменательными датами Вашей жизни. Многая Вам и благая лета!

В начало

НАКАЗ ПРЕЗИДЕНТУ

Сегодня наша культура находится в сложном положении, многие называют его кризисным

В винограднике Божьем

Интервью Ирины Евсиной с Высокопреосвященнейшим Павлом, митрополитом Рязанским и Михайловским, в связи с 60-летием со дня рождения владыки и 20-летием архиерейской хиротонии

Судьба села и храма

В 1991 году после захвата власти ГКЧП по дороге вдоль села выдвигались в Москву воинские подразделения. Проезжая мимо храма, они открыли огонь из пулемета по кресту и сбили сохранившуюся горизонтальную перекладину

Молитвенники Троицкой церкви

В село Троица-Пеленица Спасского района батюшка Иоанн Крестьянкин приехал служить в середине 50-х годов

«Мама, не горюй!»

Мне искренне жаль тех, кто уже с маленького возраста пытается сделать из своих детей моделей или звезд шоу, наряжая их в великолепные наряды, но в душе плодят пустоту, потакая капризам

Война. Честь и достоинство

Вопросы редакции газеты «Благовест» Марине Лебедевой, автору повести «До последнего часа»

Дети и театр

Интересен и понятен ли современным детям театр? И нужно ли их вообще знакомить с театральным искусством? Все эти вопросы хотя бы однажды, но встают перед православными родителями

Теория и практика ОПК

Сейчас дебаты вокруг этого предмета особенно обострились, так как Министерство образования дало добро на проведение уроков ОПК в школах

Готовы ли мы к смерти близких?

Главное, о чем каждый из нас должен задуматься: насколько ты готов к смерти? Не своей. Здесь все понятно

Почему мы болеем

Во время пребывания архимандрита Ефрема из Ватопедского монастыря в России он ответил на вопросы жителей Екатеринбурга

Тем, кто ищет смысл жизни

Большинство людей находят жизненную мудрость в «страусиной политике». Живут, не тревожа себя трудными вопросами. Главным становятся «жизненные блага», «умение устраиваться в жизни»

Владыка Павел
с детьмиНаграждение

16 февраля 2012 года в Рязани состоялось официальное открытие Года российской истории в Рязанской области. В торжестве принял участие митрополит Рязанский и Михайловский Павел, который вместе с Губернатором Рязанской области Олегом Ивановичем Ковалевым возложил цветы к памятнику князю Олегу Рязанскому на Соборной площади.

Во время торжественной церемонии в Рязанском государственном областном театре для детей и молодежи губернатор Рязанской области О.И. Ковалев в соответствии с законом о наградах Рязанской области за исключительные заслуги, способствующие росту величия и славы Рязанской земли, и большой вклад в развитие духовной культуры наградил главу Рязанской митрополии – митрополита Рязанского и Михайловского Павла знаком отличия «Знак великого князя Олега Рязанского».