Логотип рязанской газеты "Благовест"

НУЖНА ЛИ ШКОЛЕ «СВЕТСКАЯ ЭТИКА»?

Первый этап очень важного педагогического начинания по преподаванию в 4-5 классах школ некоторых регионов Российской Федерации комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» близится к завершению.

Поскольку, к сожалению, продолжается идеологическая война атеистов-секуляристов со сторонниками духовно-нравственного воспитания своих детей на основе традиционного для России культурно-исторического и духовно-нравственного наследия, то необходимо сказать правдивое слово о так называемой «светской этике»,

предлагаемой, а иногда прямо навязываемой родителям при выборе модуля-предмета комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

В январе 2010 года на XVIII Международных Рождественских Образовательных Чтениях Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл предупредил родителей, что «светская этика» – это предмет по сути своей атеистический: «Многие, не вполне осознавая значение термина «светская этика», склонны полагать, что речь идет о светском этикете, о правилах приличия. Наши сограждане должны знать, что светская этика – это нерелигиозная, то есть атеистическая мораль».

…При выборе модуля-предмета по ОРКСЭ или смене модуля родители должны ясно осознавать, что так называемая «светская этика» – это не какой-то мировоззренчески нейтральный предмет, а атеистический учебный курс, который не случайно противопоставляется основам религиозной культуры, а, следовательно, и традиционному для России духовно-нравственному воспитанию. Главной задачей учебного предмета «Основы православной культуры» является духовно-нравственное воспитание школьников, основанное на родной православной культуре, к которой принадлежит ребенок и его родители; воспитание российских школьников в любви к своей Родине, к отечественной истории, к сокровищам тысячелетней православной культуры России. Недаром же действующее законодательство гласит, что Православие имеет особую роль в истории России, в становлении ее духовности и культуры (Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» 1997 г.).

Что же является основой «Основ светской этики»?

Термин «этика» используется в русской философии лишь со второй половины XIX века, а термин «светская этика» вообще не имеет традиции в русской философской мысли.

Нелепое внедрение так называемой «светской этики» в одном ряду с основами религиозных культур – это не что иное, как попытка идеологов атеизма представить свою секулярную «светскость» как неорелигию. Тогда атеисты получают возможность продолжать воспитывать школьников в безбожии. При этом они все время подчеркивают, что «Основы православной культуры» должны иметь только информативно-культурологический характер и не ставить задачи религиозного воспитания.

На самом деле «светская этика» не может и не должна быть альтернативой основам религиозной культуры, поскольку любая культура, и религиозная прежде всего, не исчерпывается этическим содержанием. Дети должны иметь возможность изучать основы православной культуры, а не основы православной этики (или основы иных религиозных этик). Если безбожники ратовали бы за некую отвлеченную «светскость» (без атеистического содержания), то им тогда следовало бы предложить модуль «Основы светской культуры». Однако они назвали свой модуль «Основы светской этики», так как хотят сохранить монополию на атеистическое воспитание школьников.

Никакой «светской этики» как целостного и дисциплинарно внятного учебного предмета не существует. Если Русская Православная Церковь в «Основах социальной концепции» (2000 г.) смогла четко сформулировать этические нормы (веками оправданные!), то в современном секулярном обществе нет никаких четких конвенциональных норм и ценностей.

Так называемая «светская этика» при ее изучении превращается в «универсальную этику», «глобальную этику» или «индивидуальную этику» (см. «Книгу для учителя» по ОРКСЭ), то есть полностью теряет смысл сама этика, как учение, отличающееся от вседозволенности. Постепенно «светская этика» превращается в этику одного человека. Согласно учению Ницше, человек сам «может стать источником своих собственных ценностей и проверять эти ценности своим собственным огнем».

Мало того, что многим родителям без достаточного разъяснения была рекомендована «светская этика» и не раскрыты цель и задачи «Основ православной культуры». В модуль-предмет «Основы православной культуры» (как и в модули по другим религиозным культурам) усиленно внедрялась так называемая толерантность.

Если открыть словарь медицинских терминов, то в нем найдем его следующее определение. Толерантность (tolerance) – снижение или полное отсутствие нормальной реакции на какое-либо лекарственное или иное вещество, вызывающее проявление в организме определенных симптомов. Например, толерантность к лекарственному веществу (drug tolerance) может развиться в результате длительного приема какого-либо лекарства. Для достижения эффекта больному приходится постоянно увеличивать дозу принимаемого препарата. Некоторые лекарственные вещества, вызывающие у человека толерантность, также могут приводить и к развитию зависимости от них.

Следовательно, толерантность – это уступчивость живого организма к инфекции, потеря способности защищаться. Следуя исходному значению термина, современный человек должен терпимо относиться к любой социальной заразе.

Не всякий выбор – очевидно нравственный выбор. Поступок человека определяется по направлению – положительному или отрицательному. А если критерия нравственности нет, если объявляется, что человек – сам себе критерий, то мы, безусловно, придем (если не пришли) к индивидуально понимаемой нравственности, то есть к нравственному плюрализму.

Светская этика, утверждая самодостаточность человека, прежде всякого вопрошания отвечает: «Живи, как хочешь!» И это звучит очень привлекательно. Однако плоды такой «светcкости» и такого «просвещения» очень горькие: это показывает и социальная статистика, и в целом окружающая нас действительность, и все возрастающие проблемы воспитания детей и молодежи.

Всякий раз, когда речь заходит о модуле «Основы светской этики», невольно возникает вопрос: «От имени кого преподается этот новый для российской школы предмет и чье учение он предлагает?» Ответа нет. Автор (или авторы) учебного пособия «Основы светской этики» почему-то скрыл свое имя (или свои имена)… Кто или что скрывается за этой анонимностью? Скрывается воинствующий секуляризм, который, продолжая борьбу с религией, верующих людей призывает к толерантности.

Целостным, духовно-нравственным, социально-ориентированным мировоззрением школьник будет обладать в том случае, если получит возможность свободно изучать и осваивать родную религиозную культуру. Так называемая «светская этика» не имеет ни внятной концепции, ни научно-педагогической основы, ни исторического опыта. А горькие плоды плюралистического «просвещения» и воспитания очевидны.

Если в школе нормально изучать предмет «Этика», то в него непременно надо включать, прежде всего, христианскую этику, как это делается во многих европейских странах. Потому что в основе европейской культуры лежит христианская вера. А так называемая «светская этика» прививает ницшеанский, то есть антихристианский взгляд на человека, на судьбы человечества. Вот что скрывается от родителей, когда им предлагают выбрать модуль «светской этики».

В настоящее время подводятся итоги первого этапа апробации курса ОРКСЭ. И в связи с этим необходимо напомнить, что противникам «Основ православной культуры» пока не удалось вытеснить из комплексного курса ОРКСЭ учебный предмет «Основы православной культуры». Хотя на протяжении двух лет они настаивали на том, чтобы оставить только два модуля: «Основы светской этики» и «Основы мировых религий». Особенно старался Общественный совет при Министерстве образования и науки, состоящий по большей части из противников «Основ православной культуры».

Теперь ими же предпринимается попытка внедрить в каждый из четырех модулей курса ОРКСЭ еще по пять или более общих уроков (по четыре общих урока в программу и учебные пособия они уже внедрили на первом этапе апробации). Получится уже 9 или более общих уроков (треть учебного курса). «Не мытьем, так катаньем» секуляристы хотят нивелировать духовно-нравственное воспитательное значение «Основ православной культуры». Все это не что иное, как новая попытка из «Основ православной культуры» (буддийской, исламской, иудейской) фактически сформировать учебный курс «Основы мировых религий».

В настоящее время, когда готовится расширение преподавания основ религиозной культуры в школе, важно знать и понимать – какие огромные усилия предпринимаются пропагандистами так называемой «светской этики» и апологетами светского (в их понимании внерелигиозного) преподавания основ религиозной культуры чтобы:

1) не позволить большему числу родителей и учащихся свободно выбирать «Основы православной культуры»;

2) сам предмет-модуль «Основы православной культуры» так разбавить мультиконфессиональностью, чтобы совершенно выхолостить из него традиционное православное духовно-нравственное воспитание.

В связи с этим всем православным родителям нужно хорошо знать свои права: они имеют полное право на образование и воспитание своих детей в соответствии с собственными православными убеждениями.

Протокол №1 от 1 ноября 1998 года к Конвенции Совета Европы «О защите прав человека и основных свобод» (ст. 2 «Право на образование») гласит: «Никому не может быть отказано в праве на образование. Государство при осуществлении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечить такое образование и такое обучение, которые соответствуют их религиозным и философским убеждениям».

Говоря об имеющихся трудностях апробации «Основ православной культуры», Святейший Патриарх Кирилл сказал:

«Очевидно, в данном случае мы имеем дело с попытками идеологизировать школьное образование, под прикрытием борьбы за светский характер школы навязать учащимся материалистическое мировоззрение. Следует прямо сказать, что значение президентской инициативы состоит как раз в том, что она удовлетворяет все присутствующие в обществе запросы, предполагая уважение к свободе выбора каждого человека».

Протоиерей Борис ПИВОВАРОВ

9 февраля 2012 года

 

 

 

 

 

 

В начало

«Мой принцип – помоги, чем можешь»

Начала работать приемная Уполномоченного по правам ребенка Рязанской области Екатерины МУХИНОЙ

Дьявольская насмешка

Панк-группа «Pussy Riot» стала печально известной среди православного народа после кощунственного кривляния девиц, входящих в ее состав, на солее храма Христа Спасителя в Москве 21 февраля

Вокруг Пасхи

Отвечает иерей Николай Булгаков, настоятель храма Иконы Божией Матери Державная г. Жуковский, п. Кратово

Вторая половинка

Варя Михайлова – солистка молодежного камерного хора Рязанского Государственного университета им. С.А. Есенина, руководит которым ее супруг Константин Михайлов

НУЖНА ЛИ ШКОЛЕ «СВЕТСКАЯ ЭТИКА»?

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл предупредил родителей, что «светская этика» – это предмет по сути своей атеистический

Праздник детства

В дошкольном детстве наступает момент, когда имениннику хочется пригласить на день рождения друзей. Как организовать такой праздник родителям? Именно на них ложатся все заботы и хлопоты

«Несвятые святые»

О подвижниках и молитвенниках, известных православному миру: арх. Алипии (Воронове), о. Иоанне (Крестьянкине), иеромонахе Рафаиле (Огородникове)

БЕЛОСНЕЖНАЯ БАБОЧКА

Вдруг я увидел, как в открытое окно влетела белоснежная восхитительная бабочка. Что ее привлекло сюда, как она нашла сюда дорогу, как она поведет себя в храме?

Бабушкина молитва

Удалось ли вам прийти к Богу? Наверное, каждому из нас непросто ответить на этот вопрос. Расскажу о себе

Оборванная струна

В ночь с 19 на 20 марта на железнодорожном вокзале Рязань II города Рязань была убита сотрудница движения «Курский вокзал»

В Великую пятницу

Святая Церковь воспоминает Крестные страдания и смерть Господа нашего Иисуса Христа

НУЖНА ЛИ ШКОЛЕ «СВЕТСКАЯ ЭТИКА»?