Логотип рязанской газеты "Благовест"

«Ни тебе воды, ни мне овса»

Святителя Гавриила (Городкова) хоронили в пятницу Светлой седмицы в Ольговом монастыре, одном из самых старинных в России, основанном в домонгольский период. Ровно через сто пятьдесят лет 20 апреля 2012 года также в пятницу Светлой седмицы на том же самом месте после Литургии и крестного хода прошли чтения памяти святителя Гавриила. Только ныне здесь Льговская колония для девушек от 14 до 19 лет. Они же были главными участницами крестного хода и чтений.

 В колонию в этот весенний, теплый день Пасхальной седмицы мы приехали вместе с протоиереем Георгием Марковым, окормляющим отбывающих здесь свой срок девушек, и его духовными чадами. Игумен Серафим (Питерский) и монахиня Мелетия (Панкова), члены Комиссии по канонизации святых Рязанской митрополии, которые пятнадцать лет назад руководили мероприятиями по поднятию честных мощей святителя Гавриила (Городкова), были уже на месте.

Архиепископ Рязанский и Зарайский Гавриил (Городков), почивший в Ольговом Свято-Успенском мужском монастыре, в котором пребывал на покое, был похоронен в южном приделе Свято-Троицкого храма обители. Но в советское богоборческое время собор уничтожили, стерли с лица земли, место это заасфальтировали, а честные мощи святителя долгое время почивали под этим плацем.

Колония огорожена высоким забором с колючей проволокой. Всегда, когда проходишь сюда, минуя многочисленные запоры, ощущаешь некий холодок внутри и острее ценишь то, что остается за захлопнувшейся дверью с решеткой: семью, дом, улыбку внучки, её лепет «ба…», возможность поспать утром лишний часок, съездить в гости к родственникам в Питер, в паломническую поездку – хоть к святителю Николаю Чудотворцу…

В колонии сразу идем в деревянный храм в честь иконы Матери Божией «Умягчение злых сердец», построенный стараниями благодетелей в 2002 году. Нас встречает Светлана Петровна Варфоломеева, староста этой церкви, преподаватель математики средней школы колонии. Вокруг чистота, рабочие белят основание зданий (у девушек строго нормированный рабочий день). Взгляд останавливается в первую очередь на корпусе, обложенном светлым сайдингом. Сопровождающие поясняют, что это так называемая «облегчёнка». Здесь живут осужденные с небольшими сроками, с нежестокими правонарушениями, без нарушений режима колонии. Внутри как в хорошем общежитии: жилые помещения на 4-5 человек, деревянные кровати, комната для отдыха с телевизором и небольшой библиотекой, состоящей в основном из православных книг, хозяйственная комната с холодильником, чайником, ячейками с личными продуктами, туалет, оборудуется помещение под душ. Очень похоже на детский оздоровительный лагерь высокого уровня и даже на санаторий. Нигде тебе ни оторванных шторок, ни тумбочек на одной ножке, ни надписей на стенах… Но из этой «облегчёнки» легко попасть в корпус попроще – с железными кроватями, хотя теперь уже и без второго этажа.

Понятно, что дороже свободы даже в разваливающемся домике, из которых многие сюда попали, ничего нет, но жить и даже исправляться, забыть о своем «зэковском» прошлом здесь можно. Труд, учёба, культурно-просветительские мероприятия, свобода вероисповедания – это пожалуйста. На Пасхальной неделе мы здесь уже третья православная миссионерская группа. Но и баптисты здесь бывают, и даже мусульманские проповедники. В этом смысле всё как на свободе – свобода выбора.

В  храме священнослужители начинают приготовления к Божественной литургии. Светлана Петровна вместе с постоянными прихожанками в зелёных форменных юбках и курточках зажигают лампады, свечи, в основном красные. Пасха! Звучат пасхальные песнопения. На праздничном аналое две иконы – Воскресения Христова и святителя Гавриила Рязанского.

Будущий святитель родился в селе Городковичи Спасского уезда Рязанской губернии 17 апреля 1785 года в небогатой, богобоязненной семье пономаря. Наречённый именем Георгий, мальчик рос хворым, но в этом немощном теле возгоралась любовь христианская, ибо «кого Бог предузнал, тех и определил быть подобными образу Сына Своего» (Рим. 8, 29).

С детских лет Георгий не представлял себе иного пути, как служение Богу. Преодолевая препятствия, искушения нравственного, духовного, физического характера, встающие на пути каждого молодого человека в период становления личности, юноша окончил семинарию в числе лучших и продолжил учебу во вновь открывшейся Санкт-Петербургской Духовной академии. Уроки высокой духовной жизни, глубоких богословских знаний, которые преподносили студенту, возросшему в стенах Рязанской духовной школы, будущие прославленные святители ректор академии архимандрит Филарет (Дроздов) и инспектор архимандрит Филарет (Амфитеатров), не прошли даром. Завершив обучение в Академии, молодой магистр богословия назначается на должность профессора в Рязанской Духовной семинарии. И только в возрасте тридцати лет, испытав себя, он принимает постриг с именем Гавриил. Первые свои монашеские послушания он проходит в Спасо-Преображенском монастыре, находящемся на территории Рязанского кремля. Через год его, уже в сане архимандрита, назначают настоятелем Рязанского Свято-Троицкого монастыря. Душа его успокоилась, обретя молитвенный настрой, уединение в столь благодатной обители, расположенной среди почти девственной природы, на берегу полноводной тогда реки Павловка. Монастырское предание хранит память о том, что в стародавние времена скит, бывший на месте монастыря, удостоился посещения и молитв прп. Сергия Радонежского.

Но Господь приготовил пламенному пастырю и ученому другой путь. Будущий святитель со смирением, кротостью принял на себя труды в качестве ректора в Орловской, а затем в Нижегородской семинарии – во славу Божию и на укрепление Русской Церкви. В 1828 году деятельный архимандрит был рукоположен во епископа Калужского и Боровского. Именно здесь к нему проявилось особое благоволение и заступничество Пресвятой Богородицы в образе иконы Матери Божией «Милостивая», которой благословил его на иночество Рязанский владыка Феофилакт.

Заболев тяжелой лихорадкой Великим постом, епископ Гавриил не мог даже привстать с постели и очень скорбел о том, что не может принять участие в богослужениях. Приближался Великий четверг с чином омовения ног. И владыка особенно переживал, что из-за его отсутствия на службе не будет отслужен этот умилительный, ставящий всех живущих на земле равными перед Богом, чин. Но в Великий вторник в тонком сне ему явился некий старец и велел отслужить молебен перед Милостивой иконой Матери Божией. После того, как это было совершено, владыка пошел на поправку, служил в добром здравии и в Великий четверг, и на Пасху.

После Калуги наш добрый пастырь управлял Могилевской епархией и за пять лет служения сумел вернуть в лоно Православной Церкви почти 60 тысяч униатов.

Приняв 21 июля 1837 года архипастырский жезл митрополита Стефана (Яворского), преосвященнейший Гавриил возглавил Рязанскую кафедру. Здесь особенно ярко проявились такие качества владыки, как милосердие, забота о пастве, радение о благоустройстве и украшении храмов, его талант архивиста и историка.

Одно из самых красивых мест Рязани – Рязанский кремль с центральным Успенским собором – предстает перед нами в своем великолепии именно благодаря святителю Гавриилу. Собор к тому времени значительно обветшал, два яруса недостроенной колокольни являли яркую дисгармонию высокому синему небу над красавицей Окой и изумрудным заливным лугам в ее окрестностях. По его горячим молитвам и просьбам к рязанцам вскоре нашлись средства и на строительство колокольни, и на возобновление и благоукрашение собора. Много было сделано для благоустроения других церквей епархии, особенно – нового храма в его родном селе Городковичи. Владыка обладал тонким, присущим немногим, чувством истории и поэтому неформально подошел к созданию Церковно-исторического комитета с целью сбора материалов для составления церковно-исторического и статистического описания Рязанской епархии, а также по изучению местной старины.

Служение владыки в Рязани началось вскоре после череды пожаров, охвативших город. Он изыскивал всякую возможность оказать помощь погорельцам, также как и позже голодающим и семьям, потерявшим кормильцев в холерные эпидемии. Когда в Рязани и ее уездах свирепствовала холера, по благословению владыки Гавриила во спасение паствы неустанно во всех храмах епархии служились молебны. Вокруг всего города во главе с преосвященным был совершен крестный ход с наиболее почитаемыми рязанцами чудотворными иконами, в том числе и с чудотворным образом Божией Матери «Знамение-Корчемная». Именно тогда эта чудотворная икона была перенесена святителем Гавриилом в храм преподобного Симеона Столпника.

Много скорбей претерпел владыка, защищая интересы Церкви и православного народа. Однажды на приеме один из посетителей без всякой на то видимой причины ударил архипастыря. Простив оскорбление, владыка решил отойти от дел управления епархией и уйти на покой, приготовляясь к Вечному.

Вскоре ему было разрешено удалиться на покой в Ольгов мужской монастырь. Здесь он много послужил украшению и прославлению обители, в которую устремились богомольцы со всей России.

Задолго до смерти он приготовил себе гроб, все необходимое для погребения и указал место для склепа и могилы, которые и были ко дню его кончины готовы. Причастившись в Великий четверг 7 апреля, вечером в Великую Субботу 1862 года при пении первой статьи второго стиха чина Погребения: «Животе, како умираеши?», он отошел в мир иной. Семь дней шли люди поклониться милостивому пастырю, не ощущая никакого тления от его гроба.

О времени своего преставления святитель Гавриил знал и сказал об этом своему духовнику, также пребывавшему в этом монастыре, при этом предсказав и время упокоения того. Когда он пришел к духовному отцу в последний раз, то ему сказал: «Ни тебе воды, ни мне овса». Что это значит, стало ясно только после преставления и того, и другого. Действительно, духовник владыки почил до того, как вскрылись по весне воды, то есть в начале Великого поста, а сам святитель Гавриил почил, когда еще не было всходов озимых, накануне Светлого Христова Воскресения.

В XIX веке Ольгов Успенский монастырь стал женским. В годы безбожия здесь были разные организации, и вот уже много лет расположена женская колония.

12 января 1987 года святитель Гавриил был прославлен в Соборе Рязанских святых. 26 октября 1999 года, в день празднования Иверской иконе Пресвятой Богородицы, по благословению архиепископа Рязанского и Касимовского Симона (Новикова), были обретены его честные мощи. 31 декабря того же года они были перенесены в Свято-Троицкий монастырь г. Рязани, где когда-то настоятелем был святитель. А с 11 сентября 2004 года честные мощи святителя пребывают в кафедральном Христорождественском соборе города Рязани.

В Льговской колонии рядом с вновь построенным храмом в честь иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец» на месте обретения мощей святителя предполагается воздвигнуть ему памятник. Святитель Гавриил и здесь подает свою помощь всем, молитвенно обращающимся к нему.

Ирина ЕВСИНА

 

 

 

В начало

Провинция – сердце России

С епископом Касимовским и Сасовским Дионисием беседует Марина МУРАВЬЕВА

«Ни тебе воды, ни мне овса»

Ныне здесь Льговская колония для девушек от 14 до 19 лет. Они же были главными участницами крестного хода и чтений...

Красный Холм собирает друзей

Как Вы думаете, зачем православные отправляются в паломнические поездки? Конечно, на этот вопрос не может быть однозначного ответа. Сколько людей, столько мнений

Женам-мироносицам

Каждая женщина Земли является мироносицей по жизни – несет мир миру, своей семье, домашнему очагу, она рожает детей, является опорой мужу

Демонизация населения

В Рязани уже полгода работает магазин с оскорбляющим православного человека названием «Демония»

Почему наши дети теряют память

Почему наши дети, с 4-5 лет развиваемые родителями посредством компьютерных игр, ярких, образных мультфильмов, фильмов самых современных форматов, придя в первый класс, оказываются труднообучаемыми?

Помощь Чудотворца

По обыкновению отъезд запланировали на четверг, так как этот день недели у нас в общине был посвящен прославлению св. Николая Чудотворца

Спешите делать добро

Пока есть такие люди, как моя бабушка, жизнь будет продолжаться, ибо сказано: «Праведниками спасается мир»

Помните! Через века, через года…

Не только Великая Отечественная 1941-1945 гг. война закончилась на Пасху, но и Отечественная война 1812 г.

Прихожане и захожане или как понять, что происходит в храме

Я очень люблю наш храм – где бы я не бывала, какой красотой не восхищалась – возвращаюсь в свой храм, как в дом родной, радуюсь до слез

Архиепископ
 Рязанский и 
Зарайский Гавриил
 (Городков)