Логотип рязанской газеты "Благовест"

Звездочки колокольного звона

Небольшая звонница в восемь колоколов с билом и дети в роли звонарей – такова теперь «визитная карточка» детского сада № 105 города Рязани. Звоннице два года, а в копилке юного коллектива есть награды. Трудно поверить, что ребенок в дошкольном возрасте способен овладеть приемами колокольного звона.

Наталья Никитина, музыкальный работник сада, увлекалась инструментальным фольклором. Заинтересовалась звонарной культурой и прошла обучение у Широковой Валентины Ивановны на курсах при Московском институте  культуры и искусств (рязанском филиале).

А потом решила обучить колокольному звону детей.

Обучение колокольному звону способствует воспитанию патриотизма в детях, приобщает к истокам нашей культуры, – говорит Наталья Борисовна. – Он развивает память, реакцию, внимание, воображение, ладовый слух. Повышает культуру общения. Закладывает чувство ответственности за общее дело. Воспитывает волю к преодолению трудностей, потому что ритмично звонить сложно. В программе обучения предполагается и творческая импровизация – звон пробуждает интерес к сочинительству.

В церкви звонарь, как правило, один, а Наталья Никитина работает с группой детей. В прошлом году обучающихся было восемь, но они выпустились в школу, в этом – семь. И все из подготовительной группы.

На звоннице трехголосие. У каждого ребенка своя партия. Выходят звонить «тройками». У каждого свой секрет. Звонарь в било ведет счет до четырех, ударяя молотком на один и три, подзвонные вступают на два-четыре. Партия зазвонных колоколов – самая сложная. Чтобы научить вступать в нужной доле, Наталье Борисовне приходится придумывать для детей специальные поговорки-подсказки.

Интерес к колокольному звону у детей велик, но прежде чем ребята освоят непосредственные приемы звона, им предстоит узнать, откуда появился колокол, что такое «било деревянное», в чем отличие большой, средней, малой группы колоколов, какие колокола называются зазвонными, какие – подзвонными и что такое благовест.

Кажется, что все эти премудрости доступны только детям с абсолютным слухом. Но нет.

Абсолютно любой ребенок может научиться звонить, – утверждает Наталья Никитина.

В православной культуре существует четыре вида звона: благовест, перебор, перезвон, трезвон. Всем этим видам звона музработник обучает своих воспитанников. Они узнают, что колокол похож на человечка: у него есть язычок, плечики, ушки и даже «юбочка».

Как появилась звонница в детском саду? – спрашиваю я.

Встретила я как-то свою знакомую. Она человек верующий, ходит в храм. Разговорились. Я рассказала ей о своем намерении обучить детей звону. Она заинтересовалась и решила пожертвовать довольно большую сумму. Потом наше начинание поддержала организация «Связь-Сервис-Ирга», а также коллектив детского сада. Мы обратились в Московский колокольный центр, где и приобрели колокола с билом, а формировать звонницу пришлось самим.

В 2011 году дети приступили к ансамблевому звону. К их первому публичному выступлению во Дворце детского творчества воспитатель Татьяна Мартынкина пошила достойные костюмы в славянском стиле. Дети успешно выступили и стали лауреатами городского фестиваля фольклорных коллективов «Масленица», а еще через полтора месяца заняли первое место в «Звездочках детской эстрады» в номинации «Оригинальный жанр».

В этом году ансамбль звонарей пригласили на фестиваль уже без предварительного отбора. Теперь звон сделали фрагментом более сложной музыкально-хореографической композиции. «Что ты, Русь, в снах своих затаила», – под эти слова выплывали на сцену девочки-лебедушки в красивых русских сарафанах, хороводом обходя березки и выстраиваясь в ручейки. Проникновенный звон колоколов в середине номера и… первое место в номинации «Русский стиль». После фестиваля, в пятницу светлой седмицы, дошкольники выезжали со своим номером к детям-инвалидам. 24 мая юные звонари выступили на концерте «Живое слово», посвященном Дню славянской письменности. Сейчас маленькие артисты стали выпускниками детского сада. Значит, очередная группа детей скоро начнет свое знакомство с духовным наследием русской культуры, выраженным проникновенным языком колокольного звона.

Наталья ГОРДИЕНКО

 

 

 

 

В начало

Родители обеспокоены

Обеспокоенность судьбой своих детей лежит в основе деятельности родительских организаций

Плод во чреве

Очень часто бывает, что беременную при принятии решении оставлять ребенка или нет, просто надо поддержать морально

Проваленный экзамен любви

Может ли время вылечить женщину, совершившую детоубийство? И нужно ли уповать на время?

Десантники. Ближе к небу

В советское время молодежь воспитывали на образах героев войны и труда, то сегодня – на статистических цифрах

Звездочки колокольного звона

Небольшая звонница в восемь колоколов с билом и дети в роли звонарей – такова теперь «визитная карточка» детского сада № 105 города Рязани

Камень с души. Исповедь 

Радость и чистоту души приобретаешь тяжелой работой – искренним раскаянием в совершенных грехах

Коварная ошибка

Случай, который произошел с мальчиком 4,5 лет в одном из Рязанских детских садов, – пример вопиющего безразличия и непрофессионализма медиков

На святом источнике

Издревле на Руси святыми называли источники или озера, с которыми связывали какие-то выдающиеся события, явления, нередко объяснимые не волей случая, а только Божиим Промыслом

Звездочки колокольного звона