Логотип рязанской газеты "Благовест"

Литературный «Благовест»

Колокол слепого Лазаря

Памяти разрушенной Казанской церкви села Истлеево

Колокол в нашей Церкви был удивительно красивый: большой и всегда, как новый, чистый, серебристо-золотистого цвета.

По нижнему краю колокола шла широкой лентой надпись на церковно-славянском языке выпуклыми буквами, и мне не дано было тогда, ребенку, полностью прочитать этот текст, но, как я сейчас понимаю, это было короткое изречение из Евангелия со словами Спасителя.

Достоинство колокола нашей церкви, помимо его красивого и внушительного вида, прямо-таки царского, заключалось и в том, что он обладал очень мягким, как тогда говорили, «малиновым звоном» и продолжительностью звука с понижением до бесконечности. Мне всегда думалось, что с одного удара он будет гудеть целый вечер.

Мелодия колокола в продолжение его гудения всегда была печальной и жалостливой, от этого мне хотелось плакать.

Своим заунывным звоном колокол как бы предвидел свою трагическую судьбу.

Особенно печальная картина со звоном колокола создавалась зимой, а зимы тогда были снежные и морозные, когда с вечера начинала разыгрываться метель, поднимался сильный ветер и бросал в окна охапки снега, на улице начиналась круговерть. Деревенские домишки с шапками снега на крышах замирали от разгула штормовой погоды.

Люди в домах вели себя сдержанно, старались не шуметь и разговаривали между собой полушепотом: «Ой, что-то будет».

Бабушка моя Настасья зажигала свечку и начинала молиться перед иконами: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий наш!», – слышался ее тихий и сердечный голос, – «помоги и спаси всех, кто сейчас идет или едет. Преподобный Николай, Угодник Божий! Не дай добрым людям заблудиться и сойти с пути. Пресвятая Божия Матерь! Утеши сирот и нищих, не покидай их своей заботой и святым Покровом».

На улице становилось очень темно, луна уходила в облака, и за окном ничего нельзя было разглядеть.

Вот в это-то тревожное время колокол и выполнял свою спасительную роль, подавая на всю округу призывные звуки, чтобы люди, заблудившиеся в пути, могли выйти на звон колокола.

Колокол сам звонить не мог, для этого в церкви был звонарь, его звали Лазарь, и он был совершенно слепой. Его так и звали «слепой Лазарь». Ему было в то время лет 45, был он невысокого роста, с большой черной бородой, с лицом благообразным и смиренным.

После того, как коммунисты разорили церковь, слепой Лазарь оказался не у дел и ходил побираться.

И моя бабушка всегда говорила: «Толя, слепой Лазарь пришел, отнеси ему хлеба», и я выходил за ворота и клал в его холщевую сумку кусок хлеба, за это он меня гладил по голове своей теплой и большой рукой.

Еще до разорения, когда церковь действовала, мы, ребятишки, по великому разрешению слепого Лазаря поднимались вместе с ним на колокольню и звонили утреннюю службу, слегка уцепившись за его руку и не мешая ему звонить, считалось, что и мы звоним. Это для нас, ребят, было большой гордостью. Возвращаясь домой после службы, я говорил маме: «Мама, я сегодня вместе со слепым Лазарем звонил службу». Я немножко отступил от последовательности рассказа.

Так вот, для меня было большой загадкой в то время, каким образом слепой Лазарь в сильную пургу, один, без всякой помощи, находил дорогу от своего дома к Храму, взбирался на колокольню и звонил.

И еще, он за всю свою долгую работу в церкви ни разу не опоздал к службе, ни на утреннюю, ни на вечернюю.

В его бедном жилище и часов-то не было, да хотя бы и были они, он все равно не увидел бы время.

Сочетания звонами колоколов, от большого до самого малого, он производил строго по канонам церковного богослужения.

Вес большого колокола составлял примерно 70 пудов.

Я видел, когда сбрасывали колокол, он стремительно летел к земле, сокрушая в своем падении выступавшие у колокольни бордюры и отливы. Когда он упал, то народ, стоявший поодаль, кинулся бегом смотреть упавший колокол.

Подошел я к колоколу только на другой день, он лежал на земле такой большой, но беспомощный, как больной человек, обезображенный падением, язык колокола при ударе о землю отвалился, на одном боку виднелась широкая вертикальная трещина – снизу и до половины колокола.

Жалко мне было видеть колокол разбитым, глаза мои наполнялись слезами.

Долго колокол лежал около колокольни, а потом его увезли в Сасово.

Мой родной дядя, Кулашов Яков Васильевич, был в молодости певчим на клиросе в нашей Истлеевской церкви. Он очень много мне рассказывал о церкви, особенно о церковной библиотеке, где хранилось много древнейших книг с описанием библейской истории, а также о житии пророков и апостолов.

Была книга и с описанием истории нашего села, в частности и о колоколе он тоже много рассказал. Оказывается, секрет певучести и чистого звука нашего колокола заключался в том, что при отлитии колокола в нем помимо частей меди и олова, большая часть приходилась на долю серебра, от того и звук был серебряно-малиновый.

Священник Анатолий СИНЕВ,

Сасовский район

 

 

В начало

Тест на православность

«верные чада Церкви» забыли, что Господь милует тех, кто принес ему искреннее и всецелое покаяние

У высокого неба

«Выше, выше только небо», – любил говорить святитель Феофан Вышенский, 22 года подвизавшийся в затворе в Свято-Успенском Вышенском монастыре

Аллея памяти

17-18 июля в Солотчинском Рождества Богородицы женском монастыре побывали потомки князя Олега Рязанского

«Русские мифы» 2012

Привело меня сюда литературное братство, которое, несмотря на его разношерстность, разновекторность, разноуровневость, все-таки существует

ЦАРСКИЙ ХРАМ

17 июля празднуется память святых Царственных страстотерпцев

«Да будет воля Твоя»

200-летие со дня рождения великого русского ученого-филолога, академика И.И. Срезневского

Церковь и родители

Вопрос редакции газеты «Благовест» протоиерею Сергию Рыбакову, председателю отдела образования и катехизации

Тайны гениев

Они сделали столько – и для развития русской литературы, и для русской культуры, и для формирования русского мировосприятия, что  мы, можно сказать,  до сих пор находимся не «впереди», а  «позади» них

«Небесный огонь» Олеси Николаевой

Череда неслучайных «случайностей», лаврские, печорские паломничества, курьезы церковной жизни

Колокол слепого Лазаря

Памяти разрушенной Казанской церкви села Истлеево

АЛАЯ ПТИЦА

Террористы жаждали потрясений, но в отличие от тех, кому выносили смертные приговоры, нигде не работали, называя себя профессиональными революционерами

Памяти разрушенной
 Казанской церкви села 
ИстлеевоКолокол слепого Лазаря