Логотип рязанской газеты "Благовест"

«Да будет воля Твоя»

14 июня 2012 г. в с. Срезнево Шиловского района торжественно отмечали 200-летие со дня рождения великого русского ученого-филолога, академика И.И. Срезневского

Царство умиротворения

Этот день встречал меня теплым ветерком, яркими красками зелени, голубизной безоблачного  неба и ощущением величия происходящих событий…  Казалось, я попала в царство тишины и умиротворения. Когда приезжаешь в Срезнево, то как-то сразу забываешь, что где-то есть большие города, заполоненные машинами и толпами людей, гарью  и смогом. Здесь вдыхаешь воздух полной грудью и не можешь надышаться. Время как будто останавливается и пространство вокруг сжимается.

В нерешительности замираю перед калиткой, отделяющей  меня от небольшого сельского храма в честь Казанской иконы Божией Матери.  Перекрестившись, с трепетом преодолеваю этот рубеж и направляюсь по небольшой дорожке, плавно огибающей храм,  к могиле академика И.И. Срезневского. Эта могила достаточно скромна для ученого с мировым именем, члена 32 европейских академий и научных сообществ, почетного члена всех российских духовных академий и действительного члена Московского общества любителей духовного просвещения. Простой черный гранитный крест с надписью «Да будет воля Твоя».

Но задумайтесь: как много смысла заключено в этой короткой фразе! Как же так получилось, что он захоронен на простом сельском погосте вместо престижных петербуржских кладбищ?

Духовные корни

Об этом мне рассказывает руководитель музея И.И. Срезневского  – Л.Н. Евтюхина: «Предки Измаила Ивановича Срезневского были священниками и прослужили почти 200 лет в Покровском храме с. Срезнева. Славные это были пастыри: помимо духовного окормления, они обучали детей в земской школе, занимались краеведением и археологией. Дед ученого,  отец Евсевий, даже писал музыку для духовных песнопений, хотя никогда этому профессионально не учился.  Родоначальником династии ученых Срезневских  стал отец Измаила Ивановича – Иван Евсеевич. Он первый из детей Евсевия Ивановича решил продолжить обучение в Рязанской духовной семинарии, а потом и в Московском университете, и закончил его с похвальной грамотой и серебряной медалью. В 1811 г. Иван Евсеевич получил приглашение занять кафедру российского красноречия и поэзии в Харьковском университете, и в августе 1812 г. семья переезжает в Харьков.

С тех пор жизнь Измаила, «рязанца по деду и отцу, ярославца по месту рождению», «слилась с Украиной…» вплоть до 1839 г. В 14 лет он был принят в Харьковский университет, а в 1829 г. окончил философский факультет со степенью кандидата. В это время Срезневский увлекается этнографией, историей, украинской литературой. В 1839 г. он отправляется в путешествие по славянским землям почти на три года.  Передвигаясь все чаще пешком по Чехии, Моравии, Силезии, Крайне, Штирии, Черногории, Хорватии, Словении, Сербии, Галиции и Венгрии и др., Срезневский изучает местные говоры, собирая песни, пословицы и другие памятники народной словесности, знакомясь с обычаями и нравами славян и других местных народов.

Ключ Срезневского

Вернувшись из путешествия в 1842 г., И.И. Срезневский занял кафедру славистики в Харькове. В своих статьях 40­х гг. и вступительной лекции в Харьковском университете Измаил Иванович настойчиво доказывал необходимость изучения славянства для дальнейших успехов русской науки и культуры, писал о роли России в возрождении славянских народов и т.п.

Вскоре Срезневский переезжает в Петербург. Здесь и прошла оставшаяся часть его жизни. В 34 года он становится первым доктором славяно-русской филологии. В 1846 г. Срезневский был приглашен в Главный Педагогический комитет и вступил членом в Императорское Русское Географическое общество. В 1849 году II отделение Академии Наук избрало Срезневского своим адъюнктом, в 1851 году – экстраординарным академиком, в 1854 году – ординарным. В 1850 году он вступил в Императорское Русское Археологическое общество, деятельным членом которого был до самой смерти.

Главная деятельность И.И. Срезневского делилась между СанктПетербургским университетом и академией.  Ученого отличали широта интересов и размах деятельности: собирание и исследование памятников древней письменности, создание многочисленных трудов по археологии, редактирование научных изданий. Но главный труд И.И. Срезневского – «Материалы для словаря древнерусского языка». «Данные, вошедшие в мой словарь, извлечены из всех памятников нашей древности, дошедших до нас в подлиннике или в списках. Собственно Русские памятники, насколько они мне известны,  – летописи, грамоты, уставы, послания, слова, сказания, жития святых, записи и надписи, –  собраны мною все без исключения», –– писал И.И. Срезневский. Обработав 2700 источников, он собрал и пояснил 39000 слов, включил 120000 цитат из письменных памятников XI-XIV вв. Почти 40 лет он собирал картотеку древнерусских слов. Издание трехтомного фолианта стало фамильным делом Срезневских. Этот труд – ключ к пониманию исторической роли выдающегося ученого. 

Пророческое завещание

Лишь дважды Срезневский побывал  на родине своих предков в Срезневе – в 1877 и 1878 гг., почти перед самой смертью. Он очень хотел приобрести или построить домик в Срезнево,  и чтобы у него обязательно было два балкончика: с одного можно было бы любоваться Окой, а другой выходил бы на деревню. Сохранились даже чертежи, сделанные Измаилом Ивановичем. Основываясь на этих чертежах, священник Покровского храма с. Срезнева Василий Григорьевич Катинский (он был женат на внучатой племяннице Срезневского Ольге Семеновне) решает на собственные средства построить к 10-летию со дня смерти И.И. Срезневского народную школу в его честь.

После своего последнего визита в Срезнево, Измаил Иванович завещает детям похоронить его рядом с алтарем Покровского храма в Срезнево. Дети выполняют завещание отца, несмотря на все трудности – ведь умер ученый 9 февраля  1880 г. В лютый мороз гроб с телом ученого отправился поездом из Санкт-Петербурга, с остановкой в Москве, где множество людей пришло почтить его память, в Рязани, где по нему служили панихиду в Свято-Троицком монастыре, а дальше поездом до станции Шелухово и на санях до Срезнева. Видимо такова была воля Божия, чтобы этот «незабвенный для науки и Отчества муж» был захоронен в Срезнево.

В этом году мы попытались найти в Санкт-Петербурге захоронения его жены и детей. Не нашли. За могилами никто не ухаживал, следов уж не осталось. Видимо, на этих местах уже новые захоронения. Только представьте, что возможно мы бы уже и  не нашли могилы И.И. Срезневского, если бы он был захоронен в Санкт-Петербурге. Уж очень старательно пытались забыть его имя в советские годы.

Но в Срезнево усилиями местных жителей, в особенности библиотекаря А. Тишкина, могила сохранилась, и мы можем придти и поклониться праху великого ученого, помолиться об упокоении его души и всех его сродников. А самое главное, благодаря этой последней воле Измаила Ивановича, в Срезнево в 2002 г., в год открытия музея академика И.И. Срезневского, проложили асфальтированную дорогу, которая ведет к храму.

И тысячи паломников притекают сюда ежегодно, чтобы помолиться у чудотворного образа Божией Матери «Споручница грешных» и Срезневским новомученикам.  «Славны дела Твои, Господи».

 И вот мы стоим у скромного надгробия Измаила Ивановича Срезневского. Сегодня здесь по срезневской традиции служится заупокойная Лития, множество гостей приехало на торжества. Не спеша иду к церкви, смотрю на незамысловатые деревянные кресты и надгробия. Останавливаюсь у могилки последней хранительницы чудотворной иконы Божией Матери «Споручница грешных» схимонахини Мариамны (Сучковой). Однажды, после торжеств в честь 195-летия со дня рождения Измаила Ивановича, матушка  сказала: «Видно, велик пред Господом раб Божий Измаил».  У кого теперь возникнет в этом сомнение?!

Обновленный музей

После торжественного перерезания ленточки и водосвятного молебна нас приглашают посетить обновленный музей, которому уже 10 лет. Спешу увидеть новую экспозицию.  Людмила Николаевна рассказывает, что создавалась она нелегко.  Много дней вместе с дочерью провели они в Рязанском областном госархиве, в РГАЛИ, ездили в Санкт-Петербург в Архив Академии наук, чтобы наполнить экспозицию интересными документами. Помогла  с экспонатами и директор музея И.И. Срезневского при РГУ им. С. Есенина Н.В.  Колгушкина. Вся эта работа была оплачена средствами гранта, который был получен от Фонда Преподобного Серафима Саровского в рамках проекта «Православная инициатива 2011». Ремонт в музее и работу художников финансировали администрация Рязанской области и администрация Шиловского района.

В рамках проекта издана новая книга «Срезнево… Мой милый сердцу уголок».

Экспозиция к празднику сильно  преобразилась – совсем другой формат, художественное решение, насыщенность информацией и документами. Особое внимание привлекает стенд, посвященный совместной деятельности и дружбе ученого с великими архипастырями Русской Православной церкви XIX столетия. «Это уникальные письма архиепископов Филарета (Гумилевского) и Макария (Миролюбова),  к И.И. Срезневскому», – с гордостью показывает руководитель музея, – «которые иллюстрируют нам теплые дружеские отношения последних, а также их совместную деятельность в издании трудов по церковной археологии и палеографии, исследовании исторических церковных документов и летописей; письмо Измаила Ивановича к святителю Гавриилу Рязанскому с просьбой переправить в Срезнево священные сосуды – дар семьи Срезневских  Покровскому храму. Из потира, подаренного ученым, до сих пор причащаются теперь уже в Казанском храме. У нас осталось еще много интересных документов по этой тематике (например, переписка с митрополитом Макарием (Булгаковым), архимандритом Леонидом (Кавелиным) и игуменом Дамаскином (настоятелем Валаамского монастыря), которые не вошли в экспозицию, просто не хватило места. Они требуют изучения и, конечно же, издания».

Перед иконой

Пока мы общались с Людмилой Николаевной, в Срезнево развернулись гуляния: на берегу раскинулись игровые площадки,  ложи с изделиями народных промыслов. Многочисленных гостей развлекали местные фольклорные коллективы. Но почему-то  от этого шума меня потянуло в тишину храма.

Переступив порог, закрываю глаза. Необычайным благоуханием славится срезневский храм, часто здесь мироточат иконы. Никого… Только мерцают огоньки свечей, строго и скорбно глядят как будто в самую глубину души лики святых. Встаю на колени перед иконой Матери Божией «Споручница грешных» и молюсь… За упокой души этого необыкновенного человека… За процветание и благополучие нашей многострадальной страны… За это бесконечное лазоревое небо над моей землей… За счастье жить… Какая-то тихая радость разливается в сердце… Да будет воля Твоя!

Анна КОРОЛЕВА

 

 

В начало

Тест на православность

«верные чада Церкви» забыли, что Господь милует тех, кто принес ему искреннее и всецелое покаяние

У высокого неба

«Выше, выше только небо», – любил говорить святитель Феофан Вышенский, 22 года подвизавшийся в затворе в Свято-Успенском Вышенском монастыре

Аллея памяти

17-18 июля в Солотчинском Рождества Богородицы женском монастыре побывали потомки князя Олега Рязанского

«Русские мифы» 2012

Привело меня сюда литературное братство, которое, несмотря на его разношерстность, разновекторность, разноуровневость, все-таки существует

ЦАРСКИЙ ХРАМ

17 июля празднуется память святых Царственных страстотерпцев

«Да будет воля Твоя»

200-летие со дня рождения великого русского ученого-филолога, академика И.И. Срезневского

Церковь и родители

Вопрос редакции газеты «Благовест» протоиерею Сергию Рыбакову, председателю отдела образования и катехизации

Тайны гениев

Они сделали столько – и для развития русской литературы, и для русской культуры, и для формирования русского мировосприятия, что  мы, можно сказать,  до сих пор находимся не «впереди», а  «позади» них

«Небесный огонь» Олеси Николаевой

Череда неслучайных «случайностей», лаврские, печорские паломничества, курьезы церковной жизни

Колокол слепого Лазаря

Памяти разрушенной Казанской церкви села Истлеево

АЛАЯ ПТИЦА

Террористы жаждали потрясений, но в отличие от тех, кому выносили смертные приговоры, нигде не работали, называя себя профессиональными революционерами

200-летие со дня рождения великого 
русского ученого-филолога, академика 
И.И. Срезневского