Логотип рязанской газеты "Благовест"

Заметки часописца

«Русские мифы» 2012

Мне одного рождения мало –

Расти бы мне из двух корней;

Жаль, Черногория не стала

Второю Родиной моей.

Восклицаю и я вслед за Владимиром Высоцким, написавшим эти строки, удивительно созвучные моему сердцу, ощущению Черногории после посещения этой теплой страны.

Привело меня сюда литературное братство, которое, несмотря на его разношерстность, разновекторность, разноуровневость, все-таки существует.

Объединяет его «великий и могучий русский язык». Русский человек, особенно литератор, и даже русскоязычный, оказавшись за границей, в любом случае, является проводником всего русского духа, мощи, что он, даже и невольно, несомненно впитал в себя через русскую культуру.

Писатель Юрий Дружников, родственный во многом Александру Солженицыну, выдворенный из России в конце 80-х годов ХХ века за его антисоветские произведения, в первую очередь за документальную книгу «Доносчик 001 или Вознесения Павлика Морозова», находясь в эмиграции в Америке, все время возвращался в своем творчестве к знаковым фигурам русской литературы. Три его эмигрантских романа связаны с именем Пушкина. Преподавая русскую литературу в Калифорнийском университете, будучи одним из крупнейших американских славистов, Юрий Ильич был близок православно-христианским идеям. Среди героев одного его из самых сильных произведений, романа «Ангел на кончике иглы», выдвигавшегося на Нобелевскую премию, есть православный философ. В финале мощно проступают купола как альтернатива в призрачном мире строящегося коммунизма.

Имея такую возможность, Ю.И. Дружников три раза в году в своем доме в Дейвисе, США, устраивал литературные встречи друзей, на которых все читали свои произведения. После его кончины в 2008 году в память о «мудром, талантливом человеке и писателе», его вдова, мемуарист Валерия Дружникова, президент Международного литературного фонда имени Юрия Дружникова, и Лола Звонарева, секретарь Союза писателей Москвы, лауреат всероссийских и международных премий, стали организаторами Международных литературных фестивалей «Русские мифы».

«Мы хотели, чтобы на таких фестивалях встречались разные поколения. Старшие мудрые, которые могут поделиться опытом и помочь нам в сложной ситуации выживать. Среднее поколение, полное сил, готовое все принять на свои плечи, и младшие, которые ищут свой путь», – определила задачи и цели фестиваля Лола Звонарева.

«В литературной жизни есть такие негативные явления, которые нужно стремиться преодолевать», – считает она. – «Наметилась некая замкнутость в писательской сфере. Как точно сказал Владимир Ильич Гусев: «В Москве царствует кучкизм. И в Москве, и в Рязани литераторы разбились на некие группки, внутри которой свой кумирчик. На самом деле, много очень достойных и талантливых людей и в современной России, и в Европе, только многие мало знакомы. Затевая фестиваль, мы предполагали, что должны преодолевать и разные жанровые связи, потому что прозаики, например, к поэтам относятся насторожено, у драматургов вообще свой мир. Ни те, ни другие не знают художников. Юрий Ильич в этом плане показал достойный пример объединения творческих людей. На наши фестивали мы приглашаем обязательно издателей, журналистов».

Среди пятидесяти участников IV фестиваля «Русские мифы» в Черногории оказалась и я. К моей радости, было много воцерковленных людей, приближающих своих читателей, зрителей к познанию Божией истины, людей искренних, глубоких, талантливых. С ними за десять дней общения, паломнических поездок, совместной молитвы в дивном храме в честь святителя Спиридона Тримифунтского в поселке Дженовичи, в православной Черногории, всегда дружественной России,  совпали многие ощущения, ценности, приобретения, которые дал фестиваль .

Для секретаря правления Союза писателей России, поэта Алексея Шорохова, одним из знаковых моментов фестиваля была поездка в Цетинский монастырь к деснице Иоанна Крестителя. «Самые серьезные и важные ощущения, которые у меня останутся,  надеюсь, навсегда», – подвел он итоги своего участия в фестивале, – «и от этой службы на престольный праздник в Дженовичах, нас принимали на этом празднике с балканской простотой и открытостью, которую ни в Москве, ни в Рязани не встретишь. И, конечно, литургия у мощей святителя Николая в Барии. Что касается самих участников фестиваля, то здесь дело не в том, что разный направленческий разброс, а разный уровень его участников. Хорошо, когда участвуют и дети, но их выступления должны быть соизмеримы с признанными авторами».

Сергей Соколкин, заслуженный работник культуры РФ, член президиума Московской городской организации Союза писателей России: «В фестивале участвую первый раз. Считаю, что этот фестиваль очень нужен. Со многими интересными людьми, с кем не сводила судьба, я здесь познакомился. Это было очень приятно. Плохо то, что Союз писателей и государство официально не проявляют к этому интереса, и людям приходится все делать за свой счет. Хорошо, что нашлась такая подвижница как Лола, которая на себе как мать-Тереза все это выволокла. Сделала, на мой взгляд, все очень хорошо! Плохо, что совершенно разный профессиональный уровень участников. То, что попытались свести писателей и художников, – это здорово!».

И, следуя традиции фестиваля, на котором часто обращались к мнению литературоведа, профессора, заведующей кафедрой русской и зарубежной литературы Вятского государственного университета Елены Олеговны Галицких, предоставляю ей слово: «Для меня этот фестиваль имеет три очень важных результата. Первый – это интегративное его начало. Когда встречаются вместе писатели, поэты, литературоведы, искусствоведы, художники, педагоги, это объединяющее начало очень продуктивно. У каждого есть чему поучиться, и стремление понять друг друга для меня тоже очень важно. Второй – это перспектива чтения. Такие фестивали всегда раскрывают новые идеи, горизонты.  Третье – это эмоционально-эстетические впечатления. Для меня каждый человек – это встреча. Не случайно одно из моих любимых понятий в литературоведении, педагогике, богословии – это идея встречи. Антоний Сурожский написал замечательную книгу о встрече, где он говорит, что каждый человек – это определенная Божья помощь, потому что через человека, через книгу, через события ты получаешь какие-то очень важные жизненные уроки. Фестиваль «Русские мифы» для меня ценен объединением этих трех презентаций».

Кроме того  в Дженовичах у меня было удивительная встреча с храмом святого, которого я раньше совсем мало знала, – это храм Святого Спиридона Тримифунтского.

Фестиваль «Русские мифы» в Дженовичах дал мне много пищи для размышлений, материалов в редакционный портфель как «Благовеста», так и «Ступеней», самое главное – дал возможность соприкоснуться с этой удивительной, такой непохожей на Россию, но близкой и ставшей почти родной страной.

Ирина ЕВСИНА

 

 

 

 

В начало

Тест на православность

«верные чада Церкви» забыли, что Господь милует тех, кто принес ему искреннее и всецелое покаяние

У высокого неба

«Выше, выше только небо», – любил говорить святитель Феофан Вышенский, 22 года подвизавшийся в затворе в Свято-Успенском Вышенском монастыре

Аллея памяти

17-18 июля в Солотчинском Рождества Богородицы женском монастыре побывали потомки князя Олега Рязанского

«Русские мифы» 2012

Привело меня сюда литературное братство, которое, несмотря на его разношерстность, разновекторность, разноуровневость, все-таки существует

ЦАРСКИЙ ХРАМ

17 июля празднуется память святых Царственных страстотерпцев

«Да будет воля Твоя»

200-летие со дня рождения великого русского ученого-филолога, академика И.И. Срезневского

Церковь и родители

Вопрос редакции газеты «Благовест» протоиерею Сергию Рыбакову, председателю отдела образования и катехизации

Тайны гениев

Они сделали столько – и для развития русской литературы, и для русской культуры, и для формирования русского мировосприятия, что  мы, можно сказать,  до сих пор находимся не «впереди», а  «позади» них

«Небесный огонь» Олеси Николаевой

Череда неслучайных «случайностей», лаврские, печорские паломничества, курьезы церковной жизни

Колокол слепого Лазаря

Памяти разрушенной Казанской церкви села Истлеево

АЛАЯ ПТИЦА

Террористы жаждали потрясений, но в отличие от тех, кому выносили смертные приговоры, нигде не работали, называя себя профессиональными революционерами

Заметки часописца