Логотип рязанской газеты "Благовест"

Моя родословная

Епископ в роду

40 лет назад 11 августа 1972 года преставился ко Господу епископ Рязанский и Касимовский Борис (Скворцов)

Когда была жива моя бабушка, Скворцова Любовь Анатольевна (1919 г.р.) – в замужестве Черепова – я почти не расспрашивал ее о предках Скворцовых. Думал, что успею позже. Сама она тоже мало рассказывала. А что и говорила – я вскоре забыл. Когда в 2001 году бабушка умерла, оказалось, что вокруг меня не осталось никого, кто носил бы фамилию Скворцов – ни по прямой мужской, ни по женской линии. Документов, писем, фотографий из «бабушкиного сундука» тоже не сохранилось. Все странным образом было потеряно сразу после смерти бабушки.

И в какой-то момент я понял, что потеряны не только документы и фотографии, но вместе с этим во мне самом что-то безвозвратно уходит. Я замечал в своем характере черты, которых не видел ни в отце, ни в матери. Откуда во мне этот неведомый «генетический код», объяснить не мог. Тогда я предположил, что ключ к коду нужно искать глубже – в дедах, прадедах и прапрадедах. Но что мне о них известно? Кто они? С какой планеты?

Никто из трех дочерей моей бабушки (в их числе и моя мама), как оказалось, не знали историю своего рода дальше отца и матери, то есть знали ровно столько, сколько, по мнению когда-то руководящей коммунистической партии, было достаточно для строительства светлого будущего в отдельно взятой стране. В стране, в которой на протяжении десятилетий выковывался новый «советский человек». Человек, гордо шагающий в будущее. Без оглядки на прошлое. Без оглядки на потери. Без оглядки на миллионы перемолотых судеб. Без возможности узнать правду той, дореволюционной России, из которой мы все родом. Без права на это родство.

Так семь лет назад я «откопал боевой топор» и в одиночку вышел на тропу архивных исследований семейной истории Скворцовых.

Первым «боевым трофеем» был ответ из рязанской епархии о том, что в нашем роду был ни много, ни мало епископ. Епископ Рязанский и Касимовский Борис (Скворцов). В миру Борис Гаврилович Скворцов. Мне он приходится двоюродным прадедом.

Родился 30 сентября 1895 г. в с. Стрешнево Данковского уезда Рязанской губернии в семье священника Гавриила Михайловича Скворцова.

С этого момента началось мое знакомство с родом рязанских священнослужителей Скворцовых и … с самим собой.

Оказалось, что о владыке Борисе сохранилось много свидетельств и воспоминаний. Даже фотографии были. Узнал, что он был седьмым ребенком в семье – стал искать информацию о братьях и сестрах. Сегодня я знаю даты и место рождения всех:

Скворцова Елисавета Гавриловна, родилась 07.05.1889 г. в с. Стрешнево Данковкого уезда Рязанской губернии.

Скворцов Михаил Гаврилович, родился 02.02.1894 г. в с. Стрешнево Данковкого уезда Рязанской губернии.

Скворцов Анатолий Гаврилович – мой прадед, родился 02.02.1897 г. в с. Стрешнево Данковкого уезда Рязанской губернии. В 1919 г. в Рязани родилась его дочь – Скворцова Любовь Анатольевна – моя бабушка.

Скворцов Владимир Гаврилович, родился 27.03.1899 г. в с. Стрешнево Данковкого уезда Рязанской губернии.

Скворцов Николай Гаврилович, родился 03/04.05.1901 г. в с. Стрешнево Данковкого уезда Рязанской губернии.

Скворцов Иван Гаврилович, родился 18.01.1904 г. в с. Стрешнево Данковкого уезда Рязанской губернии.

Итак, все родились в с. Стрешнево, где с 1887 г. по 1910 г. в Казанском храме служил священником их отец – Скворцов Гавриил Михайлович. Мой пра-прадед.

Отец Гавриила Михайловича тоже был священником. Звали его Скворцов Михаил Иоаннович – мой пра-пра-прадед.

Его отец тоже был священником. Звали его Скворцов Иоанн Евфимиев. Ефимович то есть. Мой пра-пра-пра-прадед. И его отец тоже священник. Он даже Скворцовым еще не был. Был, как и многие в то время, без фамилии. Просто Евфимий Васильев. С 1799 г. по 1808 г. служил священником в Архангельском храме с. Барятино, тоже Данковского уезда Рязанской губернии.

Ничего себе история строителей коммунизма, подумал я. И предположил, что, имея в родстве таких «классовых врагов», моя бабушка могла намеренно скрывать от своих детей и от нас, внуков, свое священническое происхождение. Бабушка оберегала наше «советское будущее». Но этот мираж растаял в 1991 г. И остались мы все с тайнами «советского прошлого».

Моя тайна была такая: что произошло со священнослужителями Скворцовыми после 1917 года? На этот вопрос я уже заранее знал ответ. Но все же полез в архивы.

И выяснил, что репрессированы были как минимум трое:

Скворцов Тихон Михайлович, 1865 г.р. (Он приходится родным братом моему пра-прадеду Гавриилу Михайловичу). В 1887 г. окончил Рязанскую Духовную семинарию и в 1888 году определен священником на место своего покойного отца к Знаменской церкви с. Спешнево-Подлесное. В этом храме священник Тихон Михайлович Скворцов прослужил более 40 лет. В феврале 1930 года священник Знаменского храма Тихон Скворцов был арестован по обвинению в антисоветской агитации (ст.58-10 УК РСФСР). На допросах о. Тихон признавал, что часто проповедовал в церкви, призывая жителей с. Спешнево-Подлесное помогать церкви деньгами, чтобы ее не закрыли за неуплату налогов. При этом открыто говорил, что как «убежденный священнослужитель» считает закрытие церквей «безбожным делом». Вместе с тем, все обвинения в антисоветской деятельности против колхозного строительства о. Тихон Скворцов отверг и виновным себя не признал.

В марте 1930 года, в возрасте 65 лет, он был приговорен к высылке в Казахстан на 3 года.

О дальнейшей судьбе Тихона Михайловича Скворцова ничего не известно.

Известно, что на момент ареста в 1930 году была жива его жена Пелагея Ивановна Скворцова (в девичестве – Перехвальская). Вместе с женой Пелагеей прожил Тихон Михайлович долгую семейную жизнь. В браке родилось у них 16 детей !!! Как сложилась их жизнь? Об их судьбе известно очень мало.

Одного из их сыновей – псаломщика Богоявленского храма с. Бигильдино Данковского района – Михаила Тихоновича Скворцова, 1898 г.р.,  тоже арестовали в 1932 году. По той же статье 58-10 (антисоветская агитация) в апреле 1933 года он был приговорен к высылке на 5 лет в Северный Край (Архангельская, Вологодская или Кировкая области).

О дальнейшей судьбе Михаила Тихоновича Скворцова также ничего не известно.

Еще одним репрессированным был Скворцов Иван Гаврилович – родной брат владыки Бориса.

Этот Иван Гаврилович не был священником. Но носил в себе «генетический код», чуждый большевистской идеологии. Этого было достаточно.

16 сентября 1936 года арестован. Обвинялся по ст. 58-10 ч.1 УК РСФСР в том, что «будучи враждебно настроенным к политике Советской Власти и Компартии, систематически вел контрреволюционную агитацию, выражал враждебные настроения к руководителям Советского государства и ВКП(б)».

На момент ареста работал зав. складом Ростокинской фабрики искусственного волокна, проживал с семьей в г. Москве, Ильинка, проезд Владимирова, д. 4, кв. 4.

Скворцов И.Г. был приговорен к 5 годам лишения свободы в исправительно-трудовом лагере.

В 1937 году прибыл в Ухтпечлаг НКВД из Бутырской тюрьмы. Находясь в ОЛП №3 Ухтижемлага НКВД, умер 12 апреля 1942 года «от крупозного воспаления легких. Похоронен на кладбище городского поселка Ухта».

Жена и сын И.Г. Скворцова – Ольга Петровна Скворцова и Вячеслав Скворцов похоронены в г. Рязани, на Скорбященском кладбище. Место могилы известно. Нет фотографии.

С такими находками о репрессированных Скворцовых я подошел к 2009 году.

Шел четвертый год моего исследования дореволюционной православной России на примере судьбы большой священнической семьи.

Как-то совершенно случайно наткнулся в интернете на Скворцова Василия Михайловича, 1859 года рождения. К 1915 г. тайный советник. Чиновник Святейшего Синода, церковный миссионер, издатель и публицист.

Сначала думал, что однофамилец. Проверил по архивным церковным записям – оказался тоже из нашего рода Скворцовых. Он – еще один родной брат моего пра-прадеда Гавриила Михайловича.

Родился 12.01.1859 г. в с. Спешнево-Подлесное Данковского уезда Рязанской губернии. В 1879 г. окончил Рязанскую духовную семинарию. В 1884 году окончил Киевскую Духовную Академию – со степенью кандидата-магистранта богословия. 31 марта 1885 года сочетался законным браком с девицей Юлией Александровной Громаковской. Прожил с ней всю жизнь. С ней родилось 5 детей: Михаил, Александр, Вера, Валентина, Татьяна.

В 1895 г. в чине коллежского советника назначен на должность чиновника по особым поручениям при обер-прокуроре Св. Синода К.П. Победоносцеве.

В 1915 г. вышел в отставку в чине тайного советника.

В 1896 г. основал в России журнал «Миссионерское обозрение». Был издателем и редактором журнала с 1896 г. по 1916 г.

В 1899-1900 гг. семья Скворцова В.М. переезжает в Санкт-Петербург. В 1915-1917 гг. проживает по адресу: Невский проспект, 153. В этом же доме находится издательство.

В 1906 году основал церковно-политическую газету «Колокол». Был ее издателем и редактором до 1917г.

А что же с ним-то стало после 1917-го года? Неужели и этот раздавлен жерновами «красного террора»? Нет. Остался жив. Но вынужден был покинуть родную землю и доживать свой век беженцем.

После революции в 1917 г. семья Скворцова В.М. уезжает в Крым (в г. Гурзуф). В 1920 г. вместе с Русской Армией семья эвакуируется из Ялты через Константинополь – в Сербию.

Скворцов В.М. был представителем русской колонии в г. Панчево (Сербия). Член Всезаграничного Церковного Собора в г. Сремски-Карловцы в 1921 г. (Сербия). Один из основателей русской церковной общины в г. Сараево (Босния).

В 1925 году Скворцов Василий Михайлович был назначен профессором Сараевской духовной семинарии.

Скворцов В.М. был сотрудником сербских журналов «Црква и Живот» (до 1929 г.) и «Гласник Патриiаршиiе» (до мая 1932 г.).

Скворцов Василий Михайлович был лично знаком с Патриархом Сербским Варнавой и с королем Югославии Александром I.

Умер в Сараево 02.05.1932 г. (похоронен в Сараево 04.05.1932 г.).

В 1917 году была разорвана цепь поколений. До этого момента у каждой семьи была своя многовековая история. После 1917 года – отречение от истории своей семьи, бегство от террора, ужасы братоубийственной гражданской войны, отречение от памяти и веры предков.

Этот год как ножом разрезал судьбу рода Скворцовых на «до» и «после».

17 августа 1917 года умирает священник Борисо-Глебской церкви г. Рязани Гавриил Михайлович Скворцов – отец будущего владыки Бориса Скворцова. Хоронить его на Лазаревском кладбище в Рязань приехали оба брата: Василий Михайлович – отставной чиновник Св. Синода, тайный советник, церковный миссионер и издатель и Тихон Михайлович – сельский священник. На этих похоронах собрались многие родственники. Думаю, что такой большой семьей после октября 1917-го Скворцовы уже никогда не собирались.

В тот день они прощались не только с родным человеком, но и с целой эпохой. Они прощались с Православной Россией.

Через несколько дней Василий Михайлович уехал в столичный Петроград. Тихон Михайлович вернулся в русское село.

В августе 1917 г. молодой Борис Скворцов назначен вторым священником в Борисо-Глебский храм. В сентябре 1917 г. он рукоположен во диакона и в том же сентябре диакон Борис в Успенском кафедральном соборе был рукоположен во священника к Борисо-Глебскому храму города Рязани.

Борис Скворцов выбрал свой путь: служить Богу и памяти отца. С этого года и до самой своей смерти, часто не зная, где сейчас его кровные родственники, Борис Скворцов будет возносить молитвы Господу об их спасении.

После революции многие и многие из большого рода Скворцовых рассеялись по миру. Никаких следов того, что где-то кто-то из потомков до сих пор жив, обнаружить мне не удалось. И если Скворцовых никого в живых не осталось, то я хочу своими силами возродить память об этом священническом роде и среди священства рязанской церкви, и среди тех рязанцев, которым просто небезразлична история своей земли.

Однажды я понял, что молитвы владыки Бориса (Скворцова) были адресованы всем потомкам Скворцовых. В том числе и мне. Я их услышал. Молюсь теперь и сам в память об умерших Скворцовых и с надеждой, что откликнутся живые. Верю, что они есть.

P.S. У владыки Бориса потомков не осталось. В августе 1917 г. он был повенчан с девицей Юлией Клавдиевной Екатеринской. 11 февраля 1921 г. Борис Гавриилович Скворцов овдовел – его супруга матушка Юлия скончалась. По материалам допроса о. Бориса в 1925 г. в составе семьи Бориса Скворцова указан сын – Сергей Борисович Скворцов в возрасте 7 лет (есть справка ФСБ по материалам уголовного дела за 1925 г.). Предполагаю, что родился Сергей в 1918 г. в Рязани. Архивных записей о рождении Сергея Скворцова найти не удалось.

Насколько мне известно, сын владыки Бориса – Сергей Скворцов – умер в юном возрасте. Есть фотография могилы Юлии Клавдиевны Скворцовой – похоронена вместе с сыном Сергеем на Лазаревском кладбище г. Рязани.

Андрей ПАВЛОВ

Тел. 8-910-790-41-15

E-mail: apavlov52@rambler.ru

 

 

В начало

ПОЧЕМУ ЗАТЯГИВАЕТСЯ ПРОЦЕСС НАД «ПУССИ РАЙОТ»?

Интернет-продукция, которую видели многие, интересовавшиеся происшедшим, была в тот же день сделана или самими участниками, или, скорее всего, их сообщниками. Это компиляция разных кадров

Что рассказал Успенский храм

Русский народ всегда любил и почитал Божию Матерь, обращаясь к ней со всеми своими радостями и горестями, поэтому почти в каждом городе есть храмы, построенные в ее честь

Помогает родная земля

Уже более полугода на древней Рязанской земле образована Рязанская митрополия, в состав которой входит три епархии

Матрона из Анемнясево

Анемнясево когда-то было большой многолюдной деревней. Сейчас здесь нет ни храма, ни работы, ни школы. Но один раз в году она оживает и наполняется людьми

Епископ в роду

40 лет назад 11 августа 1972 года преставился ко Господу епископ Рязанский и Касимовский Борис (Скворцов)

Благословение игуменьи Афанасии

Повествование это о событиях, имевших место в далеком 1931 году, вдруг при странном стечении обстоятельств вставших передо мной так явственно и четко, как будто не было тех 80 лет, которые разделяют нас

Под парусами «Святого Христофора»

«Убежден, что вы не просто «играете» в историю, но достойно ее возрождаете, позволяя молодому поколению россиян полнее прикоснуться к истокам совместного исторического прошлого»

Паломничество в забытые храмы

В июне состоялась поездка членов Православного молодежного общества «Гранат» по заброшенным храмам Пронского, Скопинского и Михайловского районов

Секрет счастья

На вопросы отвечает протоиерей Артемий ВЛАДИМИРОВ, г. Москва

Исцеления целителя Пантелеимона

Беседа Ирины ЕВСИНОЙ с настоятелем храма в честь целителя и великомученика Пантелеимона в Рязанском геронтологическом центре (так называемая Мальшинская богадельня)

В честь пророка Илии

Недалеко от села Ерахтур Шиловского района находится источник пророка Илии. Расположен он рядом с трассой Шилово-Касимов, и редко кто проедет мимо чистейшего родника и милой часовенки с купальней

Три радости

Пресвятая Богородица сегодня с нами, –возгласил на проповеди епископ Дионисий. И от его слов дрожь пробежал по телу, а к горлу подступил комок

«Крепкая помощница» села Федотьево

В Рязани образ иконы Матери Божией Одигитрии чтился с давних пор. В древних летописях славян «Одигитрия» означает «крепкая помощница»

У батюшки Серафима

Над кроватью семилетней Лизы висит икона преподобного Серафима Саровского Чудотворца. И ее пытливый ум не раз обращался к подвигу батюшки Серафима. Почему в лесу? На камне? Где жил? Как жил?

1970-е
епископ Рязански
й и Касимовский 
Борис (Скворцов)40 лет назад 11 августа 1972 года преставился 
ко Господу епископ Рязанский и 
Касимовский Борис (Скворцов)