Логотип рязанской газеты "Благовест"

Следующая остановка «Воля»

Мне уже приходилось сажать на поезд незнакомых людей, которые плохо знают Рязань. Но в этот раз я сильно волновалась: ведь мне нужно было проводить девочек, только что освободившихся из женской подростковой воспитательной трудовой колонии во Льгово. В этот холодный декабрьский день я была волонтером Благотворительного фонда во имя святителя Василия Рязанского, который, выиграв грант фонда «Православная инициатива», с апреля 2012 года работает по программе социальной и духовной поддержки юных воспитанниц Льговской колонии.

Руководитель проекта Наталья Вячеславовна Калинина после процедуры освобождения девушек из колонии встретила Наташу, Сашу и Вику у ворот, раздала сухие пайки и на рейсовом автобусе повезла их на железнодорожный вокзал «Рязань-2». Здесь я встретилась с девочками. Две недели до встречи с ними я была в колонии и имела представление о том месте, где они провели за решеткой год, два, а то и три.

Вместе с Натальей Вячеславовной и заместителем декана по воспитательной работе факультета русской филологии и национальной культуры РГУ имени С.А. Есенина, Ю.В. Орловой и студентами-волонтерами этого же факультета мы приезжали во Льгово проводить анкетирование, чтобы узнать получше их семейное положение, интерес к православию, чтобы по возможности помочь им найти православных знакомых. Мы встречались с девушками в одном из классов школы колонии. Нам разрешили пообщаться только с десятью самыми мирными воспитанницами. Встреча прошла очень тепло и дружелюбно: каждый рассказал о себе, о своих планах на будущее и мечтах. На душе было так светло от искреннего общения, что мы не могли не порадовать друг друга прекрасным пением. Из-за того, что время встречи было ограничено, дело до анкет не дошло. Думаю, что ничего страшного, ведь живое общение гораздо важнее. После поездки во Льгово мне захотелось продолжить общение с девочками, помочь им, поэтому я с легкостью согласилась проводить их на поезд. Но, несмотря на это, по дороге на вокзал я очень переживала: смогу ли я найти с Сашей, Наташей и Викой общий язык, не обидят ли они меня, о чем я буду с ними говорить, смогу ли заинтересовать беседой…

Но я зря волновалась: девочки радостно меня встретили. Они не ждали от меня особенных слов, историй, которыми обычно заполняют досуг, они были просто рады тому, что я к ним приехала, уделила внимание, время, а главное, не оставила одних в незнакомом городе. Ведь все они были издалека: Наташа из Перми, Саша из-под Волгограда, Вика из Оренбургской области.

Когда я шла на встречу с девочками, то представляла их одинаково одетыми в скромную, неяркую одежду. Очень удивилась, когда увидела модных красавиц с праздничным макияжем, накрученными волосами и огромными блестящими сережками в ушах (пока я ехала, эти кокетки уже успели прикупить себе бижутерию). Освобождение для них самый настоящий праздник, поэтому подруги в колонии не пожалели ни сил, ни фантазии, чтобы в этот день сделать из Наташи, Вики и Саши настоящих принцесс. Только одно отличало бывших воспитанниц Льгова от сказочных героинь – натруженные, шершавые, будто не отмытые руки.

Именно эта деталь в их образе напоминала, что возвращались они не с курорта, а из места со строгим режимом – воспитательно-трудовым.

Потирая свои руки, они рассказали мне о своей работе за колючей проволокой. Саша трудилась на швейном производстве, пришивала карманы. Иногда работу приходилось переделывать по нескольку раз, мастера учили девочек выполнять работу хорошо. Старания Саши не прошли даром, она получила сертификат швеи третьего разряда, который с гордостью продемонстрировала мне вместе со школьным аттестатом. В колонии все воспитанницы имеют возможность учиться в школе до одиннадцатого класса. Некоторые из них, попадая во Льгово, имели всего три-четыре класса образования.

Наташа работала на кухне. Это место хоть и хлебное, но далеко не курортное: в колонии около ста воспитанниц, поэтому приходилось много готовить. А еще девочкам приходилось убираться в отрядах, «генералить», как они говорят.

Вика находилась на облегченных условиях содержания (за пределами колонии), но от работы ее не освобождали. Она трудилась на скотном дворе: ухаживала за свиньями. Ей, городской жительнице, было сложно привыкнуть к животным. В колонии большое подсобное хозяйство, есть парники, картофельное поле. Вся продукция идет на стол колонисткам. В их ежедневном рационе обязательно фрукты, йогурты. Одна из девушек как-то пожаловалась проверяющим на жирный суп за обедом, из-за которого она «набирает килограммы».

После рассказов девушек я была рада, что для них года жизни за решеткой закончились. Действительно, окончание срока было для них настоящим предновогодним сюрпризом: Саша и Наташа были освобождены условно-досрочно, а Вика по окончанию срока, но тоже немного раньше. Они не стали рассказывать, за что их посадили, да я и сама не спрашивала: зачем вспоминать печальное прошлое, когда впереди светлое будущее.

Глядя на девочек, я поняла, как много для человека значит семья. Наташу с Сашей дома ждали родные, они светились от счастья, поддерживали разговор, торопились домой. А Вика все время была молчаливой и грустной, потому что у нее не было надежного причала: в квартиру к матери с сожителем возвращаться не хотелось, т.к. ее маму лишили родительских прав за злоупотребление алкоголем, а сестренку отдали в приют.

Именно с Викой я провела больше всего времени, потому что ее поезд должен был отправиться поздно вечером. Мы посадили Наташу и Сашу в вагоны, пожелав им доброго пути, и встретились с Натальей Вячеславовной, которая отлучалась на уроки в школу, где она ведет курс семейной педагогики.

За непринужденной беседой Наталья Вячеславовна дала Вике несколько наставлений. Она посоветовала ей нарисовать четкую картинку своей будущей жизни с православным мужем, с детьми, и следовать ей, как путеводной звезде, искать помощи в храме, не связываться больше со старыми друзьями и, самое главное, не обижаться на маму, а оказывать ей поддержку.

Время уже поджимало, и нужно было идти на вокзал. Вообще Наталья Вячеславовна всегда водит девочек в Кремль, рассказывает о святом Василии Рязанском, о святых Петре и Февронии, кормит их в кафе. Если они просят, водит их в парикмахерскую или по магазинам, чтобы купить подарки родным.

В этот день, к сожалению, мы не сходили с девочками ни в храм, ни в  Рязанский кремль, как это обычно делала Наталья Николаевна при встрече с ними в Рязани.

За время работы по проекту Н.Н. Калинина уже проводила домой около сорока воспитанниц колонии. Сопровождение воспитанниц колонии на поезд до дома – одно из направлений работы по гранту. На первый взгляд это может показаться не слишком важным занятием, но это не так – не раз бывали такие случаи, когда девушки, оказавшись за воротами колонии, хлебнув «глоток свободы», предпринимали какие-то противоправные действия и… вновь оказывались за решеткой.

Оказавшись на воле, среди стольких соблазнов, не все могут с ними справиться. Да и одному добраться до вокзала в чужом городе, если тебе семнадцать лет, не так просто. «Девочки должны понять, что людям небезразлична их судьба, что они не одиноки, им сопереживают», – объясняет Наталья Вячеславовна.

Беседуя, мы не заметили, как быстро пролетело время, и Викин поезд уже подошел. С напутственным словом мы посадили нашу последнюю красавицу в поезд, и стали ждать на перроне, что она все-таки выглянет в окно и помашет нам на прощание. Но Вика, как и другие девочки, сразу же забыла про нас. Но мы не обиделись, ведь у них начинается новая жизнь на воле, а значит, нельзя оглядываться назад.

Анна ДОБРОЛЕЖА

 

 

В начало

400 лет Дому Романовых

В 2013 году исполняется 400 лет Дому Романовых

Труды и дни святителя Феофана Вышенского

В XIX столетии слава Вышенской обители распространилась далеко за пределами шацкого края. Продолжателем дела строителя Тихона стал архимандрит Аркадий (1825-1907), который был настоятелем 46 лет

Рождество в соборе

Несмотря на то, что наш приход молодой, у нас сложилась крепкая приходская семья

С любовью к ближним

Очень часто люди нуждаются просто в моральной поддержке, уходе, и из прихожан создаются временные группы ухода за больными

Свет тихой звезды

Как правильно проводить канун светлого праздника Рождества Христова, что такое святки, о значении рождественских колядок

Экспедиция под взрывами

Большое впечатление производит и само место рождения Иисуса Христа. Это древняя базилика, одна из немногих уцелевших

С чего начать?

Не будет, увы, инструкции «Как воспитать настоящего христианина»

Когда сын обманывает

Отвечает протоиерей Артемий Владимиров, настоятель храма Всех Святых в Красном Селе (г.Москва)

Дерево судят по плодам

Гораздо легче стоять с плакатиками, чем начать реально что-то делать: взять под опеку ребенка, помочь семье

Следующая остановка «Воля»

Оказавшись на воле, среди стольких соблазнов, не все могут с ними справиться. Да и одному добраться до вокзала в чужом городе, если тебе семнадцать лет, не так просто

Из настоящего мальчишки вырастет настоящий мужчина

Чтобы мальчишка не вырос хлюпиком, ему нужно особое воспитание

На полях русской славы

Уже второй год наш 11А класс  работает над научно-исследовательским проектом  «Поля России – поля воинской славы»

Советы Деду Морозу

Сегодня среди учителей, воспитателей, мультипликаторов, детских писателей все меньше людей, которые представляют себе мир детской души

Райские хутора

Священник, окормлявший тюремных узников, во время одного из посещений узнал, что дорогой его сердцу разбойник угодил в карцер

Мальчик из деревни Тимониха

Ушел из жизни писатель Василий БЕЛОВ

во ЛьговоСледующая остановка «Воля»