Логотип рязанской газеты "Благовест"

Экспедиция под взрывами

Протоиерей Дмитрий ГОЛЬЦЕВ отвечает на вопросы Ирины ЕВСИНОЙ

Чрезвычайные обстоятельства

– Батюшка, совсем недавно Вы вернулись из очередной экспедиции по изучению Библии в древний Израиль, которая проходит под патронажем учебного комитета Русской Православной Церкви и по благословению архиепископа Верейского Евгения, ректора Санкт-Петербургской Духовной Академии, епископа Гатчинского Амвросия и митрополита Рязанского и Михайловского Павла. Кто на этот раз были Ваши спутники, какие задачи стояли перед Вами? Не помешали ли в осуществлении Ваших планов военные действия, которые проходили там в это время?

В поездке приняли участие заведующие кафедрами библеистики Московской и Санкт-Петербургской Духовных Академий, я, как преподаватель библейской археологии Санкт-Петербургской Духовной Академии, и протоиерей Алексий Ольховников, ключарь Николо-Ямского храма г. Рязани, в качестве студента-магистранта Санкт-Петербургской Академии. Вначале мы планировали осмотреть объекты юга Израиля, и остановиться в Ашкелоне, а затем переместиться в Иерусалим. Всё было спокойно, погода была теплая и солнечная, мы благополучно осмотрели необходимые объекты. Но на третьи сутки ночью нас разбудила сирена – начался ракетный обстрел, и все спустились в бомбоубежище. Утром, когда мы вышли на улицу, обстрел повторился, прямо на наших глазах пролетели четыре ракеты, которые вовремя перехватили. Из-за боевых действий нам пришлось сократить осмотр объектов в южной части Израиля и увеличить в центральной части.

«Керамические часы»

– В таких условиях Вам, наверное, было не до археологии?

Нет, почему же, мы занимались своими делами. Только некоторые объекты рядом с границей мы не смогли осмотреть, не рискнули туда поехать. Но тель Эль-Хизи, который находится в десяти километрах от границы, мы все-таки осмотрели. Этот тель в 20-е годы ХХ века раскапывал известный археолог Петри. На нем он отработал свою методику так называемых «керамических часов». Он раскапывал керамику на определенном уровне, соответствующую определенному археологическому слою, и сравнивал потом ее с египетской керамикой. На этом до сих пор археологи строят относительную датировку того или иного слоя. Затем посетили Лахиш – второй по величине город в Израиле, который часто упоминается в древней литературе. Известно, что в VIII веке до Рождества Христова он подвергался разрушениям со стороны ассирийских войск. В археологическом музее в Иерусалиме выставлены ассирийские барельефы из Ниневии, на которых изображается взятие Лахиша. Город был практически неприступным: он стоял на высоком холме и был окружен двойной стеной. Чтобы захватить его, ассирийцы сделали высокую насыпь, рампу, которая сохранилась до наших дней в хорошем состоянии. Представьте себе, ей две тысячи семьсот лет. Мы ее сфотографировали, будем показывать нашим студентам.

«Засыпанный храм»

Еще раз мы посетили Арад. Там когда-то существовал ханаанский город, который был заброшен. Спустя полторы тысячи лет, в Х веке до Рождества Христова, на холме рядом с ханаанским городом, на перекрестке торговых путей, была основана израильская крепость. Эта крепость интересна тем, что внутри нее был храм, подобный иерусалимскому. Во времена реформ царя Езекии этот храм был засыпан, потому что запрещалось посещать другие храмы, кроме иерусалимского. Он неплохо сохранился до наших дней. Как и иерусалимский храм, он состоит из трех частей: притвор, святилище и Святая Святых. В Святая Святых иерусалимского храма стоял Ковчег Завета, а здесь в Святая Святых стоят две моцевы – каменные плиты с полукруглым верхом, похожие на скрижали, которые обозначали Божество. Поэтому царь Езекия и был вынужден засыпать эти храмы, чтобы не было повода для распространения язычества. Очень хорошо сохранился жертвенник всесожжения. Мы измерили его и установили, что его стороны имеют размер, кратный размеру локтя, потому что раньше всё измеряли в локтях. Было две мерки – царский локоть (52,5 см) и обычный локоть (48 см).

Один из объектов – тель Мирсим – нам осмотреть не удалось, потому что он оказался за колючей проволокой, на территории Палестинской автономии. Но мы всё это компенсировали более подробным осмотром Иерусалима.

Путь скорби. Три версии

В один из дней мы прошли также по Кедронской долине, по долине Генном, осмотрели Акелдаму. В этой экспедиции мы попытались ответить на вопрос: где находилась претория Пилата. В последний день земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, когда Он молился в Гефсиманском саду, Его схватили и по долине Кедронской повели к дому первосвященника Каиафы. После этого Христа вели в преторию к Пилату. Где же она находилась? Существуют три основные версии. Согласно одной из них, преторией была крепость Антония, которая находилась в северной части Храмовой горы. Там стоял римский гарнизон, который контролировал положение дел на Храмовой горе. Это в настоящее время наиболее распространенная точка зрения. Именно от этого места начинается «Путь Скорби» – Виа Долороза. Но надо сказать, что традиция идти по Крестному пути Спасителя возникла в период крестовых походов (XI-XII вв.). Граница города тогда коренным образом отличалась от той, которая была во времена Иисуса Христа, поэтому нельзя сказать, что путь Виа Долороза точно соответствует тому пути, которым шел Христос. Во-вторых, можно усомниться и в том, что крепость Антония могла быть той самой преторией. Иерусалимский храм был местом собрания большого количества людей. Туда люди приходили со всей страны молиться Богу, там они общались друг с другом, узнавали новости. Как правило, все бунты, мятежи начинались там, поэтому там стояла крепость, и солдаты сразу начинали усмирять людей. Каково было бы Пилату жить в таком опасном месте?

Второе место, где мог проживать Пилат, это дворец Хасмонеев, который находился в центре Иерусалима. Хасмонеи – это маккавейские цари, которые получили власть, когда разбили греков, и правили какое-то время до римского владычества.

И, наконец, третье место – это дворец Ирода Великого. Это было большое здание, которое находилось около современных Яффских ворот в районе современного армянского квартала. Рядом находилась цитадель, которая включала в себя три мощные укрепленные башни Гиппик, Мириам и Фацаэль. Дворец был очень хорошо укреплен. Кроме того, Ирод любил жить в роскоши. Поэтому для Пилата дворец был очень удобен. Сейчас он считается наиболее вероятным местом, где мог жить Пилат. Мы помним, что в то время Ирод Антипа тоже находился в Иерусалиме, и Пилат отправил к нему Иисуса Христа. Скорее всего, Пилат находился во дворце Ирода Великого, а Ирод Антипа – в меньшем Хасмонейском дворце, потому что он не мог быть выше, чем римский прокуратор. После этого, как сказано в Евангелии, Ирод с Пилатом стали друзьями.

Если принять эту версию, то можно логично проследить путь Господа Христа по карте. Его вывели из Гефсимании, затем повели по кедронской долине к дому Каиафы, а потом ко дворцу Ирода Великого, где находился Пилат, и где Пилат творил над Ним суд. Рядом была торговая площадь (Агора), где мог собраться народ. Потом Спасителя отвели к Ироду (во дворец Хасмонеев), затем вернули назад и потом уже вывели за ворота города на Голгофу. Эту теорию сейчас активно продвигает известный английский археолог Саймон Гибсон. Она кажется нам наиболее убедительной. Кроме того, она согласуется с древней византийской традицией. Византийские паломники ходили не по пути «Виа Долороза», который предложили крестоносцы, а именно через Силоамские ворота к центру Иерусалима, как прошли и мы. Мы осмотрели то место, где находился дворец Ирода. К сожалению, раскопки там невозможны, потому что там сейчас находится здание полиции.

В Вифлееме

– Батюшка, наверняка, Вы бывали в местах, связанных с рождением Иисуса Христа? Какие воспоминания у Вас связаны с этим святыми местами?

В Вифлееме мы побывали во время самой первой нашей поездки в 2007 году. Как правило, все наши поездки проходят в экстремальных условиях, и та экспедиция не была исключением – шла антифада, мусульмане блокировали дороги. Нам повезло, что мы смогли проехать. Когда мы приехали к храму Рождества Христова, там совсем никого не было, только греки служили Литургию.Нам к этому времени удалось всё осмотреть и помолиться одним. Нам очень понравилось греческое богослужение, какое-то особенное, умиленное. Мы пообщались с местным архиереем, который оказался выпускником Санкт-Петербургской Духовной Академии. И был очень рад нас видеть.

Большое впечатление производит и само место рождения Иисуса Христа. Это древняя базилика, одна из немногих уцелевших. В 7 веке персы разрушили все христианские храмы Палестины, но, как ни странно, пощадили базилику Рождества Христова. Там под православным алтарем находится пещера, в которой, согласно православной традиции родился Христос Спаситель. Звезда обозначает место рождения Спасителя, над ней висят лампады, которые принадлежат православным грекам, католикам и армянам. Рядом находится место, где стояли ясли с Богомладенцем. К этому храму пристроено еще много приделов, в одном из них находятся останки 14 000 Вифлеемских младенцев, убитых разгневанным вестью о рождении Иисуса Христа Иродом. Рядом есть еще католический придел, в котором находится келья, где блаженный Иероним проводил долгие годы и занимался переводами Священного Писания на латинский язык. Перевод, созданный им, называется «Вульгата», католики до сих пор им пользуются. Так что Вифлеем – место интересное и благодатное. Там живет много христиан, в том числе и арабов, которых мы видели на клиросе с «арафатками» на головах. Мы привыкли к тому, что мужчины в храме снимают головные уборы, но из-за местной традиции им, очевидно, разрешают их не снимать… Думаю, что каждому православному человеку будет полезно побывать в Вифлееме.

– Батюшка, чтобы Вы пожелали нашим читателям в светлые дни Рождества Христова?

– В дни Рождества хочется пожелать всем праздничного настроения, Божией помощи во всех благих делах и начинаниях. Желаю, чтобы никогда нас не покидала радость о том, что родился Спаситель мира и принес спасение для всех нас, чтобы люди старались верить в Бога и через это спасаться.

 

В начало

400 лет Дому Романовых

В 2013 году исполняется 400 лет Дому Романовых

Труды и дни святителя Феофана Вышенского

В XIX столетии слава Вышенской обители распространилась далеко за пределами шацкого края. Продолжателем дела строителя Тихона стал архимандрит Аркадий (1825-1907), который был настоятелем 46 лет

Рождество в соборе

Несмотря на то, что наш приход молодой, у нас сложилась крепкая приходская семья

С любовью к ближним

Очень часто люди нуждаются просто в моральной поддержке, уходе, и из прихожан создаются временные группы ухода за больными

Свет тихой звезды

Как правильно проводить канун светлого праздника Рождества Христова, что такое святки, о значении рождественских колядок

Экспедиция под взрывами

Большое впечатление производит и само место рождения Иисуса Христа. Это древняя базилика, одна из немногих уцелевших

С чего начать?

Не будет, увы, инструкции «Как воспитать настоящего христианина»

Когда сын обманывает

Отвечает протоиерей Артемий Владимиров, настоятель храма Всех Святых в Красном Селе (г.Москва)

Дерево судят по плодам

Гораздо легче стоять с плакатиками, чем начать реально что-то делать: взять под опеку ребенка, помочь семье

Следующая остановка «Воля»

Оказавшись на воле, среди стольких соблазнов, не все могут с ними справиться. Да и одному добраться до вокзала в чужом городе, если тебе семнадцать лет, не так просто

Из настоящего мальчишки вырастет настоящий мужчина

Чтобы мальчишка не вырос хлюпиком, ему нужно особое воспитание

На полях русской славы

Уже второй год наш 11А класс  работает над научно-исследовательским проектом  «Поля России – поля воинской славы»

Советы Деду Морозу

Сегодня среди учителей, воспитателей, мультипликаторов, детских писателей все меньше людей, которые представляют себе мир детской души

Райские хутора

Священник, окормлявший тюремных узников, во время одного из посещений узнал, что дорогой его сердцу разбойник угодил в карцер

Мальчик из деревни Тимониха

Ушел из жизни писатель Василий БЕЛОВ

Протоиерей 
Дмитрий ГОЛЬЦЕВместо рождения Иисуса Христа