Логотип рязанской газеты "Благовест"

Шаморга под Покровом

Начало

Село Шаморга с церковью во имя Богоявления впервые упоминается в окладной книге 1676 года. При церкви числились: двор священника Ивана и его сына, священника Андрея, двор дьячка Ивашки, двор просвирницы Настасьи и еще 152 двора.

Как и многие другие селения в Поценье, со временем Шаморга стала вотчиной Нарышкиных – родственников Петра I по материнской линии.

В четырех верстах от Шаморги, на противоположном берегу Цны, располагался Вышенский Успенский мужской монастырь, пользовавшийся особым благоволением Нарышкиных.

В середине XIX века один из представителей этого знатного рода, Сергей Кириллович Нарышкин завещал Вышенской пустыни 150 тысяч рублей – огромную по тем временам сумму. После смерти благотворителя архимандрит Аркадий решил использовать эти деньги на просветительскую деятельность в шацком крае.

В 1856 году в Шаморге вместо обветшавшего храма на средства прихожан и с помощью известного благотворителя и просветителя Эммануила Дмитриевича Нарышкина была выстроена новая каменная церковь, крытая железом, которая имела три престола: главный – во имя Богоявления Господня, другие – в честь святого великомученика Георгия и святых мучеников Флора и Лавра. Трапезная часть храма отапливалась, главная оставалась холодной. Колокольня по высоте равнялась церковному куполу, и только острый шпиль, увенчанный крестом, возносился к небу. Здание с трех сторон украшали четырехколонные портики.

Богоявленской церкви принадлежало 50 десятин пахотной земли. Церковный приход, кроме Шаморги, составляли деревни Кормилица, Купля и Николаевка (Каменка тож), к храму также была приписана деревянная домовая церковь в имении Нарышкиных. В штате числились священник, дьякон и псаломщик. Церковь имела два собственных дома.

Устроенная архимандритом Аркадием, Шаморгская начальная школа со временем встала на ноги и существовала уже самостоятельно. Еще одна школа работала в имении Нарышкиных Быкова Гора.

Очевидно, просветительская деятельность Нарышкиных и хлопоты архимандрита Аркадия по организации школ благоприятно сказались на жизни окрестных селений. Село Шаморга росло, его население увеличивалось.

К концу XIX в приходе Богоявленской церкви имелось уже четыре школы: одноклассная церковно-приходская в селе Шаморга, двухклассная церковно-приходская в деревне Купля, одноклассная церковная школа в имении Нарышкиных на Быковой Горе и одноклассная земская – в деревне Кормилица. Церковная библиотека насчитывала 100 книжных томов и прочих изданий.

В селе жили не только православные христиане. Здесь насчитывалось 40 дворов раскольников поморского толка. В 1910 году здесь была создана община старообрядцев поморско-беспоповского толка.

 В селе находилось волостное правление, имелись фельдшерский пункт, аптека.

Пожар революции разметал тихую жизнь шаморгской глубинки. В годы богоборчества Богоявленскую церковь «пламенные революционеры» закрыли, а священнослужителей подвергли гонениям. В 1939 году клирик храма, отец Василий Яковлев, был арестован. Церковную утварь расхитили новоявленные вандалы, а в бывшем храме устроен зерносклад. Год от года некогда величественное здание церкви ветшало и разрушалось. Вероятно, так бы оно и сгинуло в забвении, если бы не благодатные ветры перемен да Божий промысел…

Духовные сестры

Говорят, шацкая земля – Богом избранная. В это нетрудно поверить, если учесть, что из всех действующих монастырей Рязанской митрополии три находятся на территории Шацкого района. О появлении новой женской обители в этих краях каких-нибудь полтора десятка лет назад никто и не помышлял. Однако, как считает настоятельница Свято-Покровского монастыря в селе Шаморга игуменья Любовь (в миру – Нина Яковлевна Непахарева), ничто в жизни не происходит без промысления Божия.

Матушка Любовь воспитывалась в православной семье. С юности подвизалась в течение трех десятков лет в храме Рождества Иоанна Предтечи, что на Красной Пресне в Москве, потом тринадцать лет была председателем приходского совета Троицкого храма в Люберцах. А когда пришла пора отправляться на заслуженный отдых, матушка Любовь вместе с несколькими монахинями из Подмосковья отправилась в шацкие края, на Быкову Гору, к настоятельнице Вышенского монастыря матушке Нонне – своей духовной сестре. (У обеих монахинь был один духовник – архимандрит Тихон (Агриков) из Троице-Сергиевой лавры, в схиме Пантелеимон.)

И надо же было такому случиться – в ту пору в гости к священнику Вышенского монастыря, отцу Луке, приехал иеромонах Андрей, несколько лет подвизавшийся на Афоне. Он-то и предложил монахиням, матушке Любови и матушке Сергии, обосноваться в Шаморге. Место это было уединенное, тихое, красивое, словно самим Господом уготовленное для основания здесь православной обители.

Сначала в Шаморгу приехали семь монахинь из Москвы и Подмосковья. Подумывали восстановить Богоявленский храм как приходскую церковь. Но какой приход можно создать в полувымершей Шаморге и таких же обезлюдевших окрестных деревнях? Обратились за советом к митрополиту Рязанскому и Касимовском Симону, и он благословил монахинь на основание в Шаморге женской обители. Поскольку сестры впервые побывали в Шаморге в день Покрова Пресвятой Богородицы, то и монастырь решили назвать Свято-Покровским.

Не покладая рук

В полуразрушенном Богоявленском храме службу вести было невозможно, и поэтому сначала отремонтировали и приспособили для церковной службы пустовавшее кирпичное здание школы, которое в разное время использовалось под отделение банка, почту и для других нужд. С помощью московских благотворителей здание было приведено в надлежащий вид, и 1 сентября 2002 года владыка Симон освятил обустроенный в этих стенах Покровский храм. Так на шацкой земле появился новый центр духовной жизни.

Сколько предстояло сделать, чтобы поднять из руин Богоявленский храм, обустроить жизнь и быт сестер – даже подумать было страшно. Но не зря говорится: «Мир не без добрых людей». Нашлись благотворители, нашлись умелые руки мастеров – и спустя четыре года с помощью прихожан, местных жителей, паломников и благотворителей Богоявленский храм к его 150-летию был восстановлен.

14 октября 2006 года, в день Покрова, архиепископ Рязанский и Касимовский Павел освятил его главный престол, и с тех пор по праздникам здесь совершается Божественная литургия. Снова колокольный звон призывает верующих к молитве. Снова тянутся на его зов насельницы монастыря и местные жители, паломники и гости. Не за горами уже и тот день, когда засияет новой позолотой главный иконостас, теплым светом озарятся настенные росписи храма…

Но не одними молитвами живут насельницы новоучрежденной обители (а теперь их насчитывается двенадцать) – они трудятся не покладая рук: готовят внутреннее убранство для Богоявленского храма и благоустраивают территорию монастыря, выращивают овощи и фрукты, обихаживают цветники и клумбы. Монастырская площадь составляет более трех гектаров; здесь разместились сад-огород, жилые и хозяйственные помещения, купальня с артезианской водой – и всё требует трудолюбивых рук и хозяйской заботы. Дел предстоит еще много, но сестры верят: с Божией помощью можно всё преодолеть.

Добро за добро

Жертвователи и благодетели монастыря обычно предпочитают оставаться в тени и не советуют сестрам разглашать их имена. Но, пожалуй, один из благотворителей, причем, совершенно неожиданных, прочно войдет в историю Свято-Покровской обители. Дело было так. Несколько лет назад, когда монастырь еще только-только обустраивался, матушка Любовь в осеннюю слякоть шла по селу и вдруг заметила застрявший в дорожной колдобине автомобиль. Незнакомый водитель «легковушки» настойчиво газовал, но машина все глубже зарывалась в грязь, и помощи ждать было неоткуда. Тогда настоятельница монастыря решила помочь бедолаге: уперлась руками в багажник машины и стала толкать ее вперед. Тяжело было, но, знать, и на этот раз сам Господь помог: автомобиль натужно заревел и… вырвался из размытой ямы.

Водитель вышел из машины и обомлел:

– Матушка! Да как же вы смогли?..

Настоятельница стояла на дороге, с ног до головы обляпанная грязью, фонтаном бившей из-под колес, и сама не знала, что ответить.

Познакомились. Оказалось, что хозяин автомашины, житель Москвы Владимир Иванович Сычев, направлялся на Вышу, да вот угораздило его заехать в глубокую колею (известное дело: шацкий чернозем – не столичный асфальт).

Владимир Иванович долго благодарил матушку Любовь за помощь, извинялся за причиненные хлопоты и испорченную одежду, а затем вдруг заявил:

– Я теперь у Вас в долгу. Знаете, певец Николай Басков – мой хороший знакомый. Попрошу его оказать помощь Вашей обители – неужто откажет?

Прошло некоторое время – и вдруг объявился в монастыре тот самый Сычев. Подъехал на новеньком микроавтобусе и распахнул дверцу:

– Матушка Любовь! Принимайте подарок от Коли Баскова! – и указал рукой на отливающую темно-синей краской ГАЗель.

Шаморгские затворницы так и ахнули: вот это подарок так подарок!

В первые годы существования был в монастыре свой автобус, старенький, ненадежный. Отправили его в ремонт, а затем пришлось передать машину иным владельцам. Сожалели насельницы обители: мол, без транспорта – как без рук (люди-то они пожилые). И вот появился в обители свой микроавтобус. Матушка Евстолия села за руль – и теперь разъезжают монахини на собственной ГАЗели по монастырским надобностям.

А московский благожелатель этим подарком на колесах не ограничился: спустя некоторое время привез деньги от известного певца для щебеночного покрытия дороги перед монастырем.

«Мы ощущаем святость этих мест и молитвенную помощь угодников Божьих», – любит повторять игуменья Любовь.

Александр ПОТАПОВ, Рязань-Шаморга.

На фото Николая ДЮДЯЕВА:  на колокольне Богоявленской церкви, игуменья Любовь, Покровская церковь.

 

Иоанну Кронштадтскому посвящается

Имя праведного Иоанна Кронштадтского, великого молитвенника и бессеребреника, очень почитается на Руси

Монастырь в душе

Последнее время думаю о необходимости возведения монастыря… в своей душе, конечно

Духовное варварство

В России в дореволюционные годы визуальное пространство организовывалось по такому же принципу: на узловых местах создавались доминанты, определяющие лицо города

В память о Белом генерале

«Скобелевские» крестьяне – простоволосые, в серых сермяжных кафтанах, в поношенных лаптях – взвалили на плечи гроб с телом «барина-багатыря» и понесли его на руках

За что мстят дети

Говорят, что главная цель образовательного и воспитательного процессов в том и заключается, чтобы сделать человека (ученика, воспитанника) соработником, соучастником благодати Божией

Шаморга под Покровом

Из всех действующих монастырей Рязанской митрополии три находятся на территории Шацкого района

Зачем молиться?

Почему в православном календаре выделяются «попразднство» и «предпразднество»? Что означают эти дни?

Софья Никулина – 6:0

 «Я ставлю тебе высшую спортивную оценку – 6:0 за технику и артистизм»

Ванга – бесовский коммерческий проект

Ванга – это оккультная целительница, которая не имеет никакого отношения к христианству

Окруженный

Я тут прямо, как на аукционе. Тридцать серебренников – раз! Тридцать серебренников – два! Кто больше, джентльмены?

ДУША ГРУСТИТ О НЕБЕСАХ

Однажды Сергей Есенин сказал: «Меня поймут только через сто лет». Это удивительные слова для поэта, про которого уже при жизни выходили сотни публикаций

Хвала Богу и Богородице

Чаще всего мы приходим в храм с просьбой о благах или утешениях в скорбях. И так редко отправляемся туда, чтобы принести Богу хвалу

Книга как воспитатель юных душ.

Библиотекари области обсудили возможности духовно-нравственного воспитания

Шаморга под Покровомна колокольне Богоявленской церквиигуменья Любовь