Логотип рязанской газеты "Благовест"

Десантники уходят в небо

22 октября 2013 года на полигоне под Псковом трагически погибли курсанты Рязанского десантного училища: Максим Никитин, Антон Соловьев, Михаил Пасканный, Александр Постойкин, Израил Евлоев. 5 курс. 8 месяцев до выпуска. Необыкновенные ребята, каждый – личность… Уходят, как всегда, лучшие… О Максиме Никитине, одном из этих ребят, хотелось бы рассказать отдельно. Такие встречаются один – на десятки тысяч…

Последние годы все отчетливее понимаешь и замечаешь, как меняется в нашем обществе понятие нормы.

На примере учебы: если раньше писать лекции, готовиться к занятиям, слушать, работать, не получать замечаний было нормой, от которой, естественно, всегда кто-нибудь отклонялся, то сегодня все вышеперечисленное – это подвиг.

Таких курсантов – единицы, а отклонения давно стали массовыми, а значит, нормальными… В таком свете человек, которому посвящена заметка, является нормальным в прежнем смысле этого слова, а на сегодняшний день – просто героем…

Максим Никитин – человек, которому было очень многое дано. Человек с удивительной памятью, огромным багажом знаний, особенно по военной истории России, очень высоким уровнем интеллекта. Человек, у которого не стыдно было учиться преподавателю, недаром он получал поощрительную стипендию Губернатора Рязанской области. При этом абсолютно никакого зазнайства, простота в общении, воспитанность, настоящая, какая-то дореволюционная внутренняя культура, которая очень заметна женским взглядом, и всегдашняя готовность помочь…

Максим не просто знал кодекс чести русского офицера, он его старался претворять в жизнь, не просто великолепно знал и уважал традиции российской армии, а старался им следовать. Главным, на мой взгляд, его качеством была потрясающая целеустремленность. Он не только знал, чего он хотел в этой жизни, а и зачем он пришел в десантное училище. Он знал, как этого достичь. Для парня 18 – 20 лет это редкость. Максим буквально взращивал в себе будущего офицера, относящегося к категории: «делай, как я», а не «делай, как я сказал»…

Он просто рвался учить и воспитывать солдат и школьников, студентов, в которых видел потенциальных будущих солдат. Причем, его интересовали вопросы воспитания и обучения именно в современных условиях: годичной службы в армии и достаточно низкого нравственного, физического и образовательного уровня современной молодежи. Обладая  высоким уровнем теоретических знаний, Максим признавал абсолютный приоритет практики в обучении солдат и готовился к этому целенаправленно. Его ноутбук был забит видеоматериалами, слайдами, презентациями с тем, что, по его мнению, могло пригодиться в его будущей командирской практике.

Максим виртуозно владел двумя главными, на мой взгляд, видами оружия современной информационной войны, которую многие аналитики называют третьей мировой. Первое – это неравнодушие. Ему не просто было не все равно, что происходит в его подразделении, в его училище, в его армии и в его стране. Он деятельно пытался это изменить, начиная с себя: привычные книжные понятия саморазвития и самовоспитания в жизни Максима не были пустым звуком.

Его родные с Кубани вспоминают, что идея военного училища возникла у Максима только в 11 классе. До этого не занимался спортом, в детстве часто болел, в школе учился хорошо, очень много читал, участвовал в олимпиадах. С 11 класса он сам начал себя тренировать, закаляться: бегал, подтягивался, спал на снегу… Поступая в училище, готовился сдавать физику. Приехал, узнал, что нужно еще и обществознание. Сдал практически без подготовки на очень высокий балл.

А второй вид оружия, способный противостоять информационным атакам, – это умение критически осмысливать информацию, поступающую из СМИ, которое практически атрофировано у значительной части современной молодежи, ведь для этого надо читать книги. Для Максима книги, по-моему, были просто хобби. Читал он в любых условиях.  Его знания политической обстановки в стране и в мире, исторических аспектов геополитики, сфер интересов нашей страны для курсанта были просто потрясающими. Он считал, что не только любой офицер, но и каждый нормальный гражданин своей страны должен в этом разбираться. При этом трактовались у него все спорные моменты исключительно в патриотическом духе. Для него характерна была, если так можно выразиться, великодержавность мышления…

Мне кажется, каждый человек, хоть раз соприкоснувшийся с Максимом, запоминал его навсегда. Есть выражение:  «человек – горящая свеча», которая светит другим. Максим был не свечой, по моему впечатлению от знакомства и общения с ним, он был факелом, который не просто светил – от него загорались другие…

Когда мы были на студенческих научных конференциях на факультете истории и международных отношений Рязанского государственного университета, на которых Максим просто удивлял и студентов, и преподавателей уровнем подготовки (он никогда не читал доклады с листа), заинтересованностью (задавал вопросы всем докладчикам), преподаватели потом говорили, хорошо, что он выбрал военное училище, а не исторический факультет (там  тоже, безусловно, был бы звездой). Такие личности нужны армии…

Есть такой тезис, что жить стоит ради того, за что ты готов отдать жизнь. В этом отношении жизнь Максима была абсолютно осмысленной, наполненной. Можно прожить долго и в конце жизни осознать, что не понимаешь, зачем живешь, а можно за 22 года прожить полную жизнь, оставив незабываемый след в сердцах людей…

По сути вся наша жизнь – это подготовка к смерти, к тому, с чем мы придем Туда… Максим целенаправленно готовился к дальнейшей жизни в профессии «офицер», а оказался готов к смерти…

Содержание жизни любого военнослужащего – это служение людям. Высшая форма (после монашества) подготовки к Вечности…

Вечная память воинам-десантникам Максиму, Михаилу, Антону, Александру, Израилу… Слава Богу, что они яркими звездочками прошли и через мою жизнь…

Марина ГОСУДАРЕВА

 

 

«Бунт против Бога»

Так назвал суррогатное материнство протоиерей Димитрий Смирнов.

«Православная Русь. Романовы»

Задача выставки – призвать наших современников к возрождению чувства причастности к нашей неразрывной и общей истории, в том числе и через почти забытое сегодня чувство благодарности

Флешмоб с олимпийским огнем

И этот молитвенно-языческий огонь предполагается пронести через 130 городов, маршрутом в 65 тысяч километров

Гроза сект

Русь «святая» не потому, что она лучше других народов, а это богосозданный народ, народ, созданный Православием, архитектурой, культурой, литературой. Русский народ изначально родился как православный, и наши русские истоки – это Православие

Богословие в камне

Открытие выставки – важное событие, потому что мы имеем возможность взглянуть на шедевры русского искусства

Помощь бесплотных сил

Какова иерархия Небесных Сил бесплотных? В каких случаях к ним лучше обращаться?

Десантники уходят в небо

Человек, у которого не стыдно было учиться преподавателю, недаром он получал поощрительную стипендию Губернатора Рязанской области

За грехи тяжкие

Бывает, и в закоренелых преступниках просыпается покаяние. Это не единичные случаи. Такие люди после выхода из тюрьмы пытаются начать новую жизнь, хотя это часто бывает непросто

Тепло Покровского храма

Незабываемые ощущения испытываешь, когда, спустя 17 лет супружеской жизни, ты наконец-то вступаешь в законный брак, который скрепляется на небесах

Бабушкины нити в вечность

В голодные и страшные тридцатые годы, как могли, старались облегчить они жизнь гонимому Рязанскому архиепископу Иувеналию, расстрелянному в 1937году

Свежие младенцы, целиком или частями, по сходной цене

Для снятия этических преград в данной области используются новые понятия, маскирующие безнравственность самого направления

Касимовские мученики

Двадцатый век подарил православному миру много святых. Они кротко и вместе с тем строго  взирают на нас с икон, а их судьбы мы узнаем не только из житий, но и из писем и воспоминаний современников

На всенощном бдении

Христиане первых веков, опасаясь гонений, собирались для богослужения ночью, как в более безопасное время

В хранилище Слова

Беседа Ирины ЕВСИНОЙ с директором Рязанской епархиальной библиотеки, Натальей Леонидовной МОИСЕЕВОЙ

Острым хитро длатом извоянны

Над созданием выставки автор концепции Оксана Михайловна Сахарова и художник-дизайнер Александр Викторович Панкратов работали два года

Десантники уходят в небо