Логотип рязанской газеты "Благовест"

Гроза сект

С известным российским сектоведом, православным богословом, историком, профессором Александром Леонидовичем Дворкиным, побывавшем недавно в Рязани, беседует Ирина ЕВСИНА.

– Александр Леонидович, вы в Рязани были несколько раз, последний – в 2008 году. Расширился ли круг ваших интересов, прибавилось ли должностей с того времени?

– Круг интересов остался тот же: история, литература, сектоведение, которым я начал заниматься с 1992 года. Все эти направления реализуются в моих публикациях и деятельности.

– Вы изучаете секты более 20 лет. Как вы оцениваете их активность? Дает ли результаты борьба с ними?

– Секты видоизменяются, какие-то исчезают или их деятельность становится практически незаметна. Но появляются новые разновидности прежних и занимают эту нишу, которая, к сожалению, не пустует. Количество пострадавших от них увеличивается. Раньше они вербовали людей на улице, сейчас – в большей степени через интернет, социальные сети. Сект, точно, не становится меньше, они не менее активны, наоборот, их деятельность становится все более и более изощренной, поэтому их сложно поймать за руку, доказать их противоправные действия.

– Можете конкретно назвать секты, которые за 20 лет ушли с арены, а какие сейчас наиболее активны?

– Например, Церковь Христа, которая была очень активна. Сейчас, не могу сказать, что совсем ушла, но она развалилась, с ней себя ассоциирует несколько десятков или пару сотен человек, которых практически не видно и не слышно. Вербовочной работы они фактически не ведут. Очень сильно свернулась работа Богородичного центра, активного в 90-е годы. Сейчас они действуют минимальным составом, и про них очень мало слышно. Тяжелый кризис сейчас у мунитов, потому что умер Мун. Они тоже в таком неактивном состоянии, им не до этого. Возможно, они через несколько лет исчезнут, или все сильно видоизменится, так как возглавить секту некому: сыновьям сейчас не до секты, они делят такие деньги, которых им и без секты хватит. Папа для них все сделал.

Сайентология действует по-прежнему очень активно, сильно развиваются коммерческие культы маркетинга и психокульты – организации, которые действуют под видом тренингов, семинаров психологического свойства в виде личностного роста раскрытия потенциала. Довольно сильно сейчас ограничена деятельность секты Виссариона. Он достаточно локализовался в Сибири, и рост у него прекратился за счет того, что в этой нише довольно активны анастасийцы, действующие более активно, чем Виссарион и его клиентура.

Но зато появилось большое количество псевдоправославных или околоправославных сект, которые заполнили эту нишу. Это, например, царебожническое движение. Очередная секта всплыла под Пермью. Новая секта под Пензой угрожает самосожжением.

– Есть ли у вас удовлетворение от работы, ведь в общей массе, как вы сами говорите, сект не становится меньше?

– Результаты работы есть. Люди гораздо больше понимают, что такое секта, знают их названия, уловки. Трудно найти человека, который бы не знал, что сайентология – это зло. Это во многом заслуга нашей работы и работы наших коллег. У нас хорошие контакты со СМИ, хотя и оккультистов они часто показывают. Антисектантские программы появляются на центральных и региональных каналах.

У сект сейчас гораздо меньше пространства для маневра. Если они делают что-то скрытно, это как раз и показывает, что той вседозволенности, которая была в 90-х годах прошлого века, у них уже нет.

– Мне кажется, что сектантскую нишу все больше занимают оккультисты, которые приобретают популярность благодаря электронным СМИ.

– Это не секты. Секта – это организация, а оккультисты – это движение, направление. Большая часть сект подпитывается оккультизмом. Если нет организации, мы не можем говорить о секте. Люди с оккультным мироощущением становятся легкой добычей сект. Это духовно опасно для человека и может привести его к страшным последствиям. Проблема оккультизма, действительно, существует, потому что оккультное мышление очень распространено даже среди православных. Поэтому еще наша задача – бороться с оккультным мышлением, которое поддерживается, к сожалению, СМИ, разными публикациями.

– Могли бы вы назвать современных гуру, таких как, в частности, Ванга, которую недавно прославили на 1 канале в фильме «Вангелия».

– Это Синельников, Лазарев с диагностикой кармы. Их много. Есть много оккультных учений, распространенных среди православных, например, фильм «Великая тайна воды», который так понравился многим православным, оккультен. Фильм «Мессинг», где показан был колокольный звон, который уничтожает болезнетворные бактерии и является целительным. Это неправда, каким образом звон убивает бактерии? Это антинаучное оккультное восприятие. Звон никак не мог останавливать эпидемии, он звал людей молиться, и не для чего иного он не существует. Или оккультная теория «телегония», которую православные с радостью принимают. Это культ Славика чебаркульского, система оздоровления митрополита Серафима Чичагова, которую предлагает некая Кравченко. Все это распространено среди православных, что подтверждает неизжитое оккультное мышление.

– Как человеку православному распознать в этом огромном потоке информации, что правда, а что ложь, если к тому же нет специального образования?

– Только через приобретение духовного опыта.  Духовные вещи не подвержены какому-то измерению. Наука – это отдельно, а религиозный опыт – отдельно. Если при определенных условиях научный опыт можно повторить, то чудо неповторимо, чудо творит Бог. Если мы думаем, что чудо можно повторить, то это пример магического мышления. Нельзя духовный мир принудить к совершению каких-то действий. Бог – творец естественного порядка вещей.

– Когда Матронушка Московская еще не была прославлена, на ее могилке совершалось много чудес, даже известный миссионер говорил, что она тоже чуть ли не сектантка, а сейчас к ней идет больше людей, чем ко всем прославленным митрополитам. Почитатели мальчика Славика из Чебаркуля сравнивают с ней и говорят, что его прославят. Что вы можете им сказать?

– Во-первых, нужно различать блаженную Матрону Московскую и фольклорный фон вокруг нее. Далеко не все истории про нее православные, нужно отделять зерна от плевел и образ православной христианки Матроны, которая, будучи в недуге, имела дерзновение молиться за других людей и всю жизнь прожить как православная христианка. И несчастного мальчика Вячеслава, про которого нет никаких сведений, только что он был православным и верующим. Все, что про него рассказывают, то это в духе оккультных парадигм. Ничего православного там нет, это вполне очевидно. Он был крещен, умер, и его несчастная мать создала вокруг сына такой культ ради самолюбия и амбиций. Этим самым она наносит вред душе своего сына.

– Занимаетесь ли вы мусульманскими сектами?

– Нельзя объять необъятное, у нас есть специалисты по исламу, которые этой темой занимаются, и я прибегаю к их помощи

– Как много людей сейчас попадает в секты, есть ли какие-то реабилитационные центры, куда могут обратиться пострадавшие или их родственники?

– Такая статистика не ведется. У нас в стране нет ни одного реабилитационного центра, потому что реабилитация – это помощь человеку, уже вышедшему из секты, это социализация, это восстановление его места в обществе, в церкви и т.д. Эта программа, требующая большого количества специалистов: психиатров, социальных работников, юристов, священнослужителей. Таких центров нет. Если требуется реабилитация, мы действуем спонтанно и достаточно кустарно. Есть либо профилактика, либо консультирование. Можно открыть наш сайт и скачать список таких организаций.

– В Рязани у вас уже было много встреч, в том числе и с представителями властных структур. Понимают ли люди опасность сект?

– Рязанские власти осознают это зло, понимают, стремятся что-то сделать и достойны уважения. Вчера я встречался только с педагогами. Тем из них, кто будет преподавать ОПК, еще многое нужно узнать. По большей части их представления довольно далеки от идеала и не только в моем сегменте. По тому же оккультному мышлению, преставлениям о том, что такое православная культура. Интересной была встреча с православной молодежью, а сегодня будет со студентами. Молодежь более понимающая.

– Последнее время активировались язычники. Они хотят возвращения к русским истокам.

– Это никакие не истоки, язычество – это явление не русское, не российское. Русские никогда не были язычниками. В языческих племенах русских не было, были древляне, поляне, кривичи и разнородные племена, у которых были собственные боги. Русский народ родился в купели князя Владимира. Русь «святая» не потому, что она лучше других народов, а это богосозданный народ, народ, созданный Православием, архитектурой, культурой, литературой. Русский народ изначально родился как православный, и наши русские истоки – это Православие. Новое деление  на племена очень перспективно для наших внешних «друзей». Никакого исконного язычества у нас быть не может.

– Какие ваши последние книги вы рекомендовали бы почитать?

– Завтра у меня будет презентация книги, автобиографического романа «Моя Америка». Это не совсем художественная книга, это автобиографическая проза, я там ничего не придумываю (репортаж с ее презентации в следующем номере «Благовеста»). Кроме того, у меня готовится к печати 5-е издание очерков по истории Вселенской Православной Церкви. В этом издании будет больше тысячи страниц и очень много дополнений с картой упомянутых мест, таблицами, списком главных действующих лиц, основных дат.

– Пожелания нашим читателям.

– Помощи Божьей в добрых начинаниях, помнить о том, что мы наследники великой культуры. Будем жить в ней, будем знать ее, будем ощущать, и никакие фильмы нам будут не страшны.

Беседовала Ирина ЕВСИНА

 

«Бунт против Бога»

Так назвал суррогатное материнство протоиерей Димитрий Смирнов.

«Православная Русь. Романовы»

Задача выставки – призвать наших современников к возрождению чувства причастности к нашей неразрывной и общей истории, в том числе и через почти забытое сегодня чувство благодарности

Флешмоб с олимпийским огнем

И этот молитвенно-языческий огонь предполагается пронести через 130 городов, маршрутом в 65 тысяч километров

Гроза сект

Русь «святая» не потому, что она лучше других народов, а это богосозданный народ, народ, созданный Православием, архитектурой, культурой, литературой. Русский народ изначально родился как православный, и наши русские истоки – это Православие

Богословие в камне

Открытие выставки – важное событие, потому что мы имеем возможность взглянуть на шедевры русского искусства

Помощь бесплотных сил

Какова иерархия Небесных Сил бесплотных? В каких случаях к ним лучше обращаться?

Десантники уходят в небо

Человек, у которого не стыдно было учиться преподавателю, недаром он получал поощрительную стипендию Губернатора Рязанской области

За грехи тяжкие

Бывает, и в закоренелых преступниках просыпается покаяние. Это не единичные случаи. Такие люди после выхода из тюрьмы пытаются начать новую жизнь, хотя это часто бывает непросто

Тепло Покровского храма

Незабываемые ощущения испытываешь, когда, спустя 17 лет супружеской жизни, ты наконец-то вступаешь в законный брак, который скрепляется на небесах

Бабушкины нити в вечность

В голодные и страшные тридцатые годы, как могли, старались облегчить они жизнь гонимому Рязанскому архиепископу Иувеналию, расстрелянному в 1937году

Свежие младенцы, целиком или частями, по сходной цене

Для снятия этических преград в данной области используются новые понятия, маскирующие безнравственность самого направления

Касимовские мученики

Двадцатый век подарил православному миру много святых. Они кротко и вместе с тем строго  взирают на нас с икон, а их судьбы мы узнаем не только из житий, но и из писем и воспоминаний современников

На всенощном бдении

Христиане первых веков, опасаясь гонений, собирались для богослужения ночью, как в более безопасное время

В хранилище Слова

Беседа Ирины ЕВСИНОЙ с директором Рязанской епархиальной библиотеки, Натальей Леонидовной МОИСЕЕВОЙ

Острым хитро длатом извоянны

Над созданием выставки автор концепции Оксана Михайловна Сахарова и художник-дизайнер Александр Викторович Панкратов работали два года

Александр 
Леонидович 
Дворкин