Логотип рязанской газеты "Благовест"

Касимовские мученики

Двадцатый век подарил православному миру много святых. Они кротко и вместе с тем строго  взирают на нас с икон, а их судьбы мы узнаем не только из житий, но и из писем и воспоминаний современников. Есть такие святые и в нашем городе Касимове.

 Когда я жил у бабушки и дедушки [в Касимове], - рассказывает в письме отец Анатолий Правдолюбов, прошедший лагеря и перенесший от новой власти многие притеснения, – к ним ходил один соборный батюшка отец Матфей Рябцев. Я хорошо его помню. Он был редкой доброты и потом сделался священномучеником. Его расстреляли в первые годы революции и, как потом выясняется, просто так, под горячую руку, или для острастки остальных».

Отец Матфей Рябцев происходил из священнической династии. Он был назначен служить в Вознесенский собор города Касимова в сентябре 1905 года. До этого времени избирался депутатом на училищный и епархиальный съезды, а также нес послушание противораскольнического миссионера.

Батюшка заведовал Касимовской одноклассной церковно-приходской школой и был в ней и в мужской гимназии законоучителем. С апреля 1907 года отец Матфей – по выбору – товарищ духовного следователя в Касимовском округе, затем его избрали в правление Касимовского духовного училища. Был он и председателем ревизионной комиссии Касимовского отделения епархиального училищного совета, а затем и членом правления попечительства о бедных учениках Касимовского духовного училища. Во время первой мировой войны отец Матфей стал безвозмездно служить в городском лазарете и духовно окормлять раненых.

В семье отца Матфея и его супруги Любови Павловны в это время было шестеро детей.

1 ноября 1918 года во время митинга мобилизованных в городе Касимове выстрелом из толпы был убит выступающий перед ними военный комиссар Илюшкин. Это стало поводом к началу восстания в уезде. Мобилизованные, разойдясь по волостям, поднимали крестьян против новой власти. Волнениями было охвачено 9 волостей. Подавление восстания сопровождалось расстрелами. Арестовали и отца Матфея. Есть разные мнения о причинах ареста: он укорял знакомого ему комиссара Кокорева за личную жестокость, за протесты против расстрелов у стены собора и просто потому, что он был авторитетным священником в городе. Об уважении к нему народа так рассказывал сын соборного старосты Сергей Андреевич Иванов: «Бывало, постом к отцу протопопу (т. е. главному священнику города) – три человека на исповедь; к отцу Иоанну (Петропавлов – второй соборный священник) человек двадцать, а к отцу Матфею (он был младшим священником собора) – больше сотни!»

Солдаты, пришедшие его арестовать, предложили спрятаться, но священник отказался и пошел с ними на казнь. Солдаты не стали стрелять в любимого многими батюшку. Это сделал лично командир карательного отряда Кокорев.

«О поведении о. Матфея в момент расстрела говорят по-разному: одни – что он благословлял своих убийц рукою, как положено священникам; другие - что он проклял Кокорева. Третья версия объединяет первые две: он сказал Кокореву: «Как человек я тебя проклинаю, а как священник – благословляю», – написал в своей книге «Религиозная история г. Касимова» протоиерей Владимир Правдолюбов.

Приговор был приведен в исполнение у стены городского кладбища. Тела убитых были переброшены через забор и закопаны в общей могиле. На этом месте верующие поставили крест с надписью: «Протоиерей соборной церкви Рябцев о. Матфей». А батюшка был простым иереем, народ сам его возвеличил в этот сан.

Узнав о расстреле, от Кокорева сразу же ушла жена, а сам он смертельно заболел  волчанкой и попал в больницу. Лицо его было изуродовано страшными язвами.

Его мучили подкожные черви, больные не могли находиться рядом с ним из-за и ужасного зловония. Он лежал в отдельном помещении и кричал от невыносимых страданий: «Отец Матвей, прости меня!». По воспоминаниям старых касимовских священников, он так и не успел раскаяться: приглашенный тайно священник застал его в бреду и не смог ни исповедовать, ни причастить. Касимовцы восприняли это как Божью кару за расстрел отца Матфея. До сих пор эти два имени связаны между собой: Кокорев похоронен около собора, где служил благочестивый священник, а рядом с кладбищем, местом погребения батюшки, проходит улица, названная именем карателя.

Вместе с отцом Матфеем был расстрелян священномученик Николай Даневский (Динариев) за то, что отслужил напутственный молебен бунтовщикам, которые шли через Данево на Касимов. Об этом сельском батюшке-мученике известно очень мало. Он был необычайно трудолюбив. Храм, где он служил, был полностью украшен благодаря его стараниям. Но он еще имел и неустанное попечение о душах прихожан, своим примером прививая твердость в вере. Примером тому может служить случай, произошедший с его прихожанкой, родившейся и выросшей в Данево. Когда к ней в дом ворвались большевики и под угрозой расстрела потребовали снять икону Николая угодника, она отказалась. Отказалась, несмотря на то, что в доме остались бы одни двенадцать малолетних детей. Большевики удивились ее смелости и ушли. Никого не тронули и во второй раз, лишь забрали все скудное продовольствие из ее дома.

После его кончины дело по благоукрашению храма пророка Иоанна Предтечи достойно продолжили еще два мученика – это священномученики Анатолий и Николай Правдолюбовы.

В деревне Лощинино в очень неудобном и непрестижном помещении не так давно была открыта церковь, – рассказывает протоиерей Владимир Правдолюбов. – Я, грешным делом, про себя пороптал на наше священноначалие по поводу ее открытия. Но потом вдруг вспомнил историю места, где теперь совершается служба, и увидел в этом событии указание Божие на память об очень интересном человеке».

Этот дом раньше принадлежал местному купцу Павлу Никитичу Парфенову. На первом этаже была торговая лавка. Жители деревни в основном работали на фабрике за мизерную зарплату. Особенно трудно было многодетным, поэтому они брали у купца в долг, записывая сумму в тетрадь. Не раз бывало, что должнику нужно было отдавать почти всю получку. А купец говорил: «Э-э, брат! На что же ты жить-то будешь?», – и вычеркивал долг из тетради да еще и конфет давал – гостинец ребятишкам. Милосердие Парфенова отзывалось благодарностью рабочих.

Во время осеннего бунта 1918 года часть мятежников шла через Лощинино в Касимов. И, хотя жители деревни не принимали участия в восстании, к ним прибыл отряд карателей-латышей. Они согнали жителей и хотели расстрелять каждого десятого. Местный Совет убедил в невиновности деревенских, тогда каратели набросились на купца. Они заставили его бежать по деревне и стегали ногайками, а потом, вволю натешившись, застрелили.

Сам Парфенов был причислен к лику святых как мученик Павел Митинский. А Митинская церковь, где он был старостой, заново освящена, и там проходят службы.

Подготовила Марина. ЛЕБЕДЕВА

 

 

«Бунт против Бога»

Так назвал суррогатное материнство протоиерей Димитрий Смирнов.

«Православная Русь. Романовы»

Задача выставки – призвать наших современников к возрождению чувства причастности к нашей неразрывной и общей истории, в том числе и через почти забытое сегодня чувство благодарности

Флешмоб с олимпийским огнем

И этот молитвенно-языческий огонь предполагается пронести через 130 городов, маршрутом в 65 тысяч километров

Гроза сект

Русь «святая» не потому, что она лучше других народов, а это богосозданный народ, народ, созданный Православием, архитектурой, культурой, литературой. Русский народ изначально родился как православный, и наши русские истоки – это Православие

Богословие в камне

Открытие выставки – важное событие, потому что мы имеем возможность взглянуть на шедевры русского искусства

Помощь бесплотных сил

Какова иерархия Небесных Сил бесплотных? В каких случаях к ним лучше обращаться?

Десантники уходят в небо

Человек, у которого не стыдно было учиться преподавателю, недаром он получал поощрительную стипендию Губернатора Рязанской области

За грехи тяжкие

Бывает, и в закоренелых преступниках просыпается покаяние. Это не единичные случаи. Такие люди после выхода из тюрьмы пытаются начать новую жизнь, хотя это часто бывает непросто

Тепло Покровского храма

Незабываемые ощущения испытываешь, когда, спустя 17 лет супружеской жизни, ты наконец-то вступаешь в законный брак, который скрепляется на небесах

Бабушкины нити в вечность

В голодные и страшные тридцатые годы, как могли, старались облегчить они жизнь гонимому Рязанскому архиепископу Иувеналию, расстрелянному в 1937году

Свежие младенцы, целиком или частями, по сходной цене

Для снятия этических преград в данной области используются новые понятия, маскирующие безнравственность самого направления

Касимовские мученики

Двадцатый век подарил православному миру много святых. Они кротко и вместе с тем строго  взирают на нас с икон, а их судьбы мы узнаем не только из житий, но и из писем и воспоминаний современников

На всенощном бдении

Христиане первых веков, опасаясь гонений, собирались для богослужения ночью, как в более безопасное время

В хранилище Слова

Беседа Ирины ЕВСИНОЙ с директором Рязанской епархиальной библиотеки, Натальей Леонидовной МОИСЕЕВОЙ

Острым хитро длатом извоянны

Над созданием выставки автор концепции Оксана Михайловна Сахарова и художник-дизайнер Александр Викторович Панкратов работали два года

Отец Матфей
 Рябцев