Логотип рязанской газеты "Благовест"

В хранилище Слова

Беседа Ирины ЕВСИНОЙ с директором Рязанской епархиальной библиотеки, Натальей Леонидовной МОИСЕЕВОЙ

– В октябре, в день памяти святителя Димитрия Ростовского, духовного писателя и историка, вашей библиотеке исполнилось 15 лет. Как все начиналось?

– В эту библиотеку я пришла работать 13 лет назад. Громко ее «библиотекой» тогда назвать было нельзя. Что это было? Была маленькая комната с бархатной красной тряпочкой, имитирующей перегородку. Такая изба-читальня. В то время отец Виталий (Уткин), настоятель Николо-Ямского храма, организовал здесь молодежный центр, вокруг которого объединялась не только молодежь, но и интеллигенция. Была потребность в духовной литературе. Батюшка первым принес свои книги по философии, по русской истории, затем слушатели лекций тоже начали приносить свои. Образовался такой книжный шкаф. Это и положило начало возникновения библиотеки.

– Вас не пугала перспектива малооплачиваемой профессии? Почему?

– Девяностые годы (время моей учебы) были тяжелыми не только для нашей семьи, но и для всей страны. И мы просто не сосредотачивались на этом. Я помню, как много вдохновенно и безвозмездно в те годы моя мама, преподаватель института культуры,   вместе с коллегами трудилась над составлением каталога-репертуара «Рязанская книга. 1848 – 1917 годы». Когда он уже был издан, его подарили митрополиту Симону, так как там были представлены церковные издания Рязанской губернии. Тогда, кстати, и началось воцерковление нашей семьи. Эта книга открыла нам дорогу к храму.

– Какая задача была перед вами поставлена, когда вы пришли сюда на работу? Был ли к тому времени какой-то опыт работы в библиотеке?

– Я уже окончила институт культуры по специальности «библиограф». Начинала работать в Областной библиотеке им. Горького, а перед переходом сюда – в информационном отделе Рязанской областной научно-медицинской библиотеки. В то время там активно вводились в работу новые информационные технологии. Я была в центре этой интересной и перспективной работы и многому научилась у прекрасного директора библиотеки, А.А.Светиковой.

– После такой серьезной библиотеки не страшно было прийти сюда, в библиотеку «за бархатной занавесочкой»?

– Страшно! Но у меня была необъяснимая уверенность, что эта библиотека будет жить. Много времени и забот в том момент по организации библиотеки положил владыка Иосиф (Македонов) – (от ред. тогда епископ Шацкий, наместник Иоанно-Богословского монастыря). Николо-Ямской храм был подворьем Иоанно-Богословского монастыря, и ему очень хотелось, чтобы здесь была библиотека. Мы вместе с мамой сначала помогали в библиотеке монастыря, где познакомились с отцом Игнатием (от ред. – ныне епископ Уваровский и Кирсановский), он и пригласил меня работать сюда. Сначала мама и муж были против. У меня же было чувство, что мне нужно быть здесь. Я четко понимала, что, если именно сейчас мы не сможем организовать работу библиотеки, то в скором будущем ее может просто не быть. Время это подтвердило.

– Как формировались фонды вашей библиотеки, ведь сегодня она одна из самых крупных епархиальных библиотек России?

– К сожалению, ничего из дореволюционных фондов библиотеки Николо-Ямского храма не осталось. Книги пришлось собирать заново. Сначала был тот небольшой шкафчик, который собрал отец Виталий с прихожанами. А потом к формированию нашей библиотеки подключился покойный ныне схимонах Климент, насельник Иоанно-Богословского монастыря. До поступления в монастырь он был врачом, жил в Москве и собирал книги. Он привозил книги и для библиотеки монастыря, и для нас. В 90-е годы православное книгоиздание только начало активно развиваться, каждый экземпляр был на вес золота. Много книг тогда издавалось в репринтном издании, мелким, сложно читаемым шрифтом. У нас в отдельном фонде до сих пор есть книги, которые печатались на машинке.

Один из наших, наверное, самых интересных, отделов – Отдел «Редкая книга». Он сформирован полностью из книг коллекции схимонаха Климента и протоиерея Алексия Медведева. Они собирали книги много лет по букинистическим магазинам. Потом отец Климент отдавал их московским реставраторам. Поэтому издания сейчас в прекрасном состоянии: без жучков, без плесени, что очень важно. В отделе «Редкая книга» мы проводим экскурсии. Эти книги ценны не столько своим содержанием, сколько своей историей. Они в прямом смысле прошли войну, пожары, и это уже чудо, что сохранились. За каждой книгой – история жизни людей. Сегодня общий фонд нашей библиотеки составляет 20 тысяч книг. Мы выписываем более 20-ти периодических изданий. У нас много книг по педагогике, так как все больше стало приходить преподавателей, чтобы найти материалы для уроков. Если говорить в целом о составе фонда, то наши книги отвечают на все жизненные вопросы.

– Приходит ли к вам в библиотеку молодежь, студенты, школьники?

– Да, конечно. В первую очередь, это студенты-теологи, семинаристы, ведь, в отличие от приходских, наша библиотека изначально была нацелена на научную, исследовательскую литературу: это и искусство, и литература, древняя история Греции, Византии, Рима… А школьников мы принимаем у себя в библиотеке вместе с педагогами, родителями. Проводим библиотечные уроки, экскурсии по храму. Наша библиотека – один из организаторов областного конкурса, посвященного Дню славянской письменности, и конкурс «Язык наш – древо жизни на земле». В нем принимает участие до 800 ребят.

– Наталья Леонидовна, не могли бы «нарисовать» портрет основных ваших читателей, может быть, самых активных?

– К нам идут социально активные люди среднего возраста от 35 до 50 лет самых разных специальностей: юристы, врачи, служащие, педагоги, молодые мамы. Это люди ищущие, думающие, заботящиеся о будущем нашего Отечества. Они едут из всех районов города. Мы считаем, что каждый наш читатель совершает небольшой подвиг: ехать в библиотеку с несколькими пересадками, чтобы найти нужную книгу.

Глядя на наших читателей, мы сами многому у них учимся. К нам приезжает один читатель из пригородного села Заокское, дядя Ваня, ему 74 года, маленький, худенький, всю жизнь у себя в селе проработал скотником. Простой, немудреный человек, но книжки любит читать, мы любим его очень.. Тяжело ему сюда добираться, на месяц книги даем, а он не может приехать, особенно весной, когда разлив. Приезжает перед постом: «Пост ведь Великий, обязательно надо почитать». Катаракта на обоих глазах, читать тяжело, и бабка ругается. Надо видеть, с какой любовью и бережностью он относится к книгам: завернет в один пакетик, потом в другой. А как-то приезжает, картошку крупную привозит. Тогда пожары шли, год был тяжелый, мужики все ругаются, ничего не растет. А я, говорит, вышел, покропил святой водой, вон какая картошка выросла! Простой русский мужичок, трудится на земле, а без книги себя не представляет.

– Сейчас много электронных книг, они выставлены в интернете. Не считаете ли вы интернет своим конкурентом?

– Нет, абсолютно не считаем. Мы сами сделали сайт, на котором выставили наш каталог. Иногда не всем студентам хватает экземпляров той или иной книги, тогда мы ее отправляем в электронной версии. Но студенты предпочитают традиционную печатную книгу. Когда человек хочет сосредоточиться, он все-таки берет именно печатную, потому что в интернете нельзя этого сделать, много соблазнов, устают глаза. Для глубокого, вдумчивого чтения нужна книга, мы не можем Иоанна Златоуста читать в Интернете. Можно только выбрать цитаты, а это рваное клиповое мышление, за что мы ругаем детей.

– Наталья Леонидовна, могли бы вы назвать вашу любимую книгу епархиальной библиотеки?

– У нас есть книга, внешне ничем не примечательная, « Минея» за март месяц на церковно-славянском языке. Титульного листа нет, но видно, что на многих страничках есть маргиналии – слова, которые раскрывают тайну книги. Палеографы расшифровывают эту запись: «Сия книга была куплена в 1704 году за 25 рублей на московском печатном дворе крестьянином Григорием Матеровым из Арзамасской губернии и передана на вечное поминовение своих родителей». Книга передана в храм Рождества Пресвятой Богородицы. На книгах XVIII века много таких маргиналий, и, когда мы читаем их, мурашки бегают: казалось бы, небольшая запись, а какая важная, за ней стоит история.

Есть у нас интересная, неприглядная с виду книга – «Описание киновии святого исповедника Стефана Суржского», книга о каком-то маленьком ските в Крыму, всего в 30 страничек. Но в конце есть запись: «В воскресенье 8 июля н.с. 1923 года после торжественной службы монастырь закрыт, храмы запечатаны, монахи распущены». Казалось бы, такая маленькая запись, но в ней заключена целая история России. У нас есть прижизненные издания святителя Феофана Затворника, праведного Иоанна Кронштадтского. У нас много еще есть чего интересного.

Приходите к нам!

«Бунт против Бога»

Так назвал суррогатное материнство протоиерей Димитрий Смирнов.

«Православная Русь. Романовы»

Задача выставки – призвать наших современников к возрождению чувства причастности к нашей неразрывной и общей истории, в том числе и через почти забытое сегодня чувство благодарности

Флешмоб с олимпийским огнем

И этот молитвенно-языческий огонь предполагается пронести через 130 городов, маршрутом в 65 тысяч километров

Гроза сект

Русь «святая» не потому, что она лучше других народов, а это богосозданный народ, народ, созданный Православием, архитектурой, культурой, литературой. Русский народ изначально родился как православный, и наши русские истоки – это Православие

Богословие в камне

Открытие выставки – важное событие, потому что мы имеем возможность взглянуть на шедевры русского искусства

Помощь бесплотных сил

Какова иерархия Небесных Сил бесплотных? В каких случаях к ним лучше обращаться?

Десантники уходят в небо

Человек, у которого не стыдно было учиться преподавателю, недаром он получал поощрительную стипендию Губернатора Рязанской области

За грехи тяжкие

Бывает, и в закоренелых преступниках просыпается покаяние. Это не единичные случаи. Такие люди после выхода из тюрьмы пытаются начать новую жизнь, хотя это часто бывает непросто

Тепло Покровского храма

Незабываемые ощущения испытываешь, когда, спустя 17 лет супружеской жизни, ты наконец-то вступаешь в законный брак, который скрепляется на небесах

Бабушкины нити в вечность

В голодные и страшные тридцатые годы, как могли, старались облегчить они жизнь гонимому Рязанскому архиепископу Иувеналию, расстрелянному в 1937году

Свежие младенцы, целиком или частями, по сходной цене

Для снятия этических преград в данной области используются новые понятия, маскирующие безнравственность самого направления

Касимовские мученики

Двадцатый век подарил православному миру много святых. Они кротко и вместе с тем строго  взирают на нас с икон, а их судьбы мы узнаем не только из житий, но и из писем и воспоминаний современников

На всенощном бдении

Христиане первых веков, опасаясь гонений, собирались для богослужения ночью, как в более безопасное время

В хранилище Слова

Беседа Ирины ЕВСИНОЙ с директором Рязанской епархиальной библиотеки, Натальей Леонидовной МОИСЕЕВОЙ

Острым хитро длатом извоянны

Над созданием выставки автор концепции Оксана Михайловна Сахарова и художник-дизайнер Александр Викторович Панкратов работали два года

Наталья 
Леонидовна 
МОИСЕЕВА