Логотип рязанской газеты "Благовест"

Благословение отца Иоанна Крестьянкина

5 февраля исполняется семь лет со дня преставления духоносного старца Иоанна Крестьянкина. Вся его жизнь была примером служения Богу. Пройдя суровую школу лагерей, батюшка всегда оставался светлым, добрым человеком. С детских лет он был в церковной ограде и мечтал стать монахом. На этот путь его в 12 лет благословил исповедник и мученик епископ Николай (Никольский). 10 лет отец Иоанн служил в различных храмах Рязанской епархии. С 1967 года его переводят на служение в Успенский Псково-Печерский монастырь, куда к нему за советом, утешением и молитвой приезжало множество людей.

Среди них был и будущий протоиерей Георгий БУЛЕКОВ, настоятель храма «Всех скорбящих радость» г. Рязани, отец семерых детей. С младенческих лет отец Георгий окормлялся у отца Иоанна Крестьянкина. Об опыте жизни в церкви, в семье, о воспитании детей с батюшкой беседует Ирина ЕВСИНА.

– Отец Георгий, как воспитать детей, чтобы они всегда были с Богом, не отпали от церкви в подростковом возрасте? Есть ли у Вас секреты воспитания?

Секретов воспитания никаких нет. И рецепта одного на всех тоже. Ни один богослов, ни один воспитатель не скажет вам, что делайте так, и у вас все будет хорошо всегда и со всеми…

Что касается воспитания в нашей семье… Да, слава Богу, Господь нам дал семерых детей. Они все пока на сегодняшний день имеют желание послужить в Церкви Христовой. Это было мое желание изначально, и я брал на это благословение у батюшки отца Иоанна Крестьянкина. Двое старших сыновей служат у престола Божиего, одна из дочерей – матушка, а младшие учатся, трудятся, живут в церковной ограде.

Это мое желание утвердилось и окрепло после разговора с моим наставником протоиереем Павлом Харитошкиным, настоятелем Архангельского храма в с. Казачий Дюк Шацкого района, который мне писал рекомендацию для поступления в семинарию. Шел 1983 год, я только отслужил два года в армии. Решался вопрос: кем мне быть дальше, куда идти работать. И когда я ему высказал свое соображение о том, что можно просто верить в Бога, ходить в храм и не обязательно быть священником, он мне ответил словами, которые я помню всю жизнь и передаю: «Дорогой мой, – сказал мне о. Павел, – каким бы ты не был примерным христианином, ты не сможешь так часто ходить в храм, как это ты будешь делать, будучи священником, то устал, то семейные заботы, то командировки и т.д. А священник заставляет себя идти в храм, когда пришел, то там надо молиться». По словам отца Иоанна Крестьянкина: «Аппетит приходит во время еды». Начинаешь нудить себя, и появляется молитва.

Для меня нет большего счастья и большей радости, утешения и отрады, чем находиться в алтаре у престола. Это единственное для меня место вдохновения, полной радости, удовлетворения. И, правда, не малейшей усталости.

Возвращаясь к воспитанию, могу сказать, что у нас с матушкой не было какой-то определенной программы. У нас была одна задача и цель: воспитать детей хорошими с помощью Божией. Первейший и главнейший метод воспитания – пример личной жизни. Все слова останутся теорией, если дети не увидят доброго примера родителей.

Второе: я всегда старался детей водить с собой в храм. Они, можно сказать, выросли в храме. Помню, старший – теперь отец Николай – обжег себе ручку на пасхальной службе. Он уснул, а я попросил теплоту. Он побежал, споткнулся в стихарике, упал, теплота из чайника пролилась ему на руку. Коле было тогда 5-6 лет. Помню, я его попросил: «Ты, когда захочешь плакать, то плачь негромко, потому что царские врата открыты, и народ будешь смущать».

Третье. Мы всегда старались детей возить по старцам. Отношение к старчеству разное, но в моем понимании старец – это проводник воли Божией, посредник между Богом и людьми. Нам Господь давал утешение через таких православных хороших людей. Они были истинными старцами. Можно сказать, что я вырос рядом с отцом Иоанном Крестьянкиным. Я у него сам руководился с пяти лет. 39 лет я ездил к нему и детей своих к нему возил. Это очень важно, если есть такая возможность. Дело все в желании и в понимании необходимости и пользы духовного окормления и руководства. Мы ездили к нему всей семьей каждый год. Бывало, что он нас и не принимал – просто обменивались записками. Очень важно, чтобы они молились за ваших чад.

Последние годы батюшка принимал нас у себя в келии, мазал освященным маслом, кропил святой водой и давал её пить. Потом всех одаривал подарками, благословлял и обещал за всех молиться. Старцы все искренние, если они обещают молиться, то всегда выполняют.

– Батюшка, каким образом Вы познакомились с отцом Иоанном Крестьянкиным?

Очень просто – через маму. Она впервые меня привезла в Печоры в пять лет. Было это в 1967 году. Сам я родом из Шацкого района, из села Ялтуново. И покойная тетя Анисья (от ред. – тоже старица) направила маму и меня к отцу Иоанну. «Поезжай, Нюра, в Печоры». С тех пор мы туда и ездили. Маме очень полюбился Псково-Печерский монастырь, который тогда был источником духовного старчества. Отец Нафанаил, отец Иоанн – это великие старцы, Божии люди. Великое счастье было общаться с ними.

– Когда умирают старцы и остаешься один, то чувствуешь себя сиротой.

Без старчества тяжеловато. Со старцем, что с родителями. Отец Нафанаил был построже, хотя никогда ничего не приказывал, не навязывал. Отец Иоанн был любвеобильный. Он никогда не упрекал за грех, а принимал всегда с любовью. Однажды я сказал о том, что иногда сокращаю молитвенное правило перед Литургией. На что отец Иоанн мне ответил: «У меня был недавно маститый архимандрит и говорит:

Батюшка, у меня за жизнь много было разных правил молитвенных.

Вот вы мне скажите, батюшка, какое у вас последнее правило?

Признаться стыдно. Подхожу к кровати и говорю «Господи, прости за так» и ложусь спать.

Так отец Иоанн утешал, но в тоже время и вразумлял. За 39 лет очень много всего было. Но отец Иоанн никогда не упрекал. Это была любовь. Он даже внешне был необычный. Мы привыкли старцев видеть строгих, аскетичных, а он всегда улыбался и даже не ходил, а летал, именно летал. Он был воздушный. У него всегда голова была поднята вверх. Когда он сажал тебя на диванчик, то садился рядышком и на ушко тебе шептал, давал наставления, отвечал на вопросы. Это было величайшее счастье – его слушать.

– Батюшка, Скорбященский храм ведь не первое место вашего служения. Где Вы служили прежде, кто Вас рукополагал?

Рукоположение я принял от покойного владыки, архиепископа Александра, ректора Московских духовных школ в 1987 году. Получил назначение в Рязанскую епархию. Владыкой Симоном был направлен в Туму, в великолепный Троицкий храм. Настоятелем там тогда был протоиерей Владимир Шулаков, ныне покойный. Я очень благодарен Богу и владыке, что меня послали к опытному священнику, у которого я многому научился. Очень хорошо любому молодому священнику начинать служить под чьим-то началом.

Отец Владимир был человеком удивительным. У него тогда был стаж служения 35 лет, но он всегда старался все делать на равных. Спрашивал, смогу ли я послужить тогда-то, заменить его. Меня это всегда очень смущало. Я говорил, батюшка, да вы благословите. А он: «Нет, ты молоденький, у тебя матушка, ребенок…». Батюшка был простой и любвеобильный. Я до сих пор вспоминаю о нем с любовью. В Туме я служил два года.

Потом – Спас-Клепики. Это были 1989-1990 годы. В 1990 году 3 мая владыка перевел меня в Борки Шацкого района, где я прослужил 18 лет. Потом три года в Петропавловском храме р.п. Старожилово.

– В любой семье ее уклад, воспитание детей зависит от обоих супругов. Как Вы себе выбирали жену?

Моя будущая матушка работала в Московской духовной семинарии, где мы с ней и познакомились, а потом и поженились, получив благословение отца Иоанна. Мне было очень важно получить благословение старца.

– Батюшка, с какого возраста Ваши дети выполняли молитвенные правила, как постились, как готовились к Причастию? Книжек об этом много, но всем православным родителям важен конкретный пример и опыт.

Когда дети были маленькие, то мы старались не утруждать их вечерним правилом. Мы читали по очереди молитвы «Царю Небесный…», «Отче Наш…», «Богородице Дево…», другие и ложились спать. Утром собраться всем вместе на молитву всегда было труднее.

Перед Причастием всегда молились более строго, выполняя правило. Читали все вместе по очереди. Кто-то из детей мог и на коленочках, уткнувшись лбом в пол, подремать. Кто-то и подзатыльник за баловство получал.

Все просто в деле воспитания. Надо быть попроще. Дети, может быть, не все разумком своим детским понимают, но у них очень чувствительное сердечко. Они чувствуют фальшь взрослых. Они очень чувствительны к обману, лукавству, неискренности. Дети любят, чтобы ты был настоящим. Когда ты настоящий, когда ты то, чему учишь и сам делаешь – это дети принимают и понимают.

Перед причастием мы на исповедь детей отправляли с семи лет. Есть писаный закон, надо придерживаться его и не мудрить. Постились у нас дети тоже с семи лет.

Конечно, если кто-то заболевал, то ел скоромную пищу. Матушка, если была в положении, тоже вкушала скоромную пищу. Отец Иоанн Крестьянкин говорил ей: «Матушка, вы вкушайте все, что требует от вас организм и плод ваш, но чуть-чуть не доедайте».

Ведь понятно, что здоровье и крепость не в колбасе и не в мясе. Оно в руках Божиих. Это даже мы знаем из детских сказок. Все богатыри русские на каше выросли. Ни в одной сказке не сказано, что они мясо ели.

– Батюшка, по Вашим крепким жизнерадостным детям нельзя сказать, что они чего-то недополучали.

Не надо думать, что мы слишком строги были с ними – мы же любящие родители. Но все таки они от нас и подзатыльники получали и ремешком, бывало… Может быть, не всегда я себя правильно вел, и молились вместе маловато. Очень запомнились слова отца Иоанна, когда брал благословение на поездку в Иерусалим: «Все это хорошо, – сказал он, – но нет ничего лучше семейной молитвы вместе с детьми».

На фото: отец Георгий, матушка Галина с детьми в келье у отца Иоанна Крестьянкина

 

 

 

 

В начало

Традиционные ценности как единый стержень

По заключению ВНИИ МВД только 8 % насильственных действий над детьми совершается в семье, а остальные 92 %(!) вне семьи, т.е. на улице, в общественных местах, в школах и т.п. И с каждым годом эта цифра снижается

Радость встречи

Но как молодому человеку в современном суетном мире не пропустить такую встречу с Богом? Как войти в церковную жизнь? Где найти друзей, близких по духу? Как проводить с пользой свободное время

ДУХОВНЫЙ СВЕТИЛЬНИК

В церковной практике владыка Симон не позволял себе ни подобострастия властям, ни снисходительного отношения к прихожанам

Благословение отца Иоанна Крестьянкина

Вся его жизнь была примером служения Богу. Пройдя суровую школу лагерей, батюшка всегда оставался светлым, добрым человеком

Мечта шуршателя или кое-что о развивающих игрушках

Отдел игрушек – волшебное место. В него, ожидая первенца, я заглядывала почти с благоговением и присматривала все необходимое чаду

После праздников

Организация праздников, в частности Нового года, становится для родителей, особенно православных, уже не таким простым делом

Новый круг Светланы Копыловой

Праздничное настроение святок рязанцам 20 января продолжила создавать автор-исполнитель Светлана КОПЫЛОВА

Крест – защитник подростка

На вопросы родителей отвечает протоиерей Артемий ВЛАДИМИРОВ, настоятель храма Всех Святых в Красном селе (г. Москва)

ОТКРЫТЫЙ ПУТЬ

Когда коммунисты упраздняли Троице-Сергиеву Лавру, старец Захария был последним монахом, вышедшим из монастыря

Герои Первой мировой войны

Эта книга – один из редких случаев внимания к теме Первой мировой войны. В этой связи показательным является тот факт, что книга выходит на личные средства её составителей и благодетелей

Музыка нашего дяди Васи

«Если бы молодость знала, если бы старость могла…», – не устаю твердить я младшему поколению

Великолепная четверка

Накануне Рождественских праздников экспертный совет конкурса «Православная инициатива-2012» объявил списки организаций, проекты которых одобрены к финансированию

отец Георгий, матушка Галина с 
детьми в келье у отца Иоанна Крестьянкинаотец Иоанн