Логотип рязанской газеты "Благовест"

ДУХОВНЫЙ СВЕТИЛЬНИК

5 февраля исполняется 85 лет со дня рождения митрополита Симона (Новикова) - выдающегося церковного и общественного деятеля, который с 1972 по 2003 год возглавлял Рязанскую епархию.

Духовный светильник его души озарял  весь его человеческий облик, лишенный даже намека на величие, свойственное высокому сану митрополита. Бесспорно, он обладал совершенно уникальными личностными качествами, которые весьма редко встречаются у обычных людей.  Находясь рядом с ним и осознавая степень своего несовершенства, невольно  восхищаешься теми, поистине божественными  дарованиями, которыми он был наделен сполна. Владыка Симон  вобрал в себя все лучшие качества Человека Церкви: прекрасный проповедник, ученый-богослов, вдохновенный молитвенник, искусный литератор, – эти и другие восхитительные достоинства   обусловливали его высокий авторитет духовного пастыря земли Рязанской и влиятельного общественного деятеля.

  Конечно, не все было так глянцево гладко на его жизненном пути, и, как он рассказывал, когда было особенно трудно, ему помогало природное крестьянское трудолюбие, которое он благодаря родителям впитал с самого раннего детства, а также твердая целеустремленность и усердная каждодневная молитва. По свидетельству его  ближайших подвижников, в церковной практике владыка Симон не позволял себе ни подобострастия властям, ни снисходительного отношения к прихожанам. Особое значение в приобщении людей к истинной православной  вере он придавал проповедям, к которым всегда готовился тщательно и серьезно. Эмоционально страстные и доступные сердцу каждого  верующего человека, они всегда украшались евангельскими образами, текстами Священного писания, ссылками на сочинения наиболее почитаемых им святителей – Феофана Вышенского,  Игнатия ( Брянчанинова), преподобного Серафима Саровского и других. Благодаря этому, каждое исповедальное слово митрополита Симона светилось его умудренностью, эрудицией, незыблемой верой христианской и  теплотой его боголюбивой молитвенной души. Ведь сказано в Писании: «От избытка сердца говорят уста» (Мф.,12, 34). Как это верно относится к нему.

Возглавляя Рязанскую епархию более трех десятилетий, он неустанно жил делами церковными и, часто посещая по службе наши города и веси, хорошо знал насущные проблемы повседневной жизни людей.

 Владыка Симон был очень доступен для мирян и никогда не сторонился публичных общественных  мероприятий. Активно откликаясь на  приглашения, часто выступал с  докладами и лекциями по историко-региональной проблематике в студенческих аудиториях, на городских, областных и международных научно-практических конференциях.   При его попечительстве  в Рязанской епархии было возрождено религиозное духовное образование, а в РГУ имени С.А. Есенина было открыто теологическое отделение, ныне весьма успешно функционирующее. Следует подчеркнуть, что митрополит Симон публичную нравственно-воспитательную деятельность среди молодежи считал важной составной частью своей архипастырской службы.

 Особое  внимание владыка Симон уделял активному сотрудничеству с миротворческим движением Рязанской области, представляющем в нашем регионе «Российский комитет защиты мира».  И, особенно поражает, что однажды он принял предложение его активистов, войти в состав Президиума  этой общественной организации.  Это для него не было формальным актом, и за каждодневными служебными делами он не забывал ежемесячно перечислять из своих сбережений в  «Российский фонд мира» денежные средства с пометкой «Неимущим и обездоленным детям-сиротам на милосердные акции». И после ухода митрополита Симона из жизни в 2006 году решением Президиума Российского комитета защиты мира это почетное членство осталось за ним навсегда. Данное решение весьма символично, поскольку общественные миротворческие инициативы, рожденные самыми гуманными, человеколюбивыми идеями, были ему особенно близки, ведь большинство своих проникновенных проповедей к прихожанам он начинал словами: «Мир вам…». И еще он любил повторять слова Преподобного Серафима Саровского: «Стяжи мир в душе своей, и вокруг тебя спасутся тысячи».

В повседневной суете обремененные неотложными житейскими заботами, мы зачастую лишаем себя такой благодатной возможности – «стяжать дух мирный». И поэтому, время от времени обращаясь к двухтомнику «Трудов и посланий», подаренных владыкой,  всякий раз, как сказал поэт, обретая «сердца пищу», нахожу в них столько россыпей его мудрых мыслей, столько святости и красоты душевной, которыми он стремился воспринимать и оценивать бренные дела земные.

Простотой общения, монашеской неприхотливостью и добродетельной мудростью митрополит Симон притягивал к себе людей. Все, кому посчастливилось с ним общаться, навсегда запомнили его тихий, завораживающий душевной теплотой голос, постепенно переходящий в проникновенный шепот. В эти мгновения звук его слов почти исчезал, и лишь уста его вещали из глубины души какие-то сакральные истины, глубокое осознание которых приходило значительно позже.

Он  с внимательным участием выслушивал каждого посетителя, вникая в его личные нужды и согревая его своим по- отечески теплым взором. Владыка осознавал, что приходящие к нему с  различными просьбами люди,  прежде всего, нуждаются в мудром попечении и спасительной молитве.  И это он дарил каждому сполна.

В памяти навсегда сохранятся те трепетные минуты, когда митрополит Симон, жертвуя своим бесценным временем, находил возможность и для наших встреч. «Философические беседы», как он их шутливо называл, обычно завершались высочайшим благословением на успехи в педагогическом труде, к которому он относился с большим почтением. Всех своих посетителей владыка обычно принимал в передней комнате, от  которой    перегородкой  отделялась маленькая спальня с металлической кроватью, блестевшей никелированными спинками: старинный облик такой постели сегодня помнят, пожалуй, лишь наши бабушки.  По другую сторону к комнате и спальне примыкала небольшая трапезная, за столом  которой одновременно могли разместиться вряд ли более шести человек.  Самой просторной  в доме была передняя комната с довольно высоким деревянным потолком и домоткаными дорожками на полу, в ней было всегда тепло и  по-домашнему уютно.  Все ее стены украшали многочисленные иконы и, пронизанная мерцающими от лампадного света ликами святых, она  сразу  же являла собой домовую церковь владыки. Сердце трепетало от мысли, что вот здесь в уединенной ночной тишине им каждодневно сотворяются неустанные молитвы Богу во спасение нас, грешных.

 А ниже,  под иконописными образами на книжных полках отсвечивали своими обложками многотомные шеренги книг по религиозной проблематике,  философии, истории и культуре. Иконы, лампады и научные труды святых отцов Церкви создавали в этой уютной комнате литургическую атмосферу соборности, и она представлялась неким домашним алтарем, где усердием владыки постоянно пребывала божественная  молитва, благочестие и православная истина.

Неутомимый молитвенник владыка Симон – человек Божий, наделенный талантами яркого духовного светильника, тонко чувствовал всякую устремленность человеческой души к этому фаворскому свету и всегда искренне радовался, что еще хотя бы один человек, благодаря его несокрушимой вере, начал совершать трудный переход от светскости к религиозности, от прагматизма к благоразумию. И сколько таких душевных восхождений он помог совершить разным людям за годы своего самоотверженного церковного служения! Многие годы, в каждую среду, колокол сзывал верующих в  Рязанский кафедральный Борисо-Глебский собор, где обычно проводил православные богослужения митрополит Симон. Его всегда благоговейно ждали в других храмах и обителях Рязанской епархии, и как оценить, какое количество людей за  все годы, что служил владыка,  получили его духовное окормление?

 Но время берет свое.  Осенью 2003 года митрополит Симон  получил высочайшее согласие  Священного Синода оставить Рязанскую кафедру и, уйдя на покой, он уединился в некогда знаменитом, но разрушенном почти до основания в советские годы  Николо- Бабаевском монастыре Ярославской епархии. Владыка навсегда покинул Рязань, ставшую для него за тридцать лет второй родиной, но в оставшиеся годы своей земной жизни тесные духовные связи  с нашим краем он всячески поддерживал. И туда, в эту неустроенную Николо-Бабаевскую обитель, потянулись из Рязани и из других краев   России не только верующие, но и другие люди, наслышанные об этом Божьем человеке и страстном молитвеннике.  Пожертвованиями паломников стал возрождаться и наполняться монашеской жизнью прежде великолепный Николо-Бабаевский мужской монастырь. И те, кто побывал там хотя бы единожды,  возвращаясь оттуда духовно осветленными,  восторженно делились с другими людьми радостью этих незабываемых встреч с митрополитом Симоном, вспоминая при этом памятные слова Господа: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и  Я успокою вас» (Мф., 11, 28).

Земной подвиг владыки завершился в сентябре 2006 года. Он похоронен в своей последней церковной обители – у стен Николо-Бабаевского монастыря.  Вскоре после его кончины усилиями  глубоко почитающих и преданно любящих его людей там создан мемориальный музей, который постоянно пополняется новыми документами, свидетельствующими о его нетленном образе благочестия. Среди экспонатов этого необычного музея видное место занимают рукописи, печатные труды, письма и послания митрополита Симона к прихожанам, в которых  разлита его душевная благодать, столь спасительная в этом житейском мире бренных страстей.

 Всеми словами своими и делами пастырскими, духовно возвышенными и истинно неувядаемыми, он и ныне пребывает в наших сердцах, а, значит, по-прежнему живет среди нас. 

Рудольф  ПОДОЛЬ, доктор философских наук

На фото: В музее митрополита Симона

 

 

В начало

Традиционные ценности как единый стержень

По заключению ВНИИ МВД только 8 % насильственных действий над детьми совершается в семье, а остальные 92 %(!) вне семьи, т.е. на улице, в общественных местах, в школах и т.п. И с каждым годом эта цифра снижается

Радость встречи

Но как молодому человеку в современном суетном мире не пропустить такую встречу с Богом? Как войти в церковную жизнь? Где найти друзей, близких по духу? Как проводить с пользой свободное время

ДУХОВНЫЙ СВЕТИЛЬНИК

В церковной практике владыка Симон не позволял себе ни подобострастия властям, ни снисходительного отношения к прихожанам

Благословение отца Иоанна Крестьянкина

Вся его жизнь была примером служения Богу. Пройдя суровую школу лагерей, батюшка всегда оставался светлым, добрым человеком

Мечта шуршателя или кое-что о развивающих игрушках

Отдел игрушек – волшебное место. В него, ожидая первенца, я заглядывала почти с благоговением и присматривала все необходимое чаду

После праздников

Организация праздников, в частности Нового года, становится для родителей, особенно православных, уже не таким простым делом

Новый круг Светланы Копыловой

Праздничное настроение святок рязанцам 20 января продолжила создавать автор-исполнитель Светлана КОПЫЛОВА

Крест – защитник подростка

На вопросы родителей отвечает протоиерей Артемий ВЛАДИМИРОВ, настоятель храма Всех Святых в Красном селе (г. Москва)

ОТКРЫТЫЙ ПУТЬ

Когда коммунисты упраздняли Троице-Сергиеву Лавру, старец Захария был последним монахом, вышедшим из монастыря

Герои Первой мировой войны

Эта книга – один из редких случаев внимания к теме Первой мировой войны. В этой связи показательным является тот факт, что книга выходит на личные средства её составителей и благодетелей

Музыка нашего дяди Васи

«Если бы молодость знала, если бы старость могла…», – не устаю твердить я младшему поколению

Великолепная четверка

Накануне Рождественских праздников экспертный совет конкурса «Православная инициатива-2012» объявил списки организаций, проекты которых одобрены к финансированию

Владыка СимонВ музее 
митрополита 
Симона