Логотип рязанской газеты "Благовест"

Начало царствования

В прошлом году в России торжественно отмечали 400-летие освобождения Москвы народным ополчением под руководством К.Минина и Д.Пожарского. Нынешний 2013 год также является юбилейным. Четыреста лет назад Земским Собором в Москве на российский престол был избран Михаил Романов. Это событие, по мнению историков, положило окончание Смуте.

После Рюриковичей

Причиной всех бед, потрясших Россию в начале XVII века, был вопрос о власти и ее легитимности.

Возглавивший в 1698 году страну после смерти царя Федора Иоанновича и  пресечении династии Рюриковичей, Борис Годунов, несмотря на свои административные достоинства, не стал в глазах народа законным царем. Многие ставили ему в вину гибель в 1591 году в Угличе последнего законного претендента на Московское царство- младшего сына Ивана Грозного, царевича Дмитрия. И хотя причастность к этой трагедии Годунова не была доказана, по мнению народа, именно он желал смерти юного царевича для восшествия на престол. Земский Собор 1698 года, избравший Бориса царем, также не являлся голосом всей русской земли. Авторитетнейший церковный историк, автор «Истории Русской Церкви» митрополит Макарий (Булгаков) писал, что на этом Соборе присутствовали только представители московских земель. Поэтому говорить об избрании Годунова представителями всего русского народа  крайне опрометчиво.

Незаконность власти обнаружилась при появлении претендента на престол  Григория Отрепьева, выдававшего себя за чудесным образом спасшегося царевича Дмитрия. Города и крепости открывали перед ним ворота. Бояре, служилые люди, горожане переходили на сторону самозванца, считая его более законным государем, нежели царь Борис. Не поддержанная народом, династия Годуновых рухнула в одночасье, и на престол в 1605 году взошел Лжедмитрий, везде встречаемый ликованием. Однако и Лжедмитрий вскоре стал терять авторитет. Появились сомнения в том, что он, действительно, тот человек, за которого себя выдает. Надо отметить, самозванец сам давал такие поводы. Расположенность к пришедшим с ним на русскую землю иноземцам, благожелательность по отношению к римско-католической Церкви заставляли многих задуматься о том, может ли так себя вести русский самодержец. Первоначально встреченный как законный представитель династии Рюриковичей, Лжедмитрий был убит в результате народного восстания в Москве в 1606 году.

Скоропалительно избранный москвичами, Василий Шуйский как царь также не принес счастья русской земле. Слабое правление, неспособность разрешить многие проблемы государства и, прежде всего, защитить граждан, в итоге приводят к тому, что в 1610 году Василий был насильно пострижен в монахи.

Попытка части московского боярства призвать на московский престол польского королевича Владислава с самого начала была похожа на авантюру. Неслучайно священномученик Патриарх Гермоген настаивал на избрании царем исконного россиянина, указывая на католичество Владислава. Владиславу было предложено  перейти в Православие и дать обещание, что он не будет притеснять православную веру. В итоге польскому королевичу так и не пришлось примерить московскую корону. Однако эта попытка привела к прямой польской интервенции и оккупации Москвы польскими отрядами.

Земский Собор выбирает

В 1612 году, после освобождения столицы вторым народным ополчением под руководством Минина и Пожарского, вновь встал вопрос о власти и ее законности. Для решения данного вопроса в 1613 году был созван Земский Собор. Это собрание, действительно, в полной мере подходило под понятие «Земский Собор», так как для участия в нем собрались представители многих русских земель. Таким образом, на Соборе можно было увидеть полноту мнений разных российских городов и весей, что, в конечном счете, и обеспечило бы  законность своей власти, избранной «всей землей русской». Избрание законного царя, по мнению народа, должно было, наконец, положить конец Смутному времени, поставившему на грань развала страну и создавшему угрозу для православной веры.

На Соборе мнения о возможных кандидатах разделились. Часть делегатов, не наученных горьким опытом, предлагала избрать царем иностранцев. Рассматривались кандидатуры шведского принца Филиппа и польского королевича Владислава. Однако здравое большинство взяло верх. Было решено избрать царем россиянина. В результате Собор остановился на кандидатуре Михаила Романова, внучатого племянника Анастасии Романовой-Захарьиной, первой жены царя Ивана Грозного.

Мудрость святителя Феодорита

Очень приятно, что на Соборе была представлена и Рязанская земля. Одним из важнейших участников собора стал архиепископ Рязанский святитель Феодорит. Именно он после решения Собора вышел вместе с боярином Василием Морозовым, архимандритом Иосифом и келарем Троице-Сергиева монастыря Авраамием Палицыным к народу и спросил, согласны ли они с выбором царем Михаила Романова. Собравшийся народ  единодушно приветствовал выбор Собора и избрание законного царя.

По решению Собора, архиепископ Феодорит возглавил делегацию, которая отправилась в Ипатьевский монастырь, под Кострому, чтобы известить жившую там семью Романовых с выбором народа. Однако матушка новоизбранного царя, инокиня Марфа, ответила отказом. Судьба предшествующих государей был всем известен.

Потрясенный отказом, архиепископ Феодорит уговаривал юного Михаила и его матушку не противиться Промыслу Божию. Но Романовы долгое время оставались непреклонны. И тогда архиепископ Феодорит рассказал им, какие великие бедствия ждут Россию в случае непринятия воли народа,   и молил не оставлять Русскую землю. В итоге, инокиня Марфа и Михаил согласились с речами святителя.

Венчание на царство Михаила

11 июля 1613 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось венчание Михаила на царство, ознаменовавшее основание новой правящей династии Романовых. Таким образом, в России была утверждена законная власть, положившая конец Смуте.

Игорь МИТРОФАНОВ, историк

 

 

 

 

В начало

Масленица: православие или язычество?

Каждый православный человек решает для себя сам, насколько он может участвовать в народных увеселительных гуляньях и где мера этих гуляний

Сокровища или святыни?

Люди, пытающиеся удержать в своих руках награбленные православные святыни,  часто не гнушаются откровенной ложью, как, например, в вышеупомянутой статье «Домостроя»

Решения Соборного разума

К сожалению, многие священнослужители, не дожив до преклонного возраста, умирая, оставляли свои многодетные семьи, нуждающиеся в попечении и материальной поддержке

Начало царствования

Незаконность власти обнаружилась при появлении претендента на престол  Григория Отрепьева, выдававшего себя за чудесным образом спасшегося царевича Дмитрия

Как преодолеть духовные рифы

Первым в обсуждение вступил социолог В. А. Воронов, который отметил, что на данный момент (по результатам анкетирования) только 18-20 % наших граждан обращают внимание на духовные проблемы

Власть и церковь

На вопросы читателей отвечает игумен Лука (Степанов)

Ювенальная юстиция – недетский вопрос

Нет ювенальной юстиции, но есть ювенальная технология. Она постепенно приводит к ограничению прав родителей в отношении собственного ребенка

«Продержаться» на прогулке

Помимо ухудшения детского здоровья, жизнь в четырех стенах превращает детей в эдаких мини-монстров, перевозбужденных, агрессивных и неуправляемых

Полицаи мысли действуют!

Нагло ограблено поколение русской молодёжи, у него отняты законно принадлежащие ему сокровища русской национальной культуры, получившей всемирно признание

Школа для директора

Предмет «Основы православной культуры» с большим трудом, но все-таки пробивает себе дорогу в школах

Чудесная «фотография»

И вот что еще обращает внимание: на руках Пречистой Матери видны будто раны от гвоздей, подобные ранам Ее распятого Сына

Избрание-Михаила-Фёдоровича 
Романова-на-царство-14-марта 
1613-года