Логотип рязанской газеты "Благовест"

Школа для директора

Предмет «Основы православной культуры» с большим трудом, но все-таки пробивает себе дорогу в школах. 13 февраля в Рязани Митрополит Рязанский и Касимовский Павел совместно с отделом религиозного образования и катехизации Рязанской епархии и управлением образования и молодежной политики администрации г. Рязани провели совещание с директорами школ города. На встрече поднимались вопросы, связанные с проблемами введения в школах курса «Основы православной культуры».

Наш корреспондент попросил ответить на вопросы одного из участников этого совещания, протоиерея Сергия Рыбакова, начальника отдела религиозного образования и катехизации Рязанской епархии.

Какова была главная цель этого совещания, и какой получили результат?

План был в том, чтобы посмотреть, какое настроение у директорского корпуса в отношении курса ОРКСЭ (Основы религиозной культуры и светской этики), и, конечно же, нас интересует, в первую очередь, та часть блока, которая связана с православием (ОПК). В целом мы убедились, что в большинстве школ города достаточно адекватное понимание ситуации, и директорский корпус в целом выражает согласие с необходимостью введения ОПК, потому что сейчас по этой программе учатся четвертые классы, и идет выбор курса в третьем классе на будущий год. Следующий этап – расширение этого модуля. Его будут вводить с 2015 года со второго по десятый класс, о чем и было объявлено на XXI Рождественских чтениях Патриархом Кириллом и нынешним министром образования. Нужно будет готовить педагогов, учебники, методические пособия, работать с родителями. В целом для этого нужны будут дополнительные труды, как со стороны педагогических коллективов, так и со стороны нашего отдела.

Отношение к ОПК в школах Рязани очень разное. Есть такие учебные заведения, в которых дети и родители выбрали ОПК стопроцентно, например, в школе № 7, а вот в школе № 14 нет ни одного класса, изучающего этот предмет. Это говорит о том, что педагоги, методисты не сумели объяснить значение и важность этой дисциплины. Если смотреть в целом по Рязани, то предмет ОПК выбрало около 56% учеников.

Очень важно, что это совещание состоялось, и на нем показан положительный опыт школ, в которых предмет ОПК уже давно введен. Надеюсь, что после нашей встречи у всех директоров школ появилось более четкое понимание значения и необходимости введения ОПК в школах. Мы надеемся и на активность православных родителей, чьи дети обучаются в школах Рязани.

 

Дефицит духовных скреп

Если на заре 21 века учебный курс «Основы православной культуры» вызвал в обществе, педагогических коллективах немало вопросов, то сегодня почти всем стало очевидно, что он необходим. Духовность, нравственность, целомудрие являются ключевыми характеристиками выпускника среднего образовательного учреждения.

В концепции духовно-нравственного воспитания гражданина РФ четко подчеркнуто: «Размытость жизненных ориентиров молодежи привела к тому, что современная Россия находится среди стран, лидирующих по числу социальных сирот, количеству разводов, самоубийств, уровню смертности от потребления алкоголя и наркотиков. В демократическом плане страна оказалась у черты, за которой может начинаться физическое вырождение нации».

В.В.Путин в Послании Президента Федеральному собранию Российской Федерации заявил: «Общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи, что делало нас исторически крепкими, сильными». Поэтому в обществе велика роль Церкви, а в школе велика роль учебного предмета «Основы православной культуры».

«Основы православной культуры» в нашей школе были введены в учебный процесс в 2000/2001 учебном году.

Вертикаль выстроена таким образом:

3,5 – 7 классы - факультативный курс.

4 класс – обязательный предмет ОРКСЭ (православный модуль).

Взаимодействие выстроено и по горизонтальным линиям – интеграция «Основ православной культуры» с литературой, историей, музыкой, изобразительным искусством. Например, в литературе разработан модуль учителем С.Н. Белогороховой  «Основы христианской морали в древнерусской литературе», учителем Г.Н. Шестаковой «Русская духовная музыка». В содержании гуманитарных предметов усилен национально-ориентированный, православный компонент.

В 7-9 классах вводится курс под названием «Роль православной Церкви и ее деятелей в исторических судьбах России», где будет  системно и глубоко рассмотрено значение Церкви в истории Отечества.

Разработан сквозной блок дополнительного этнокультурного русского компонента содержания образования «Служение Отечеству», который будет формировать понимание долга, ответственности.

Важное направление – воспитательные мероприятия: классные часы, общешкольные «Рождественские праздники», «Пасхальные дни». Школа стала призером городского конкурса «Рождественская радость».

На наш взгляд, эта система формирует нравственные ценности, духовность, терпимость, уважение к другим людям. Православная вера не агрессивна.

К.Д. Ушинский писал: «Духовно-нравственное воспитание ведет к образованию в человеке такого характера, который спасал бы от вредного, растлевающего влияния и давал бы ему возможность извлекать отовсюду только добрые результаты».

Конечно, важно, кто это будет реализовывать. Важно, чтобы это были педагоги, убеждения которых не расходились бы с содержанием и задачами предмета. Проводилась и проводится большая работа с педагогическими кадрами. Начинал этот курс священник Аркадий Алешин. Много встреч состоялось с протоиереем Сергием Рыбаковым. Ежегодно проходят Ушинские чтения, на которых постоянно выступает игумен Лука (Степанов). В этом году состоялись уже Х чтения.

Педагоги выезжают на Рождественские чтения в Москву, на конференции в Курск. Вся эта работа благоприятно влияет на атмосферу в школе, на добрые плодотворные отношения детей, педагогов и родителей, на формирование лучших качеств души ребенка.

Для педагогического коллектива очень важна мысль русского философа И.Ильина: «Русский народ принял православие не от страха, не от нега, а сердцем, душой, внутренним убеждениям».

Николай Николаевич ЧЕРВАКОВ,

Директор школы № 7, г. Рязань

 

 

 

 

В начало

Масленица: православие или язычество?

Каждый православный человек решает для себя сам, насколько он может участвовать в народных увеселительных гуляньях и где мера этих гуляний

Сокровища или святыни?

Люди, пытающиеся удержать в своих руках награбленные православные святыни,  часто не гнушаются откровенной ложью, как, например, в вышеупомянутой статье «Домостроя»

Решения Соборного разума

К сожалению, многие священнослужители, не дожив до преклонного возраста, умирая, оставляли свои многодетные семьи, нуждающиеся в попечении и материальной поддержке

Начало царствования

Незаконность власти обнаружилась при появлении претендента на престол  Григория Отрепьева, выдававшего себя за чудесным образом спасшегося царевича Дмитрия

Как преодолеть духовные рифы

Первым в обсуждение вступил социолог В. А. Воронов, который отметил, что на данный момент (по результатам анкетирования) только 18-20 % наших граждан обращают внимание на духовные проблемы

Власть и церковь

На вопросы читателей отвечает игумен Лука (Степанов)

Ювенальная юстиция – недетский вопрос

Нет ювенальной юстиции, но есть ювенальная технология. Она постепенно приводит к ограничению прав родителей в отношении собственного ребенка

«Продержаться» на прогулке

Помимо ухудшения детского здоровья, жизнь в четырех стенах превращает детей в эдаких мини-монстров, перевозбужденных, агрессивных и неуправляемых

Полицаи мысли действуют!

Нагло ограблено поколение русской молодёжи, у него отняты законно принадлежащие ему сокровища русской национальной культуры, получившей всемирно признание

Школа для директора

Предмет «Основы православной культуры» с большим трудом, но все-таки пробивает себе дорогу в школах

Чудесная «фотография»

И вот что еще обращает внимание: на руках Пречистой Матери видны будто раны от гвоздей, подобные ранам Ее распятого Сына

Школа для директора