Логотип рязанской газеты "Благовест"

Ювенальная юстиция – недетский вопрос

Сегодня практически в каждом городе, в том числе и в Рязани, можно увидеть расклеенные в школах небольшие плакаты. На них герои популярного мультсериала «Смешарики» подсказывают детям, куда обратиться за помощью, если на тебя кричат родители, или у тебя появился братик, или мама с папой ссорятся… Просто позвони по детскому «телефону доверия» и пожалуйся на родителей.

Возможно, кто-то из вас подумает: « Все-таки психологическая помощь, ну мало ли какая ситуация может сложиться в семье!

Порой дети не могут всё рассказать родителям. А здесь как- никак специалисты «на проводе». Однако есть одно «но». Очень уж агрессивно подобная реклама настраивает ребенка на отстаивание своих прав. Получается, что ему все можно?

 Последнее время ведутся жаркие споры о введении в нашей стране системы ювенальной юстиции. Почему этот термин вызывает такой шквал эмоций? Вообще в переводе с латыни «ювенальная юстиция» означает нечто вроде «правосудия для юных». Эта система существовала еще в дореволюционной России и предполагала создание специальных детских судов, которые бы судили подростков за совершенные ими проступки отдельно от взрослых и по другим статьям. Однако то, что происходит сегодня, не имеет абсолютно никакого отношения к той ювенальной юстиции.

Многие россияне, наверняка, слышали западные душераздирающие истории о детях, отобранных у родителей за то, что те… просто не дали чадам десерта перед обедом, наказали за плохое поведение. Например, одна из историй произошла в Нидерландах. Девочка-подросток забросила школу и увлеклась мечтами о «красивой жизни». Когда отец категорически запретил дочери ночные похождения и увлечение наркотиками (которые, кстати, легализованы в Голландии), девочка позвонила по детскому телефону доверия. В результате отец в течение трех лет не мог добиться встречи со своим чадом.

Подобные истории то и дело будоражат общественность. Вот и в Рязани недавно проходил «круглый стол», на котором обсуждалась современная федеральная политика в области защиты семьи и детства. Его организаторы – городское движение «Родительское собрание», представители рязанского отделения общероссийского движения «Народный собор» и движение «Суть времени». Собравшиеся обсудили нескольких законодательных инициатив, проектов, которые находятся на рассмотрении в Государственной Думе и прошли первое чтение. Это проекты федерального закона «Об осуществлении социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства», «Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В своей совокупности эти проекты затрагивают введение ювенальной юстиции.

Специальным гостем «круглого стола» была Людмила Рябиченко – руководитель межрегионального общественного движения «Семья, любовь, Отечество». Она подробно рассказала о семейной политике, которая проводится в нашей стране. По словам Людмилы Аркадьевны, в российском законодательном лексиконе сегодня нет понятия «ювенальная юстиция». В 2010 году стараниями общественности закон по созданию ювенальных судов был отклонен. «К сожалению, это не означает, что нам нечего опасаться. Нет ювенальной юстиции, но есть ювенальная технология. Она постепенно приводит к ограничению прав родителей в отношении собственного ребенка. И законодательство предлагает самые разные механизмы этого ограничения», – говорит Людмила Рябиченко. 

К ювенальной технологии относится, например, так называемый «Паспорт здоровья», который планируют ввести во всех школах. В 2010 году закон о введении такого паспорта был отложен на неопределенный срок, но снят не был. И в некоторых регионах попытались ввести этот документ. «Чем он опасен?», – спросите вы. На 48 страницах должна быть представлена полная картина жизни ребенка и его семьи: перенесенные заболевания, психические и психологические характеристики школьника. Ребенок должен занести в «паспорт» сведения и личного характера: друзья, список интересов, почасовой график дня, вредные привычки родителей, жилищные условия, включая наличие или отсутствие своей комнаты, отдельного письменного стола и компьютера, полная информация о родственниках, проживающих со школьником под одной крышей. Сведения такого рода указываются разве что в анкетах при поступлении на работу в какую-нибудь спецслужбу и хранятся потом под грифом «секретно». А вот доступ к «паспорту» будет практически не ограничен. И совершенно непонятно, кто и для каких целей будет использовать личные данные.

– Когда мы занимались изучением этой проблемы, выяснилось, что все пункты в «Паспорте здоровья» зеркально отражают инструкции органов опеки, следуя которым они выносят вердикт: достойна семья воспитывать ребенка или нет, – объясняет Людмила Рябиченко.

Долгое время в стране обсуждался закон о социальном патронате, который ,в конечном итоге, был принят в прошлом году Госдумой в первом чтении. Версий о последствиях его правоприменения множество: от великого блага до великого зла. Основная проблема закона в том, что он вводит новый механизм контроля над «неблагополучной» семьей – внешний надзор. Органы опеки и попечительства могут в любой момент изъять ребенка из семьи, причем на основании собственных же актов.

– Предполагается, что государство будет заключать договор с родителями, которые, как установили органы опеки, воспитывают своих детей в неблагополучных условиях, – говорит Людмила Рябиченко.

А представления о благополучии у авторов законопроекта видимо свои: в холодильнике нет свежих фруктов? Старый монитор компьютера портит зрение? Одет ребенок в дешевую куртку не по сезону? Вот вам, по формулировке закона, социально опасное положение. По мнению Людмилы Рябиченко, это первый ювенальный закон в России, как говорится, «чистой воды».

– Также в прошлом году был принят законопроект об общественном контроле  за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно документу, общественные наблюдатели могут беспрепятственно входить в детские дома, знакомиться с личными делами детей, медицинскими картами. Мы думаем, что такие законы – почва для коррупции, – считает Людмила Рябиченко.

По итогам «круглого стола» его участники подготовили резолюцию. Она будет разослана депутатам Рязанской областной и городской Дум. В резолюции есть предложение подготовить совместное обращение к Президенту и депутатам Государственной Думы, содержащее общественную экспертную оценку вышеназванных проектов федеральных законов. 

Вероника ШЕЛЯКИНА

 

Комментарий священника: протоиерей Сергий Рыбаков, начальник отдела  религиозного образования и катехизации Рязанской епархии

– Проблемы семьи начались не сегодня. Они возникли, когда мужчина перестал быть патриархом малой церкви, то есть семьи. Раньше ведь как было: каждое утро муж благословлял жену и детей. Он молился за семью, охранял ее духовно. А сегодня мужчина больше заботится о материальном благополучии. В результате: – он перестал быть главой семьи. Но, как говорится, свято место пусто не бывает. На него стала претендовать женщина и захватывать в семье власть. Но удержать-то ее трудно. Надо на что-то сослаться. Однако на Бога не сошлешься: он ведь установил иерархию в семье. Тогда жена говорит, что, мол, она лучше знает и понимает ребенка, и надо трудиться на его благо. Посмотрите, как четко и ювенально сказано! В результате, ребенок становится идолом, а женщина – жрицей своего собственного божка. Потом этот божок вырастает и заставляет служить себе всех. К сожалению, подобная ситуация сегодня сильно распространена. Нужно восстанавливать внутрисемейную иерархию, слушать Бога: не муж для жены, а жена для мужа. Если этому следовать, то Господь обязательно поможет нам во всем. Но и нам нужно приложить для этого все усилия.

 

В начало

Масленица: православие или язычество?

Каждый православный человек решает для себя сам, насколько он может участвовать в народных увеселительных гуляньях и где мера этих гуляний

Сокровища или святыни?

Люди, пытающиеся удержать в своих руках награбленные православные святыни,  часто не гнушаются откровенной ложью, как, например, в вышеупомянутой статье «Домостроя»

Решения Соборного разума

К сожалению, многие священнослужители, не дожив до преклонного возраста, умирая, оставляли свои многодетные семьи, нуждающиеся в попечении и материальной поддержке

Начало царствования

Незаконность власти обнаружилась при появлении претендента на престол  Григория Отрепьева, выдававшего себя за чудесным образом спасшегося царевича Дмитрия

Как преодолеть духовные рифы

Первым в обсуждение вступил социолог В. А. Воронов, который отметил, что на данный момент (по результатам анкетирования) только 18-20 % наших граждан обращают внимание на духовные проблемы

Власть и церковь

На вопросы читателей отвечает игумен Лука (Степанов)

Ювенальная юстиция – недетский вопрос

Нет ювенальной юстиции, но есть ювенальная технология. Она постепенно приводит к ограничению прав родителей в отношении собственного ребенка

«Продержаться» на прогулке

Помимо ухудшения детского здоровья, жизнь в четырех стенах превращает детей в эдаких мини-монстров, перевозбужденных, агрессивных и неуправляемых

Полицаи мысли действуют!

Нагло ограблено поколение русской молодёжи, у него отняты законно принадлежащие ему сокровища русской национальной культуры, получившей всемирно признание

Школа для директора

Предмет «Основы православной культуры» с большим трудом, но все-таки пробивает себе дорогу в школах

Чудесная «фотография»

И вот что еще обращает внимание: на руках Пречистой Матери видны будто раны от гвоздей, подобные ранам Ее распятого Сына

Ювенальная юстицияЮвенальная юстиция – недетский вопрос